ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И РЕАКЦИЙРуководство по методике измерения родительских установок и реакций было любезно предоставлено редакции автором-со-ставителем, кандидатом психологических наук Т.ВАрхиреевой, работающей в Новгородском педагогическом институте. Для того чтобы определить, как осуществляется воспитание ребенка в семье, психологи нашей страны в большинстве случа-ев пользуются тремя наиболее известными методиками: «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г.Эйдемиллера, «Тест-оп-росник родительского отношения» (ОРО) А.Я.Варги и В.В.Смо- лина, переходный опросник «Измерение родительских устано-вок и реакций» (РАКУ) Е.Шефера. Хотя последний из них и используется, его психометрической адаптации для русскоязыч-ной выборки ранее не проводилось. Каждый из перечисленных опросников имеет свою специфи-ку применения. Методика ОРО в большей мере ориентирована на изучение особенностей родительской позиции матери или от-ца по отношению к конкретному ребенку. Опросник включает утверждения типа «Я стараюсь выполнить все просьбы моего ре-бенка» или «Я часто ловлю себя на враждебном отношении к моему ребенку» и т. д. Можно сказать, что он изучает индивиду-альный опыт родителей в воспитании конкретного ребенка. Методика АСВ стандартизирована и валидизирована на ро-дителях подростков от 14 до 18 лет, находящихся на учете в ПНД и инспекции по делам несовершеннолетних. Это определяет це-ли использования опросника: выявление ошибок в родительском воспитании. Этот опросник так же, как и ОРО, изучает индиви-дуальный опыт родителя в воспитании подростка. Опросник РАКУ направлен на изучение наиболее общих осо-бенностей родительского воспитания. Он не связан с установка-ми на воспитание конкретного ребенка. Родители выражают свое мнение, касающееся воспитания детей вообще. Это позволяет изучать установки родителей на воспитание ребенка априорно, что необходимо в практике усыновления и при создании семей-ных детских домов. Все три опросника можно применять как порознь, так и в комплексе, поскольку они взаимно дополняют друг друга. «ИЗМЕРЕНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК И РЕАКЦИЙ» (РАКѴ) Опросник РАКУ (4-я форма) включает 115 утверждений, ка-сающихся семейной жизни и воспитания детей. В него заложе-ны 23 шкалы, в каждой из шкал по 5 вопросов. Есть шкалы, связанные между собой. Утверждения в опроснике расположены так, что они повторяются в шкале через каждые 23 пункта. На-пример, шкала 1 «Предоставление ребенку возможности выска-заться» включает в себя такие пункты: 1, 24, 47, 70, 93; шкала 2 «Оберегание ребенка от трудностей» — 2, 25, 48, 71, 94 и т.д. Опросник объединяет следующие шкалы (приводим их назва-ния в том порядке, в каком они расположены в опроснике): 1. Предоставление ребенку возможности высказаться. 2. Оберегание ребенка от трудностей. 3. Ограничение матери ролью хозяйки дома. 4. Подавление воли ребенка. 5. «Жертвенность» родителей. 6. Страх причинить вред ребенку. 7. Супружеские конфликты. 8. Строгость родителей. 9. Раздражительность родителей. 10. Зависимость ребенка от матери. 11. Поощрение зависимости ребенка от родителей. 12. Подавление агрессивности ребенка. 13. «Мученичество» родителей. 14. Равенство родителей и ребенка. 15. Поощрение активности ребенка. 16. Избегание общения с ребенком. 17. Невнимательность мужа к жене. 18. Подавление сексуальности ребенка. 19. Власть матери. 20. Навязчивость родителей. 21. Товарищеские отношения между родителями и детьми. 22. Ускорение развития ребенка. 23. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка. РАКУ является многомерным опросником, поэтому осущест-влялось выявление связей между шкалами с помощью факторного анализа. В результате было получено три фактора. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|