Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая характеристика педагогического процесса




Внастоящеевремявобразовательнойпрактикеиспользуютсяразличныепонятия «педагогическогопроцесса». Влитературеонотрактуетсякакцеленаправленнаяорганизацияжизнедеятельностиобучающихсявсоответствииспоставленнымицеляминаосновезнаниязаконоввоспитанияиразвитияличности. Онреальносуществуеткакнаучнообоснованнаяразвивающаяисовершенствующаясистема «воспитатель - воспитанник», «учитель - ученик», «преподаватель - студент», опирающаясянатеориювозрастногоразвитияимастерствапедагога [1, 37]; целенаправленное, сознательноорганизуемое, развивающеесявзаимодействиевоспитателейивоспитуемых, входекоторогорешаютсяобщественнонеобходимыезадачиобразованияивоспитания; единствопроцессовобучения, воспитания (вузком, специальномсмысле) ипроцессаразвитиявоспитуемых [2, 201]; бинарнаядеятельностьпреподавателясобучающимся, когдапедагогпомогаетобучающемусявпреодолениитрудностей. Сутьпедагогическойпомощизаключаетсявнаправленности, характерепедагогическогопроцессаиврешаемыхзадачахразвитияивоспитанияличности. Педагогпомогаетлишьвтомслучае, еслионобъявляет, показывает, напоминает, намекает, подводит, объективирует, советует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стимулирует, вселяетуверенность, заинтересовывает, задаетмотивы, воодушевляет, проявляетлюбовь, уважение, поощряемуютребовательность; внутреннесвязаннаясовокупностьмногихпроцессов, сутькоторыхзаключаетсявтом, чтосоциальноценностныйопытпревращаетсявкачествоформируемогочеловека (М.А. Данилов).Педагогическийпроцесснеразрывносвязансдругимисоциальнымипроцессами - экономическим, политическим, духовно-нравственнымидр. Этасвязьнаходитнепосредственноепроявлениевегоцелях, задачах, содержании, педагогическойдеятельностиирезультатах. Обострениепротиворечийвсистемеодногоизпроцессовоказываетнегативноевлияниенадругие, чтовызываетнеобходимостьегоформирования.Помимодругихсоциальныхявлений, напедагогическийпроцессопределенноевлияниеоказываютивнешниеусловия: природно-географические, общественные, производственные, культурныеидр.Педагогическомупроцессуприсущаопределеннаясовокупностьхарактеристик. Рассмотримкраткоихсодержание (рис.14).Целостность, подчеркивающаяподчиненностьвсехсоставляющихегопроцессовединойцели - образовательной, развивающейивоспитательной. Целостностьпедагогическогопроцессаобеспечиваетсяединствомцелейвоспитания, обученияиразвитияличности, наличиемопределеннойучебно-воспитательнойпрограммы.
Управляемость - процесспереводапедагогическихситуаций, процессовизодногосостояниявдругое, соответствующеепоставленнойцели.Системность. Педагогическийпроцесскакцелостнаясистемаобъединяетвзаимосвязанныеотносительносамостоятельныепроцессы: сплочениеколлективаиразвитиееговоспитательныхфункций; преподавание; организацияучебноготруда; организациявнеучебнойтворческойдеятельности. Каждомуизэтихотносительносамостоятельныхивтожевремявзаимосвязанныхпроцессовприсущисвоизадачи, условия, содержательныеформывзаимодействияпедагоговиобучающихся, достигаемыеприэтомрезультаты. Педагогическийпроцессхарактеризуют, мотивы, цели, задачи, содержание, методы, организационныеформывзаимодействияпедагоговиобучающихся, достигаемыеприэтомрезультаты. Впедагогическомпроцессепосредствомцеленаправленноорганизуемойдеятельности (учебно-познавательной, производственной, творческойидр.), путемобщенияпедагоговиобучающихся (воспитателейивоспитуемых), систематическоговлияниянасознание, волюиэмоциипоследнихосуществляетсяпередачаиактивноеусвоениеимисоциальногоопыта.

Впедагогическомпроцессеучаствуютвовзаимосвязаннойдеятельностиегосубъекты - педагог (преподавание) иобучающийся (учение). Какэлементыпедагогическогопроцессамогуттеоретическирассматриватьсявдинамикеинакаждомэтапецелиисодержаниеобразования, мотивысубъектовобучения, формыегоорганизации, средстваирезультаты.


Рис. 14. Характеристикиисвойствапедагогическогопроцесса

Динамичностьпедагогическогопроцессадостигаетсязасчетвзаимодействиячетырехегоструктур: воспитательной, дидактико-методической, психологическойиэргономической.
Содержательностьпедагогическогопроцессаопределенавспециальныхпрограммах, отражающихосновычеловеческогоопытавобластисоциальныхотношений, идеологии, производства, труда, наукиикультуры.
Результативностьпедагогическогопроцессаотражаетэффективностьегопротекания, характеризуетдостигнутыеизменениявсоответствииспоставленнойцелью [1].
Прогнозируемость. Наосновенакопленныхданныхорезультатахпротеканияпедагогическогопроцессапозволяетпредвидетьдальнейшееразвитиекомпонентов, входящихвегоструктуру, атакженаправленияподготовкиобучающихся.
Взаимодействиеивзаимовлияниевсехназванныхэлементовсоставляетмеханизмреализациипедагогическогопроцесса, которыйможетбытьпоняттолькоприучетепсихическихпроцессов, происходящихвходеученияипреподавания.
Педагогическийпроцессотличаеттригруппысвойств: две - инвариантныеиодна - вариативная. Перваяинвариантнаягруппахарактернадлялюбоговидаобучения, независимоотвремени, местаитипаучебногозаведения. Кнейотносятся: единствопреподавания, ученияисодержанияобразования; единствосодержательнойипроцессуальнойсторонобучения; обязательностьоднойизорганизационныхформобучения; результативностьввидеразностороннеговлиянияналичностьобучающегосяидр.
Вторуюгруппуинвариантныхсвойствотличаетобучениеопределеннойцивилизации, специфическогосоциальногоорганизма; т.е. направленностьвоспитанияиобразованиянаразвитиеличностииндивида; соотношениеобщегообразованияитрудовогообучения; связьобучениясжизньюобществаидр. Втораягруппасвойствсодержательнонаполняетпервую. Вместестемихреализациязависитотпедагогическогосознанияобщества.
Вариативнаягруппапризнаковпедагогическогопроцессаобусловленаконкретнымвременемизависитотзнанийпедагога, егогражданскихипрофессиональныхвоззренийиволи. Кэтимпризнакамможноотнести: направленностьобучениянасамообразованиеиНОб; обучениявсехобучающихсяпосильномутворчеству; соединениеобщегообразованияспрофессиональнымсамоопределением; активноеиспользованиесовременныхтехническихсредствобучения; разнообразиеорганизационныхформ, содействующихсамореализацииличностиидр.
Процессуальнаяструктурапедагогическогопроцессавключаетмотивационно­целевой, предметно-содержательный, когнитивно-операциональный, оценочно­коррекционный, рефлексивно-прогностическийиорганизационно-деятельностныйкомпоненты. Онивзаимосвязаныивзаимообусловлены.
Педагогическийпроцессвыполняетследующиефункции: воспитательную, образовательную, развивающуюисоциальную.

Рис. 15. Психолого-педагогическиеосновыпедагогическогопроцесса

Знаниесвойствипсихолого-педагогическихосновпедагогическогопроцессапомогаетопределитьсферупоисковзакономерностейвоспитывающегообучения, областьвозможныхпедагогическихинноваций, путиповышениякачестваобразованияиустранениянедостатков. Психолого-педагогическиеосновыцелостногопедагогическогопроцессапоказанынарис. 15.
Средствомпознанияиуправленияпедагогическимпроцессомявляетсяегомоделирование. Вмоделипедагогическогопроцессаотражаютсяобъективные, независящиеотусловийегопротеканиязакономерности.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных