Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социалистическая мысль XIX в.




Идеи Анри Сен–Симона, Шарля Фурье, Роберта Оуэна сформировали идейно–политическую теорию, получившую название «утопический социализм». Это название происходит от работы Томаса Мора «Утопия». Однако, в отличие от своих предшественников – утопистов, выступавших за одинаковость жизни и «равное счастье» для всех (которые достигались благодаря принудительному труду, регламентации жизни, потребностей, строгости нравов), мыслители XIX в. признавали относительную прогрессивность капиталистических отношений, отводили решающую роль науке при переходе к новому обществу социального равенства.

Политическая концепция Анри Сен–Симона (1760–1825 гг.) изложена в работах «О реорганизации европейского общества», «Об индустриальной системе», «Новое христианство» и других. Современное ему общество он разделил на три основные группы, которые назвал «классами». К первому классу он отнес ученых и деятелей культуры, второй класс составляли собственники, третий объединял всех тех, кто желал равенства. Поскольку собственники угнетают рабочих, между ними ведется постоянная борьба. Моральной обязанностью каждого члена общества Сен–Симон провозгласил труд. При этом распределение благ должно осуществляться не по потребности, а по труду.

Главным двигателем исторического прогресса он считал разум, и потому утверждал, что новое устройство общества будет возможно в результате убеждения образованных слоев населения и собственников. Население на основе всеобщего избирательного права будет избирать наивысший орган управления – Совет, в который войдут лучшие ученые и деятели культуры. Исполнительная власть сосредоточивается в руках образованных собственников. В таких условиях исчезнет антагонизм между классами, эксплуатация человека человеком, и установятся гармоничные общественные отношения.

Шарль Фурье (1772–1837 гг.) утверждал, что человечество проходит в своем развитии определенные стадии – дикости, патриархата, варварства и цивилизации. Современное ему время он оценивал как состояние упадка. По его мнению, французская революция не привела к победе разума и свободы. Несовершенные экономические отношения приводят к незащищенности тружеников; к отсутствию пропорционального вознаграждения; более двух третей населения ведет паразитический образ жизни. Этих общественных «паразитов» Фурье подразделял на четыре категории: домашние (большинство женщин, дети, слуги); общественные (вооруженные силы, государственные чиновники, промышленники, большая часть торговцев); второстепенные (безработные, бездельники, юристы и т.д.); из «стержневых классов» (биржевые игроки, спекулянты и другие).

Раскритиковав существующее общественное устройство, Фурье перешел к построению теоретической модели нового, справедливого общества. Оно должно было представлять собой свободные и добровольные объединения в сфере производства и потребления, где будут гармонично сочетаться индивидуализм и коллективизм. Все население должно быть занято производительным трудом в течение двухчасового рабочего дня. Стимулировать заинтересованность в труде он рекомендовал за счет состязательности, возможности частой смены занятий, а также распределения доходов по капиталу, труду и таланту. Власть в таком обществе будет сосредоточена в руках высшего хозяйственного органа (ареопага), опирающегося на мнение народа.

Шотландский промышленник Роберт Оуэн (1771–1858 гг.) был не только теоретиком нового общества, но и практиком. Он был убежден, что для построения нового общества необходимо прежде всего улучшить человека. А поскольку качества человека формируются под воздействием обстоятельств его жизни, то, чтобы изменить человека, нужно изменить эти обстоятельства. Именно этим он и занялся. Как владелец текстильной фабрики, он сократил рабочий день с 15 до 10,5 часа, благоустроил рабочий поселок, открыл ясли, сад и школу для детей работников. В результате улучшились нравы и взаимоотношения между людьми, а также повысилась производительность труда и, соответственно, прибыль.

В дальнейшем Оуэн предлагал создать трудовые общины, в которых бы люди трудились по 8 часов в сутки попеременно в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства. В таких общинах, по мнению Оуэна, следовало организовать систему общественного питания, службы быта. Управлять общиной должен был комитет, составленный из жителей.

Переход к такому обществу мог бы осуществиться при активной поддержке правительств и их желании пойти на реформы. Чтобы продемонстрировать лучшие стороны своей модели общественного устройства, Оуэн приобрел участок земли на американском континенте, в штате Индиана в 1825 г. для организации там общины «Новая гармония». Однако эта его попытка была неудачной и он вернулся в Англию. Впоследствии он обратил внимание на рабочий класс и его организации, видя в них основу для будущего нового общества.

В середине ХIХ в. доктор философии Карл Маркс (1818-1883 гг.) и немецкий предприниматель Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.) сформулировали основные положения марксизма.

Проанализировав западноевропейский капитализм на его индустриальном этапе развития, они сформулировали материалистическое понимание истории, теорию прибавочной стоимости и политическую концепцию диктатуры пролетариата.

Как и для представителей утопического социализма, для Маркса основной заботой являлся человек. Для того, чтобы человек стал по–настоящему свободным, он должен не только освободиться от политического угнетения, но и подчинить себе сферу материального производства, освободиться от господства вещей и обстоятельств.

Наиболее отчужденным классом Маркс и Энгельс считали пролетариат, поскольку даже физические силы последнего стали товаром, превратив тем самым человека в вещь. Именно пролетариат должен начать процесс эмансипации общества, и освобождая себя, этот класс освободит всех.

Реализовать свою историческую миссию пролетариат может только в ходе политической революции. Революция должна уничтожить старую власть, а затем построить новую. Конечной целью было построение бесклассового и безгосударственного общества. Государство нужно пролетариату временно, для подавления противников. А когда станет возможным говорить о свободе, тогда государство как таковое перестанет существовать.

 

9. В русской политической мысли XIX в. широко представлен консерватизм. В типологии русского консерватизма «условно» можно выделить: «идеологему самодержавия» Н.М. Карамзина; консервативно-романтический социально-политический идеал славянофилов, отстаивавших верность национальной «идентичности» России, ее монархически-патриархально-православным традициям допетровской Руси; концепции (в том числе и геополитические) неославянофила Н.Я. Данилевского и Ф.И. Тютчева; «русский византизм» К.Н. Леонтьева; официальный «государственнический» монархизм («узкое направление практической политики», «консервативной казенщины») С.С. Уварова, провозглашавшего незыблемость триады: «самодержавие, православие, народность», М.Н. Каткова с его идеалом централизованной монархии, К.Д. Победоносцева; неомонархизм Л.А. Тихомирова, И.А. Ильина, И.Л. Солоневича.

Символом русского консерватизма стали надындивидуальные ценности государственной целостности, национального единства на основе сильной власти, порядка и православно-соборного сознания, «рационализация» функции сохранения исторической преемственности, акцент на органический характер исторического развития, неприятие радикализма как справа, так и слева и др. Так, историк Н.М. Карамзин (1766—1826) подчеркивал, что необходима «более мудрость охранительная, нежели творческая», что «для твердости бытия государственного безопаснее порабощать людей, нежели дать им не вовремя свободу», что самодержавие — это «палладиум» (хранитель) России, гарант единства и благополучия народа. Истинный патриотизм обязывает гражданина любить свое отечество, невзирая на его заблуждения.

Русский консерватизм призывал к политическому единению народа на принципах нации, отечества, патриотизма, «государственности как всенародного единства, или соборной личности народа». Консервативная реакция в России в начале XX в. вызвала волну национализма и черносотенного движения.

До 1861 г. в России существовало крепостное право, поэтому практически все направления русской политической мысли были ориентированы на решение социальных проблем и аграрного вопроса; в XIX — XX в. в ней представлены различные течения революционного радикализма, восходящего к революционно-демократическим политическим идеям XVIII в. в творчестве А.Н. Радищева (1749—1802).

Революционный радикализм был одним из основных направлений политической мысли России XIX — начала XX в. Он был представлен некоторыми теориями декабристов (П.И. Пестель), революционного демократизма 40— 60-х гг., революционного народничества (П.Н. Ткачев и др.) и марксизма. Постепенно утрачивая демократические и гуманистические формы, критицизм по отношению к деспотизму бюрократической власти, революционный радикализм эволюционировал к началу XX в. в волюнтаристские течения анархизма (индивидуалистическое, анархо-синдикализм) и тоталитарные концепции идеологии большевизма.

Наиболее яркой формой революционного радикализма в России в начале XX в. были политическая идеология большевизма с его идеями социалистической революции как самодовлеющей цели, тотальным перевоспитанием трудящихся масс коммунистической партией, теория Л.Д. Троцкого о «перманентной» мировой революции. Для большинства течений русского революционного радикализма была характерна недооценка эволюционных факторов социального прогресса, разрыв с прошлым.

Политико-правовая идеология и практика ленинизма и сталинизма абсолютизировала классовый подход, роль и место коммунистической (большевистской) партии в системе диктатуры пролетариата, рассматривала государство как организацию экономически господствующего класса, а диктатуру пролетариата — как централизованную организацию насилия; демократию, свободы, права личности, принципы гуманизма относила к числу малозначащих факторов общественно-политической жизни. Это во многом предопределило впоследствии «триумф и трагедию» ленинизма и сталинизма.

Политическая идеология либерализма есть продукт западной цивилизации. В России либерализм не имел глубоких исторических корней, однако является одной из интеллектуальных традиций русской политической мысли, имеет свои национальные особенности и оригинальные идеи (прежде всего — консервативный либерализм), отсутствующие в классическом западноевропейском либерализме.

Социальный идеал буржуазного общества, правовой идеал и осознание необходимости введения конституционных порядков были характерны для всех течений русского либерализма. Его теоретики рассматривали правовое государство и утверждение свободы личности во всех сферах общества оптимальными целями для социально-политического развития России.

Русских мыслителей начала XX в. не удовлетворял марксизм, абсолютизирующий классовый подход и «пролетарский мессианизм» вплоть до диктатуры пролетариата, сводящий нравственность к «революционной целесообразности», игнорирующий проблемы духовности и психологии человека.

Односторонний подход некоторых западных ученых (например, А. Янова, Т. Самуэли и др.), которые рассматривают прошлое России и историю ее политической мысли исключительно как «прокладывание пути» к советскому тоталитаризму, равно, как и точка зрения «новых патриотов» об отсутствии в интеллектуальной традиции России правовых и либеральных идей и о наличии лишь национальных, «самобытных» ценностей, понимаемых исключительно в патриархально-религиозном духе, представляются ошибочными и предвзятыми.

Эволюция и основные направления отечественной политической мысли XIX — начала XX в. убеждают нас в ее чрезвычайном многообразии, богатстве, оригинальности и противоречивости, о наличии самых различных теорий, идей и концепций.

 

10. Политическая власть, существующая в виде системы структурированных отношений внутри государства, а также на стыке взаимодействия государства и гражданского общества, являет собой особую систему взаимосвязей, в концентрированном виде отображающую динамику властных взаимодействий во всех сферах общественных (межличностных, межгрупповых, межнациональных и пр.) отношений. Она представлена через посредство политической организации общества в виде, прежде всего, государства, его институтов, а также в виде отношений доминирования-подчинения, субъектами которых выступают политические формирования: элиты, влиятельные партии и группировки вместе с их лидерами.

Таким образом, политическая власть - это особый вид властных отношений в обществе, выражающихся в способности тех или иных классов, социальных групп, организаций или отдельных индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индивидам, осуществлять общие интересы и цели насильственными или ненасильственными средствами. [4].

Суть и социальную природу политической власти обосновал Макиавелли. Политическая власть - реальная способность правительства управлять своими подданными, а цель государства, политики - увеличение власти любыми средствами.

Помимо этого, в качестве форм осуществления власти, которые она принимает в процессе ее реализации, выделяются руководство, управление, координация, организация и контроль.

Рассмотрим подробнее конкретное содержание этих форм:

) Руководство - деятельность, состоящая в определении общих направлений деятельности подчиненных определенному лицу (президенту, премьер-министру), институтов и их структурных подразделений, и в побуждении их к этой деятельности с помощи различных средств (принуждение, стимулирование и т.д.).

) Управление предполагает деятельность, направленную на решение текущих проблем, относящихся к конкретным сферам общественной жизни (экономика, социальное обеспечение, культура и др.) с сохранением контроля за общим состоянием дел в этих сферах.

) Координация - деятельность специальных учреждений и лиц по обеспечению согласованной работы различных институтов и структурных подразделений, входящих в систему власти (чаще всего занимающихся решением какой-то одной определенной или близких по смыслу проблем).

) Организация предполагает поддержание иерархического порядка и принуждение властных учреждений следовать определенным формальным (или формально-бюрократическим) правилам поведения.

) Контроль - осуществляемое либо самой руководящей инстанцией (президент, правительство), либо специальными координирующими или контрольными органами (администрация, личные представители, инспектора, эксперты) наблюдение за выполнением подчиненными им институтамии лицами их приказов и распоряжений.

Вместе с тем следует помнить, что вычленение вышеперечисленных форм власти является искусственным, и все они сочетаются и накладываются друг на друга в процессе управления [1].


11. Следует иметь в виду, что собственность представляет собой общественные отношения не только по поводу производства, но и по поводу вытекающих из них отношений распределения, обмена (обращения) и потребления. В этом суть политэкономического подхода к определению и пониманию собственности. Согласно юридическому подходу, собственность есть принадлежность средств и продуктов производства определенным лицам – индивидам или коллективам – в определенных исторических условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности. Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится, как правило, к трем правомочиям: 1) праву владения, т.е. предоставляемой законом возможности фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении; 2) праву пользования, т.е. основанной на законе возможности эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и/или получения от него плодов и доходов; и 3) праву распоряжения имуществом, т.е. предоставленной собственнику возможности по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества1. При политическом подходе к собственности акцент делается на принципах экономической политики государства, на том, допускает Ли оно экономическую свободу и в каких пределах, в какой мере экономическая организация общества влияет на политическую организацию, на концентрацию и рассредоточение власти. Что такое “власть – собственность”? Собственность всегда связана с властью, хотя отношения власти и собственности в условиях различных культур и цивилизаций могут быть различными. На Западе эти отношения строились на принципе относительной самостоятельности власти и собственности. На Востоке в качестве альтернативы европейским видам частной собственности – античной, феодальной и буржуазной – сложился феномен “власти – собственности”.Как подчеркивают специалисты-востоковеды, это не столько собственность, сколько, власть, так как функции собственника здесь опосредованы причастностью к власти, т.е. к должности, а не к личности правителя. Процесс приватизации, бывший одновременно определенным этапом политогенеза, формирования государственности, расставлял акценты достаточно резко: государство как институт противостояло частному собственнику, видя в чрезмерном его усилении угрозу для своего существования (доходы казны) и для стабильности общества в целом. Феномен “власти – собственности” означает, что все государственное первично, а частное вторично, к тому же опосредовано тем же государством2. § 2. Собственность: теории и реалии Хорошо известно, что философы разделились на два лагеря – материалистов и идеалистов – в зависимости от решения принципиального вопроса' о том, что первично и что вторично, – материя или сознание. Можно сказать, что при трактовке проблем общественной, социальной жизни людей они тоже разделились на два лагеря в зависимости от своей приверженности общественной или частной собственности. Причем среди сторонников той и другой форм собственности можно обнаружить как материалистов, так и идеалистов. Так, например, Платон выступал за общность имущества и быта представителей двух высших сословий – философов, правящих государством, и воинов, его охраняющих. “Прежде всего, – писал он, – никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости.

12. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

- 1) совокупность норм, устанавливающих конституционно-правовойстатус государства как особого политического образования, политических партий, общественных ирелигиозных организаций и регулирующих их взаимоотношения; 2) совокупность взаимосвязанныхинститутов, органов, организаций, групп людей и отдельных граждан, участвующих в политическойдеятельности данной страны. Прежде всего, в нее входит государство со всеми своими органами, далееследует указать на политические партии и отдельные общественные организации, деятельность которыхимеет отчетливо политический оттенок. Следующая группа компонентов системы - общественныеорганизации, которые не имеют строго политической окраски (профсоюзные, кооперативные, религиозные ит.п. организации), но при случае могут оказать существенное влияние на политику государства. Следуетотметить в рассматриваемом ряду и словно бы далекие от политики организации, например, спортивные, "собирательские" (они являются объектом политических воздействий), а т.ж. учреждения, которыезанимаются воспитанием и образованием подрастающего поколения: школа, театр, армия и т.д.

В политическую систему входит и система идей, принципов, воплощенных в законах, идеологии, морали.Сюда же можно отнести и деятельность отдельных людей, выступающих с политическими целями. Вполитическую систему современного общества входят не все и не всякие общественные объединения. Как игосударство, они должны быть определенным образом юридически признаны (легитимированы), т.е.получить официальный правовой статус (например, средства массовой информации, политические партии,общественные объединения должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законом). Значит,криминальные, иные "теневые", "мафиозные" организованные преступные группы не входят в понятие"политическая система" (хотя фактически оказывают большое влияние на политическую жизнь страны).

Все составные части П.с.о. находятся в тесном, органическом единстве, но каждая из этих частей имеетсобственную структуру, свои принципы организации и деятельности. Государственная власть - это главнаяобъединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всехлиц, проживающих на территории данного государства. Наряду с государством в обществе возникают ифункционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам:политическим, экономическим, духовным, профессиональным, культурным и т.д. Это политические партии,профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские и религиозные организации, органыобщественной самодеятельности, социальной помощи, кооперативы и ассоциации производителей и т.д. Втой или иной мере все они участвуют в политической жизни страны и, таким образом, вместе с государствомсоставляют П.с.о. Государство занимает в ней решающее место. Это обусловлено следующимиобстоятельствами: государство - это единственная полновластная организация в масштабе всей страны,охватывающая все население, проживающее на его территории; государство является концентрированнымвыражением и воплощением общества, официальным лицом (представителем) внутри страны и намеждународной арене; государство, определяет основные направления развития общества, располагаетособым (государственным) аппаратом, веление которого обеспечивается принудительной силой государства,а т.ж. обладает особыми юридическими средствами воздействия на общественные отношения, которыми нерасполагает никто другой. Место и роль государства и других структурных элементов П.с.о. закрепляются вдействующем законодательстве, конституции государства.

13. Раскрыть сущность государства — значит уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без него. Большинство исследователей считают, что государство есть политическая организация власти. Исходя из этого, можно дать определение государства: государство — это единственно возможная, всеобщая, универсальная политическая форма организации исторически сложившегося общества, обеспечивающая решение как сугубо специальных задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Признаки государства:

1. Административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы).

2. Наличие населения. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство). Именно через население происходит объединение людей в общество, где они выступают в качестве целостного организма, т. е. государства.

3. Наличие публичной легитимной власти, имеющей три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, а также аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства.

4. Обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач).

5. Единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство.

6. Существование системы взимания налогов.

7. Наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.

Функции государства — это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. Принято делить функции государства по сферам распространения на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

1. Принятие законов и контроль за их соблюдением.

2. Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина.

3. Определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция).

4. Осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля).

5. Обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка).

6. Оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция).

7. Осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция).

Внешние функции государства:

1. Осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений.

2. Заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества.

3. Обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет.

4. Определение статуса государственной границы и ее защита.

14. Форма правления - это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношения, степень участия граждан в их формировании.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. В монархиях полномочия главы государства - монарха (царя, короля, императора, шаха, султана и т.п.) приобретаются по наследству и осуществляются им единолично и пожизненно.

Различают неограниченные и ограниченные монархии. В неограниченных монархиях единственным носителем суверенитета государства является монарх. Неограниченными были деспотические монархии рабовладельческих государств Древнего Востока, а также абсолютные (самодержавные) монархии последнего периода эпохи феодализма.

В ограниченных монархиях наряду с монархом носителями суверенности государства являются другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства. К ограниченным относились сословно-представительные монархии эпохи феодализма. В настоящее время таковы конституционные монархии - Англия, Бельгия, Швеция, Япония и другие.

Республика - такая форма правления, при которой главой государства является избранный на определенный срок единоличный или коллективный орган. Глава государства в республике признается ответственным перед избравшим его органом или населением.

Республики бывают парламентские и президентские. Названия эти до некоторой степени условны. Дело в том, что в той и в другой форме есть как парламент, так и президент. Однако реальные полномочия в этих формах неодинаковы. В парламентской республике (например, в Германии, Италии и др.) президенту принадлежат в основном символические функции. В парламентской республике исполнительная власть принадлежит не президенту, а правительству во главе с премьер-министром (канцлером, председателем совета министров и т.п.). Правительство формируется на основе парламентского большинства. Исполнительную власть таким образом осуществляет кабинет, ответственный перед парламентом. Парламент может принять вотум недоверия правительству, которое в таком случае уходит в отставку. Здесь роль президента в значительной степени аналогична положению монарха в парламентской монархии: король царствует, но не правит.

В президентских республиках, наоборот, президент является главой государства и правительства (например, в США).

Существует промежуточный, компромиссный вариант между парламентской и президентской республикой (полупрезидентская республика), например, во Франции. Наряду с правительством, возглавляемым премьером и ответственным перед парламентом, во Франции есть и президент с некоторыми прерогативами, отличающими его от президента в обычной парламентской республике.

15. Форма государственного устройства - это внутренняя структура государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы государственного устройства: унитарную, федеративную, конфедеративную.

Унитарное государство - простое цельное, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета. В этом государстве существует единая система высших органов и единая система законодательства. В настоящее время к унитарным государствам относятся Англия, Франция, Бельгия, Швеция и др.

Федеративное государство - сложное союзное государство, части которого являются отдельным государством или государственными образованиями, обладающими в той или иной мере государственным суверенитетом, признаками государственности. В нем наряду с высшими органами федерации и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство частей, членов (субъектов) федерации. Современные федерации - США, Россия, Индия и др.

Конфедерация - союз государств, образуемый для определенных (как правило, временных - политических, военных) целей. Конфедерация представляет собой объединение двух или более государств, при котором союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации - и только по тем вопросам, для разрешения которых они объединялись. Главная ее особенность заключается в отсутствии общего для объединившихся государств центрального государственного аппарата, который бы направлял по общему пути все законодательство и управление государств, а также в том, что каждое государство (член конфедерации) сохраняет за собой право вступать в дипломатические, торговые и военные соглашения с иностранными государствами.

Государственно-правовой режим есть совокупность средств и способов осуществления политической власти, выражающих ее содержание и характер. Примеры государственно-правовых режимов - деспотия, аристократия, фашизм, демократия. Все государственно-правовые режимы с теми или иными вариациями распадаются на две большие группы - демократические и авторитарные.

Государственно-правовой режим - важнейший элемент формы государства. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на формы правления и государственного устройства.

Демократический государственно-правовой режим - это государственная власть, основанная на принципе подчинения меньшинства большинству, где решения принимаются большинством с одновременным уважением прав меньшинства.

Авторитарный государственно-правовой режим - это осуществление государственной власти в противоречии с демократическими нормами и институтами, реализация правителем власти по своему произволу, без учета мнения большинства.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных