Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение и классификация научных исследований




Контрольная работа на тему

 

НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

Выполнил студент группы

ЭТМКЗ-2 Ким С.С.

 

 

Санкт-Петербург

НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Понятие о науке

Наука – сложное общественное, социальное явление, особая сфера приложения целенаправленной человеческой деятельности, главной задачей которой является получение новых знаний, их освоение и создание новых методов и средств для решения этой задачи. Науку часто определяют как сумму знаний. Это неверно, поскольку понятие сумма ассоциируется с неупорядоченностью. Однако наука и каждая ее отрасль в отдельности – это стройная, упорядоченная и систематизированная система знаний.

Науку в ряде работ рассматривают как умственную деятельность людей, направленную на расширение человечеством своих знаний об окружающем мире и обществе. Это определение не полное, оно характеризует только одну грань науки, а не науку в целом. Науку также считают сложной информационной системой для сбора, анализа и переработки сведений о новых истинах. Такое определение также страдает узостью, односторонностью.

Науке свойственны две ее основные функции: познавательная и практическая. В соответствии с этими функциями наука как система ранее накопленных знаний, т. е. информационная система, служит основой для дальнейшего познания объективной действительности и приложения познанных закономерностей на практике. Развитие науки – это деятельность людей, направлен­ная па получение, освоение, систематизацию научных знаний, используемых для дальнейшего познания и воплощения их в практике. Развитие науки осуществляется в специальных учреждениях: научно-исследовательских институтах, лабораториях, группах при кафедрах вузов, конструкторских бюро и проектных организациях.

Наука как общественная, социальная система, обладающая относительной самостоятельностью, складывается из трех неразрывно связанных элементов: накоплен­ных знаний, деятельности людей и соответствующих учреждений. Когда эти три компонента входят в дефиницию науки, формулировка понятия «наука» приобретает следующее содержание: наука – целостная социальная система, объединяющая постоянно развивающуюся систему знаний oб объективных законах природы, общества и человеческого сознания, научную деятельность людей по созданию и развитию этой системы, и учреждения, обеспечивающие научную деятельность

Система научных знаний заметна в научных понятиях, гипотезах, законах, эмпирических научных фактах, теориях и идеях, позволяющих предвидеть события, что фиксируется в книгах, журналах и других видах публикаций. Этот систематизированный опыт и научные знания ряда поколений обладают группой признаков, главнейшие из которых следующие:

– Всеобщность, т. е. принадлежность результатов научной деятельности, совокупности научных знаний всему обществу страны, где эта деятельность протекала, и всему человечеству. Каждый может извлекать из нее необходимое, так как эта система – всеобщее достояние.

– Достоверность научных фактов. Система знаний только тогда может претендовать на наименование научной, когда каждый факт, накопленное знание и следствие из известных законов или теории можно достоверно проверить для уточнения истины.

– Воспроизводимость явлений, тесно связанная с достоверностью. Исследователь любыми методами может повторить открытое другим ученым явление, т. е. существует определенный закон природы и открытое явление входит в систему научных знаний.

– Устойчивость системы знаний. Быстрое устаревание системы знаний указывает на недостаточную глубину проработки накопленного материала или неточность принятой гипотезы.

Определение и классификация научных исследований

Научное исследование, или научно-исследовательская работа (труд), как процесс любого труда включает в себя три основных компонента (составляющих): целесообразную деятельность человека, т. е. собственно научный труд, предмет научного труда и средства научного труда.

Целесообразная научная деятельность человека, опирающаяся на совокупность конкретных методов познания и необходимая для приобретения новых или уточненных знаний об объекте исследования (предмете труда), использует соответствующее научное оборудование (измерительное, вычислительное и др.), т. е. средства труда.

Предмет научного труда – это объект исследования, на познание которого направлена деятельность ученого. Объектом исследования может быть любой предмет материального мира (на­пример, автомобиль), явление (например, процесс сгорания рабочей смеси в цилиндре двигателя), связь между явлениями (например, между боковым уводом и заносом автомобиля), свойство (например, маневренность автомобиля). Помимо объекта в предмет исследования входят и предшествующие знания об объекте.

Научные исследования в зависимости от своего целевого назначения, степени связи с природой или промышленным производством, глубины и характера научной работы подразделяются на следующие основные типы: фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования – это получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие системы уже накопленных знаний. Цель таких исследований – открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий. Фундаментальные исследования связаны со значительным риском и неопределенностью с точки зрения получения конкретного положительного результата, вероятность которого не выше 10 %. Однако именно фундаментальные исследования составляют основу развития науки и общественного производства.

Прикладные исследования – создание новых либо совершенствование существующих средств производства, предметов потребления и пр. Прикладные исследования, в частности исследования в области технических наук, направлены на «овеществление» научных знаний, добытых в фундаментальных исследованиях. Прикладные исследования в области техники не имеют, как правило, непосредственного дела с природой; объектом исследования в них обычно являются машины, технология или организационная структура, т. е. «искусственная» природа. Практическая ориентация (направленность) и отчетливое целевое назначение прикладных исследований делают вероятность получения ожидаемых от них результатов весьма значительной, на уровне 80-90 %.

Разработки – использование результатов приклад­ных исследований для создания и отработки опытных моделей техники (машины, устройства, материалы, продукты), технологии производства, а также усовершенствование существующей техники. На этапе разработки результаты научных исследований принимают форму, позволяющую использовать их в других отраслях общественного производства.

Несмотря на то, что границы между тремя формами научной деятельности подвижны, их объединяет принадлежность к сфере науки.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных