Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Установка для изучения эмоционального стресса




Установка, разработанная В. П. Погребняком с соавторами (Вопросы психологии. -1978. - № 3) предназначена для изучения эмоциональной устойчивости человека. Установка состоит из двух частей:

1 - блоки, имитирующие комплекс эмоциогенных факторов (звуковые, световые и вестибулярные раздражители);

2 - устройства, регистрирующие ряд показателей до и непосредственно после воздействия (ЭКГ, пневмограмма, внимание, переработка информации и др.).

Блок вестибулярного воздействия (рис. 4) представляет собой стоматологическое кресло типа КВ-2, подвижная часть которого шарнирно связана с подвижной крышкой (С) стола специальной конструкции. Кресло имеет механизмы опускания (Л) и опрокидывания (В), которые автоматически срабатывают при синхронном включении в цепь электромагнитов 3Mj и ЭМ2.

Приложение ' S4S

Рис. 4. Установка для изучения эмоционального стресса

Блок звукового раздражителя состоит из звонка громкого боя типа МЗ и двух сирен типа СЭ2. В качестве светового раздражителя используется лампа-вспышка типа Вт-200 В, 500 Вт, которая расположена над столом непосредственно перед испытуемым. Все раздражители включаются синхронно и автоматически (рис. 5).

Работа блока автоматики. В исходном состоянии кнопка KHJ разомкнута, питание на мультивибратор и усилитель не подается, контакты реле Р(находятся в нормально открытом (Н. О.) состоянии, благодаря чему разорвана цепь питания катушки К(и все его нормально открытые контакты (KVj, К У, К j, R V) разомкнуты. Но при этом остается замкнутым контакт К7, питающий электромагнит опрокидывания кресла, благодаря чему кресло удерживается в крайнем верхнем положении.

При нажатии пусковой кнопки Кн, включается мультивибратор (TJ( T2) и усилитель мощности (Т3), срабатывает реле Р, и его нормально открытый контакт замыкается, благодаря чему подается питание в цепь катушки контактора Кг

Периодическое срабатывание пускокомандного реле Р, повторяется контактором К1 через нормально открытые контакты (Р1/,) реле Р(. Периодичность и длительность срабатывания реле регулируются сопротивлениями Р3, Р4.

При включении контактора К1 замыкаются его нормально открытые контакты, а нормально замкнутый контакт размыкается. При замыкании контакта К У, получает питание электромагнит опускания, и кресло резко опускается на У36 максимальной высоты, одновременно опускается и крышка стола. Через контакты К У К'/4, К'/8

Приложение

Рис. 5

получает питание блок световой и звуковой сигнализации (соответственно звонок ЗВ, сирены 1 РВ и РВ и лампа-вспышка JIj).

Нормально замкнутый контакт К'/2 контактора К(разрывает цепь питания электромагнита опрокидывания кресла, и кресло опрокидывается.

При освобождении исследователем пусковой кнопки Кн(схема приходит в исходное положение.

Установка характеризуется следующими параметрами

1. Скорость падения кресла с высоты 720 до высоты 520 мм - 0, 8 м/с.

2. Угол разворота кресла по отношению к горизонту - 20°.

3. Длительность эмоциогенного воздействия (при кратности прерывания 3-6 раз) -0,8-2,5 с.

4. Сила комбинированного звукового раздражителя - 97 дБ.

5. Плотность потока светового раздражителя - 500 лк.

6. Потребляемая мощность:

а) в холостом режиме - 90 Вт;

б) в момент срабатывания - 1200 Вт.

Методика «Оценочная шкала стрессовых событий»

Методика Холмса и Рейхе (1967) взята из работы А. А. Шутценбергера (Тяжелобольной пациент // Вопросы психологии. - 1990. - № 5) и приводится в качестве примера построения шкал подобного типа, адекватных для населения нашей страны. Ее особенностью является установку авторов, что стресс вызывается не только негативными обстоятельствапми, но и позитивными (вступление в брак, беременность -очевидно, желаемая) и т. д. Учитывая специфику российского менталитета, эту методику вряд ли можно использовать без ее адаптации.

Чем большую сумму по многим позициям, характерным для данного человека, набирает опрашиваемый, тем большую эмоциональную напряженность он испытывает (см. табл. 2).

Приложение 547

Таблица 2

Значимость факторов, вызывающих стресс

Жизненные события Оценка (баллы) Личная оценка
Смерть супруга    
Развод    
Разлука с супругом    
Тюремное заключение    
Смерть близкого родственника    
Телесное повреждение или болезнь    
Вступление в брак    
Потеря работы    
Примирение с супругом    
Уход на пенсию    
Изменение в состоянии здоровья члена семьи    
Беременность    
Трудности сексуального порядка    
Увеличение семьи    
Улучшение в делах    
Изменение в финансовом статусе    
Смерть близкого друга    
Увеличение или уменьшение семейных разногласий    
Заклад или заем под закладную на крупную сумму    
Лишение права выкупа заложенного имущества    
Длительная болезнь члена семьи    
Наркомания или СПИД в семье    
Изменение обязанностей на работе    
Уход из дома сына или дочери    
Разлад с родственниками мужа или жены    
Личное выдающееся достижение    
Выход супруга на работу или уход с работы    
Поступление в школу или окончание школы    
Изменение условий жизни    
Пересмотр личных привычек    
Неприятности с начальством    
Изменение условий и времени работы    
Переезд на другую квартиру    
Переход в другую школу    
Изменение привычных способов проведения досуга    
Изменение в общественной деятельности    
Заклад или заем небольшой суммы    
Изменение сна    
Изменение числа семейных вечеринок    
Изменение привычек, связанных с едой    
Отпуск    
Рождество    
Незначительное нарушение закона    

Приложение

Методика «Определение эмоциональной возбудимости» П. В. Симонова

Методика основана на определении сдвига электрокожного сопротивления (КГР) при эмоциогенном раздражителе. Измеряются: 1) абсолютная величина КГР в состоянии покоя, 2) величина КГР при воображаемом болевом раздражителе, 3) величина КГР при ожидании болевого раздражителя. Измерение этих показателей производится по методу Фере с помощью электронного потенциометра с записью КГР через усилитель на самопишущий прибор.

Методика «Эмоциональная возбудимость - уравновешенность»

Методика разработана Б. Н. Смирновым.

Инструкция. Вам предлагается ответить на несколько вопросов. Отвечайте на каждый вопрос «да («+») или «нет» («-»), ставя свой ответ рядом с номером вопроса. Отвечайте на все вопросы, ничего не пропуская.

Учащимся дается бланк ответов, либо они его заготавливают сами, записывая числа от 1 до 15 тремя столбиками по 5 чисел в каждом.

Текст опросника

1. Часто ли вас терзает чувство вины?

2. Бывает ли, что вы передаете слухи?

3. Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?

4. Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?

5. Часто ли чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут ободрить и утешить?

6. Возникают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?

7. Вспыльчивы и легко ли вы ранимы намеками и шутками над вами?

8. Вы любите подшучивать над другими?

9. Вы принимаете все близко к сердцу?

10. Возникало ли у вас, хотя и кратковременно, чувство раздражения к родителям?

11. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

12. У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?

13. Вас можно быстро рассердить?

14. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

15. Часто ли вам снятся кошмары? Обработка результатов.

За ответ «да» по вопросу 15 начисляется 1 балл, по вопросам 3 и 5 - по 2 балла, по вопросам 1, 7, 9, 11, 13, 14 - по 3 балла. Подсчитывается общая сумма баллов.

Искренность определяется по ответам на вопросы 2,4,6,8,10,12,14. За ответ «да» по вопросам 6 и 8 начисляется 1 балл, по вопросам 2 и 4 - по 2 балла, по вопросам 10, 12, 14 - по 3 балла. Подсчитывается сумма баллов. Если опрашиваемый набирает в сумме 1-7 баллов, то искренность его ответов низкая, как низка надежность и диагностики эмоциональной возбудимости.

Интерпретация результатов

Эмоциональная возбудимость:

18-20 баллов - очень высокая;

14-17 баллов- высокая;

8-13 баллов - средняя;

Приложение 549

4-7 баллов - низкая,

0-3 балла - очень низкая.

Методика «Шкала вспыльчивости»

Методика является фрагментом опросника «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина и П. А. Ковалева и показывает уровень самооценки эмоциональной возбудимости.

Инструкция. Прочтите предложенные вам утверждения и дайте ответ - согласны ли вы с ним (поставьте знак «+») или нет (поставьте знак «-»). Текст опросника 1.Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.

2. Если кто-нибудь выводит меня из себя, я не обращаю на это внимания. З.Я гораздо более раздражителен, чем кажется.

4. Я всегда спокойно реагирую на критику, даже если она кажется мне несправедливой.

5. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.

6. У меня никогда не бывает вспышек гнева.

7. Меня возмущает, когда люди толкают меня на улице или в транспорте.

8. В конфликтной ситуации я веду себя спокойно.

9. Я не умею сдерживаться, когда меня незаслуженно упрекают. 10. Обычно меня трудно вывести из себя.

Обработка данных и выводы. За ответы «да» по пунктам 1, 3, 5, 7, 9 и за ответы «нет» по пунктам 2,4,6,8,10 начисляется по 1 баллу. Подсчитывается сумма набранных баллов. Если опрашиваемый набирает 8-10 баллов, то у него высокая эмоциональная возбудимость, если он набирает 4 балла и меньше, то у него низкая эмоциональная возбудимость. Баллы от 5 до 7 характеризуют средний уровень эмоциональной возбудимости.

Самооценочный тест «Характеристики эмоциональности»

Тест разработан Е. П. Ильиным и предназначен для самооценки выраженности различных характеристик эмоций: эмоциональной возбудимости, интенсивности, устойчивости, влияния на эффективность деятельности.

Инструкция. На каждый из заданных вопросов отвечайте «да», если согласны с тем, о чем вас спрашивают, или «нет» при отсутствии согласия.

1. В разговоре вы легко обижаетесь по пустякам?

2. Сильно ли вы переживаете, когда сдаете экзамен менее успешно, чем ожидали?

3. Часто ли вы не можете заснуть от того, что в голову лезут волнующие вас мысли?

4. Когда вы сильно волнуетесь, у вас все валится из рук?

5. Вспыльчивы и легко ли вы ранимы намеками и шутками над вами?

6. Выходите ли вы из себя, сердясь не на шутку?

7. Быстро ли вы отходите после того, как разозлитесь?

8. Вам помогает волнение собраться с мыслями на экзамене?

9. Вас можно быстро рассердить?

10. Охватывает ли вас ярость, когда с вами поступают несправедливо? И. Долго ли вы не прощаете нанесенную вам обиду? 12. Вы от страха «теряли голову»?

Приложение

13. Легко ли вы можете заплакать при трогательных сценах в театре или кино?

14. Сильно ли вы волнуетесь перед ответственным делом или разговором?

15. Вы действительно долго переживаете из-за пустяков?

16. Можете ли вы от сильного волнения совершить какую-нибудь глупость?

17. Вы легко откликаетесь на горе других?

18. Вы способны восторгаться, восхищаться чем- или кем-нибудь?

19. Долго ли вы переживаете от того, что сказали такое, что не следовало бы?

20. Вы не теряете контроль над собой, даже если очень волнуетесь?

21. Легко ли вы обижаетесь, если вас критикуют?

22. Вы впадаете в глубокое отчаяние при каких-либо разочарованиях?

23. Правда ли, что вы недолго переживаете свои разочарования?

24. Бывает ли, что от возмущения вы не можете вымолвить и слова, как будто у вас язык к горлу прилип?

25. Вы быстро начинаете злиться или впадаете в гнев?

26. Вы сильно волнуетесь на экзамене?

27. Вы долго дуетесь на обидчика?

28. Часто ли на зачетах и экзаменах вы из-за сильного волнения не можете показать все, на что способны?

29. Волнуетесь ли вы из-за пустяков?

30. Вы действительно принимаете все близко к сердцу?

31. Вам действительно свойственно быстро забывать свои неудачи?

32. Это правда, что во время ссоры вы «не лезете за словом в карман»? Обработка данных опроса

За каждый ответ в соответствии с ключом начисляется по 1 баллу. Подсчитыва-ется сумма баллов по каждой из четырех шкал.

Ключ к расшифровке данных опроса

«Эмоциональная возбудимость» - ответы «да» по пунктам 1, 5,9,13,17,21,25, 29.

«Интенсивность эмоций» - ответы «да» по пунктам 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30.

«Длительность эмоций» - ответы «да» по пунктам 3, 11, 15, 19, 27, ответы «нет» по пунктам 7, 23, 31.

Отрицательное влияние эмоций на эффективность деятельности и общения -ответы «да» по пунктам 4,12, 16, 24, 28, ответы «нет» по пунктам 8, 20, 32.

Методика «Шкала эмоциональной стабильности - нестабильности (нейротизма)» Г. Айзенка

Шкала представляет собой часть методики Г. Айзенка для измерения экстраверсии -интроверсии и нейротизма (форма А). Оставлены только вопросы, касающиеся нейротизма, и вопросы на скрытость - откровенность ответов.

Инструкция. Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения и проявления эмоций. Отвечайте на вопросы быстро, если «да», то ставьте рядом с номером вопроса плюс, если «нет», то минус. Помните, что отвечать надо на каждый вопрос. В опроснике нет плохих или хороших ответов. Текст опросника 1. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые понимают все, могут одобрить и утешить?

Приложение 551

2. Очень ли вам трудно сказать кому-нибудь «нет»?

3. Часто ли у вас меняется настроение?

4. Часто ли вы чувствуете себя несчастным человеком, без достаточных на то причин?

5. Появляется ли у вас чувство робости или смущения, когда хотите познакомиться с симпатичным представителем противоположного пола?

6. Если вы обещаете что-либо сделать, то всегда ли сдерживаете свое слово?

7. Часто ли вы переживаете от того, что сделали или сказали такое, что не следовало бы?

8. Легко ли вас обидеть?

9. Бывает ли так, что иногда вы так полны энергией, что все горит в руках, а иногда вялы?

10. Всегда ли вы сразу отвечаете на письма?

11. Выходите ли вы иногда из себя, сердясь не на шутку?

12. Возникают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

13. Часто ли вас беспокоит чувство вины?

14. Считаете ли вы себя человеком возбудимым и чувствительным?

15. Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, испытываете такое чувство, что смогли бы его сделать лучше?

16. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

17. Случается ли так, что вы не можете заснуть от того, что в голову лезут разные мысли?

18. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

19. Бывает ли у вас такое состояние, что вас бросает в дрожь от волнения в какой-то экстремальной ситуации?

20. Не бывает ли так, что иногда вы сплетничаете?

21. Вы раздражительны?

22. Волнуетесь ли вы по поводу неприятных событий?

23. Часто ли вы видите кошмарные сны/?

24. Вы всегда платите за проезд в транспорте?

25. Беспокоят ли вас какие-то боли? >■

26. Можно ли назвать вас нервным человеком?

27. Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на встречу?

28. Легко ли вы обижаетесь, если другие указывают на ваши ошибки в работе или личные недостатки?

29. Есть ли среди знакомых те, которые вам явно не нравятся?

30. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

31. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

32. Случалось ли вам говорить о вещах, в которых Вы не разбираетесь?

33. Страдаете ли Вы от бессоницы?

Обработка результатов. За каждый ответ, совпадающий с ключом, ставится 1 балл. Полученные по каждой шкале баллы суммируются.

Ключ к опроснику

Шкала эмоциональной стабильности: ответы «да» по вопросам 1, 2, 3,4, 5, 7, 8, 9, 11, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 25, 26, 28, 30, 31, 33

552 Приложение

Шкала скрытости-откровенности: ответы «да» по вопросам 6, 10, 16, 24; ответы «нет»-12, 20,27,29,32.

Интерпретация. Если опрашиваемый набрал по первой шкале 12 баллов и меньше, то он эмоционально стабилен, если 13-18 баллов - то средне стабилен, а если 19-24 балла, то очень эмоционально нестабилен.

Если по второй шкале отвечающий набрал 5 и более баллов, то его ответы, считает Г. Айзенк, были не всегда искренними. Мои данные свидетельствуют о том, что вопросы этой шкалы скорее всего показывают уровень самооценки себя как личности, а не искренность ответов. По крайней мере, высокие баллы по шкале искренности не мешали опрашиваемым искренне отвечать по шкале нейротизма, о чем говорят совпадения характеристик этих лиц со стороны других хорошо их знающих людей и связь высокого нейротизма со слабостью нервной системы..






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных