Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Воображение его функции и виды




Психическийпроцесс, заключающийсявсозданииновыхобразов (представлений) путемпереработкиматериалавосприятияипредставлений, полученныхвпредшествующемопыте, называется воображением. Воображениеприсущетолькочеловеку. Впредставленииожидаемогорезультатаспомощьюфантазиисостоиткоренноеотличиечеловеческоготрудаотинстинктивногоповеденияживотных.

Воображениенаходитсявтеснойсвязисовсемисторонамижизнедеятельностичеловека. Ононеразрывносвязаноспамятью, опираясьнаеепроцессы, перерабатываяипреобразуято, чтохранитпамять. Воображениеактивновключаетсяввосприятие, обогащаявоспринимаемыеобразы. Так, восприятиепроизведенийживописистановитсяболеесодержательным, эмоциональным, когдавнемпринимаетучастиевоображение. Тесныесвязисуществуютмеждувоображениемимышлением. Этоособеннояркопроявляетсявситуациинеопределенностиинедостаточностиусловийдлярешениятойилиинойзадачи. Имышление, ивоображениевозникаютвпроблемнойситуации, мотивируютсяпотребностьюличности, основываютсянаопережающемотражении. Ноопережающееотражениедействительности, осуществляемоевпроцессевоображения, происходитввидеяркихпредставлений, втовремякакопережающееотражениевпроцессахмышленияосуществляетсяпутемоперированияпонятиями, позволяющимиобобщенноиопосредованнопознаватьокружающее.

Воображениеиграеточеньважнуюрольвжизниидеятельностичеловека. Средимножестваегофункцийнаиболеезначимымиявляютсяследующие:

1) целеполаганиеипланирование. Будущийрезультативозможностиегодостиженияизначальносоздаютсяввоображениисубъекта;

2) познавательная. Воображениеосуществляетмысленныйотходзапределынепосредственновоспринимаемого, конструируетпонятиеопредметеещедотого, каксложитсясамоэтопонятие;

3) приспособительная. Впсихикеребенкавозникаетконфликтмеждуизбыткомвнешнейинформацииинедостаткомсредств, необходимыхдляпониманияиобъясненияокружающего. Вэтихусловияхдетскиймозгнепременнодолженпротивопоставитьобрушивающемусянанеговнешнемупотокуинформациисредство, котороепозволилобыперекомбинироватьисходныйматериалитакимобразомувеличитьобъемвоспринимаемого, например, сказкиимифы;

4) психотерапевтическая. Почемудетирассказывают «страшилки»? Этосвоеобразнаязащитаотстрахов, которыепоявляютсяудетейнаопределенномэтаперазвития.

Постепениактивностииосознанностичеловекомсозданияимновыхобразоввоображениеможетбытьнепроизвольным (пассивным) ипроизвольным (активным). При непроизвольном новыеобразывозникаютподвоздействиеммалоосознанныхилинеосознанныхпотребностей, влеченийиустановок. Такоевоображениеработает, какправило, тогда, когдачеловекспит, находитсявдремотномсостоянии, вгрезахит. д.

Произвольное воображениепредставляетсобойпроцесспреднамеренногопостроенияобразоввсвязиссознательнопоставленнойцельювтойилиинойдеятельности. Длятакоговидавоображенияхарактерноосознаниенетолькоцели, ноимотивовдеятельности, пониманиетого, радичегопродуцируютсяновыеобразы. Произвольноевоображениевозникаетвраннемвозрастеинаибольшееразвитиеполучаетвдетскихиграх.

Постепениуникальностивоображениеподразделяютнавоссоздающее (репродуктивное) итворческое. Воссоздающее воображениехарактеризуетсятем, чтовегопроцессесоздаютсясубъективноновыеобразы, т. е. образы, новыедляданногоиндивида, которыеобъективноужесуществуютвопределенныхпредметахкультуры. Воссозданиеобразаможетпроисходитьнаосновесловесногоописания, восприятияизображенийввидекартин, схемит. д. Воссоздающеевоображениеиграетважнуюрольвжизничеловека. Онопозволяетлюдямобмениватьсяопытомипомогаеткаждомучеловекуовладетьдостижениямидругихлюдей.

Творческое воображениеявляетсясамостоятельнымсозданиемновыхобразов, которыереализуютсяворигинальныхпродуктахдеятельности. Этопродуцированиеоригинальногообразабезопорынаготовоеилиусловноеописание. Названныйвидвоображенияиграетважнуюрольвовсехвидахтворческойдеятельности.

Особойформойвоображенияявляется мечта. Онавсегданаправленавгрядущее. Мечтапозволяетчеловекунамечатьбудущееиорганизовыватьповедениедляегоосуществления. Образы, которыечеловексоздаетвсвоихмечтах, отличаютсяярким, живым, конкретнымхарактеромиэмоциональнойнасыщенностью, привлекательностьюдлясубъекта. Однакомечтыполезнылишьтогда, когдаонисвязываютжелаемоебудущееснастоящим. Еслитакойсвязинет, тоизстимуладействиямечтаможетпревратитьсяв грезы, нереальнуюмечту. Необходимымэлементомнаучногоихудожественноготворчествапредставляется фантазия. Вфантазииконструируютсяновыеобразы, частодалекиеотреальныхобразов. Фантастическиеобразыслужаттому, чтобынайтиобразноеобъяснениенепонятнымявлениямивосполнитьинформационныйдефицит. Частовпсихологиитермины «воображение» и «фантазия» отождествляются.

Длясозданияновыхипреобразованияужесуществующихобразовввоображениииспользуетсярядприемов. Книмотноситсяпреждевсего комбинирование – сочетаниеотдельныхэлементовразличныхобразовпредметоввновыхболееилименеенеобычныхкомбинациях. Частнымслучаемкомбинированияявляется агглютинация – созданиеновыхобразовнаоснове «склеивания» представлений, вповседневнойжизнинесоединимых. Наосновеагглютинациибылисозданымифологическиеобразыкентавра, Минотавра, Пегаса, сказочныйобразрусалкиидр. Агглютинациивстречаютсянетольковискусстве, ноивтехнике (троллейбус, аэросани, танк-амфибия).

Другимприемомвоображенияявляется акцентирование – подчеркиваниетехилииныхчерт. Этоосуществляетсянаосновевыделения, абстрагированияипреобразованиясущественныхособенностейпредметаилиявления. Приемакцентированиявыражается, например, ввыделениикаких-либочертвшаржахиликарикатурах.

Одинизприемовсозданияфантастическихобразовназывается гиперболизацией. Онзаключаетсявувеличенииилиуменьшениипредметов, явленийилиобразов. Посредствомэтогоприемасозданысказочныеимифологическиевеликаныигномы. Гиперболизацияможетзаключатьсянетольковувеличенииилиуменьшенииразмеровипропорций, ноивизмененииколичествачастейпредметаилиобраза, например, всозданииобразовмногорукихбогинь, одноглазогоциклопа, драконастремяголовами.

Степеньлегкостиилитрудностимысленногопреобразованияпредметов, действий, явленийвбольшоймерехарактеризуетотношениеличностикмиру. Некоторыелюдискованыситуациейиподчиненыреальностинастолько, чтомысленноепреобразованиеокружающейдействительностидлянихзатрудненоидаженевозможно. Длядругихлюдей, напротив, всякаяреальнаяситуациявыступаеткакисходныйпунктиматериалдляпреобразующейдеятельности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных