Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В истории цивилизации




Во все периоды истории человечества здоровье зубов и десен неоспо­римо связывалось с гигиеной полости рта. Именно она с древних времен была первым и ведущим звеном местной профилактики стоматологичес­ких заболеваний.

Пожалуй, первыми приспособлениями по уходу за зубами следует счи­тать веточки деревьев, найденные при раскопках захоронений в древней Этрурии и Египте, с помощью которых удалялся зубной налет. Первая спе­циально изготовленная зубочистка из золота была обнаружена в Шумере и датирована 3000 г. до н. э. Древний Ассирийский медицинский текст со­держал описание процедуры очистки зубов указательным пальцем, обер­нутым тканью. Уже во втором тысячелетии до н. э. использовался зубной порошок, приготовленный из пемзы с добавлением натуральных кислот — винного уксуса или винной кислоты.

Относительно регулярная практика гигиены полости рта известна со вре­мен Древней Греции. Ученик Аристотеля Теофраст (умер в 287 г. до н. э.) свидетельствовал о том, что у греков считалось достоинством иметь бе­лые зубы и часто чистить их. В письмах греческого философа Альцифро-на, жившего во II веке до н. э., встречается упоминание о распространен­ном в то время средстве гигиены — зубочистке. Но все же регулярный уход за полостью рта не был распространен, пока Греция не стала провин­цией Рима. Под римским влиянием греки научились использовать для чи­стки зубов такие материалы, как тальк, пемзу, гипс, коралловый и корун­довый порошок, железную ржавчину. Диокл Каристский, афинский врач и современник Аристотеля, предупреждал: "Каждое утро следует проти­рать десны и зубы голыми пальцами, потом растирать внутри и снаружи на зубах мяту, чтобы удалить таким образом оставшиеся кусочки пищи".

Гигиена вообще и оральная гигиена в частности занимала значитель­ное место в жизни римлян. Ее необходимость отстаивал римский лекарь Цельсий. Сохранился рецепт для удаления и предупреждения образова­ния "черных пятен на зубах": чистить зубы смесью измельченных розовых лепестков, дубильного ореха и мирра, после чего полоскать рот молодым вином. Широко использовались порошки для чистки зубов с большим


Местная профилактика стоматологических заболеваний в истории цивилизации


количеством компонентов. Входившие в их состав в качестве основы кость, яичная скорлупа, раковины устриц сжигались, тщательно измельча­лись, иногда смешивались с медом. Вяжущими компонентами были мирр, селитра, оказывавшие одновременно укрепляющее действие на десны и зубы. Упоминалось вещество "нитрум" — вероятно, карбонат натрия или калия. Большинство компонентов добавлялись в порошки из суеверных соображений или просто из фантазии изготовителя. Гостям, приглашен­ным на обед, раздавали не только ложки и ножи, но и богато украшенные металлические зубочистки, часто изготовленные из золота, которые гос­ти даже могли забирать с собой домой. Пользоваться зубочисткой надле­жало при каждой перемене блюд. У древних греков и римлян зубочистки изготавливались из дерева, бронзы, серебра, золота, слоновой кости и гу­синого пера в виде тонких палочек, часто смонтированных вместе с ушной ложкой и ногтечисткой.

Эпоха раннего средневековья принесла первые свидетельства о про­фессиональном очищении полости рта: грек Павел Эгинский (605-690 гг.) предложил удалять зубные камни при помощи долота или других инстру­ментов. Он же писал о необходимости соблюдения гигиены полости рта, в частности чистки зубов после еды, подчеркивая, что разная пища, при­липая к зубам, оставляет налет.

Профилактика заболеваний полости рта занимала арабских врачева­телей. Врач западного халифата, лекарь эмира Хакарна II, автор трактата Аль—Тасриф (Метод), ставшего энциклопедией медицины и хирургии, Абуль Касим (абу—аль—Касим Халат ибн—Аббас аль—Захрави), извест­ный на Западе под именем Альбукасис (1050-1122), писал: "Иногда на поверхности зубов как снаружи, так и с внутренней стороны, а также под деснами образуются значительные зубные отложения, имеющие уродли­вый внешний вид, черные, зеленые или желтые по цвету. Эти отложония достигают десен, и зубы со временем обнажаются. Вам необходимо уло­жить голову пациента на колени и очистить зубы, на которых имеются от­ложения, пока зубы не станут соответствующего цвета, а не черного, жел­того, зеленого. Если достаточно одного очищения, то это прекрасно, однако если зубы полностью не очищены после одного посещения, ш не­обходимо сделать это и на второй, и на третий, и на четвертый день, до icx пор, пока желаемая цель не будет достигнута". Этот же пек<\\>\> и и отпил специальную металлическую скобу для удаления зубного камни.

О важности сохранения зубов в чистоте писал Авиценна (Лбу Али Ибн Сина, 980—1037). Для очистки зубов он предлагал исполь.к>нлп> m<>|>< кую


пенку, сожженные рога оленя, соль, растертые в порошок и сожженные панцири упитки.

В араб:кий мир понятие гигиены полости рта ввел еще пророк Магомет (родился в Мекке в 570 г. до н. э.), представив ее в мусульманскую рели­гию. Ислам учил соблюдению чистоты не только ума, но и тела. Среди прочих требований Коран предполагает полоскание полости рта перед молитвой трижды (то есть 15 раз в день). Пророк также рекомендовал чи­стить зубы прутиками дерева Salvadora persica, чья древесина содержала бикарбонат натрия и дубильную кислоту, оказывающую благотворное влияние на десны. Прутик вымачивался в чистой воде около 24 ч до тех пор, пока не начинали отделяться волокна. Кора снималась, обнажив твердое волокно, которое было довольно гибким и легко расщеплялось.

С прорэком Магометом связано еще много традиций, относящихся к гигиене полости рта. Например снятие зубных отложений в межзубных пространствах, пальцевой массаж десен. Многие правила гигиены, пред­ложенные Магометом, существуют в наше время и известны из работ му­сульманского теолога прошлого века ибн-Абдина: "Зубы следует чистить естественной щеткой в случае, если: 1) они стали желтыми; 2) если изме­нился запах изо рта; 3) после того, как вы встали с постели; 4) перед мо­литвой; 5) перед омовением".

С религиозными верованиями гигиена полости рта оказалась связан­ной и у индусов. Священная книга Веды содержала систему индийской ме­дицины, названной "наука жизни" (материалы, в них представленные, от­носятся к первой половине I тысячелетия). Медицинские и религиозные верования оказались важной причиной, сконцентрировавшей внимание индусов на их зубах. Рот рассматривался как ворота в тело, поэтому он должен был сохраняться абсолютно чистым. Брамины (священники) чис­тили зубы во время наблюдения за восходом солнца, молясь при этом и призывая Бога благословить их семьи. В древних книгах призывали к над­лежащему поведению и ежедневному режиму, уделяя особое внимание чистоте рта и необходимости удаления зубных отложений, используя спе­циальный инструмент с плоским заточенным алмазным концом. Индусы считали варварским применение зубных щеток из щетины животных. Их зубная щетка была сделана из веточек дерева, конец которого разделен на волокна. Деревья, из которых готовились такие прутья, были разнооб­разными, требовалось только, чтобы они были резкими по вкусу и обла­дали вяжущими свойствами. Ежедневный ритуал не ограничивался чист­кой зубов. После регулярных очищений язык выскабливался специально предназначенными для этого инструментом, а тело натиралось аромати-






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных