ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Национальная конкурентоспособностьНациональная конкурентоспособность (конкурентоспособность страны) – это способность ее предприятий, организаций и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках и обусловливается экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране. Национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны. К конкурентным преимуществам страны можно отнести: – высокие расходы из госбюджета на НИОКР; – высокие расходы в развитие человека; – стабильность политической и правовой системы страны; – доля ВВП на душу населения; – высокая продолжительность жизни; – высокая эффективность использования ресурсов; – оптимальный экспорт; – низкая инфляция; – наличие природных ресурсов и благоприятный климат, выгодное географическое положение страны; – значительная доля конкурентоспособных организаций в стране; – конкурентоспособность трудовых ресурсов; – гибкость финансовой системы страны; – динамичность внутреннего рынка; – отсутствие государственной задолженности; – высокая образованность населения в стране; – высокая конкуренция во всех сферах деятельности; – открытость страны, высокий уровень международной интеграции и кооперирования; – высокое качество инфраструктуры рынков и регионов; – низкие налоговые и таможенные ставки; – высокая культура бизнеса в стране; – высокий уровень информационного обеспечения управления страной. Среди показателей в международной и российской практике наиболее часто используются следующие: – объем ВВП, выражающий емкость отечественного рынка и потенциал конкурентоспособности национальной экономики; – доля расходов на конечное потребление в структуре ВВП и валовых накоплений в конечном потреблении; – отношение экспортно-импортных сальдо к сумме внешнеторгового оборота страны (отражает динамику потенциала конкурентоспособности национальной экономики); – соотношение средних индексов цен на экспортируемые и импортируемые страной товары и услуги; – прирост золотовалютных резервов страны; – структура ВВП страны, особенно доля, создаваемая перерабатывающими отраслями промышленности. С 1986 года под эгидой Всемирного экономического форума начали публиковаться доклады о сравнительной конкурентоспособности ведущих стран мира, а позднее – разработки Всемирного банка и Международного института совершенствования методов управления. Национальная конкурентоспособность определяется Всемирным экономическим форумом на основе многофакторных моделей, в которых 381 показатель сводится в восемь агрегированных групп: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические связи, государственное регулирование, финансово-кредитная система, инфраструктура, система управления, научно-технический потенциал, трудовые ресурсы. Экономические показатели по каждой стране составляют около 70 % всей совокупности данных, дополняются оценками аналитиков и опросами авторитетных экспертов (синтез количественных и качественных характеристик). Страны ранжируются по количеству баллов, сумма которых позволяет составить представление не только об уровне развития производительных сил, но и о гибкости хозяйственной системы в соответствии с изменениями в мировой экономике. Расчеты конкурентоспособности национальной экономики в международной практике стали повседневной реальностью, и внимание к ним мирового сообщества постоянно растет. А.З. Селезнев обосновывает, что при оценке конкурентоспособности страны на товарных рынках может быть использована система экономических индикаторов, которые характеризуют: – макроэкономические условия функционирования производителей товаров; – конкурентоспособность страны в интегральной, обобщенной форме как отражение положения страны на внутреннем и внешнем рынках, позволяющее отслеживать «критические точки», по которым генерируется информация для принятия соответствующих решений в области макрорегулирования экономики; – конкурентные позиции региона, изучаемого на предмет выявления условий, благоприятствующих конкурентоспособности производителей товаров; – позиции страны на конкретных товарных рынках; – непосредственные экономические и квалиметрические показатели конкурирующих товаров в сравнении с товарами-аналогами.[15] Р.А. Фатхутдинов предлагает использовать следующие принципы оценки конкурентоспособности страны: 1) применение преимущественно количественных методов оценки (количество показателей должно быть минимальным, но достаточным для соблюдения принципа комплексности); 2) использование статистических данных страны и международных организаций с тем, чтобы один человек мог собрать информацию, другой рассчитать показатель, а третий проверить работу первых двух; 3) применение к формированию показателей комплексного подхода (оценка конкурентоспособности с учетом политического, социального, духовного, экологического, технического, экономического развития страны); 4) структура формулы оценки конкурентоспособности страны должна быть идентична структурам формул оценки товаров и организации с определением весомости частных показателей конкурентоспособности; 5) применение показателей, прошлое, настоящее и будущее страны; 6) в формулу оценки конкурентоспособности страны должен быть включен показатель, отражающий естественные конкурентные преимущества; 7) показатели не должны зависеть от размера страны и численности ее населения; 8) оценка конкурентоспособности страны должна проводиться ежегодно; 9) по результатам оценки должны быть установлены ежегодные международные знаки отличия. Расчеты конкурентоспособности национальной экономики в международной практике стали повседневной реальностью, и внимание к ним мирового сообщества постоянно растет.[16] В современной России очень важно осознать необходимость регулирования экономики.[17] М. Портер отмечал, что «правительства стран должны ставить правильную соответствующую цель – достижение высокой продуктивности, так как, на ней основывается национальное процветание. Они должны стремиться к тому, что действительно определяет продуктивность, к поощрению развития, к работе с полной отдачей и к конкуренции, а не соблазняться такими вещами, как субсидии, широкомасштабные программы международной кооперации или временный протекционизм, который им часто предлагают: эти меры зачастую снижают продуктивность. Роль государства должна заключаться в том, чтобы побуждать отечественную промышленность к развитию, а не предлагать помощь, позволяющую промышленности не развиваться». Проблемы повышения конкурентоспособности России укрупнено можно подразделить на следующие: – осуществление финансирования образования, науки, развития производства и инфраструктурой в необходимых объемах; – проведение фундаментальных исследований по формированию принципов управления важнейшими экономическими, социально-экономическими, производственными системами; – применение к менеджменту и разработке управленческих решений научных подходов; – рассмотрение функций менеджмента как единого процесса осуществления работ по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации и регулированию; – ориентация развития экономики России преимущественно на инновационный тип развития. В развитых странах разработаны и реализуются конкретные стратегии. В США принят Комплексный закон о торговле и конкурентоспособности. В ЕС издана Белая книга ЕС, в которой четко обозначены ориентиры глобальной стратегии формирования конкурентных преимуществ. В Японии действуют механизмы поддержки национальных экспортеров. Франция многие годы развивается по плану, имеющему специальный раздел по развитию экспорта. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|