ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Консультативный контактДля эффективного психологического консультирования большое значение установление консультативного контакта (раппорта). Его качество зависит от многих факторов. Консультативное пространство. Идеальная ситуация консультирования – когда психолог имеет возможность принимать клиента в специально оборудованном кабинете, где обеспечены уединенность, удобство и комфорт, ничто не отвлекает от беседы. Если нет специальной мебели и отдельного помещения, можно организовать какую-то часть пространства, лучше в углу, посадив клиента спиной к двери, чтобы ограничить его поле зрения, максимально сосредоточив его на консультанте. При встрече клиента и знакомстве с ним следует придерживаться следующих правил: встать и встретить клиента на полпути, представиться, попросить клиента назвать имя и фамилию, предложить ему выбрать место и сесть, прежде чем расположиться самому. Для создания атмосферы доверия и непринужденности психолог с первых минут должен быть вежливым, гостеприимным хозяином и вести себя естественно. Оптимальный вариант посадки психолога и клиента – напротив друг друга и чуть наискосок, чтобы, с одной стороны, с легкостью видеть лицо собеседника и, с другой стороны, без труда было можно отвести глаза в сторону. Лучше сидеть не слишком близко друг к другу, чтобы оставалось свободное пространство для ног. Хорошо, если между ними находится нечто вроде журнального столика, на который можно что-то положить, вести запись. Большой стол может восприниматься как помеха, барьер между психологом и консультантом. Атмосфера консультирования будет, скорее всего, официальной. В таком случае наиболее благоприятной будет позиция расположения клиента и консультанта за столом на одной стороне. Консультанту в такой ситуации будет доступна вся невербальная информация, а также он и клиент смогут менять расстояние между собой при изменении консультативного контакта. Такое расположение позволяет в большей мере создавать отношения сотрудничества. Время консультирования. Время – важнейшая характеристика процесса консультирования. Желательно, чтобы уже первая встреча продолжалась столько же времени, сколько и последующие встречи. Если первая встреча затянется, она может создать у клиента иллюзии относительно продолжительности консультирования. Обычно консультативная беседа длится от 50 минут до 1 часа. Менее продолжительная беседа оставляет и у клиента, и у консультанта чувство недостаточной глубины возникших во время консультирования вопросов. Более продолжительная беседа утомляет как клиента, так и консультанта. Продолжительность беседы определяется консультантом в начале встречи, так как клиенту необходимо знать, каким временем он располагает. Когда продолжительность беседы не установлена, клиент постоянно нервничает, что прием может закончиться в любой момент. Временные пределы можно установить любыми способами: "Вы могли бы рассказать о том, чего ждете от нашей встречи. У нас есть 50 минут времени". "Как бы вы хотели использовать сегодняшнее время? У нас есть 50 минут". Спустя 40 минут лучше напомнить клиенту, что встреча заканчивается, например: "У нас осталось 10 минут, что бы вы хотели еще обсудить?" Время имеет огромное значение и для самого процесса беседы, у которого должны быть четко обозначены начало и конец. Именно поэтому часы на столе или на стене – важный атрибут психотерапевтического кабинета, напоминающий, что время идет, и нужно активно работать. В начале консультирования нужно определить общую продолжительность совместной работы психолога с клиентом. Иногда в начале это трудно установить, поэтому можно заключить с клиентом контракт на 3-4 встречи, а затем принять окончательное решение относительно целесообразности процесса консультирования и его примерной продолжительности. Необходимо также установить частоту встреч. Для установления продуктивного контакта достаточно одной – двух встреч в неделю. При более редких встречах гораздо труднее ближе узнать клиента, вспомнить, что происходило на прошлой встрече, а также сохранить непрерывность процесса консультирования. Создание атмосферы взаимодоверия. Создавать атмосферу взаимного доверия является обязанностью консультанта. Успешность этого процесса обусловлена личностными качествами консультанта и его отношением к окружающему миру: • во время консультирования все внимание надо уделять клиенту, не отвлекаясь на посторонние дела; • предоставить клиенту максимальную возможность высказаться; • не проявлять излишнего любопытства; • соблюдать профессиональную тайну; • помочь клиенту чувствовать себя непринужденно; • относиться к проблеме клиента и к нему самому без осуждения. Невербальное общение. Информация в общении передается выражениями лица, телодвижениями, установлением дистанции и др. В консультировании крайне важно, чтобы консультант умел "считывать" невербальные послания клиента с одновременным осознанием собственных невербальных посланий. Газда с соавт. (1984) предложил классифицировать невербальные реакции по следующим четырем модальностям: 1.Невербальное поведение и структурирование времени (опоздание; приоритеты). 2.Невербальное общение с использованием тела (контакт глаз; глаза; кожа; поза; выражение лица; руки и жесты; манипулирование своим телом; монотонное поведение; прикосновение) 3.Невербальное общение посредством голоса (тон голоса, темп речи, громкость голоса, произношение) 4.Невербальное общение и структурирование окружения (дистанция; предметы обстановки и оборудование комнаты; одежда; позиция в пространстве). Вербальное общение. Важность вербального общения в практике психолога-консультанта наиболее кратко и емко отражена в короткой фразе William Osler "Выслушайте клиента, он говорит вам диагноз". Более подробно о факторах, влияющих на установление консультативного контакта, написано в разделе, посвященном техникам консультирования. Для того, чтобы научиться устанавливать контакт с клиентом, нужно отработать на практике ряд навыков (см. "Практикум"). Перечислим наиболее важные «точки контакта»: 1. Необходимо согласовать свое поведение с поведением клиента путем подстройки к позе и движениям на начальных этапах консультирования. 2. Сохранение контакта при вербальном общении предполагает использование языка клиента. Важно избегать профессиональных терминов, сложных предложений. Речь психолога должна быть максимально ясной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|