Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные элементы маркетингового анализа

 

Маркетинговый анализ товара, работы, услуги определяется как часть комплекса маркетингового анализа, и для более глубокого понимания следует для начала рассмотреть основные элементы самого маркетингового анализа. В первую очередь были изучены различные подходы к определению термина «маркетинговый анализ», приведем некоторые из них:

1. Маркетинговый анализ - это оценка, объяснение, моделирование и прогноз процессов и явлений товарного рынка и собственной инновационной и торгово-сбытовой деятельности фирмы с помощью статистических, эконометрических и других методов [35].

2. Конкурентный маркетинговый анализ - это глубокое всестороннее исследование конкурентного положения бизнеса и доступных рынков [40].

3. Маркетинговый анализ - изучение, моделирование и прогнозирование явлений рынка и собственной торгово-сбытовой деятельности компании, с целью повышения продаж и увеличения сбыта [42].

4. Маркетинговый анализ - это процесс сбора и переработки информации об основных аспектах деятельности предприятия и использование полученных данных для разработки последующего плана развития бизнеса в общем и его отдельных составляющих [38].

5. Маркетинговый анализ - деятельность по оценке, определению, моделированию и прогнозированию процессов и явлений рынка, а также деятельности самого предприятия с помощью экономических, статистических и других методов исследования [43].

6. Маркетинговый анализ - направление деятельности, в рамках которого организация систематически собирает, обрабатывает и анализирует информацию из внешней среды, с целью содействия принятию верных управленческих решений [39].

Авторы Черненко А.Ф., Масленников П.П. предлагают установить следующее содержание термина «маркетинговый анализ» в рамках научной специальности «бухгалтерский учет, статистика»: маркетинговый анализ - это комплекс методов сбора, обработки и интерпретации данных внутренней и внешней среды с целью формирования рыночных позиций, определенных планами развития предприятия [28, с. 87].

На основании вышесказанного можно сказать, что маркетинговый анализ является функцией управления. Он тесно связан с выработкой стратегий и тактикой развития организации, обоснованием планов и управленческих решений, прогнозированием деятельности организации и изменения ситуации на рынке, подготовкой информации для планирования, оценкой выполнения планов, осуществлением контроля маркетинговой деятельности, ранним обнаружением трудностей и проблем, выявлением благоприятных возможностей, определением и оценкой стратегий и мероприятий маркетинга и пр. [49].

Разберем детальнее процесс и методы маркетингового анализа. На практике в процессе маркетингового анализа применяются различные методы, выделим некоторые из них:

- эмпирические (наблюдение, измерение, сравнение, тестирование);

- изучение и обобщение;

- статистические методы анализа;

- математическое моделирование;

- моделирование процессов и рисков;

- эвристические методы (методы экспертных оценок);

- многомерные (матричные) методы анализа;

- гибридные методы анализа в маркетинге.

В процессе анализа необходимо опираться на существующие корпоративные задачи организации, например, такие как стратегическое прогнозирование, реализация, реклама, контроль качества продукции и др., на основе которых формируются управленческие решения. При комплексном маркетинговом анализе обязателен сбор информации внутри организации, и вне нее о внешних рыночных факторах. Практически результаты маркетингового анализа требуется связывать с определенными прикладными решениями. Данными конкретными решениями могут быть: выпуск новой продукции (услуги), изменение целевой аудитории, сегментация покупателей, выбор слияния или поглощения организации. «Базисом» в маркетинговом анализе является поддержание осведомленности организации о ситуации на рынке.

В общем случае можно определить такие цели маркетингового анализа:

анализ рынка и выделение рыночных тенденций;

анализ преобладающих факторов, влияющих на спрос;

анализ и мотивировка системы ценообразования;

определение существующих и потенциально-будущих компаний-конкурентов предприятия;

оценка сильных и слабых элементов в экономико-хозяйственной деятельности организации, оценка преимуществ и недостатков;

оценка конкурентоспособности в общем, определение методов увеличения конкурентоспособности на рынке;

анализ способов стимулирования сбыта и обоснование выбора наиболее эффективных.

Результаты маркетингового анализа могут использоваться организацией в следующих основных целях:

разработка маркетинговой стратегии предприятия, принятии решения о ее изменении или корректировке;

составление краткосрочных планов маркетинговой и производственной деятельности, оценка их выполнения;

принятие решения относительно товаров, товарных групп, цен, отдельных клиентов в рамках существующей маркетинговой стратегии;

оценка руководителем текущего состояния дел организации.

Имеет значение понимание целей, преследуемых маркетинговым анализом в конкретной ситуации, и в зависимости выбранной цели разделяют нижеследующие типы маркетингового анализа:

- Маркетинговый анализ рынка – стратегический анализ прогноза развития рынка, спроса, моделирование покупательского поведения;

- Маркетинговый анализ организации – стратегический анализ, определяющий систему взаимосвязей компании с окружающей средой;

- Анализ результатов маркетинговой деятельности – оперативный анализ реакции рынка на маркетинговые действия;

- Маркетинговый анализ проекта – понятие, являющее собой анализ процессов по реализации отдельно взятого проекта;

- Конкурентный маркетинговый анализ или же маркетинговый анализ товара (работы, услуги) – изучение качества и конкурентоспособности рыночного предложения.

Согласно поставленной темы, далее в работе будет подробно исследован именно последний вид маркетингового анализа - маркетинговый анализ товара (работ, услуг).

 

1.2. Цель, этапы, методики маркетингового анализа товаров (работ, услуг)

 

Маркетинговый анализ товара (услуги, работы, предложения) – дефиниция конкурентоспособности предложения организации на рынке, определение и изучение стадий жизненного цикла товара, представление изменения товара в определенной фазе его цикла или в целом. Следовательно, цель и задачи маркетингового анализа товара (маркетингового анализа услуги, работы) сводятся к определению конкурентоспособности данного товара или услуги на рынке.

Для достижения данных задач и цели следует проводить маркетинговый анализ товара (работ, услуг) поэтапно:

1. Сбор данных;

2. Обобщение и анализ данных с помощью их отображения через лимитированное число ключевых показателей;

3. Концептуализация — оценка и трактовка результатов анализа, их коммуникативная обработка;

4. Формулирование выводов, рекомендаций и предложений.

Данные этапы находят свое отражение в практике применения различных методик анализа выпускаемой продукции (товаров, реализуемых услуг, работ). Далее рассмотрим некоторые методики.

Анализирование товаров, работ или услуг, произведенных, реализованных и оплаченных. Исчисление средних темпов роста, прироста выпуска, реализации товаров, работ, услуг.

Анализирование заказов путем изучения их объема и структуры. При данном анализе исследуется состав реализованной продукции по группам-элементам заказов в зависимости от их стоимости и проводится мониторинг соотношения размеров предприятия и величины заказов. Чрезмерно малые заказы влекут рост коммерческих и управленческих издержек. С помощью организации скидок, предложений оплаты малых заказов наличными денежными средствами, установления минимального размера заказов можно простимулировать рост объема заказов.

Анализирование исполнения договорных обязательств. В ходе данного анализа производится оценка степени исполнения договорных обязательств с помощью соотношения соответствия между объемами и условиями реализованных товаров, работ, услуг и договорными обязательствами.

Анализирование качества товара, работы, услуги. Чтобы оценить качество поможет:

- анализ удельного веса нового товара (работы, услуги) в общем объеме выпуска;

- анализ удельного веса товара (работы, услуги), согласующегося с государственными (ГОСТ), отраслевыми (ОСТ) и мировыми (КО) стандартами;

- анализ удельного веса сертифицированных товаров (работ, услуг);

- анализ удельного веса экспортируемых товаров (работ, услуг);

- анализ персональных показателей качества, таких как безопасность, жизнеспособность, упаковка, сервис и др.;

- анализ потерь от брака продукции;

- анализ рекламаций - претензий покупателя или заказчика, предъявляемых продавцу по поводу ненадлежащего качества или количества поставляемого товара, требований об устранении недостатков, снижении цены, возмещении убытков;

- анализ возвратов товаров (работ, услуг).

Анализирование показателей состава, структуры и динамики объема реализации товаров, работ, услуг в рамках номенклатуры и ассортимента. При характеристике номенклатуры, т.е. совокупности ассортиментных групп, используется анализ следующих показателей: широта - количество ассортиментных групп, насыщенность - количество продукции в ассортиментных группах, гармоничность - совместимость ассортиментных групп согласно технологиям, покупателям, комплексам сегрегации и пр. При характеристике ассортимента, т.е. групп продукции, имеющих сходные признаки и взаимосвязанных друг с другом, используется показатель насыщенности. Стоит отметить, что потеря прибыли организацией может быть вызвана как и значительно широким ассортиментом вследствие конкуренции товаров, работ, услуг между собой, так и значительно узким ассортиментом по причине сокращения доли рынка. Анализ состава, структуры и динамики продукции и анализ отклонений удельных весов определенных видов товаров, работ, услуг в общем объеме реализации являются основами для определения коэффициента структурной активности продукции.

Анализирование структурной активности. Для определения показателя структурных сдвигов используется следующий расчет - показатель равен квадратному корню из суммы квадратов отклонений удельных весов товаров (работ, услуг).

Анализ-ABC. В ходе данного анализа выявляется имеющие наибольшее значение для предприятия товары (ассортиментные группы), которые согласно типологии анализа, принадлежат к категории A. Удельный вес группы продукции A в номенклатуре организации должен составлять около 20%, а удельный вес в объеме выручки от реализации продукции группы A - 80%. Данное соотношение получило название правила 20/80. При построении маркетингового анализа, изучению товаров, работ, услуг категории A, должно уделяться особое внимание. Интерес к категориям B и C в маркетинговом анализе соответственно снижается. Удельный вес группы продукции B в номенклатуре составляет около 30%, удельный вес в объеме выручки от реализации продукции группы B - 15%. Доля категории C в номенклатуре значима - примерно 50%, но удельный вес в объеме выручки мал - всего5%.

Анализ-ХУZ. Он также основан на классификации товаров организации по группам Х, У и Z. Категория товаров Х определяется на основе фактора их устойчивого постоянного спроса. Категория У характеризуется волатильным, но прогнозируемым спросом на товары этой группы. Продукция с нестабильным спросом и непрогнозируемыми закономерностями его колебаний принадлежит группе Z. В процессе анализа-ХУZ рассчитываются показатели коэффициента ритмичности и коэффициента сезонности. При значении коэффициента ритмичности больше 0,9, реализация данного товара считается устойчивой, и следовательно, этот товар принадлежит категории продукций X. При значении коэффициента в рамках 0,75 - 0,9, сбыт охарактеризовывается средним уровнем устойчивости, и товар или услуга, работа принадлежит категории продукций У или Z. При значении рассчитываемого коэффициента меньше 0,75, сбыт считается неустойчивым и продукция относится к группе У или Z. Колебания остатков незавершенного производства и готовой продукции, факт доплат при сверхурочной работе сотрудников, покрытие простоев, потери от брака, оплата штрафов при несвоевременной отгрузке товаров также могут считаться косвенными отличиями неритмичной работы предприятия. Для более детального разграничения товаров между категориям У и Z рассчитывается коэффициент сезонности. В случае наличия фактора сезонности при сбыте продукции, ее определяют как продукцию категории У. При отсутствии сезонности, продукцию относят к категории Z. Расчет коэффициента сезонности основывается на данных как минимум за три последних года. В ходе исчисления данного коэффициента сначала производят определение трендовой модели сбыта, далее фактический объем реализации по каждому календарному периоду делится на соответствующую трендовую величину, и затем благодаря полученным значениям, определяются коэффициенты сезонности на основе формулы средней арифметической.

Анализирование состава структуры реализации продукции. В процессе данного анализа производится определение рентабельности по видам товаров и расчет их доли в объеме реализации. После проводят группировку товаров согласно степени их рентабельности, затем определяется доля каждой группы продукции в совокупном объеме сбыта с установленной степенью рентабельности. При этом может строиться график, показывающий соответственно удельные веса товаров с высоким уровнем рентабельности, средним уровнем рентабельности и товаров низкорентабельных. Величины рентабельности указываются на оси абцисс в графике, а удельные веса - определены на оси ординат.

Анализирование рыночных позиций продукции. Данный анализ помогает определить характер позиционирования товаров, он выявляет положение продукции организации на современном рынке релятивно внешне конкурирующей продукции на основе преимущественных основных показателей конкурентоспособности. К факторам, которые влияют на конкурентоспособность относят качество продукции, цену и сервис. Эргономичность, безвредность, долговременность, дизайн - обуславливают качество продукции. Цены на поставки, организация предложений со скидками, стоимость в использовании при расходовании энергоресурсов, при обслуживании и ремонте характеризуют фактор цены продукции. Различные условия и сроки оплаты поставок, установок, доставок, наладок, возможности рассрочек, кредитов, консультаций, дополнительные услуги и пр. характеризуют сервис. Доходы покупателей и заказчиков, также сложность продукции, реализуемой организацией влияют на определение приоритетных факторов конкурентоспособности продукции. При более высоких доходах покупателей значение фактора цены продукции снижается. А при реализации сложной продукции в комплексе факторов возрастает роль качества и сервиса.

Анализирование этапов жизненного цикла продукции. В процессе анализа жизненного цикла в первую очередь собственно необходимо определить на каком этапе находится товар, для этого анализируются значения показателей характеристики степени обновляемости товара, возрастная структура товара и др. Для установления степени обновляемости товара производят расчеты и анализ возрастной структуры товара. Последняя определяет долю товара, начало производства которого состоялось соответственно в отчетном периоде, в прошлом периоде, два года назад и т.д.

Анализирование хозяйственного портфеля с помощью методики Бостонской группы. Методика характеризуется определением и типологизицией продукции по группам: «звезды», «коровы», «собаки», «дети». Алгоритм анализа состоит в следующем - характер бизнес-портфеля предприятия определяется присутствием на различных этапах жизненного цикла продукции. Далее представим основные моменты, которые следует принимать во внимание при анализе хозяйственного портфеля предприятия.

- товары-«дети», присутствующие в хозяйственном портфеле организации помогают обеспечивать возможности развития в долгосрочной перспективе;

- товары-«звезды» обеспечивают финансовую поддержку организации, которая допускает наличие устойчивого денежного потока в относительной перспективе;

- товары-«коровы» обеспечивают стабильность настоящего финансового положения предприятия в случае продления их жизненного цикла;

- товары-«собаки» «тормозят» предприятие и как следствие, необходимо отказываться от производства и реализации данных товаров, т.к. такое решение помогает предприятию избавиться от неэффективного расходования временных и прочих ресурсов.

Данные методики рассматривают широкий круг характеристик и показателей, далее же будет представлен более детальный - основы маркетингового анализа конкурентоспособности продукции (товаров, работ, услуг) по данным финансовых показателей, рассчитываемых с использованием данных бухгалтерской отчетности организации.

 

1.3. Маркетинговый анализ товаров (работ, услуг) по данным бухгалтерской отчетности

 

Использование финансовых показателей на основе данных финансовой отчетности с целью характеристики рыночной деятельности предприятия, является не единственным способом анализа конкурентоспособности товаров (работ, услуг), но вполне эффективным. Анализ проводится с использованием косвенных показателей, например, таких, как динамика объема производства и реализации товаров, рыночная маржа, темпы оборачиваемости готовых товаров, период инкассации дебиторской задолженности, и ряда других. Рассмотрим более подробно использование финансовых показателей в маркетинговом анализе товаров (работ, услуг).

Анализ динамики основных показателей, характеризующих сбыт товаров (работ, услуг) является важным элементом в комплексе маркетингового анализа. В случае превышения темпов прироста выручки от реализации над темпами инфляции, можно говорить о реальном росте сбыта, а также о существующем платежеспособном спросе и делать вывод о конкурентоспособности товаров (работ, услуг). Для более точного формирования заключения о конкурентоспособности предлагается сравнивать между собой темпы роста объема реализуемых товаров, работ или услуг организацией и темпы роста емкости рынка выпускаемых товаров (работ, услуг). При превышении роста реализации товаров над ростом емкости рынка делается вывод о том, что рыночный удельный вес организации на рынке увеличивается, и конкурентоспособность выпускаемых и реализуемых товаров, работ, услуг больше среднего рыночного уровня.

Отклонение маржи или рентабельности продаж продукции. такие факторы, как качество товаров (работ, услуг), ценовая политика и уровень сервиса определяет конкурентоспособность продукции на рынке. Также, при монопольном положении предприятия на рынке, товары (работы, услуги), реализуемые продавцом будут характеризоваться как конкурентоспособные. Одновременное наращивание рентабельности продаж и объемов реализации товаров может определять такие основные факторы конкурентоспособности, как качество и сервис или монопольное положение организации. В случае отрицательной корреляции между ростом объема реализации и рентабельностью продаж, при увеличении объемов реализации, имеет место стимуляция сбыта с помощью ценовой политики организации, и определяющим фактором конкурентоспособности является цена товара. Одновременное уменьшение объемов реализации, а также рентабельности продаж является явным признаком сокращения конкурентоспособности товаров (работ, услуг), которое организация не может подавить даже используя ценовою политику.

Динамика запасов готовых товаров и степень оборачиваемости запасов готовых товаров. Первыми признаками существования трудностей в реализации товаров, работ, услуг являются чрезмерный рост запасов готовой продукции и увеличение периода оборота готовой продукции. Данные факты могут свидетельствовать о снижении конкурентоспособности продукции. При анализе динамики запасов готовых товаров и длительности их оборота стоит принимать во внимание условие сезонности. Рост объемов запасов, вызванный сезонным уменьшением потребительского спроса, не может указывать на падение конкурентоспособности продукции.

При анализе динамики маркетинговых расходов, последние определяются в части коммерческих расходов организации и отражаются в бухгалтерском балансе и пояснениях к нему. Определение уровня маркетинговых расходов и сопоставление их с выручкой организации также позволяют сделать выводы о возможной конкурентоспособности. При соответствии объемов маркетинговых расходов и их удельного веса в выручке со среднерыночными значениями, а также при отсутствии уменьшения доли этих расходов в выручке организации, можно отмечать положительную конкурентоспособность продукции.

Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности. Низкое рыночное положение предприятия и наличие неплатежеспособных покупателей может быть обусловлено сокращением оборачиваемости дебиторской задолженности клиентов. Но стоит отметить, что рост дебиторской задолженности может характеризоваться политикой сбыта предприятия, которая направлена в сторону увеличения реализации путем предоставлением коммерческих кредитов.

Присутствие убытков от списания дебиторской задолженности в организации может говорить о неконкурентоспособности товаров, работ, услуг, реализуемых организацией.

Расчеты с контрагентами и условия данных расчетов также могут являться косвенным показателем в маркетинговом анализе товаров, работ, услуг. Устойчивое рыночное положение предприятия может характеризоваться наличием авансов полученных, так как данное существование подтверждает возможность требования предоплаты у покупателей и заказчиков. А слабое положение предприятия на рынке может быть обусловлено значительным наличием авансов выданных.

Отсутствие или присутствие неденежных форм расчетов в организации. При минимальном отклонении между выручкой от реализации и денежными поступлениями от покупателей и заказчиков можно отмечать отсутствие неденежных форм расчета в организации, что оценивается положительно и может свидетельствовать о конкурентоспособности продукции организации. А случай наличия неденежных форм расчета может являться косвенным индикатором неконкурентоспособности продукции.

Бухгалтерская финансовая отчетность позволяет произвести оценку соотношения производимой, товарной, реализуемой, оплаченной продукции. Наиболее эффективными данные соотношения для организации, нацеленной на рост и успешность, будут, если показатели произведенной продукции превысят показатели реализованной и оплаченной продукции. Этот фактор характеризует потенциальный возможный рост предприятия и будущее увеличение объемов реализации товаров (работ, услуг).

При этом стоимостная оценка произведенных товаров (работ, услуг) обуславливается суммой расходов по обычным видам деятельности, прироста запасов готовой продукции, отгруженных товаров и запасов незавершенного производства. Стоимостная оценка товарной продукции рассчитывается как сумма расходов по обычным видам деятельности, приростов готовой продукции и отгруженных товаров. Стоимостная оценка реализованной продукции характеризуется расходами по обычным видам деятельности или выручкой от продаж. Стоимостная оценка оплаченных товаров (работ, услуг) определяется выручкой за минусом прироста дебиторской задолженности покупателей и заказчиков сложенной с приростом полученных авансов.

Рассмотренная информация представляет собой лишь теоретические аспекты, а для более полного изучения поставленной темы требуется практическое применение теоретических данных. Объектом практического исследования послужила организация ООО «ФестМолл» и далее будет представлена ее организационно-экономическая характеристика.

 

 

1.4. Организационно-экономическая характеристика ООО «ФестМолл»

Полное наименование организации - Общество с ограниченной ответственностью «ФестМолл», сокращенное наименование – ООО «ФестМолл».

Юридический адрес: 644123, г. Омск, ул. 70 лет Октября, 19.

Основной государственный регистрационный номер: 109554320088

Дата регистрации организации – 10.07.2009 г.

Уставный капитал организации составляет 250 000 тысяч рублей, оплачен полностью.

Учредители – юридическое лицо Республики Кипр Glarvisa Holding Limited.

Исполнительный орган предприятия – директор.

Дочерних и зависимых обществ предприятие не имеет.

Среднесписочная численность организации за 2015 год составляет 72 человек.

Предметом деятельности Общества является передача недвижимого имущества в аренду, оказание консультационных и маркетинговых услуг и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ.

Основные экономические показатели деятельности организации указаны в таблице 1.

 

Табл. 1

Основные экономические показатели деятельности организации

Тыс. руб. 2015 г. 2014 г. % изменения
Выручка     18,10%
Себестоимость продаж (102270) (87418) 11,70%
Прибыль (убыток) от продаж     11,60%
Прочие доходы     -72,20%
Прочие расходы (18582) (26610) -30,20%
Прибыль (убыток) до налогообложения     770,50%
Чистая прибыль (убыток)     27,47 раз

 

Бухгалтерский учет ведется с использованием компьютерной техники в программе «1-С: Бухгалтерия».

Бухгалтерский учет предприятия осуществляется бухгалтерией и возглавляется главным бухгалтером. Состав бухгалтерии формируется в соответствии со штатным расписанием по предприятию. Количество счетных работников бухгалтерии в отделе администрации ООО «ФестМолл» составляет 2 человека: главный бухгалтер и бухгалтер.

Главный бухгалтер:

Организует работу бухгалтерии, руководит ею в целях полного и своевременного осуществления учетных операций;

Разрабатывает учетную политику для целей бухгалтерского, налогового, управленческого учетов;

Определяет схемы документооборота, разработка графика представления документов в бухгалтерию;

Согласует договоры и схемы работы с контрагентами в целях контроля соответствия их действующему законодательству;

Контролирует правильность оформления первичной документации, подписание документов, предусматривающих наличие подписи главного бухгалтера;

Контролирует правильности реквизитов и своевременности осуществления платежей;

Составляет всю необходимую бухгалтерскую, налоговую, статистическую, управленческую отчетность в соответствии с требованиями действующего законодательства по объемам, качеству информации и срокам;

Организует подготовку документов для всех видов внешних проверок;

Подготавливает организационно-распорядительные документы, необходимые для осуществления основных функций бухгалтерии.

Бухгалтер:

Ведет кассовые операции;

Ведет оперативный учет фактов хозяйственной деятельности;

Проводит ревизии;

Обеспечивает сохранность бухгалтерских документов, оформляет и передает их в установленном порядке в архив.

В отделе администрации ООО «ФестМолл» 8 человек:

2 человека – отдел бухгалтерии; 2 человека – отдел маркетинга; 2 человека – отдел аренды; зам. директора и директор.

Анализом осуществляемой деятельности в рамках своих служебных обязанностей занимается отдел аренды и отдел маркетинга. Аудит финансовой отчетности проводит главный бухгалтер. Отдельной службы внутреннего контроля не предусмотрено.

 

ГЛАВА 2. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗУМЫХ УСЛУГ ООО «ФЕСТМОЛЛ»

 

2.1. Основные элементы бухгалтерского и налогового учета в организации ООО «ФестМолл

 

В исследуемой работе будет рассматриваться маркетинговый анализ товаров (работ, услуг) на основе данных бухгалтерской отчетности ООО «ФестМолл», и, следовательно, необходимо изучить некоторые элементы организации бухгалтерского учета в ООО «ФестМолл», и далее будут представлены основные элементы учетной политики организации.

Бухгалтерская отчетность в ООО «ФестМолл» сформирована, исходя из действующих в Российской Федерации правил бухгалтерского учета и отчетности, в частности, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации, а также иных нормативных актов, входящих в систему регулирования бухгалтерского учета и отчетности организаций в Российской Федерации.

Срок полезного использования объектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. № 1. Амортизация по основным средствам начисляется ежемесячно линейным способом. Малоценные объекты основных средств стоимостью не более 40000 рублей за единицу списываются в расходы по мере их передачи в эксплуатацию.

Ежегодную переоценку основных средств предприятие не проводит.

Оценка материально-производственных запасов при выбытии производится по средней себестоимости.

Расходы, произведенные обществом в отчетном году, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражены как расходы будущих периодов. Эти расходы списываются по назначению равномерно в течение периода, к которому относятся.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета утвержден в Приложении 2 к Учетной политике организации и представлен в Приложении 1 текущей работы.

Кроме основных аспектов учетной политики ООО «ФестМолл» необходимо рассмотреть учет доходов, расходов и финансовых результатов организации, так как основные исследуемые показатели маркетингового анализа услуг базируются на данных о финансовых результатах предприятия.

Доходы от сдачи имущества в аренду в ООО «ФестМолл» учитываются как доходы от обычных видов деятельности ввиду того, что основной вид деятельности организации - сдача внаем собственного недвижимого имущества.

Для учета затрат используется 44.2 счет «коммерческие расходы». Аналитический учет ведется по следующим статьям затрат:

- автотранспортные услуги;

- агентские услуги;

- амортизация;

- амортизация ТОЦ (здание);

- арендная плата;

- водопотребление;

- вывоз мусора;

- горячая вода;

- государственная пошлина;

- ЕСН;

- изготовление рекламного изображения;

- изготовление технической документации;

- инвентарь;

- компенсация ГСМ;

- нанесение разметки;

- обеспечение системы кондиционирования;

- оплата труда;

- организация контрольно-пропускного режима;

- организация мероприятий;

- отопление;

- оформление воздушными шарами;

- оформление интерьера;

- передача тепловой энергии;

- подарки контрагентам

- подключение к элеткросети;

- подпиточная вода;

- пользования программой Контур;

- представительские расходы в пределах норматива;

- представительские расходы сверх норматива;

- пробивка люверсов;

- проведение промо-акции;

- прочие расходы;

- размещение рекламного изображения;

- реклама наружная и в СМИ;

- рекламные листовки;

- рекламные расходы нормируемые;

- ремонтные работы;

- санитарно-эпидемиологические услуги;

- списание МБП для праздничных мероприятий (не н/о);

- списание стоимости программ и ПО;

- тепловая энергия в горячей воде(на ГВС);

- тепловая энергия в горячей воде(на отопление);

- техническое обслуживание;

- техническое обслуживание оборудования;

- техническое обслуживание приборов учета;

- уборочные работы;

- услуга по заправке картриджа;

- услуги доставки;

- услуги мобильной связи;

- услуги по нахождению арендаторов;

- услуги по оформлению мероприятия;

- услуги по охране объекта;

- услуги связи;

- услуги соединения (связи);

- электроэнергия;

Допускается использование иных статей затрат в течение отчетного периода.

В составе расходов будущих периодов отражаются:

- стоимость установки бухгалтерских, правовых и других программных продуктов в пределах 12 месяцев (списание расходов осуществляется равномерно);

- расходы, на страхование и сертификацию;

- прочие расходы будущих периодов.

Аналитический учет прочих доходов и расходов (счет 91) осуществляется по отдельным видам доходов и расходов.

При этом используются следующие статьи прочих доходов:

- проценты по депозиту;

- агентское вознаграждение;

- курсовые разницы;

- пени за просрочку платежа;

- продажа валюты/внутреннее перемещение;

- продажа валюты (разница курсов ЦБ и банка);

- проценты к получению;

- штрафные санкции к получению;

- доходы прошлых лет, выявленные в отчетном году;

- прочая реализация.

Статьи прочих расходов:

- валютный контроль;

- вознаграждение банка за перечисление на карт.счета;

- инкассация;

- комиссия банка по конвертации валюты;

- комиссия за прием наличных;

- комиссия банка за открытие и ведение счета;

- комиссия за заверку копий документов;

- компенсация ГСМ;

- курсовые разницы;

- налог на землю;

- налог на имущество;

- НДС начисленный при безвозмездной передаче;

- НДС по операциям прочей реализации;

- НДС, не подлежащий вычету;

- нотариальные расходы в пределах тарифа;

- плата за прием и исполнение платежей;

- плата за проведение операции продажи/покупки валюты;

- подарки;

- продажа валюты;

- проценты к уплате;

- проценты по валютному займу;

- прочие расходы;

- сумма неустойки;

- услуги по оценке;

- штрафные санкции к уплате (штрафы, пени);

- расходы прошлых лет, выявленные в отчетном году.

Допускается использование иных статей прочих доходов и расходов в течение отчетного периода.

Расходы на оплату труда формируются согласно Положению о мотивации персонала ООО «Фестиваль».

Расходы для нужд предприятия, осуществляемые учредителями и работниками предприятия за свой счет, компенсируются в сумме фактических затрат при предоставлении авансового отчета с приложением оправдательных документов.

При выдаче под отчет денежных средств, срок предоставления авансового отчета устанавливается в течение 1 месяца с момента выдачи денежных средств. При выдаче командировочных расходов авансовый отчет предоставляется не позднее трех дней после прибытия из командировки.

В исследуемом периоде в организации отсутствовали чрезвычайные доходы и расходы.

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 "Прибыли и убытки" закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 "Прибыли и убытки" в кредит (дебет) счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Чтобы отследить направление использования средств, нужно организовать аналитический учет по счету 84. К нему создаются субсчета.

Счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" согласно учетной политики организации имеет субсчета:

84-1 «Прибыль, подлежащая распределению»

84-2 «Убыток, подлежащий покрытию»

84-3 «Нераспределенная прибыль в обращении»

84-4 «Нераспределенная прибыль использованная»

Чистая прибыль, полученная по результатам финансового года в организации используется на:

покрытие убытков прошлых лет;

финансирование капитальных вложений;

выплату дивидендов (доходов);

Для исчисления дивидендов необходимы следующие документы:

зарегистрированный устав, в котором предусмотрена выплата дивидендов;

протокол (решение) общего собрания акционеров (участников), утверждающего выплату дивидендов за определенный год в определенной сумме;

документы, подтверждающие число акций или долю в уставном капитале каждого получателя дивидендов;

бухгалтерская отчетность, по данным которой общество располагает чистой прибылью в необходимом для выплаты размере.

Выплата дивидендов подтверждается платежным документом.

При начислении дивидендов (как годовых, так и квартальных) в бухгалтерском учете делаются проводки: Дебет 84 Кредит 75-2 - начислены дивиденды учредителю, который не является сотрудником организации; Дебет 84 Кредит 70 - начислены дивиденды учредителю, который является сотрудником организации.

При направлении чистой прибыли на покрытие убытков прошлых лет в бухгалтерском учете делаются проводки: Дебет 84 субсчет «Нераспределенная прибыль отчетного года» Кредит 84 субсчет «Непокрытый убыток прошлых лет» — направлена чистая прибыль на погашение убытков прошлых лет.

При использовании чистой прибыли для финансирования капитальных вложений, например, таких как приобретение имущества общее сальдо по счету 84 на момент приобретения не меняется, так как инвестиции за счет чистой прибыли не приводят к уменьшению валюты баланса. Контролировать наличие и расходование нераспределенной прибыли позволяет аналитический учет по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», а именно: «Прибыль, подлежащая распределению», «Использование прибыли»: Дебет 84 субсчет «Прибыль, подлежащая распределению» Кредит 84 субсчет «Использование прибыли» — отражено использование чистой прибыли (дата отражения имущества в учете).

Для списания прибыли (убытка), полученной предприятием за отчетный финансовый год (2015 г.) необходимо провести реформацию баланса. Реформацию проводят 31 декабря, после того как в учете будет отражена последняя хозяйственная операция фирмы. Перед тем как приступать к реформации баланса, необходимо удостовериться, что все документы сданы в бухгалтерию и все финансово-хозяйственные операции отражены на счетах бухгалтерского учета. Для этого проводится инвентаризация. Только после того, как будет подтверждено, что в бухгалтерском учете все отражено правильно, может быть проведена реформация баланса. Реформация осуществляется поэтапно:

1. Закрытие счетов по учету доходов и расходов

В течение года все доходы и расходы организации по основным видам деятельности учитываются на счете 90 «Продажи». Все остальные поступления и затраты, не связанные с основной деятельностью, отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Реформация баланса предусматривает закрытие всех субсчетов, открытых к этим счетам.

Закрытие счета 90 «Продажи»

К счету 90 «Продажи» предусмотрены следующие субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-7 «Расходы на продажу»;

90-8 «Управленческие расходы»;

90-9 «Прибыль/убыток от продаж»

Ежемесячно финансовый результат от продаж - прибыль или убыток (положительную или отрицательную разницу между выручкой и себестоимостью) - списывается со счета 90 субсчет 9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом на конец месяца синтетический счет 90 сальдо не имеет.

Реформация баланса предусматривает закрытие всех субсчетов, открытых к счету 90. Для этого сальдо субсчетов счета 90 списывают на субсчет 90-9. В результате на конец года сальдо по счету 90 и всем открытым к нему субсчетам не будет.

За отчетный (2015) год организация получила выручку от реализации услуг - 190170 тыс. руб. (уже с вычетом НДС). Себестоимость продаж за год - 102270 тыс. руб. Коммерческие расходы составили 10780 тыс. руб., а управленческие - 14479 тыс. руб.

Операции по отражению выручки, списанию себестоимости и финансового результата были отражены записями:

Дебет 62 Кредит 90-1 224400,6 тыс. руб. - отражена выручка от реализации товаров (с учетом НДС);

Дебет 90-2 Кредит 44-2 102270 тыс. руб. - списана себестоимость реализованных услуг;

Дебет 90-3 Кредит 68 34230,6 тыс. руб. - списан НДС;

Дебет 90-7 Кредит 44-2 10780 тыс. руб. - списаны расходы на продажу;

Дебет 90-8 Кредит 44-2 14479 тыс. руб. - списаны управленческие расходы;

Дебет 90-9 Кредит 99 62641 тыс. руб. - отражена операционная прибыль.

Закрытие всех субсчетов:

Дебет 90-1 Кредит 90-9 224400,6 тыс. руб.

Дебет 90-9 Кредит 90-2 102270 тыс. руб.

Дебет 90-9 Кредит 90-3 34230,6 тыс. руб.

Дебет 90-9 Кредит 90-7 10780 тыс. руб.

Дебет 90-9 Кредит 90-8 14479 тыс. руб. руб.

Закрытие счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Дебет 62 Кредит 91-1 2908 тыс. руб. - отражены прочие доходы

Дебет 91-2 Кредит 76 18582 тыс. руб. - отражены прочие расходы

Дебет 76 Кредит 91-1 1770 тыс. руб. - учтены проценты к получению в состав прочих доходов

Дебет 91-2 Кредит 76 20680 тыс. руб. - учтены проценты к уплате в состав прочих расходов

Дебет 99 Кредит 91-9 34584 тыс. руб. - отражен финансовый результат по прочим видам деятельности.

Дебет 91-1 Кредит 91-9 4678 тыс. руб. - закрыт субсчет 91-1; (Сумма прочих доходов и процентов к получению)

Дебет 91-9 Кредит 91-2 39262 тыс. руб. - закрыт субсчет 91-2. (Сумма прочих расходов и процентов к уплате)

Отражение прибыли (убытка) отчетного года

Последний этап реформации баланса - списание прибыли или убытка со счета 99 «Прибыли и убытки» на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Эта запись должна быть последней за отчетный год.

В течение отчетного года ООО «ФестМолл» получило:

- прибыль от основных видов деятельности в сумме - 62641 тыс. руб.;

- убыток от прочих видов деятельности в сумме - 34584 тыс. руб.

Текущий налог на прибыль по итогам года, составил 0 тыс. руб., в т.ч. постоянные налоговые обязательства - 3039 тыс. руб., ОНО - 503 тыс. руб, ОНА - 4015 тыс. руб. Таким образом, на конец года по счету 99 сформировалось кредитовое сальдо в размере 32575 тыс. руб. (62641 - 34584 - 3039 + 503 + 4015)

Прибыль, полученная за отчетный год, отражена при реформации баланса проводкой:

Дебет 99 Кредит 84 32575 тыс. руб. - проведена реформация баланса и отражена нераспределенная прибыль.

Далее рассмотрим организацию налогового учета в ООО «ФестМолл». Организация применяет общую систему налогообложения. В целях сближения бухгалтерского и налогового учета методы оценки и учета отдельных объектов и операций хозяйственной деятельности совпадают в основной своей части.

Доходы от сдачи имущества в аренду учитываются как доходы от реализации ввиду того, что основной вид деятельности организации – сдача внаем собственного недвижимого имущества.

Датой реализации для целей исчисления НДС является день фактического оказания услуг (отгрузки товаров, выполнения работ).

Признание доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль осуществляется по методу начисления.

Уплата ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль производится равными долями в размере одной трети подлежащего уплате квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.

Методы оценки, учета и списания ТМЦ и основных средств совпадают с методами для целей бухгалтерского учета.

Для целей налогообложения проценты за кредит, заем учитываются равномерно в течение всего срока пользования денежными средствами в установленных законодательством пределах на конкретный период времени.

В соответствии с п.9 ст.258 Налогового Кодекса РФ в состав расходов отчетного (налогового) периода включаются расходы на капитальные вложения в размере 10 процентов для основных средств первой, второй, шестой-десятой амортизационных групп, и 30 процентов в отношении основных средств, относящихся к третьей – пятой амортизационным группам, первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также 10 процентов (30 процентов – в отношении основных средств, относящихся к третьей – пятой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 Налогового Кодекса.

Расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, согласно п. 1 ст. 318 НК РФ, устанавливающей порядок определения суммы расходов на производство и реализацию для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, подразделяются на прямые и косвенные расходы.

К прямым расходам относятся:

- материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;

- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Соответственно, иные расходы, не поименованные выше (кроме внереализационных) относятся к косвенным расходам.

Ввиду особенностей осуществляемого ООО «ФестМолл» вида деятельности (сдача внаем собственного недвижимого имущества) и отсутствия остатков незавершенного производства прямые расходы признаются в полном объеме в периоде их осуществления. 

Начисленные в соответствии с Налоговым кодексом РФ налог на имущество организаций и налог на землю включаются в соответствии с принятой учетной политикой в состав внереализационных расходов.

Нормируемые в соответствии с Налоговым Кодексом РФ расходы признаются в налоговом учете в следующем размере:

- расходы на компенсацию за использование личного автотранспорта в служебных целях:

а) по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя до 2000 куб. см

включительно сумма компенсации составляет 1200 руб. в месяц;

б) по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя свыше 2000 куб. см сумма

компенсации составляет 1500 руб. в месяц;

- представительские расходы не более 4% расходов на оплату труда;

- расходы на иные виды рекламы (не поименованные в абзаце втором-четвертом пункта 4 ст. 264 НК РФ) не более 1% выручки без учета НДС;

- плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление учитывается в пределах тарифов, установленных Ст. 333.24 НК РФ, а также ст. 22.1 Основ законодательства РФ о нотариате.

- при наличии другие нормируемые расходы признаются в налоговом учете в пределах установленных законодательством норм.

В рамках налоговой оптимизации предлагается следующий метод – снижение налогооблагаемой прибыли за счет переоценки основных средств. Данный вариант является эффективным способом экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество. Но следует отметить, что наиболее успешным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием. Как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу, а это означает, что мероприятия по налоговой оптимизации следует использовать в комплексе. Применение одной схемы не позволяет предприятию оптимизировать налоговую нагрузку. Наибольший эффект достигается при комплексе мер, даже самых незначительных, при этом предприятие подвергается минимальному риску применения налоговых санкций со стороны налоговых органов. Также стоит заметить, что применение мероприятий налогового планирования и оптимизации, должны осуществляться высококвалифицированными специалистами, так как ошибки в ведении налогового учета могут привести к дополнительным расходам в виде штрафов и пени.

 

2.2. Анализ основных экономических показателей и финансовой отчетности ООО «ФестМолл»»

 

В предыдущем параграфе были рассмотрены составляющие бухгалтерского учета в ООО «ФестМолл», изучение которых необходимо для понимания специфики организации учета хозяйственно-экономической деятельности предприятия и построении грамотной аналитической части исследовательской работы. В Приложении 2 будут представлены основные экономические показатели деятельности ООО «ФестМолл», которые базируется на данных бухгалтерской финансовой отчетности организации за последние 3 года. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах ООО «ФестМолл» представлены в Приложениях 3 и 4 соответственно.

При анализе основных экономических показателей деятельности организации были сделаны следующие выводы:

Выручка от реализации услуг, а также себестоимость продаж в отчетном году по сравнению с предыдущим имеют положительную динамику роста (18 и 17 % прироста соответственно). Темпы роста выручки незначительно опережают темпы роста затрат. Возможными причинами могут являться воздействие производственного левериджа, рост объемов продаж, изменение в условиях предоставляемых услуг.

Среднесписочная численность работников за последние 3 года выросла на 7 %, а затраты на оплату труда за 3 года увеличились на 6807 тыс. руб. (39% прироста). Данное увеличение затрат на оплату труда может говорить об увеличении средней заработной платы работающих.

Оборачиваемость основных и оборотных средств за анализируемый период выросла в 1,56 и 7,64 раз соответственно, что свидетельствует об увеличении эффективности использования предприятием основных средств и высвобождении материальных ресурсов, а также источников их образования. Ускорение оборачиваемости оборотных средств и высвобождение их в результате этого позволяют организации направить средства на развитие предпринимательской деятельности, не привлекая дополнительных финансовых ресурсов.

В отчетном периоде по сравнению с предыдущим показатель прибыли от продаж увеличился на 16% (в абсолютном выражении на 8841 тыс. руб.), а показатель чистой прибыли возрос в 27,47 раз (на 31389 тыс. руб.), что связано со значительными сокращением прочих расходов и суммы процентов к уплате.

Следует отметить сокращение рентабельности продаж и рентабельности основной деятельности в отношении 2015 г. к 2014 г. на 1 и 2 % соответственно, что характеризуется отрицательно. Возможным фактором к данному снижению могло послужить увеличение управленческих расходов. Следует проверить достаточность обоснованности роста управленческих расходов и произвести поиск повышения рационализации данных расходов.

Значительно выросла рентабельность продаж по чистой прибыли. Цепной темп ее роста составил 23,15 раза, что обусловлено значительным ростом чистой прибыли в 2015 г.

В дополнение к анализу основных экономических показателей предлагается рассмотреть структуру себестоимости предоставляемых услуг за 2015 г. по элементам затрат[1], диаграмма которой представлена на рисунке 1.

Рис. 1- Структура себестоимости услуг

 

Наибольший удельный вес – 30,4%, в составе себестоимости за отчетный год занимает амортизация, следовательно деятельность ООО «ФестМолл» можно отнести к фондоемкой отрасли.

Для экспресс-анализа финансового положения ООО «ФестМолл» необходимо рассмотреть совокупность аналитических показателей, которая представлена в таблице 2.

Табл. 2

Экспресс-анализ финансового положения ООО «ФестМолл»

 

Направление анализа Показатель Норматив 2014 г. 2015 г. Изменение
Оценка финансового положения 1. Величина собственных средств (собственный капитал), тыс. руб. - 382 391 414 966 32 575
2. Коэффициент текущей ликвидности от 1,5 до 2,5 0,17 0,33 0,16
3. Коэффициент абсолютной ликвидности от 0,2 0,14 0,27 0,13
4. Коэффициент автономии от 0,5 0,51 0,56 0,05
5. Доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников, % - 33,9 33,2 -0,6%
6. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами от 0,1 -17,81 -11,28 6,52

 

Значения коэффициента текущей ликвидности (0,33 в отчетном году и 0,17 в 2014 г. против нормативного значения от 1,5 до 2,5) говорят о высоком финансовом риске, связанном с тем, что в организации существуют трудности в покрытии текущих обязательств. Предприятию необходимо сокращать кредиторскую задолженность и снижать оборотные активы, несмотря на положительную динамику данного коэффициента.

Коэффициент абсолютной ликвидности в 2015 г. увеличился на 0,13, составил 0,27 и стал входить нормативное ограничение > 0.2. Его значение показывает, что 27% краткосрочных долговых обязательств может быть покрыты за счет денежных средств и их эквивалентов.

Коэффициент автономии характеризует отношение собственного капитала к общей сумме капитала (активов) организации. Коэффициент показывает, насколько организация независима от кредиторов. Значения коэффициента автономии в организации соответствует нормативным значениям и наблюдается рост данного коэффициента в 2015 г. по отношению к 2014 г. на 0,05%.

Доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников уменьшается, что свидетельствует об уменьшении зависимости предприятия от привлеченных средств.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами показывает достаточность у организации собственных средств для финансирования текущей деятельности, и в организации ФестМолл данный коэффициент не входит в нормативное значение, но следует отметить, что это достаточно жесткий критерий, свойственный только российской практике финансового анализа; большинству предприятий сложно достичь указного значения коэффициента.

Согласно полученным результатам можно сделать вывод о том, что ФестМолл имеет неустойчивое, но близкое к нормальному финансовое положение, что может привести к нарушению платежеспособности организации. Однако сохраняется возможность восстановления равновесия между платежными средствами и платежными обязательствами за счет использования в хозяйственном обороте организации источников средств, ослабляющих финансовую напряженность (временно свободных средств резервного капитала, специальных фондов, то есть фондов накопления и потребления, превышения непросроченной кредиторской задолженности над дебиторской, банковских кредитов на временное пополнение оборотных средств).

 

2.3. Анализ конкурентоспособности услуг по косвенным показателям бухгалтерской финансовой отчетности ООО «ФестМолл»

 

Темой исследования является маркетинговый анализ товаров, работ, услуг. Первый пункт в анализе предмета исследования – анализ среднегодовых темпов прироста выручки от реализации услуг, которые представлен в таблице 3.

Табл. 3

Среднегодовые темпы прироста выручки

Показатели 2013г., тыс. руб. 2014г., тыс. руб. 2015г., тыс. руб. Абсолютный прирост, тыс. руб. Темп прироста, %
2015 к 2013 2015 к 2014 2015 к 2013 2015 к 2014
Среднегодовая выручка   128268,5     47315.5    

Средний абсолютный прирост составил 45284,5 тыс. руб.;

Средний темп роста составил 144%;

Средний темп прироста составил 44%.

Наблюдается положительная динамика роста среднегодовой выручки, базисный темп прироста составил 107%, что может свидетельствовать о позитивной конкурентоспособности предложения организации. Для поддержания и стимулирования конкурентоспособности предлагается подвергать анализу и разрабатывать «работающую» систему скидок для покупателей предложения аренды, устанавливать подходящие условия сделок и для стороны организации-арендодателя и для стороны арендаторов.

Для более полного анализа предлагается в таблице 4 сравнить темпы прироста выручки от реализации с темпами инфляции, согласно индексам потребительских цен на услуги по Российской Федерации в 2013-2015гг.

 

Табл. 4

Динамика показателей, характеризующих реализацию услуг

Показатели 2013г., 2014г. 2015г. Абсолютный прирост Темп прироста, %
2015 к 2013 2015 к 2014 2015 к 2013 2015 к 2014
1. Выручка от реализации услуг, тыс.руб.              
2. Инфляция, % 7,28 8,01 10,45 3,17 2,44    

 

Базисный темп прироста выручки от реализации услуг в ООО «ФестМолл» превышает базисный темп инфляции в 4,53 раза, а цепной темп прироста выручки больше цепного темпа роста инфляции в 3,93 раза, что свидетельствует не только о номинальном росте, но и реальном увеличении роста сбыта. Последний факт подтверждает существование на рынке платежеспособного спроса на услуги аренды, что свидетельствует о действительном конкурентоспособном предложении со стороны организации ООО «ФестМолл».

Проанализируем состав и структуру объема реализации услуг. Данные для анализа предоставлены в таблице 5.

Табл. 5

Состав и структура объема реализации услуг

Предоставляемые услуги 2013г. 2014г. 2015г.
Удельный вес, % Выручка, тыс. руб. Удельный вес, % Выручка, тыс. руб. Удельный вес, % Выручка, тыс. руб.
1. Предоставление имущества в аренду 99,76 95309,71 99,20 159710,02    
2. Прочие услуги[2] 0,24 229,29 0,80 1287,98   1901,70

 

Основной и преобладающей долей в структуре услуг является предоставление имущества в аренду, в отчетном году 99% от выручки приходится на реализацию услуг по предоставлению имущества в аренду, но следует отметить увеличение доли прочих услуг в составе предоставляемых услуг организацией за последние 3 года на 0,76%, что в абсолютном выражении составило 1672,41 тыс. руб.

Далее сравним изменение рентабельности продаж и объема реализации услуг. Данные для сравнения в таблице 6.

Табл. 6

Изменение рентабельности продаж и объема реализации услуг

Показатели 2013г. 2014г. 2015г. Абсолютный прирост Темп роста, %
2015 к 2013 2015 к 2014 2015 к 2013 2015 к 2014
1.Выручка от реализации услуг, тыс.руб.              
2. Рентабельность продаж, % 9,65 33,42 32,94 23,29 -0,48 3,41 раз  

 

Согласно результатам сравнения за 3 года наблюдается рост объема реализации услуг почти в 2 раза и увеличение рентабельности продаж в 3,41 раза. Данный факт говорит о том, что ООО «ФестМолл» стимулирует продажи услуг с помощью ценовой политики, а также качества и сервиса, но при цепном сравнении наблюдается падение рентабельности продаж в 2015 г. по отношению к 2014 г. на 1%, при росте выручки от реализации на 18%, что свидетельствует о том, что и основным фактором конкурентоспособности услуг в 2015 году для организации послужила цена. На основании полученных результатов для большей эффективности конкурентоспособности услуг аренды в ООО «ФестМолл» рекомендуется в дальнейшем повышать качество предоставляемых услуг, а также совершенствовать сервис услуг.

При маркетинговом анализе услуг важной частью является изучение маркетинговых расходов, их динамики, структуры, доли в выручке организации.

В ООО «ФестМолл» маркетинговые расходы осуществляются по элементам затрат, структуру которых можно увидеть в таблице 7 и на рисунке 2.

Табл. 7

Структура маркетинговых расходов на реализацию услуг за 2015 г.

Элементы затрат Удельный вес, % В абсолютном выражении, тыс. руб.
Коммерческие расходы    
1. Реклама наружная и в СМИ 64,7 6974,66
2. Изготовление рекламных плакатов, листовок, рекламной продукции 21,1 2274,58
3. Проведение мероприятий рекламного характера, промо-акций 14,2 1530,76

 

Рис. 2 - Коммерческие расходы за 2015 г.

Наибольший удельный вес в структуре маркетинговых расходов на реализацию услуг за 2015 г. занимает реклама наружная и в СМИ, что обусловлено маркетинговой политикой организации. Маркетинг в ООО «ФестМолл» направлен в первую очередь на привлечение покупателей в торговый центр для повышения продаж арендаторов, так как от успешности их хозяйственной деятельности зависит эффективность деятельности самой организации.

В ООО «ФестМолл» целями маркетинговой политики являются:

1. Сохранение постоянной целевой аудитории[3] и привлечение новой ЦА (целевой аудитории).

2. Формирование лояльности, увеличение количества постоянных покупателей.

Целевая аудитория торгового центра Фестиваль - жители г. Омска 18-45 лет с доходом «средний» и «выше среднего», преимущественно семейноориентированные женщины с детьми, проживающие во всех районах г. Омска, преимущественно КАО.

В таблице 8 отражена динамика маркетинговых расходов за последние 3 года.

Табл. 8

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приложение 3. Эффективные методы решения проблемы безнадзорных животных | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных