ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙПрактические задания к разделу I. Информационно-правовые системы как учебная дисциплина Тема 1. Информация в правовой системе как объект изучения правовой информатики №1
Привести конкретные примеры действующих нормативно-правовых актов, в соответствии с классифицированием информации: по роли, в которой она выступает в правовой системе, и по степени доступа к ней.
В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):
1) Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 г. 2) Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения - Договор между Российской Федерацией и Социалистической Республикой Вьетнам о передаче лиц, осужденных к лишению свободы (Ханой, 12 ноября 2013 г.) - Договор между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 13 октября 2014 г. 3) Федеральные законы: a) Федеральные конституционные законы. - Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) "О Государственном флаге Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014); - Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" b) Федеральные законы (в том числе Кодексы). - "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015) - Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14.12.2015) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) 4) Федеральные подзаконные правовые акты: a) Указы Президента России. - Указ Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 года “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти” - Указ Президента Российской Федерации от 08.02.2016 № 36 "О присуждении премий Президента Российской Федерации в области науки и инноваций для молодых ученых за 2015 год" b) Постановления Правительства России. - Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2016 № 70 "О порядке казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения" - Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 25.12.2015) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") c) Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств), а также акты иных федеральных органов власти РФ (ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генеральная прокуратура РФ и т.д.). - Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации «О содержании и форме представления отчетности об осуществлении переданных Российской Федерацией субъектам Российской Федерации полномочий...» Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 августа 2009 г. N 14586; - Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 07.07.2015 №422ан "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи" 5) Законы субъектов федерации. - Закон Самарской области от 1 ноября 2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" - Закон Тюменской области "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Тюменской области" № 110 от 27 декабря 2013 года 6) Подзаконные правовые акты субъектов федерации. - Постановление правительства Тюменской области № 623-п от 08.12.2014 г. «Об установлении порядка назначения на конкурсной основе руководителя регионального оператора» - Постановление Правительства Тюменской области от 4 июля 2011 г. N 221-п "Об утверждении условий включения многоквартирных домов в региональную адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов".
Практические задания к разделу I. Информационно-правовые системы как учебная дисциплина Тема 1.2. Информационные процессы №2 Выбрать из перечня подходящую для Вас «должность» и на примере обозначенной должности проиллюстрировать все стадии процесса информационного/правового воздействия, осуществляемого с помощью непрерывных информационных процессов, заполняя таблицу. Должности: (при выборе должности, студентам не повторяться): 1. Аналитик 2. Архивист 3. Библиограф 4. Библиотекарь 5. Бизнес-аналитик 6. Делопроизводитель 7. Контент-менеджер 8. Менеджер информационной службы 9. Оператор баз данных 10. Преподаватель 11. Регистратор 12. Секретарь-референт 13. Системный аналитик
В качестве примера одного из видов деятельности в области права можно рассмотреть стадию возбуждения уголовного дела. Основной целью данной задачи является установление фактических обстоятельств дела. Процесс выполнения данной задачи состоит из следующих основных этапов: − получение данных (информации); − исследование фактов: осмотр места происшествия; истребование материалов, получение объяснений; Инструментарий ИТ − оформление данных; − решение о возбуждении уголовного дела или отказе в его возбуждении. Информационная основа деятельности в данном случае заключается в организации отбора информации; формировании массива исходных данных; анализе и обобщении полученной информации; принятии правовых решений. 2. Определите, какие информационные процессы в деятельности библиотечно-информационного работника выполняются с помощью информационно-правовых систем и каким критериям качества они должны удовлетворять. С помощью ИПС выполняются такие процессы, как: · Сбор информации: получение данных от оператора и преобразование – выявление определенных выводов по тому или иному запросу · Переч\дача информации – системы могут контактировать 3. Составить перечень объективных законов, действующих в области сбора информации. Привести пример. 4. Составить перечень объективных законов, действующих в области распространения информации. Привести пример. 5. Сформулируйте особенности электронных средств массовой информации.
Практические задания к разделу I. Информационно-правовые системы как учебная дисциплина Тема 1.3. Информационные системы, классификация №3 1. Сформулировать принципиальные отличительные черты: справочно-правовых систем и информационно-правовых систем. 2. Заполнить таблицу: добавив несколько областей применения ИС и несколько примеров в выделенных областях:
3. Заполнить таблицу: найти информацию об экспертных системах в правовой деятельности.
Практические задания к разделу I. Информационно-правовые системы как учебная дисциплина Тема 1.4. Государственная политика в информационной сфере и в области правовой информатизации №4 1. Найти и составить перечень программ/проектов органов государственной власти в информационной сфере и в области правовой информатизации.
Практические задания к разделу II. Технологии работы и сервис пользователя информационно-правовых систем Тема 2.1. Общие принципы построения информационно-поисковых систем №5 Осуществить поиск по определенному информационному запросу, используя различные поисковые системы. Самостоятельно или через посредников люди постоянно ищут какие-либо данные или сведения. Поиск информации в Интернете одна из важных процедур для самых разных категорий людей, использующих информационные технологии. С этой целью, как правило, применяют точки доступа в Интернет и различные поисковые машины. Цель занятия – научить практически использовать основные возможности поисковых систем «Яндекс» и «Google» (и других, по согласованию с преподавателем) для нахождения релевантных и пертинентных запросу пользователя данных, а также их и анализа. Практическая работа заключается в проведении поиска на двух и более поисковых машинах в Интернете. В качестве поискового запроса используются термины, отражающие основную тему или подтемы, курсовой работы студента. Из множества ссылок, полученных при поиске в соответствующей поисковой системе, выбирают первые 30 ссылок. В этом подмножестве выявляют дублетные, неработающие, релевантные и пертинентные ссылки. Пертинентные ссылки должны отражать содержание книг или их частей, а также другие материалы по выбранной теме, например, фрагменты текстов, тезисы, доклады, статьи и т.п., найденные в Интернете и отражающие содержание материалов по выбранной студентом теме. В результате поиска и анализа полученных в каждой поисковой машине ссылок должен быть сформирован список (перечень) найденных ссылок - скопирован с соответствующих поисковых машин. В конце которого приводятся соответствующие статистические данные: количество страниц и сайтов, найденных по запросу; количество дублетных, неработающих, релевантных и пертинентных ссылок. Приступая к работе необходимо первоначально выбрать тему и согласовать ее с преподавателем. Тема для поиска может быть предложена студентом. В этом случае она также должна быть согласована с преподавателем. Затем необходимо выполнить следующие операции: · Запустить программу-браузер. · строке «Адрес:» ввести адрес поисковой системы «Яндекс» – www.yandex.ru или www.ya.ru. В дальнейшем действия пунктов 2– повторить для поисковой системы «Google» – www.google.ru. · После появления первой (главной) страницы поисковой машины, ввести в поисковую строку согласованный с преподавателем запрос, например, «Типы и характеристики модемов» и активизировать режим поиска. · В результате проведения поиска по вашему запросу поисковая машина выдаст статистические данные о количестве найденных документов (ссылок) и количестве серверов, в которых были найдены эти документы. Эти ссылки будут систематизированы поисковой машиной по релевантности и сгруппированы в соответствующее количество страниц. Как правило, наиболее релевантные запросу документы в порядке убывания (уменьшения) релевантности находятся в первой или в первых трёх страницах найденных ссылок. · Необходимо в первых 30 ссылках, найденных по вашему запросу, посчитать общее количество ссылок, выявить среди них неработающие и дублетные. Полученные данные следует включить в отчёт по данной работе. · Затем выявить в полученных 30 ссылках релевантные и пертинентные ссылки на документы. Подсчитать их. Данные и фрагменты отобранных пертинентных документов необходимо включить в отчёт. · После выполнения всех этих действий (пп. 3–5), следует перейти к поисковой системе «Google» (п. 2) и выполнить те же самые процедуры. · На основе полученных данных студенты готовят отчёты с резюме (выводами). В нём должна быть дана оценка работы поисковых машин: простой или расширенный использовался вариант поиска; как был сформирован запрос; удалось ли с его помощью выполнить указанные в данной работе действия; сколько ссылок и сайтов было найдено; сколько из них оказалось релевантными; сколько из них не открылось после нескольких попыток; сколько ссылок оказалось пертинентными и др. Оформление выполненной практической работы: Результаты выполненной практической работы оформляются отдельным отчётом, напечатанным на бумаге в формате А4. Ориентировочный объём работы – 3-5 страниц, при этом выводы составляют 0,5-1 страницу в формате А4. Все, возникающие у студента вопросы, решаются им с преподавателем до окончательного оформления отчёта. Отчёт выполняется в текстовом редакторе Word и сдаётся преподавателю не позднее, чем за одну неделю до итогового мероприятия (промежуточной аттестации или комплексного итогового мероприятия). Он включает титульный лист (см. пример) и результаты выполнения всех пунктов задания, сформулированных в практической части работы. В конце работы студент может внести свои дополнения и предложения объёмом, не превышающим 1 страницу текста в формате А4. Сохраните данные в файле. Отправьте работу преподавателю по электронной почте (mary_nosoreva@mail.ru) или посредством социальной сети «В контакте» (http://vk.com/mvmaslakova).
Практические задания к разделу II. Технологии работы и сервис пользователя информационно-правовых систем Тема 2.2. Справочно-правовые системы (СПС). Обзор рынка СПС №6 Создать видеопродукт, презентующий одну из справочно-правовых систем в России: · "Консультант Плюс" (АО "Консультант Плюс"); · "ГАРАНТ" (НПП "Гарант-Сервис"); · "Кодекс" (Центр компьютерных разработок). · "Эталон" (НЦПИ при Министерстве юстиции РФ); · "Система" (НТЦ "Система" при ФАПСИ). · "ЮСИС" (фирма "Инталекс"); · "Референт" (ЗАО "Референт-Сервис"); · "Юридический мир" (издательство "Дело и право"); · "Ваше право" (фирма "Информационные системы и технологии»); · "Юрисконсульт" (фирма "Информационные системы и технологии»); · "1C: Кодекс" (компания "1C"); · "1C: Гарант"(компания "1C"); · "1C: Эталон" (компания "1C"); · "Законодательство России" (Ассоциация развития банковских техн.) и др. 2. Ознакомьтесь со структурой классификатора правовых актов, предложенным для использования Указом Президента РФ от 15.03.2000 № 511 «О классификаторе правовых актов». 3. Ознакомьтесь с системой классификации правовой информации, используемой СПС «КонсультантПлюс» и СПС «Гарант», и определите вид используемых в ней классификаторов и их назначение. 4. Сравнить тематические классификаторы различных справочных правовых систем.
Практические задания к разделу II. Технологии работы и сервис пользователя информационно-правовых систем Тема 2.3. Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Справочно-правовая система «Гарант» №7 Организация поиска нормативных документов по реквизитам документа в СПС «Консультант Плюс» Рассмотрим порядок создания поисковых запросов в карточке реквизитов справочно-правовой системы «Консультант Плюс» для поиска документов по известным реквизитам. В качестве реквизитов документа могут выступать тематика, вид документа, принявший орган, дата, номер документа, наименование документа, статус, текст документа, дата получения. Для примера рассмотрим поиск действующей редакции Закона РФ №5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» (наиболее эффективный поиск осуществляется по номеру документа, если такой известен пользователю). Порядок осуществления поиска следующий: - Загрузить СПС «Консультант Плюс» (любую версию, содержащую нормативные документы Российской Федерации» (рис.1);
Рис 1. Вид экрана программы «Консультант Плюс»
- Выбрать в окне программы «Консультант Плюс» Карточку поиска(Карточку реквизитов) (рис 2.);
Рис 2. Карточка поиска в программе «Консультант Плюс»
- В раскрывшемся окне Карточки поиска дважды щелкнуть в поле Номер; - ввести номер искомого документа 5238-1 в окне Поиск по полю Номер; - щелкнуть по кноке ОК; - дважды щелкнуть в поле Поиск по статусу; - выбрать курсором запись «Все акты, кроме недействующих редакций и утративших силу»; - щелкнуть по кноке ОК; - в Карточке поиска щелкнуть кнопку Построить список документов. В результате поиска будет получен список документов, удовлетворяющих запросу пользователя. Его можно просмотреть, сохранить либо скопировать в текстовый редактор Word для дальнейшей работы. Организация поиска нормативных документов в СПС «Гарант» Для освоения навыков работы с СПС «Гарант» рассмотрим организацию поиска документов в этой системе на примере специального выпуска для студентов и, аспирантов и преподавателей «ГАРАНТ-СТУДЕНТ» 2009, весенний выпуск рис. 3.
а) б) Рис. 3. Загрузка специального выпуска для студентов, аспирантов и преподавателей «ГАРАНТ-СТУДЕНТ» 2009: а) таблица выбора инструментов; б) стартовый вид платформы СПС
Основные элементы интерфейса СПС представлены на рис. 3, б. Интерфейс содержит: - - командное меню; - - панель инструментов; - - последние поисковые запросы; - - системные инструменты. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|