Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Средневековая философия. Ключевые понятия:теоцентризм, Библия, «Завет», триптих: Тело-Душа-Дух, Бог, Абсолют, перипатетики, гностики




  1. Социальные, духовные и философские предпосылки возникновения средневековой философии.
  2. Основные черты средневековой философии.
  3. Патристика. Философско-теологическое учение Ав. Блаженного.
  4. Схоластика. Философия Фомы Аквинского – вершина средневековой схоластики.

Ключевые понятия: теоцентризм, Библия, «Завет», триптих: Тело-Душа-Дух, Бог, Абсолют, перипатетики, гностики, схоластики, вера, догма, подлунный и надлунный мир, исповедь, апологеты, озарение, Божественное предопределение и благодать, «Буриданов осел».

 

Теологическая философия средних веков

Можно выделить следующие основные черты средневековой философии:

  • теоцентризм (главной причиной всего сущего являлся Бог);
  • господствовали идеи о творении (всего Богом) и откровении
  • сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
  • человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой
  • провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
  • выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
  • мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату творения:

  • Бог сотворил окружающий мир из ничего;
  • творение мира есть результат акта Божественной воли;
  • природа не может творить сама себя;
  • Бог вечен, постоянен и присутствует везде;
  • подлинным бытием является только Бог;
  • нет четкой границы между Богом и Его творением.

Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла.

Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:

  • Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;
  • следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;
  • зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога;
  • зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;
  • в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир — творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

Значение средневековой философии для последующего развития философии в том, что она:

  • стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;
  • сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения;
  • способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология — самостоятельное учение о познании);
  • способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
  • пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
  • выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение.





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных