ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема № 15: ОБРАЗОВАНИЕ СОЮЗА ССР. КОНСТИТУЦИЯ СССР 1924 ГОДА(4 часа) 1. Предпосылки создания Союза ССР: а) распад Российской империи в 1917-1918 гг. и формирование новых государств и государственных образований на ее территории; б) причины превращения Советской России в главную объединяющую силу для народов бывшей империи; в) политико-идеологические и военные факторы, способствовавшие объединению бывших российских территорий; г) социально-экономические предпосылки объединения независимых советских республик в Союз.
В стране, где 57% населения составляли нерусские нации и народности, национальный вопрос стоял особенно остро. Большевикам для удержания власти нужна была поддержка национальных окраин. Система Советов распространилась по всей территории бывшей Российской империи, на территории которой существовали суверенные советские республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗФССР.
Предпосылки объединения социалистических республик К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом: зону советской власти составляли формально независимые советские социалистические республики — РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика и две народные республики — Хорезмская и Бухарская. Прибалтийские страны — Латвия, Литва и Эстония, а также Финляндия и Польша добились признания своего суверенитета. Польша захватила Западную Украину и Западную Белоруссию. В советских республиках были свои органы государственной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Коммунисты считали, что объединение всех наций и народностей необходимо для построения социалистического общества. К государственному объединению подталкивали и потребности развития экономики. Хозяйственное единство, взаимозависимость районов Российской империи складывались веками. Промышленность центра России снабжала районы юго-востока и севера промышленной продукцией, получая взамен сырьё — хлопок, лес, лён. Южные районы были основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т. п. Объединение имело и внешнеполитические причины: схожие по политическому устройству страны должны были выжить перед лицом враждебного окружения. К тому же в умах и настроениях народов была жива память об их принадлежности к единому великому государству. В 1920—1921 гг. между РСФСР и советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении и Грузии были заключены договоры о взаимодействии в военно-хозяйственной и дипломатической областях. Республики объединили под руководством РСФСР свои вооружённые силы, крупную промышленность, финансы, транспорт, почтово-телеграфную связь. Украина и Белоруссия объединили с РСФСР и внешнюю торговлю. Призвав на помощь войска Антанты, белые порвали и с русским патриотизмом. Завершив гражданскую войну, Советское правительство приступило к воссоединению народов России в виде СССР. На раннем этапе развития СССР (до середины 20-х годов) была сделана попытка остановить процесс огосударствления национальностей - кампания, известная как "районирование". Инициатором ее был Госплан (до него - комиссия ГОЭЛРО), задачей - изменить старое административное деление, доставлееся в наследство от Российской Империи в соответствии с задачами хозяйственного строительства и планирования. Побочной задачей было укрупнение территориальных единиц с целью повысить управляемость и снизить затраты на госаппарат. Попытка разделения территории не по национальным границам, а на экономические районы, сразу изменила бы административное устройство таким образом, что тенденция к огосударствлению этносов оказалась бы резко ослабленной (предлагалось даже сменить название Совета национальностей на Совет экономических районов). Оказалось, однако, что эта попытка была преждевременной: сопротивление республик (особенно Украины) и автономий было таким сильным, что Госплан потерпел поражение.
Февральская революция 1917 года привела к заметному усилению сепаратизма, в первую очередь польского, украинского и финского. После Октябрьской революции 1917 года произошёл новый мощный всплеск сепаратизма, и была провозглашена, в частности, независимость Финляндии. Попытки большевистского правительства вернуть контроль над фактически отпавшими западными национальными окраинами (Финляндия, Украина, Эстония и т. д.) рушатся в ходе германского наступления весной 1918 года. Восстание Чехословацкого корпуса летом 1918 года становится катализатором дальнейшего распада, вызвав образование неподконтрольных Москве правительств уже на территории самой России. В ходе Гражданской войны большевики восстановили контроль над большей частью территории бывшей Российской империи. После Февральской революции в России 4 марта 1917 года Временное правительство приняло постановление об отстранении от должностей всех губернаторов и вице-губернаторов. В губерниях, где работало земство, губернаторы заменялись председателями губернских земских управ; где земств не было, места оставались незанятыми, что парализовало систему местного управления. Этапы образования СССР. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции. Теоретически независимые советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1920 - 1921 гг. были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР), организационно оформившейся в марте 1922 г. В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.
2. Образование Союза ССР и его конституционное оформление: а) изменения в национальной политике РКП/б/ в 1917-1922 годах; б) межнациональные отношения и взаимоотношения между независимыми советскими республиками накануне создания СССР; После окончания гражданской войны политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом: зону советской власти составляли формально независимые советские социалистические республики - РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика и две среднеазиатские "народные республики" - Хорезмская и Бухарская. Прибалтийские страны - Латвия, Литва и Эстония, а также Финляндия и Польша, отстоявшие свой суверенитет, стали зоной европейского влияния (Польша к тому же присоединила к себе Западную Украину и Западную Белоруссию). В каждой республике были свои органы государственной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Коммунисты считали необходимым объединение всех наций и народностей для выполнения своей главной цели - построения социалистического общества. Вместе с тем к государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства: веками складывавшаяся хозяйственная взаимозависимость национальных районов. Объединение имело и внешнеполитическую причину - необходимость совместного выживания однотипных политических режимов перед лицом враждебного окружения. К тому же идея принадлежности к единому великому государству жила в умах и настроениях народов, населявших бывшую Российскую империю. В 1920-1921 гг. между РСФСР и Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Арменией, Грузией были заключены союзные договоры в области военно-хозяйственной и дипломатической деятельности. Республики объединили под руководством высших государственных органов РСФСР свои вооруженные силы, крупную промышленность, финансы, транспорт, почтово-телеграфную связь. А Украина и Белоруссия объединили с РСФСР и внешнюю торговлю. В декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов был принят государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО), который предусматривал создание единой энергетической сети и развитие на этой базе экономики всех советских республик. В самой большевистской партии существовали различные точки зрения на вопрос о принципах построения единого многонационального государства. Комиссия Политбюро ЦК РКП(б) выдвинула подготовленный наркомом по делам национальностей И. В. Сталиным "Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками". Первый пункт этого документа гласил: "Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР о формальном вступлении первых в состав РСФСР..." В. И. Ленин подверг "план автономизации" резкой критике. Он считал, что все советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. При этом за каждой республикой должно было сохраниться право свободного выхода из союза. ЦК партии одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства. Теперь первый пункт указанной резолюции звучал так: "Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза..." в) политическая борьба вокруг проектов "автономизации", "конфедерализации" и предложения В.И. Ленина по формам будущего Советского Союза; Автономизация - идея, выдвинутая Сталиным И.В. в 1922, согласно которой все советские республики (Белоруссия, Украина и Закавказье) должны войти в состав РСФСР на правах автономий, что сохранило бы российское государство. До октябрьской революции большевики во главе с Лениным В.И. выступали за сохранение унитарного государства в России. Для областей с особым национальным составом населения и хозяйственным укладом предлагался как средство решения национального вопроса план областной автономии, т.е. превращение соответствующих территорий в автономные единицы, имеющие черты государств или государственных образований в составе единого российского унитарного государства. Перед революцией и после неё ситуация существенно изменилась, на территориях окраин стали образовываться. независимые национальные государства и псевдонациональные с выдуманными "сибирскими", "казачьями", "украинскими" и "дальневосточными" нациями.
Идея отвергалась Лениным. Для того чтобы строить новую государственность на постимперском пространстве, Ленин В.И. склонился к идее мягкой федерации. В 1918 Российская социалистическая советская республика была объявлена федеративным государством. Однако на какой основе будет строиться эта федерация, в каком качестве войдут в неё новые национальные республики - этот вопрос не был чётко сформулирован. В Конституции РСФСР 1918 лишь говорилось, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, которые входят на началах федерации в РСФСР (п.11). Превращение ставших независимыми республик в автономные части РСФСР означало бы сохранение российского государства. Ленин В.И. категорически выступил против этого плана, доказывая, что в новых условиях речь может идти исключительно о вхождении и России, и всех названных республик на равных условиях в новый федеративный союз.
г) разработка и принятие Конституции СССР 1924 года на I и II съездах Советов Союза ССР, характеристика основных частей этой Конституции. В декабре 1922 года Первый съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика (в состав которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. В январе 1923 г. Президиум ЦИК СССР образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции. Началась работа над проектом и в союзных республиках. Вновь вносились предложения, отвергнутые в ходе создания СССР: о ликвидации РСФСР и непосредственном вхождении в состав СССР ее автономных республик; о предоставлении республикам Закавказья права непосредственного вхождения в СССР и т.д. Конституция СССР 1924 года была утверждёна Вторым съездом Советов СССР 31 января 1924 года. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|