Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Детям предлагается принять позу «кучера на дрожках». Инструкция: «Весь корпус расслаблен, никакого напряжения, мышцы шеи, рук, спины, ног вялые, они как бы выключены, голова




слегка наклонена вперед, плечи опущены, руки на коленях лежат вя­ло, расслабленно, все заняли позу кучера на дрожках. Начинаем се­анс здорового отдыха, учимся произвольно регулировать свое пси­хическое состояние. Я буду считать до десяти, когда скажу десять — глаза закрыть. Раз, два... забыли, что мы в классе, три, четыре... слу­шаем только мой голос, пять, шесть... никакой критики, только мой голос, семь, восемь... полностью успокоились, девять, десять... глаза закрыты».

Вторая часть (основная) Формулы:

1. Все мысли уходят, я погружаюсь в покой... некоторые фра­зы я буду произносить громко, вы должны шепотом повторять.

2. Я погружаюсь в покой... шепотом повторили и почувство­вали погружение в покой, освобождаясь от скованности и напря­жения... Я лежу на берегу реки. В лесу журчит вода, поют птицы, шумит листва деревьев... Всйомните это ощущение покоя.

3. Все мои мышцы приятно расслаблены для отдыха... Почувствуйте сами приятное расслабление мышц. Голос мой

будет то появляться, то исчезать. Вы должны сами выработать не­обходимое состояние покоя. Каждый мой мускул расслаблен и вял. Сами выработайте в себе это состояние. Все мое тело отды­хает. Мне легко и приятно.

4. Я спокойно отдыхаю... Я ни о чем не думаю.

Я лежу на спине, смотрю в голубое небо, там плывут облака, на­до мной качаются верхушки деревьев, я слушаю успокаивающий шум леса. Я все глубже и глубже погружаюсь в покой. Покой, как одеяло, окутал меня, я как будто бы повис в воздухе, будто нахо­жусь в состоянии невесомости, у меня такое ощущение, будто я рас­таял. Полный физический и психический покой. Работаете вы все хорошо. Все хорошо. Вошли в состояние физического и психичес­кого покоя. Вы чувствуете полный физический и психический по­кой.....Переходим к ощущению следующего состояния. Ощущению

тяжести правой руки.

5. Чувствую тяжесть в правой руке. Мышцы напрягать не на­до, пальцы в кулаке не сжимайте. Правая рука тяжелая. В правой руке тяжелая сумка, набитая книгами. Сумка своей тяжестью тя-

нет правую руку. Правая рука давит на колено правой ноги. Рука приятно отяжелела. Рука лежит спокойно, неподвижная, теплая. Сами вырабатываем ощущение тяжести в правой руке. Рука тяже­лая. Полный физический и психический покой. Правая рука тяже­лая... тяжелая.

6. Чувствую приятное тепло в правой руке. Моя правая рука по­гружена в нагретый солнцем песок. Песок нагревает правую руку. Кровеносные сосуды в руке расширились. Приятное тепло струит­ся от плеча в предплечье, из предплечья в кисть правой руки. Пра­вая рука теплая. Рука теплая. Здоровая, горячая кровь согревает пра­вую руку, приятное тепло проходит по рукам. Тепло доходит до пальцев. Чувствую тепло в кончиках пальцев. Вы, ребята, хорошо работаете. Вы молодцы. Вы чувствуете тепло. Я научился расширять сосуды в руке. Я могу расширять сосуды в руке. Я сам выработал со­стояние физического и психического покоя, тяжести и тепла в пра­вой руке.

Часть третья (выход из состояния релаксации).

Формула: «Я хорошо отдохнул... чувствую легкость во всем те­ле, чувствую бодрость и свежесть. Полон сил и бодрости. Готов к очередным занятиям. Я буду считать до десяти, когда скажу де­сять — глаза открыть. Раз, два... тяжесть правой руки уходит, три, четыре... тепло правой руки уходит, пять, шесть... С каждым вдо­хом уходит тепло и тяжесть правой руки. Семь, восемь... настро­ение хорошее, хочется встать и действовать. Девять, десять... гла­за открыть, глубокий вдох, потянулись, улыбнулись».

Представленные автором формулы вполне доступны для детей школьного возраста и были успешно использованы нами при про­ведении психорегулирующих тренировок (Мамайчук, Ортис, 1989).

Основной целью психорегулирующих тренировок, разрабо­танных нами для детей и подростков с нарушениями в поведении, является смягчение эмоционального дискомфорта, формирование у них приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и са­моконтроля поведения.

Занятия проводятся поэтапно с учетом возрастных и индиви­дуально-психологических особенностей ребенка, через день с не­большой (до 5 человек) группой.

Основные требования к организации занятий.

Помещение для занятий должно быть достаточно просторным, хорошо проветриваться. Необходимо, чтобы помещение было защи­щено от внешних шумов. Освещение помещения не должно быть слишком ярким. В помещении должны быть установлены мягкие кресла с высокими подлокотниками. Желательно, чтобы кроме кре­сел были специальные кушетки для занятий в положении лежа.

Время занятий следует подобрать так, чтобы они проводились не раньше, чем через 2-3 часа после еды. Продолжительность каждого занятия 30-40 минут, включая последующее заполнение дневников-отчетов. На первых занятиях подростки выполняют меньшее число упражнений, но каждое упражнение выполняется дольше. Таким образом, общая продолжительность занятий оста­ется неизменной. Продолжительность курса зависит от индиви­дуальных особенностей подростка. Опыт нашей работы показал, что он может продолжаться от 15 до 45 занятий. Частота занятий зависит от конкретных условий. В амбулаторных условиях заня­тия проводятся реже, чем в стационаре или в школе. В процессе занятий обязательно используется звуковое сопровождение. Как правило, магнитофонные записи. Сразу после каждого занятия подростки получают домашние задания и заполняют дневники-отчеты. Отчеты являются важнейшим средством контроля психо­лога за состоянием и успехами занимающихся. Кроме дневников-отчетов необходимы объективные наблюдения психолога за состоянием занимающихся и сопоставление их с самоотчетами.

Требования к специалисту-психологу.

Психолог осуществляет отбор занимающихся и руководит заня­тиями. Новые упражнения осваиваются занимающимися только под руководством психолога. В процессе проведения занятий словесные формулы должны произноситься психологом достаточно четко. Вы­сокие требования предъявляются к интонации голоса психолога. Это могут быть повелительные и успокаивающие интонации. Красоч­ность, убедительность и образность речи психолога является важным фактором в процессе занятий. Не следует допускать резкий дирек­тивный тон. Нежелательно зачитывать формулы по написанному тексту. Психолог должен быть предельно искренним и должен пере­живать содержание занятий вместе со своими подопечными.

Психорегулирующие тренировки (ПРТ) состоят из четырех этапов: установочный, успокаивающий, обучающий и восстанав­ливающий.

На первых занятиях первого этапа (установочного) психолог рассказывает подросткам о целях и задачах ПРТ, об их значении в регуляции поведения человека в экстремальных условиях. При­меры должны быть убедительными. Рекомендуется предложить подросткам задать вопросы, рассказать о том. что они сами знают о резервных возможностях психики человека, о йогах, медитаци­ях и пр. Содержание установочной беседы зависит от возраста и индивидуально-психологических особенностей членов группы.

На следующих занятиях подросткам демонстрируются табли­цы-схемы проекций частей тела в коре головного мозга. Обраща­ется их внимание на то, что руки занимают непропорционально много места в кортикальном представительстве тела. Это указы­вает на то, что лицо и рука посылают в мозг наибольшее количе­ство сигналов. «Чем больше сигналов, тем больше возбуждается мозг и наоборот, чем больше возбуждается мозг, тем больше им­пульсов он посылает на наше тело. Например, тремор рук у чело­века после напряженной работы. Таким образом, существует тес­ная связь между нашим телом и мозгом. Эта связь двухсторонняя и, человек может добиться успокоения, управляя своей мускула­турой. Это доступно каждому».

На следующих занятиях установочного этапа мы обучаем под­ростков релаксации по методу Джекобсона. Цель метода — произ­вольное расслабление поперечно-полосатых мышц в покое. Обу­чение этому методу проводится в три шага.

Основной целью этих занятий является обучение подростка осознавать и чувствовать даже слабое мышечное напряжение и це­ленаправленно расслаблять мышцы-сгибатели.

Упражнения: предложить подростку, лежа на спине, сгибать и разгибать руки в локтевых суставах, резко напрягая мышцы рук, затем резко их расслабляя. Повторять упражнение не­сколько раз.

Затем продолжать обучать подростка расслаблению мышц шеи, туловища, плечевого пояса, ног, а затем мышц лица, глаз, гортани.

Второй шаг — обучение дифференцированной релаксации. Например, тренировать расслабленные мышцы в процессе чтения, письма и других занятий, в положении сидя расслаблять муску­латуру.

Третий шаг — подростка обучают наблюдать за собой в по­вседневной жизни и отмечать, какие мышцы напрягаются при волнении, страхе, тревоге, смущении. Рекомендуется'целена­правленно уменьшать, а затем снимать локальное напряжение мышц.

Следует подчеркнуть, что овладение методом прогрессивной мышечной релаксации вызывает у многих подростков существен­ные затруднения. В связи с этим не рекомендуется требовать от подростка полного овладения этим методом. Основной целью этих занятий является формирование у подростка положительной установки на ПРТ, а также диагностика его способности к само­регуляции.

Второй этап — успокаивающий, в процессе которого использу­ется вербально-музыкальная психокоррекция с целью снятия пси­хического напряжения. Многочисленные исследования психологов показали, что сильное физиологическое воздействие на организм оказывают хорошо известные классические и народные мелодии (Рогов, 1996 и др.). Опыт нашей работы показал, что для снятия психического напряжения целесообразно использовать такие му­зыкальные произведения, как «Сладкие грезы» Чайковского, «Гру­стный вальс» Сибелиуса, «Фантазия-экспромт» Шопена, романс Шостаковича к кинофильму «Овод», «Аве-Мария» Шуберта, «Лунная соната» Бетховена и др. Рогов рекомендует подбирать му­зыкальные произведения в зависимости от состояния ребенка или подростка (Рогов, 1996).

При переутомлении и нервном истощении рекомендуются та­кие произведения, как «Утро» Грига, «Полонез» Огинского. При угнетенном, меланхолическом настроении — «К радости» Бетхо­вена, «Аве-Мария» Шуберта. При выраженной раздражительно­сти, гневливости — «Хор пилигримов» Вагнера, «Сентименталь­ный вальс» Чайковского, а при снижении сосредоточенности внимания — «Времена года» Чайковского, «Лунный Свет» Дебюс­си, «Грезы» Шумана.

Психолог предлагает детям удобно расположиться в кресле, за­крыть глаза и расслабиться, слушая музыкальное произведение. В нашей практике мы чаще использовали «Лунную сонату». На фо­не расслабляющей музыки психолог спокойным голосом говорит де­тям: «Вы спокойны, вы совершенно спокойны... Представьте себе, что вы находитесь на берегу моря... Мягкий, теплый ветерок овева­ет ваше лицо... Море синее, синее... Вода теплая... Вы лежите на теп­лом песке, он согревает вас... Вам легко и приятно, легко и приятно, легко и спокойно,... спокойно».

Не рекомендуется, чтобы занимающиеся засыпали на занятии, что наблюдается у высоко внушаемых детей и подростков. Им можно предложить зрительно-музыкальные стимулы, также на­правленные на снятие напряжения и создание позитивных уста­новок на последующие занятия. С этой целью используется спе­циально подобранные нами изображения природы (лес, поле, морской прибой и др.), которые представляются на экране на фо­не специальной расслабляющей музыки.

После каждого занятия детям предлагались карточки с изоб­ражением лица с различной мимикой (грусть, радость, удивление, задумчивость). Ребенок выбирал карточку, которая соответство­вала его настроению после занятия. Для подростков мы исполь­зовали полярные определения:

— веселый — грустный;

— спокойный — взволнованный;

— теплый — холодный;

— ясный — мрачный.

Подросток должен был отразить свое настроение в пятибалль­ной оценке. Кроме того, целесообразно предложить тест Люшера для оценки эмоционального состояния подростка.

Опыт нашей работы показал, что установочный этап, как пра­вило, длится от 2 до 7 занятий. В конце каждого занятия необхо­димо подчеркнуть, что более глубокому отдыху способствует рас­слабление всех мышц конечностей и тела, которое субъективно воспринимается человеком как чувство тяжести.

Третий этап — обучающий, целью которого является обучение детей и подростков произвольному расслаблению с помощью

специальных релаксирующих упражнений. С этой целью исполь­зуются упражнения из методик Шульца на вызывание тепла и тя­жести, на регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных сокра­щений, но модифицированные для детского и подросткового возраста. Формулы должны сочетаться с конкретными эмоцио­нальными образами, вызывающими у человека необходимые для данного упражнения ощущения. Формулы требуется произно­сить «про себя», соотнося их с дыханием. Как правило, формулы, произносимые на выдохе, дают больший расслабляющий эффект. Если формула слишком длинная и ее не успеть «проговорить» в течение одного выдоха, то рекомендуется растянуть ее на два выдоха. В процессе занятий могут быть использованы следующие формулы:

— я приготовился к отдыху;

— я успокаиваюсь;

— отвлекаюсь от всего;

— посторонние звуки не мешают мне;

— уходят все заботы, волнения, тревоги:

— мысли текут плавно, медленно;

— я отдыхаю;

— я совершенно спокоен.

Традиционно расслабление необходимо начинать с правой руки.

На первом занятии детям необходимо научиться с закрытыми глазами мысленно, как можно ярче, представить себе образ совер­шенно расслабленной, тяжелеющей правой руки. Для этого мож­но использовать следующую формулу:

— моя правая рука тяжелая; или вся правая рука от плеча до кончиков пальцев тяжелая-тяжелая...

Эту формулу необходимо представить обучающемуся в мак­симальной наглядности.

Задание считается выполненным, когда ощущение тяжести правой руки отчетливо фиксируется подростком.

На втором занятии проводится обучение подростка вызыва­нию тепла в правой руке. Сидя в удобной позе или лежа, с закры­тыми глазами, подросток вызывает тепло в руке с помощью сле­дующих формул:

— правая рука теплеет, или в правой руке появляется прият­ное ощущение тепла.

После каждого занятия ребенок должен отразить в отчете об­щее самочувствие и описать свои ощущения в руках и ногах.

Рекомендуется предложить ребенку проводить самостоятель­ную тренировку перед сном (домашнее задание).

На третьем и последующих занятиях можно предложить уп­ражнения на дыхание. С этой целью используются дыхательные гимнастики.

Перед началом дыхательных упражнений необходимо рас­сказать детям о значении дыхания в жизни человека.

1 шаг — постепенное удлинение выдоха, пока он не станет вдвое длиннее вдоха;

2 шаг — удлинение всех фаз дыхания;

3 шаг — уменьшение вдоха, пока не поравняется с выдохом. Дыхательные упражнения вызывают большие трудности не

только у детей, но и подростков. Главное — научить ребенка уд­линять выдох. Например, на счет 1,2, 3, 4 — вдох, затем 1, 2, 3, 4 — выдох (повторить два раза). Затем выдох увеличить до 5 раз, затем 6, затем 8. Каждое упражнение повторять по два, три раза.

После усвоения дыхательных упражнений рекомендуется обу­чать ребенка ощущению глубинного тепла в животе. Выполнение этого упражнения способствует расслаблению внутренних орга­нов. Предварительно можно предложить ребенку сконцентриро­вать свое внимание на том, как проходит пища или вода в желудок. Например: «Ты глотнул горячее молоко, оно проходит через пище­вод к желудку». Или: «Представьте себе, на месте желудка лежит грелка, ее тепло проникает внутрь желудка». В качестве формулы самовнушения можно использовать следующие: мой живот мяг­кий, теплый.

Пятое упражнение направлено на вызывание тепла в солнеч­ном сплетении, что способствует снятию неприятных ощущений и болей в животе, обеспечивает гармоничное функционирование внутренних органов брюшной полости и регулирует кровообра­щение гладкой мускулатуры.

Шестое упражнение направлено на вызывание ощущения про­хлады лба с помощью формулы: «Мой лоб слегка прохладен». По­вторяя эту формулу несколько раз, можно предложить ребенку зрительные образы. Например: «Я нахожусь около вентилятора... прохладный воздух овевает мое лицо».

Седьмое упражнение направлено на произвольную регуляцию сердечных сокращений. После краткого повторения всех усвоен­ных ранее упражнений предложите детям формулу: «Ваша левая рука погружается в теплую воду. В вашей руке теннисный мячик, вы его ритмично сжимаете... на вдохе — напряжение, на выдохе — расслабление мячика». Такие воображаемые движения проводят­ся в определенном темпе, от замедленного до ускоренного... Затем по команде психолога они прекращаются. Произвольная регуля­ция частоты сердечного ритма вызывает существенные труднос­ти у детей и подростков. Опыт нашей работы показал, что впол­не достаточно описанных выше идеомоторных упражнений для обучения ребенка или подростка сосредоточению на частоте сер­дечных сокращений.

После обучения ребенка или подростка произвольному рас­слаблению с помощью описанных выше упражнений следует пе­реходить к восстанавливающему этапу.

Четвертый этап — восстанавливающий.

На фоне релаксации (аутогенного погружения) предлагается выполнить специальные упражнения, направленные на коррек­цию эмоциональных состояний, настроений, развитие коммуни­кативных навыков, перцептивных процессов и пр.

Например, для моделирования настроения целесообразно ис­пользовать метод сенсорных образов-ассоциаций. Подростку, нахо­дящемуся в состоянии аутогенного погружения, предлагаются клю­чевые слова, например, оранжевый апельсин. После нескольких мысленных повторов у подростка возникает четкий зрительный об­раз. Затем подростку предлагается цепочка последовательных ас­социаций: оранжевый цвет, солнечный песок, песок на пляже, поле ромашек и пр. Подросткам предлагается вжиться в специфические сенсорные ощущения, моделирующие определенную эмоциональ­ную гамму. Концентрация на оранжевом цвете способствует повы­шению настроения у подростков.

Важное значение имеет метод сюжетных представлений.

Подростку, находящемуся в состоянии аутогенного погруже­ния, предлагается сначала представить себя в индифферентной ситуации, затем в эмоционально-значимой обстановке, связанной с имеющимися у него проблемами. Например, пришел из школы и необходимо приступить к приготовлению уроков, или застенчи­вый подросток стесняется подойти к учителю и задать ему вопрос и пр. Подросток представляет данную ситуацию, и психолог пред­лагает ему формулы: «Я спокоен, совершенно спокоен... я успеш­но справлюсь, найду правильный выход из любой ситуации».

В процессе упражнений на сюжетное представление подрос­ток должен:

— ясно представить положительное переживание, например, от выполнения домашнего задания, общения с незнакомым человеком и пр. и воспроизвести этот образ в сознании;

— в воображении необходимо как можно яснее и четче пред­ставить результаты сделанного;

— представить, что результат для себя очень важен.

В процессе занятий можно использовать формулы, направлен­ные на укрепление эмоционально-волевой сферы и уверенности у подростка.

Например:

Я все лучше владею собой...

Я владею своими мыслями...

Я владею своими чувствами...

Я всегда внимателен...

Я постоянно собран...

Я всегда уверен в себе...

Я всегда уравновешен...

Я владею собой...

Опыт нашей работы показал, что психорегулирующая трени­ровка (ПРТ) способствует повышению устойчивости детей и под­ростков к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систе­матических занятиях ПРТ у детей и подростков нормализуются тормозные процессы, что дает им возможность управлять своим эмоциональным состоянием, подавлять вспышки раздражения

и гнева. Особенно целесообразно использовать ПРТ с подростка­ми, у которых эмоциональные проблемы проявляются в основном в сфере межличностных конфликтов.

Кроме психорегулирующих тренировок с целью коррекции эмоционального напряжения у подростков целесообразно исполь­зовать психомышечные тренировки (А. В. Алексеев, 1985).

Данный метод включает в себя 4 основные задачи:

1. Обучение ребенка расслаблять мышцы тела и лица методом прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону.

2. Обучение с предельной силой воображения, но без напря­жения представлять содержание формы самовнушения.

3. Учить удерживать внимание на мысленных объектах.

4. Научить воздействовать на себя необходимыми словесны­ми формулами.

Психомышечные тренировки целесообразно использовать с детьми от 10 лет и старше.

При выполнении психорегулирующих и психомышечных тре­нировок необходимо учитывать возрастные, индивидуально-пси­хологические и клинические характеристики подростка.

Не рекомендуется брать на занятия подростков с эписиндро-мом, с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой систе­мы, с эндокринными нарушениями и легочной недостаточностью.

Необходимо тщательно выполнять следующие методические требования:

1. выполнение подростком каждого упражнения;

2. самонаблюдение и фиксация возникших во время упраж­нений ощущений;

3. самостоятельное повторение подростком упражнений в те­чение дня (два-три раза).

В детской и подростковой клинике широко используется пси­хогимнастика, предложенная чешским психологом Г. Юновой и модифицированная М. И. Чистяковой. Занятия по психогимна­стике включают в себя ритмику, пантомиму, коллективные танцы и игры. Занятия состоят из трех фаз:

1 фаза — снятие напряжения с помощью различных вариантов бега, ходьбы, имеющих социально-психологическое значение (ко­го выбрать в напарники и т. д.).

2 фаза — пантомима (например, изображение страха, расте­рянности, удивления и пр.).

3 фаза — заключительная, основной целью которой является закрепление чувства принадлежности к группе (используются различные коллективные игры и танцы).

М. И. Чистякова использовала этот метод для детей младше­го возраста и несколько модифицировала его.

1 фаза — обучение детей технике выразительных движений.

2 и 3 фазы — обучение использованию выразительных движе­ний в воспитании эмоций и высших чувств.

4 фаза — обучение навыкам саморасслабления.

Психогимнастику авторы предлагают использовать в профи­лактических целях с подростками, имеющими эмоциональные проблемы, а также в процессе групповой психокоррекции на эта­пе «разминка».

Глава 9.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных