ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Установление и анализ связи неплатежеспособности предприятия с задолженностью государства перед ним
В случае признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным осуществляется анализ зависимости установленной неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним. В целях указанного анализа под задолженностью государства перед предприятием понимаются не исполненные в срок обязательства полномочного органа государственной исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации по оплате заказа, размещенного на предприятии, от исполнения которого оно не вправе отказаться. Анализ проводится на основании следующих материалов, запрашиваемых у руководства предприятия в соответствии с п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации № 498 от 20 мая 1994г.: 1) справки, содержащей сведения о структуре государственной задолженности перед предприятием (по ф. табл. 15.2); 2) документов, подтверждающих наличие данной задолженности (договоров, распоряжений полномочных органов государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).
Если в установленный в запросе срок (но не позднее двух недель со дня получения запроса предприятием) указанные документы, оформленные надлежащим образом, не представлены, зависимость неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним считается неустановленной. На основании представленных документов по каждому из неисполненных в срок государственных обязательств определяются объемы государственной задолженности и сроки их возникновения. Под датой возникновения задолженности понимается дата оплаты размещенного государственного заказа, установленная соответствующим договором или распорядительным актом полномочного органа государственной исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. В случае отсутствия указанной даты моментом возникновения государственной задолженности считается дата окончания исполнения заказа (или соответствующего документально оформленного этапа работ по государственному заказу). Полученные данные заносятся в табл. 15.2. На основании данных табл. 15.2 рассчитывают коэффициент текущей ликвидности предприятия исходя из предположения своевременного погашения государственной задолженности перед предприятием. При расчете значения указанного коэффициента суммарный объем кредиторской задолженности предприятия корректируется на величину, равную платежам по обслуживанию задолженности государства перед предприятием, а сумма государственной задолженности вычитается из суммарных дебиторских и кредиторских задолженностей предприятия. Сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием рассчитывается исходя из объемов и продолжительности периода задолженности по каждому из не исполненных а срок государственных обязательств, дисконтированных по ставке Центрального банка России на момент возникновения задолженности:
где N зад — сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием; Рi — объем государственной задолженности по i -му не исполненному в срок обязательству государства; ti — период задолженности по i -му не исполненному в срок обязательству государства; E г i — годовая учетная ставка ЦБ на момент возникновения задолженности. Величина коэффициента текущей ликвидности предприятия, рассчитываемая из предложения своевременного погашения государственной задолженности, определяется по формуле:
Установленная неплатежеспособность предприятия считается непосредственно связанной с задолженностью государства перед ним, если значение скорректированного коэффициента текущей ликвидности больше или равно 2; если К т.л < 2, то установленная неплатежеспособность предприятия считается не связанной непосредственно с задолженностью государства перед ним. В развитых странах широко распространен прогноз банкротства предприятий с использованием формулы Альтмана, которая была получена на основе статистических данных предприятий-банкротов. Уравнение регрессии Альтмана включает пять переменных коэффициентов, способных предсказать банкротство:
где Z — надежность, степень отдаленности от банкротства;
Весовые коэффициенты каждого показателя рассчитаны на основе статистических данных о банкротствах фирм за 22-летний период. Вероятность банкротства по показателю Альтмана оценивается, например, в США по следующей шкале: 1,8 и меньше — очень высокая; от 1,81 до 2,7 — высокая; от 2,8 до 2,9 — возможная; 3,0 и выше — очень низкая. Если Z < 1,81, то предприятие станет банкротом: через год — с вероятностью 95%; через 3 года — с вероятностью 48%; через 4 года — с вероятностью 30%; через 5 лет — с вероятностью 30%. Однако применять коэффициент Альтмана для оценки вероятности банкротства российских предприятий можно с большой долей условности, так как веса данной функции необходимо рассчитывать по отечественной статистике, а достаточно длительных динамических рядов пока нет. Попытки модифицировать функцию с учетом российских условий делались, но сколько-нибудь достоверных и универсальных результатов пока не получено. Тем не менее из расчета коэффициента Альтмана можно сделать следующие выводы. 1. Показатели, составляющие индекс Альтмана, адекватно характеризуют финансовую устойчивость предприятия и при неблагоприятном соотношении являются индикатором возможного банкротства. 2. Сравнивая полученные значения, рассчитанные по формуле Альтмана, со среднеотраслевыми показателями, можно сделать вывод о степени финансовой устойчивости предприятия. Если величина Z находится в пределах 1,81—2,99, то предприятие отличается исключительной надежностью. Резюме Система критериев по оценке структуры баланса утверждена Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятия». Анализ и оценка структуры баланса предприятия проводятся на основе коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными средствами, которые должны соответствовать установленным значениям. Наличие реальной возможности у предприятия восстановить (или утратить) свою платежеспособность характеризует коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. В случае признания структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия ~ неплатежеспособным проводится анализ зависимости неплатежеспособности предприятия от задолженности государства перед ним. С этой целью суммарный объем кредиторской задолженности корректируется на величину, равную платежам по обслуживанию задолженности государства перед предприятием. В последнее время кроме традиционных для отечественной практики анализа методов все чаще применяются методы прогноза банкротства предприятий на основе индекса Альтмана (15.2). Особенностью и в то же время ограничением применения этого метода является необходимость рыночной оценки акционерного капитала. Использование индекса Альтмана в качестве индикатора банкротства требует проведения дополнительных исследований и накопления статистической информации о финансовом состоянии предприятия. Вопросы для контроля 1. По каким критериям можно оценить структуру баланса предприятия? 2. Что показывает коэффициент текущей ликвидности? 3. При каких условиях рассчитывается коэффициент восстановления платежности? 4. В каком случае рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности? 5. Как корректируется коэффициент текущей ликвидности предприятия в случае имеющейся государственной задолженности перед ним? 6. О чем свидетельствует коэффициент восстановления платежеспособности, равный 1,2? 7. О чем свидетельствует коэффициент утраты платежеспособности, равный 0,8? 8. Как по балансу предприятия определить размер краткосрочных обязательств?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|