ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Воображение его функции и видыПсихическийпроцесс, заключающийсявсозданииновыхобразов (представлений) путемпереработкиматериалавосприятияипредставлений, полученныхвпредшествующемопыте, называется воображением. Воображениеприсущетолькочеловеку. Впредставленииожидаемогорезультатаспомощьюфантазиисостоиткоренноеотличиечеловеческоготрудаотинстинктивногоповеденияживотных. Воображениенаходитсявтеснойсвязисовсемисторонамижизнедеятельностичеловека. Ононеразрывносвязаноспамятью, опираясьнаеепроцессы, перерабатываяипреобразуято, чтохранитпамять. Воображениеактивновключаетсяввосприятие, обогащаявоспринимаемыеобразы. Так, восприятиепроизведенийживописистановитсяболеесодержательным, эмоциональным, когдавнемпринимаетучастиевоображение. Тесныесвязисуществуютмеждувоображениемимышлением. Этоособеннояркопроявляетсявситуациинеопределенностиинедостаточностиусловийдлярешениятойилиинойзадачи. Имышление, ивоображениевозникаютвпроблемнойситуации, мотивируютсяпотребностьюличности, основываютсянаопережающемотражении. Ноопережающееотражениедействительности, осуществляемоевпроцессевоображения, происходитввидеяркихпредставлений, втовремякакопережающееотражениевпроцессахмышленияосуществляетсяпутемоперированияпонятиями, позволяющимиобобщенноиопосредованнопознаватьокружающее. Воображениеиграеточеньважнуюрольвжизниидеятельностичеловека. Средимножестваегофункцийнаиболеезначимымиявляютсяследующие: 1) целеполаганиеипланирование. Будущийрезультативозможностиегодостиженияизначальносоздаютсяввоображениисубъекта; 2) познавательная. Воображениеосуществляетмысленныйотходзапределынепосредственновоспринимаемого, конструируетпонятиеопредметеещедотого, каксложитсясамоэтопонятие; 3) приспособительная. Впсихикеребенкавозникаетконфликтмеждуизбыткомвнешнейинформацииинедостаткомсредств, необходимыхдляпониманияиобъясненияокружающего. Вэтихусловияхдетскиймозгнепременнодолженпротивопоставитьобрушивающемусянанеговнешнемупотокуинформациисредство, котороепозволилобыперекомбинироватьисходныйматериалитакимобразомувеличитьобъемвоспринимаемого, например, сказкиимифы; 4) психотерапевтическая. Почемудетирассказывают «страшилки»? Этосвоеобразнаязащитаотстрахов, которыепоявляютсяудетейнаопределенномэтаперазвития. Постепениактивностииосознанностичеловекомсозданияимновыхобразоввоображениеможетбытьнепроизвольным (пассивным) ипроизвольным (активным). При непроизвольном новыеобразывозникаютподвоздействиеммалоосознанныхилинеосознанныхпотребностей, влеченийиустановок. Такоевоображениеработает, какправило, тогда, когдачеловекспит, находитсявдремотномсостоянии, вгрезахит. д. Произвольное воображениепредставляетсобойпроцесспреднамеренногопостроенияобразоввсвязиссознательнопоставленнойцельювтойилиинойдеятельности. Длятакоговидавоображенияхарактерноосознаниенетолькоцели, ноимотивовдеятельности, пониманиетого, радичегопродуцируютсяновыеобразы. Произвольноевоображениевозникаетвраннемвозрастеинаибольшееразвитиеполучаетвдетскихиграх. Постепениуникальностивоображениеподразделяютнавоссоздающее (репродуктивное) итворческое. Воссоздающее воображениехарактеризуетсятем, чтовегопроцессесоздаютсясубъективноновыеобразы, т. е. образы, новыедляданногоиндивида, которыеобъективноужесуществуютвопределенныхпредметахкультуры. Воссозданиеобразаможетпроисходитьнаосновесловесногоописания, восприятияизображенийввидекартин, схемит. д. Воссоздающеевоображениеиграетважнуюрольвжизничеловека. Онопозволяетлюдямобмениватьсяопытомипомогаеткаждомучеловекуовладетьдостижениямидругихлюдей. Творческое воображениеявляетсясамостоятельнымсозданиемновыхобразов, которыереализуютсяворигинальныхпродуктахдеятельности. Этопродуцированиеоригинальногообразабезопорынаготовоеилиусловноеописание. Названныйвидвоображенияиграетважнуюрольвовсехвидахтворческойдеятельности. Особойформойвоображенияявляется мечта. Онавсегданаправленавгрядущее. Мечтапозволяетчеловекунамечатьбудущееиорганизовыватьповедениедляегоосуществления. Образы, которыечеловексоздаетвсвоихмечтах, отличаютсяярким, живым, конкретнымхарактеромиэмоциональнойнасыщенностью, привлекательностьюдлясубъекта. Однакомечтыполезнылишьтогда, когдаонисвязываютжелаемоебудущееснастоящим. Еслитакойсвязинет, тоизстимуладействиямечтаможетпревратитьсяв грезы, нереальнуюмечту. Необходимымэлементомнаучногоихудожественноготворчествапредставляется фантазия. Вфантазииконструируютсяновыеобразы, частодалекиеотреальныхобразов. Фантастическиеобразыслужаттому, чтобынайтиобразноеобъяснениенепонятнымявлениямивосполнитьинформационныйдефицит. Частовпсихологиитермины «воображение» и «фантазия» отождествляются. Длясозданияновыхипреобразованияужесуществующихобразовввоображениииспользуетсярядприемов. Книмотноситсяпреждевсего комбинирование – сочетаниеотдельныхэлементовразличныхобразовпредметоввновыхболееилименеенеобычныхкомбинациях. Частнымслучаемкомбинированияявляется агглютинация – созданиеновыхобразовнаоснове «склеивания» представлений, вповседневнойжизнинесоединимых. Наосновеагглютинациибылисозданымифологическиеобразыкентавра, Минотавра, Пегаса, сказочныйобразрусалкиидр. Агглютинациивстречаютсянетольковискусстве, ноивтехнике (троллейбус, аэросани, танк-амфибия). Другимприемомвоображенияявляется акцентирование – подчеркиваниетехилииныхчерт. Этоосуществляетсянаосновевыделения, абстрагированияипреобразованиясущественныхособенностейпредметаилиявления. Приемакцентированиявыражается, например, ввыделениикаких-либочертвшаржахиликарикатурах. Одинизприемовсозданияфантастическихобразовназывается гиперболизацией. Онзаключаетсявувеличенииилиуменьшениипредметов, явленийилиобразов. Посредствомэтогоприемасозданысказочныеимифологическиевеликаныигномы. Гиперболизацияможетзаключатьсянетольковувеличенииилиуменьшенииразмеровипропорций, ноивизмененииколичествачастейпредметаилиобраза, например, всозданииобразовмногорукихбогинь, одноглазогоциклопа, драконастремяголовами. Степеньлегкостиилитрудностимысленногопреобразованияпредметов, действий, явленийвбольшоймерехарактеризуетотношениеличностикмиру. Некоторыелюдискованыситуациейиподчиненыреальностинастолько, чтомысленноепреобразованиеокружающейдействительностидлянихзатрудненоидаженевозможно. Длядругихлюдей, напротив, всякаяреальнаяситуациявыступаеткакисходныйпунктиматериалдляпреобразующейдеятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|