Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Общая характеристика педагогического процесса
Внастоящеевремявобразовательнойпрактикеиспользуютсяразличныепонятия «педагогическогопроцесса». Влитературеонотрактуетсякакцеленаправленнаяорганизацияжизнедеятельностиобучающихсявсоответствииспоставленнымицеляминаосновезнаниязаконоввоспитанияиразвитияличности. Онреальносуществуеткакнаучнообоснованнаяразвивающаяисовершенствующаясистема «воспитатель - воспитанник», «учитель - ученик», «преподаватель - студент», опирающаясянатеориювозрастногоразвитияимастерствапедагога [1, 37]; целенаправленное, сознательноорганизуемое, развивающеесявзаимодействиевоспитателейивоспитуемых, входекоторогорешаютсяобщественнонеобходимыезадачиобразованияивоспитания; единствопроцессовобучения, воспитания (вузком, специальномсмысле) ипроцессаразвитиявоспитуемых [2, 201]; бинарнаядеятельностьпреподавателясобучающимся, когдапедагогпомогаетобучающемусявпреодолениитрудностей. Сутьпедагогическойпомощизаключаетсявнаправленности, характерепедагогическогопроцессаиврешаемыхзадачахразвитияивоспитанияличности. Педагогпомогаетлишьвтомслучае, еслионобъявляет, показывает, напоминает, намекает, подводит, объективирует, советует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стимулирует, вселяетуверенность, заинтересовывает, задаетмотивы, воодушевляет, проявляетлюбовь, уважение, поощряемуютребовательность; внутреннесвязаннаясовокупностьмногихпроцессов, сутькоторыхзаключаетсявтом, чтосоциальноценностныйопытпревращаетсявкачествоформируемогочеловека (М.А. Данилов).Педагогическийпроцесснеразрывносвязансдругимисоциальнымипроцессами - экономическим, политическим, духовно-нравственнымидр. Этасвязьнаходитнепосредственноепроявлениевегоцелях, задачах, содержании, педагогическойдеятельностиирезультатах. Обострениепротиворечийвсистемеодногоизпроцессовоказываетнегативноевлияниенадругие, чтовызываетнеобходимостьегоформирования.Помимодругихсоциальныхявлений, напедагогическийпроцессопределенноевлияниеоказываютивнешниеусловия: природно-географические, общественные, производственные, культурныеидр.Педагогическомупроцессуприсущаопределеннаясовокупностьхарактеристик. Рассмотримкраткоихсодержание (рис.14).Целостность, подчеркивающаяподчиненностьвсехсоставляющихегопроцессовединойцели - образовательной, развивающейивоспитательной. Целостностьпедагогическогопроцессаобеспечиваетсяединствомцелейвоспитания, обученияиразвитияличности, наличиемопределеннойучебно-воспитательнойпрограммы. Управляемость - процесспереводапедагогическихситуаций, процессовизодногосостояниявдругое, соответствующеепоставленнойцели.Системность. Педагогическийпроцесскакцелостнаясистемаобъединяетвзаимосвязанныеотносительносамостоятельныепроцессы: сплочениеколлективаиразвитиееговоспитательныхфункций; преподавание; организацияучебноготруда; организациявнеучебнойтворческойдеятельности. Каждомуизэтихотносительносамостоятельныхивтожевремявзаимосвязанныхпроцессовприсущисвоизадачи, условия, содержательныеформывзаимодействияпедагоговиобучающихся, достигаемыеприэтомрезультаты. Педагогическийпроцессхарактеризуют, мотивы, цели, задачи, содержание, методы, организационныеформывзаимодействияпедагоговиобучающихся, достигаемыеприэтомрезультаты. Впедагогическомпроцессепосредствомцеленаправленноорганизуемойдеятельности (учебно-познавательной, производственной, творческойидр.), путемобщенияпедагоговиобучающихся (воспитателейивоспитуемых), систематическоговлияниянасознание, волюиэмоциипоследнихосуществляетсяпередачаиактивноеусвоениеимисоциальногоопыта.
Впедагогическомпроцессеучаствуютвовзаимосвязаннойдеятельностиегосубъекты - педагог (преподавание) иобучающийся (учение). Какэлементыпедагогическогопроцессамогуттеоретическирассматриватьсявдинамикеинакаждомэтапецелиисодержаниеобразования, мотивысубъектовобучения, формыегоорганизации, средстваирезультаты.
Рис. 14. Характеристикиисвойствапедагогическогопроцесса
Динамичностьпедагогическогопроцессадостигаетсязасчетвзаимодействиячетырехегоструктур: воспитательной, дидактико-методической, психологическойиэргономической. Содержательностьпедагогическогопроцессаопределенавспециальныхпрограммах, отражающихосновычеловеческогоопытавобластисоциальныхотношений, идеологии, производства, труда, наукиикультуры. Результативностьпедагогическогопроцессаотражаетэффективностьегопротекания, характеризуетдостигнутыеизменениявсоответствииспоставленнойцелью [1]. Прогнозируемость. Наосновенакопленныхданныхорезультатахпротеканияпедагогическогопроцессапозволяетпредвидетьдальнейшееразвитиекомпонентов, входящихвегоструктуру, атакженаправленияподготовкиобучающихся. Взаимодействиеивзаимовлияниевсехназванныхэлементовсоставляетмеханизмреализациипедагогическогопроцесса, которыйможетбытьпоняттолькоприучетепсихическихпроцессов, происходящихвходеученияипреподавания. Педагогическийпроцессотличаеттригруппысвойств: две - инвариантныеиодна - вариативная. Перваяинвариантнаягруппахарактернадлялюбоговидаобучения, независимоотвремени, местаитипаучебногозаведения. Кнейотносятся: единствопреподавания, ученияисодержанияобразования; единствосодержательнойипроцессуальнойсторонобучения; обязательностьоднойизорганизационныхформобучения; результативностьввидеразностороннеговлиянияналичностьобучающегосяидр. Вторуюгруппуинвариантныхсвойствотличаетобучениеопределеннойцивилизации, специфическогосоциальногоорганизма; т.е. направленностьвоспитанияиобразованиянаразвитиеличностииндивида; соотношениеобщегообразованияитрудовогообучения; связьобучениясжизньюобществаидр. Втораягруппасвойствсодержательнонаполняетпервую. Вместестемихреализациязависитотпедагогическогосознанияобщества. Вариативнаягруппапризнаковпедагогическогопроцессаобусловленаконкретнымвременемизависитотзнанийпедагога, егогражданскихипрофессиональныхвоззренийиволи. Кэтимпризнакамможноотнести: направленностьобучениянасамообразованиеиНОб; обучениявсехобучающихсяпосильномутворчеству; соединениеобщегообразованияспрофессиональнымсамоопределением; активноеиспользованиесовременныхтехническихсредствобучения; разнообразиеорганизационныхформ, содействующихсамореализацииличностиидр. Процессуальнаяструктурапедагогическогопроцессавключаетмотивационноцелевой, предметно-содержательный, когнитивно-операциональный, оценочнокоррекционный, рефлексивно-прогностическийиорганизационно-деятельностныйкомпоненты. Онивзаимосвязаныивзаимообусловлены. Педагогическийпроцессвыполняетследующиефункции: воспитательную, образовательную, развивающуюисоциальную.
Рис. 15. Психолого-педагогическиеосновыпедагогическогопроцесса
Знаниесвойствипсихолого-педагогическихосновпедагогическогопроцессапомогаетопределитьсферупоисковзакономерностейвоспитывающегообучения, областьвозможныхпедагогическихинноваций, путиповышениякачестваобразованияиустранениянедостатков. Психолого-педагогическиеосновыцелостногопедагогическогопроцессапоказанынарис. 15. Средствомпознанияиуправленияпедагогическимпроцессомявляетсяегомоделирование. Вмоделипедагогическогопроцессаотражаютсяобъективные, независящиеотусловийегопротеканиязакономерности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|