Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рассматривая проблему познания, Джон Дьюи также проявляет философское новаторство.




 

Из общего массива накопленных знаний, опыта Д. Дьюи выделяет различные типы знания:

  • "эпистеме" — достоверное знание, проверенное теорией и практикой (опытом);
  • "докса" — недостоверное знание (догадки, мнение) людей, которые неспособны подняться до подлинного знания. Данные виды знания являются результатом двух типов познания:
  • непосредственного, чувственного — доступно всем, но недостоверно, дает поверхностное знание ("докса ") вследствие того, что окружающий мир изменчив и неустойчив;
  • созерцание чистых идей — доступно немногим, однако, поскольку "чистые идеи" устойчивы, постоянны и универсальны, они дают достоверное знание — "эпистиме".

 

Следуя Платону, Дьюи считает, что:

 

  • чувственное знание свойственно людям, занятым физическим трудом и, как правило, не имеющим образования, — рабочим, крестьянам, торговцам и т. д.;
  • высшая духовная деятельность (духовное познание через созерцание чистых идей) свойственна людям специально подготовленным, очень образованным и не занятым физическим трудом.

 

В связи с тем, что исторически труд людей делился на низкую физическую деятельность и высшую духовную, то соответственно выделилось два типа мировоззрения (и познания ):

  • материалистическое;
  • идеологическое.

 

Спор между материализмом и идеализмом (мировоззрением, способом познания) был актуален и существовал тогда, когда имело место разделение труда на грубую физическую деятельность и высшую духовную.

По мере стирания грани между физическим и умственным трудом, их сближения конфликт между материализмом и идеализмом будет сглаживаться, уменьшаться.

 

В будущем, по Дьюи, когда умственный труд сольется с физическим и грань между ними исчезнет, будет исчерпан конфликт между материализмом и идеализмом. Но поскольку именно умственный труд побеждает, поглощает физический (а не наоборот) и в конечном итоге одержит окончательную победу, то и идеализм одержит окончательную победу над материализмом и станет основным мировоззрением и способом познания.

 

Пока же указанного процесса не произошло, необходимо использовать и идеалистический, и материалистический способы познания, но поскольку высшая умственная деятельность постепенно вытесняет грубый физический труд, то, используя оба типа познания (как идеалистический, так и материалистический), уклон следует делать в пользу идеалистического.

 

Разработав теорию научного метода и учение о проблематической ситуации, Д. Дьюи делает еще одно философское открытие.

Поскольку достоверное знание и правильное использование научного метода приводит к превращению проблематической ситуации в решенную, то данная ситуация приобретает иное качество. Следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания, познание изменяет само существование предмета познания.

 

 

3.7. Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме морали и социальной философии.

Можно выделить следующие положения учения Дьюи о морали и общественной жизни:

  • не существует единственно возможного "высшего блага", к которому должно стремиться человечество;
  • существует плюрализм целей и благ;
  • цели и блага не могут быть абстрактны, они конкретны;

 

  • основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образован­ность, умеренность, справедливость, доброжелательность;
  • большинство людей стремится к указанным благам, причем не к данным благам вообще, а к конкретному размеру указанных благ;
  • достижение любого блага есть изменение в качестве опыта;

следовательно, сам рост является во всех случаях главной моральной целью;

  • моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае;
  • демократия является наиболее оптимальной формой человеческого общежития;
  • лозунг "цель оправдывает средства" неправилен по своей сути и должен быть отвергнут;
  • цели должны соответствовать средствам, а средства — целям; применение неблаговидных средств обязательно приведет к качественному изменению целей (цели придут в соответствие со средствами);
  • демократия должна отказаться от насилия, войны и использовать только мирные средства (это же касается и всего че­ловечества);
  • общество нуждается в сглаживании социальных противоречий, социальной реконструкции;
  • основной рычаг социальной реконструкции - применение научных методов и высоких технологий в образовании и морали.

 

  1. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных