Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Биологическое и социальное в человеке и их единство




Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль".

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспе

чивается единством биологического и социального.

37 вопрос Теории личности в зарубежной и отечественной психологии

Феномен личности интересует всех психологов, это основа психологии. Тем более странно, что единого понимания личности не существует. Для систематизации современных теорий личности можно разделить их на зарубежные и отечественные. Первые делятся на разновидности в зависимости от моделей: конфликта, самореализации или согласованности (по классификации Мадди Сальваторе Р.).

Модель конфликта: личность постоянно испытывает сильные противоположные влияния. Внутренний баланс человек может установить только с помощью компромисса, найти который совсем непросто. Разрешение таких конфликтов – цель жизни, единственный путь развития личности. Субъект абсолютно зависим от внешних воздействий.

Теории личности для этой модели:

1. Зигмунд Фрейд. Человек не может следовать базовым, врожденным, биологическим, неизменным инстинктам жизни и смерти, которые занимают область психики «Ид» или «Оно», хотя именно они являются жизненной силой людей. Мешают социальные факторы, например, мораль. Это вызывает состояние внутреннего конфликта. Разрядка возникающего напряжения происходит с помощью «Эго» или «Я», той области психики, которая находит компромисс с реальностью и позволяет иногда удовлетворять инстинкты, получая от этого удовольствие. Так срабатывает защитный психологический механизм. Третья психическая инстанция - «Супер Эго» или «Сверх-Я» - совесть - также помогает обуздывать свои желания в соответствии с установками социума. Тех, кто идет на поводу своего «Оно» общество наказывает. Поведение личности полностью зависит от общественных предписаний.

2. Эрик Эриксон – последователь А. Фрейд. Ведущая сила личности – «Эго». Развитие личности – процесс формирования идентичности, которая состоит из 3 частей: соматической (физической), личностной на основе опыта и социальной по созданию и поддержанию стабильности в обществе.

3. Гарри Стэк Салливан. Личность ведома 2 стремлениями: удовлетворение биологических желаний и обеспечение собственной безопасности. Смысл жизни – нахождение компромисса между биологическим и социальным. Человек следует своим желаниям, стараясь не разрушить чувство защищенности от общественного порицания. При этом могут осознаваться не все биологические потребности. Ощущения безопасности человеческая психика добивается мерами психологической защиты избегания реальности: диссоциация (вытеснение тревожных переживаний из сознания), паратаксическое искажение значения событий, сублимация (подмена неодобряемых биологических желаний социально одобряемыми).

4. Отто Ранк. Индивид не решает конфликты между биологическим и социальным, а ищет компромисс в борьбе только внутренних структур. Это 2 стремления: минимизировать страх жизни и смерти. Внутреннее напряжение возникает при становлении индивидуальности или, наоборот, при обезличивании – слиянии с Другими. Человек живет, балансируя между этими состояниями. Развитая воля избавляет от необходимости применять какие-либо психологические защитные механизмы. Только зрелый, волевой человек легко находит компромисс.

Модель самореализации: личность независима от внешней среды и самодостаточна. Источник для развития своего потенциала кроется в самом индивиде.
Здесь такие теории личности:

1. Карл Рэнсом Роджерс. Личность состоит из «организма» и «Я». Смысл человеческого существования – поиск своего места, самоактуализация. Единственное условие – позитивное безусловное внимание ближнего. Самые важные психологические свойства – гибкость, адаптивность, спонтанность и индуктивное мышление.

2. Абрахам Гарольд Маслоу. Многосторонний феномен личности в том, что стремление к лучшему свойственно каждому, а потребности имеют строгую иерархию. Высшая мотивация человека – стремление к самоактуализации, росту. «Восхождение» по «лестнице» потребностей происходит через удовлетворение низших нужд: физиологических, в безопасности, в любви. Существует 8 универсальных путей этого. Саморазвитие не прекращается. Самоактуализирующаяся личность не только осознает свои психологические защитные барьеры, но и сознательно избавляется на них.

3. Эрих Фромм. Структура личности: животная и человеческая составляющие. Движущая сила первой – стремление к выживанию. Сущность человеческой природы – познание и свобода как его результат. Но свободную способность действовать ограничивает, например, одиночество. Свобода – прирожденное право человека. Жизнь невозможна без компромисса между биологическим и социальным. Его можно достичь с помощью продуктивной, взаимной любви к ближнему. Только это чувство способно обуздать животные желания. Личность – совокупность качеств индивидуальности. Непродуктивные ориентации – рецептивный, эксплуататорский, накопительский (стяжательский) и рыночный характеры.

4. Альфред Адлер. Главное качество личности – врожденный социальный интерес к взаимодействиям с другими. Человечество физически неполноценно, подвержено болезням и пытается компенсировать эти дефекты бурной деятельностью. Чем больше физических проблем у человека, тем сильнее его стремление к самосовершенствованию. Он сам строит свою жизнь.

Модель согласованности: синтез 2 предыдущих моделей. Личность не может существовать без взаимодействия с внешним миром. Единственный конфликт, который нужно устранять, - рассогласование своих ожиданий от обратной связи с окружающим миром с реальным положением вещей.

Этой модели соответствуют теории личности:

1. Джордж Александер Келли. Человек познает мир, анализирует полученную информацию и на ее основе ищет свое место, движется. У каждого свой набор постоянно меняющихся на основе опыта категорий мышления – дихотомических личностных конструктов, составляющих индивидуальную систему истолкования событий. Иррациональное начало стремится разрушить личность, рассогласовать познавательные конструкты. Тогда человек чувствует тревогу, враждебность, вину и пр.

2. Гордон Уиллард Олпорт. Личность включает не только биологическое и социальное, но также когнитивный стиль и духовный поиск. Индивидуальность состоит из совокупности характерных черт, проявляющихся в первую очередь в поведении. Каждой культуре свойствен свой набор общих человеческих черт. Жизненная направленность личности – интенция – позитивное стремление к развитию. Уникальность человека в том, что его стержневые элементы постоянно изменяются.

3. Дэвид Мак-Клелланд. Познание происходит не через конструкты, а через когнитивные схемы, усложняющиеся на протяжении жизни.

Отечественные теории личности:

1. Лев Семенович Выготский. Биологическое и социальное в человеке взаимодействуют по схеме «сознание – культура - поведение», реализующейся благодаря интериоризации. Личность – нерасторжимая целостность, соблюдающая принцип единства «аффекта и интеллекта».

2. Сергей Леонидович Рубинштейн. Игра, учение и труд преобразуют мир, который, в свою очередь, начинает иначе воздействовать на личность, меняя ее и деятельность.

3. Алексей Николаевич Леонтьев. Деятельность обусловлена психическим отражением реальности. Базис личности – многообразие ее деятельностей.

4. Константин Константинович Платонов. Личность – отражающая система, психика человека. Сознание – высшая форма психического отражения, состоящая из 4 подструктур.

Самые интересные теории личности опираются не только на теоретические знания, но и на практические данные смежных наук. Основной вопрос каждой из них заключается в характере взаимодействия внутренних структур и внешней среды.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных