Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основы цветотерапии




 

"Гармония в цвете - гармония в душе - гармония в жизни" (японская поговорка).

 

Цвет - явление загадочное. Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаем видеть цвета. Как свидетельствует анализ проблемы в исторической перспективе, цвет - источник многих парадоксов мышления. С истоков культуры человек стремился овладеть способностью цвета влиять на душевное состояние и использовал цвет в целях создания комфортной среды обитания и искусственного воссоздания реальности в изображениях. Наиболее ранние способы использования цвета связаны с его символической функцией - в ритуальной практике. Со временем цвета стали символизировать абстрактные понятия и целые сегменты реальности. Наивысшим достижением в овладении цветом является изобразительное искусство, использующее экспрессивные, импрессивные и символические свойства цвета. Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, они склонны считать цвет объективным свойством самих предметов.
Так или иначе, цвет воспринимается обычно как цвет предметов или как цвет помещения. В своем жизненном опыте мы практически никогда не имеем дело с чистым цветом. Мы видим оранжевый апельсин, зеленую траву, карие глаза, красные звезды, а не просто отдельные цвета. Для нас практически невозможно отделить информацию цветовую от той, которая ее сопровождает, от контраста, в котором мы воспринимаем цвет. Человеку чаще всего цвет рассказывает о предметах и явлениях. Он позволяет судить о том, созрела ли ягода, или она еще зеленая, здоров ли ребенок или у него красное горло.

Понятно, что чем разнообразнее информация, тем она достовернее. То, что мы видим, слышим, осязаем, помним, обоняем, чувствуем, - все это синтезирует единую и неразрывную картину мира. Несмотря на многочисленные психофизиологические исследования, наши знания о закономерностях формирования цветовых значений, особенностях воздействия цвета на психологическое состояние, многообразных связях цветов с эмоциями еще очень несовершенны. Их недостаточно даже для предсказания реакции субъекта на цветовой оттенок в конкретном контексте. Однако эта область пользуется неослабевающим интересом широкого круга специалистов. Знания о цветовой семантике и объективных закономерностях воздействия цвета на психологическое состояние субъекта востребованы во многих прикладных областях психологии, таких как психодиагностика, психология рекламы, психология искусства, инженерная психология, а также в медицине (психотерапия, цветотерапия). Факт эмоционального отношения людей к цветам настолько очевиден, что не нуждается в доказательствах, но и столь же загадочен. Человек различает цвета не только на основании их оттенков. Цвета бывают яркими или темными, “плотными” или “блеклыми”. В зависимости от этих характеристик цвета могут нравиться либо не нравиться, что доказывает связь этих характеристик с эмоциональным значением цвета. Наличие у цветов собственных значений подразумевает, что не все в конкретном оттенке доступно зрительному ощущению. В цвете есть нечто, адресованное не только “глазу”, но целостному человеку, субъекту.

Воздействие определенного цвета на человека известно с глубокой древности, так как мир, в котором мы живем, - многокрасочен. Цветовая символика безгранична, описать ее можно только приблизительно. Здесь мы рассматриваем не физическую составляющую цвета (длина волны и т.п.), а только психологическое значение и смысл определенных цветов. Оперирование цветом лежит в основе многих духовных школ и практик. Так, цвет является одним из базовых компонентов в мандалах, в восточных медитативных техниках, цвет закреплен за чакрами, состояниями. Воздействия определенного цвета на человека изучалось и использовалось в таких древних культурах, как египетская, китайская, индийская, ведическая. В Древнем Китае, где с цветом обращались чрезвычайно осторожно и трепетно, считалось, что нормальный человек находится в гармонии со всеми цветами, отрицание или пристрастие к определенному цвету есть признак душевного нездоровья. Чем меньше развита у человека способность цветоощущения и цветоразличения, тем серее и бледнее мир вокруг него, а следовательно, - и его душевное состояние.

 

Таблица: Соотношения между сущностью цветов по Платону

 

Цвет Черный серый белый
Время Будущее настоящее прошлое
Пространство низ и/или левое середина верх и/или правое
Возраст Молодость (зрелость) старость
Эмоции Страдание (нейтральные) удовольствие
Душа «конь черный» «возничий» «конь белый»

 

Вместе с тем античные мыслители утверждали, что «начала - белое и черное, а прочие цвета возникают от их смешения». Для Аристотеля предмет зрения - видимое и невидимое (темнота). А «видимое - это прежде всего цвет». Цвет, следовательно, то, что воспринимаемо, и в отношении чего «чувство не может ошибаться». Это значит, что цвета есть качества предметов наравне с другими. Свет же - не «тело», и противоположен тьме, являясь условием видения цветов.

Каждый цвет обладает определенными информационными свойствами, смысл которых чаще всего недоступен сознанию, тем более, что такие базовые цвета, как красный, синий, зеленый, желтый (хроматические) и белый, черный, серый (ахроматические) по сути своей являются архетипическими. Интересны исследования цветов Гете, Кандинским, Принцхорном.

Попытаемся рассмотреть цвета по следующим параметрам, собранным разными исследователями и по разным источникам (здесь могут быть расхождения, так как каждый цвет имеет сильную культуральную и временную нагрузку, как и все символы):

- Бессознательное стремление.

- Время.

- Хроматический архетип.

- Физиологическое воздействие.

- Психологическая потребность.

- Модель интеллекта.

- Медицинские показания.

- Чакра.

- Ассоциации (исторические и др.), символы.

Белый - Начать новую жизнь, принятие всего.

- Прошлое.

- Рационализм.

- Смягчает воздействие других цветов.

- Пустоты, одиночества, чистоты, ясности.

- Материальное сознание (общемировое).

- Освобождение от неприятных обстоятельств, покой.

- Сахасрара.

- Белые одежды святых, белое платье невесты (поздний символ), саван, белая аура, Беловодье, Белый Пьеро, белая птица, белый единорог, Белый рыцарь, белая роза.

 

Черный - Конфликтность, протест, агрессия.

- Будущее.

- Иррационализм.

- Снижает частоту пульса и дыхания.

- Четкое "нет", протест против существующего, судьбы, отрицание, отказ, уход.

- Женское бессознательное.

- Общеукрепляющее (т.к. поглощает все цвета).

- Траур (поздний символ), тьма и тайна, одежды монахов и магов, Черный человек, черная Кали, черная кошка, черные знамена, Ночь, Пропасть, уход.

Серый - Стабилизация, порядок.

- Настоящее.

- Хроматизм.

- Подавляет все реакции.

- Нежелание что-то делать, отгораживание от всего, необходимость защиты, отдыха.

- Подсознание (общемировое).

- Защита, повышение чувствительности.

- Серость, Серый кардинал, середина, неразгаданность, туман, расслабленность.

Красный - Возбуждение, преодоление.

- Данный момент, сейчас, линейное время (хронос).

- Тотемизм.

- Увеличивает частоту пульса и дыхания, повышает давление, увеличивает скорость реакции и мускульную силу (очень).

- Потребность в уверенности, успехе, самовыражении.

- Мужское бессознательное

- Депрессии, заживление ран, экземы, нейродермиты, апатия, слабость, недостаточность иммунитета, анемии, боли в позвоночнике и мышцах, неврозы, психастения.

- Муладхара.

- Любовь, кровь, сердце, гнев, энергия, насилие, Красно солнышко, Красна девица, жертвенность, Красная роза, красный плащ Воина, страсть, опасность.

Розовый = красный + белый = духовная радость.

Оранжевый - Стремление к переживаниям.

- Вне линейного времени (кайрос).

- Буддизм, даосизм.

- Увеличивает частоту пульса и дыхания, скорость реакции, мускульную силу (меньше, чем красный), повышает давление.

- Принятие, спокойная уверенная радость, сила в себе, терпимость.

- Бессознательное.

- Депрессия, апатия, анемия, полнота, сексуальные расстройства.

- Свадхистана.

- Страсть, уверенность, Солнце, апельсин, теплый огонь, очаг

Желтый - Стремление преодолеть одиночество, независимость, расширение горизонтов.

- Вне времени (всегда).

- Иудаизм.

- Незначительно увеличивает частоту пульса и дыхания и повышает давление.

- Радость, нежное возбуждение, снятие напряжения, освобождение, надежда, желание раскрыться.

- Женское бессознательное в нормальных условиях и мужское бессознательное в экстремальных условиях.

- Напряженность, депрессии, жизненные кризисы, беременные и дети.

- Манипура.

- Аура Будды, нимб Христа, Радость, Солнце, Ребенок.

Зеленый - Возрождение, потенциальная энергия, статика.

- Всегда.

- Ислам.

- Незначительно снижает частоту пульса и дыхания, давление, скорость реакции и мускульную силу.

- Самооценка, саморегуляция, самоуважение.

- Мужское сознание в нормальных условиях и женское - в экстремальных.

- Гипертония, синдром хронической усталости, боль, нарушения сна, истерия.

- Анахата

- Природа, Покой, Крест Христов, Изумрудные скрижали, Грааль, Рождение, Весна.

Синий - Покой, безопасность, пассивность, сверхчувственность.

- Нет понятия времени.

- Протестантизм.

- Снижает частоту пульса и дыхания, давление, скорость реакции, мускульную силу.

- Уравновешенность, гармония внешнего и внутреннего, покой, мудрость.

- Подсознание.

- Любые состояние, требующие успокоения и расслабления.

- Вишудха.

- Небо, Амон, Зевс, Яхве, Кришна, плащ Одина и Девы Марии, Синяя птица, ночь, медитация, интуиция.

Фиолетовый = красный + синий = мужской путь + женский путь = возбуждение + успокоение = движение + статика.

- Испытать влияние других на себе и самому влиять на других.

- Нет понятия времени.

- Католицизм.

- Очень сильно снижает скорость реакции, на остальное не влияет.

- Духовный рост, смирение, принятие, мудрость отстраненная.

- Мужское подсознание в нормальных условиях и женское - в экстремальных.

- Боль (как болеутоляющее), острые психотические состояния, обезболивание родов.

- Аджна.

- Духовное начало, сакральная тайна, покаяние, перстень кардинала (аметист), высшее знание вне разума, трансперсональное состояние

Значения цветов (по всем возможным направлениям)

Красный

Символизирует состояние "расходования энергии". Чувственное восприятие - аппетит, эмоциональное - желание, временная категория - настоящее. В мифологии красный цвет используется очень много: Бог войны в красном (аспект жестокости); в Африке - означал «я тебя люблю безмерно», в красное одевали в Африке царей и вождей (только они могли вынести смертный приговор), красный цвет связывали с жарким временем года и потерей самообладания. У крестоносцев в геральдике выражал любовь к Богу, ближним, но также ярость и жестокость. Красная девица – это не красивая девица, а девица на выданье в славянских культурах. Князей хоронили в красном. Т.е. у славян красный – цвет смерти, перехода в иной мир. Свадьба психологически – обряд похорон дочери и рождение замужней женщины, т.е. сепарация от родительского дома.

Красный цвет способствует работе желез внутренней секреции, выработке адреналина, связан с органами размножения, влияет на температуру тела (повышает).
Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».

В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. Любопытно, что в народной медицине слабых младенцев было принято заворачивать в красные пеленки, чтобы они "подпитывались" живительной энергетикой цвета. Как говорил Василий Кандинский, «беспредельное красное можно толь­ко мыслить или духовно видеть». Слишком уж противоречив этот цвет, да и достаточно нелогичен. В могильниках древних обществ красной ох­рой посыпали тела умерших в знак воскрешения из мертвых; перед обычной охотой мужчины красились в красный цвет для придания своему духу энер­гии, активности и бесстрашия.

В Древнем Египте красной или красно-коричневой краской всегда окра­шивались изображения богов и мужчин. В иудаизме красный цвет символизи­ровал не только мерзости и грехи всякие, а и сам День Страшного суда. Но одновременно красный украшал и стены первых иудейских храмов, и одежды первосвященников, и одеяния воинов. Так, щит героев Израиля «красен, вои­ны его в одеждах багряных... в день приготовления к бою».

Красный посвящен в христианстве Святому Сыну, позволяет понять и ассоциации красного со Страстями Гос­подними, с кровью Иисуса Христа, пролитой во спасение человечества. Дни святых пишутся красным цветом. В право­славии красный цвет вслед за белым продолжает пасхальное богослужение.

Как символ неизреченной любви Бога к роду человеческому, как цвет крови он используется также в красных или багряных облачениях, надеваемых для служб в честь мучеников. В католичестве красный цвет символизирует не только дни мучеников, но и собственно Троицу. Цвет кардиналов как слуг Папы. Означает рвение в вере, силу и достоинство.

Тантризм же связывает энергетический центр красного цвета с усилением жизненной энергии и повышением иммунитета или выносливости. Красного цвета первая чакра, Муладхара, «отвечающая» за жизненную энергию человека вообще.

Каббала наделяет красного бога солнца строгостью и непреклонностью. В алхимии красный символизирует «мужской принцип», связанный и с Драко­ном, и с Солнцем, и со Львом различными стадиями «Великого опыта».

В ма­сонском обряде наиболее ярко это следует из алых «цветов борьбы» андре­евских лож. Близки к ним и красные тона «Королевской арки» или тевтонических крестов высшей ступени посвящения.

Обыкновенно красный цвет ассоциируется с мужским активным принци­пом, с кровью, с огнем. Практически все культуры исповедуют этот принцип. «Энергичные, здоровые, малокультурные люди находят особое удовольствие в этом цвете. Склонность к нему обнаружена повсюду у диких народов».

Поговорка «Дурак любит красное» справедлива не только в России, ибо красное - это средоточие бессознательного, физического, физиологического. Красный фонарь, например. Или красный цвет бога войны Марса. Или крас­ные накидки самых воинственных воинов - лаконийцев и римлян. И, наконец, красный цвет крови. Если все это не убеждает, то вспомним имя нашего праро­дителя: Адам означает «красный человек».

И в России красное стало синонимом красивого. Красная площадь, крас­ный угол, красная строка. Красным характеризуется экстремальное состояние женского интеллекта при месячных и родах. Не зря же в древних и пережиточных обществах красным цветом на­деляли шаманок в их экстремальных службах племени. И красным же цветом экстремумов смущения или стыда наделяется женщина, но не мужчина, кото­рый, как мы только что видели, и так красный.

В Европе красный цвет одежды соответствовал действию, горению, стра­стности, желанию и воле к победе. При Бургундском дворе красные одежды означали пламенную и страстную любовь. Сочетание красного с черным - смерть любви, а красного с голубым - непоколебимую верность вечной стра­сти. Отсюда возникают ассоциации с любовью, с сексуальным возбуждени­ем, страстностью и т.п. Не зря Рембо полагал, что женщину в красном легко соблазнить, ибо красным цветом она уже «высказывает», что «была бы не прочь испытать некоторое возбуждение». Мужчины красный цвет считают любимым много чаще, чем женщины. Хотя он одинаково силь­но возбуждает оба пола. Возбуждение это сугубо мужское - физическое, мус­кульное.

Красный фригийский колпак французских коммунаров являлся знаком борь­бы за свободу, которой добивались рабы Древнего Рима. Аллегорически он связан с социологическим значением «красный». То есть политически крайне левый - ярый приверженец потрясений и революций. Красный цвет часто вызывает волнение, беспокойство и усиливает нервное напряжение.

По данным Э. де Боно, красный является очень эмоциональным цветом, так как символизирует гнев, ярость и внутреннее на­пряжение. Повышая уровень активности, красный заставляет больше внима­ния уделять и окружающему миру.

В самом деле, хроматические свойства красного таковы, что днем он при­ближается к нам, выступает вперед и даже наступает на нас. А в сумерках слу­жит фоном и создает странное впечатление глубины, происхождение которой также не оставляет в покое. Поэтому мощное возбуждение психики от красно­го цвета имеет весьма навязчивый характер.

Принудительный сти­мул к активной экстраверсии, то есть к деятельности, направленной вовне лич­ности. В этом принуждении участвует весь организм человека. Пульс учащает­ся и усиливается. Увеличивается артериальное давление крови и внутриглаз­ное давление. Дыхание учащается и углубляется. Активизируется мускульная система. Увеличивается скорость движений, так как время в красном цвете пе­реоценивается. Может поэтому красные стены бистро и кафе располагают лю­дей к более быстрой еде. Заметим, что скорость движений всегда больше у мужчин. Женщины же время вечно недооценивают. Вечно опаздывают. Красный цвет освещения в 2 раза увеличивает силу сжатия кисти. За счет возбуждения нер­вной системы красный вызывает в начале резкий подъем работоспособности. Например, производительность труда уже через 10 минут повышается на 26 %, ибо увеличивается мышечное напряжение и скорость движений. Ускоряется реакция «счет чисел»... Однако при адаптации к красному цвету, число пра­вильно решенных задач снижается на 20 %, а производительность труда - на 34 % (после 20 минут адаптации). Появляется цветовое утомление, приводя­щее к дальнейшему понижению работоспособности.

Психологами отмечено, что но­шение красных очков спортсменом повышает его выносливость, выявляет бо­евую борцовскую решительность в его характере. Красный более характерен для вкусов молодых. Если до 20 лет он часто ставится на первое место, а к 30 годам - несколько реже, то к 60-ти красный уже стоит где-то в середине цвето­вого ряда предпочтений. Красный цвет помогает активно преодолевать жиз­ненные препятствия. Улучшает динамичность жизни, и даже предприимчивость.

Поэтому в качестве возбуждающего красный весьма эффективен при лече­нии депрессий, подавленности и меланхолии. Уже д-р Бэббитт заметил, что красные цвета освещения (фильтры на окнах, шторы и др.) противопоказаны сангвиникам и холерикам. С. Пэнкост использовал красные световые ванны при лечении параличей, истощения и туберкулезов третьей степени. Некото­рых людей, по данным У. Бера, этот цвет возбуждает и опьяняет так, что у них резко понижается рациональный контроль за своими действиями.

Из-за значительной проникающей способности он болеутоляюще воздействует на нервную систему. Наиболее эффективен при лечении гиперстезии как основы большинства симптомов неврастений. При этом часто про­ходят головные боли, головокружения, а также боли в позвоночнике и др. Красная шерстяная нитка, обвязанная вок­руг ушиба, издавна использовалась для снятия боли и скорейшего выздоровления.

Красный стрептоцид как праобраз современных сульфаниламидных пре­паратов не одному поколению спас жизнь. Нередко красные цвета успешно используются для лечения детской анемии и апатии, так как он способствует увеличению числа эритроцитов. Возможно, это и привело немецкого ис­следователя семантики цвета Ульриха Бера к соотнесению красного цвета с возбуждающей материей жизни, то есть, по нашей терминологии, с бессозна­тельным.

Красный прекрасно способствует заживлению ран за счет глубокой прони­кающей способности. Поэтому в процессе цветолечения резко уменьшаются воспалительные явления. С помощью эндоскопа в красном свете лечатся яз­венные болезни желудка, воспаления гениталий и др. Хорошо зарекомендова­ли себя методики лечения красным цветом острых экзем, кори, оспы, рожис­тых процессов и др. В хроматизме красный цвет сублимирует архетип тотемизма. В сублимате же красного цвета заключено хроматическое проявление мужского бессозна­ния при нормальных и женского - при экстремальных условиях жизни.

Оранжевый

Этот цвет отвечает за удовлетворение различных способностей, постоянно держит в тонусе; обладает всеми возможностями красного, но без агрессии. Его сила действует очень мягко. Воздействие, оказываемое им, является теплым, радостным и возбуждающим. Витальная сила красного позволяет оранжевому вытеснять все цвета. Этот цвет связана со стремлением к достижению самоутверждения. Оранжевый цвет - цвет теплоты, блаженства, накала, но в тоже время - мягкого блеска заходящего солнца.

Древние считали его цветом здоровья и творчества. Данный цвет лучше всего использовать в рекламе медикаментов, детских товаров, а также услуг в области здравоохранения и образования. Оранжевый цвет прибавляет активность, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.

Бодрость, жизнерадостность, энергичность, активность, самодостаточность, радость, мудрость. Воинственная сила Марса и Сатурна. Оранжевый также символизируется и с вулканами - струящаяся энергия. В психотерапии оранжевый укрепляет волю, поддерживает сексуальность, активизирует работу желез внутренней секреции. Оранжевый регулирует обменные процессы, лечит мочеполовую систему, улучшает кровообращение и цвет кожи, благотворно действует на пищеварение, обостряет аппетит и вызывает чувство эйфории. Он оказывает поддержку в случае тяжелой утраты или горя; вносит утраченное равновесие. В первый момент при утрате человек отвергает этот цвет, т.к. не может понять того, что случилось, считая это несправедливым.

Как заметила Ингрид Ридель, оранжевый объединяет в себе солнечное си­яние желтого и жизненную силу красного цвета. Непосредственно этот цвет связан с цветом тепла. Символически этим цветом в Древней Индии обознача­ли «эротическую настроенность обоих полов». В буддистских и других восточных верованиях шафраново-оранжевые одея­ния служителей культа или монахов символизируют отречение и смирение во имя одновременного сочетания в себе функций также обоих полов.

Кандинский отмечал особую неустойчивость и неточ­ность оранжевых оттенков. Каббала же придает оранжевому цвету фигуральный смысл лоска, блеска и глянца. В православии оранжевые цвета одеяний наряду с желтым (золотым) цветом олицетворяют славу, величие и достоин­ство, присвоены воскресным дням как дням Господа - Царя Славы.

Вообще же этот цвет часто ассоциируется с удовольствием, роскошью, ра­достью и пламенем. Действие оранжевого цвета вызывает у нас некоторое возбуждение. Менее сильное, чем от красного, и потому более приятное. Создает ощущение благо­получия и веселья. Имеет сильное стимулирующее влияние на чувства.

Увели­чивает силу сжатия кисти в 1,5 раза по сравнению с белым. Оказывает благо­приятное воздействие на работоспособность при условии периодического от­дыха. При длительном восприятии оранжевого может появиться утомление, и даже головокружение. Легкое ускорение кровообращения практически не ска­зывается на давлении крови. Незначительно учащает пульс и дыхание.

По данным психологии цвета, красновато-оранжевый цвет в качестве пред­почтительного означает стремление человека к переживаниям. Стремление к высокому уровню активности из-за неудовлетворенной жажды приключений. Оранжевый - это активная интенсификация самораскрытия и установления контактов с окружающими, влечение к стихийным действиям, тяготение к нео­сознаваемым сладострастно-радостным впечатлениям.

В цветолечении оранжевый цвет оказывается промежуточным между крас­ным и желтым. Применяется при лечении детской апатии и анемии, доводит число эритроцитов и гемоглобина до нормы. По Вайсу, оранжевый цвет обла­дает стимулирующим действием на грудные железы и благоприятствует выра­ботке молока. Нередко поддается лечению и диспареуния, ибо интимная жизнь в идеальном случае предполагает, прежде всего, единство мужского и женского восприятия. Оранжевый цвет и создает это единство.

Оранжевые цвета благоприятно действуют на пищеварение и усиливают аппетит. Любопытную психологическую реакцию оранжевый вызывает у па­циенток, страдающих излишней полнотой и диспареунией (аноргазмией и т. д.) - они его начисто отвергают. Так же, как красный и желтый. И предпочитают сине-зеленые тона. При функциональном происхождении этих заболеваний, однако, может назначаться именно теплая гамма цветов. Это создает у пациента все условия для динамического перехода к активности параллельно с психо­терапевтическим курсом лечения.

В хроматизме оранжевые оттенки сублимируют архетипы буддизма и дао­сизма. Единство мужского и женского бессознаний в оранжевом сублимате озна­чает единство красного и желтого, то есть единство их общечеловеческих фун­кций. В цветовых предпочтениях юношей, достигающих половой зрелости (согласно Люшеру), превалирует красно-оранжевый цвет.

Желтый

Производит впечатление легкости и радости, выражает несдержанность, рефлективность, лучезарность, нематериальную радость. Освобождает от тяжести забот, проблем, ограничений. Символически соответствует радужному теплу Солнца, духу веселья. Это цвет надежды и ожидания большего счастья во всех его бесчисленных формах - от секса до каких-то философских и религиозных воззрений.

Он всегда направлен в будущее, рвется вперед к новому, современному, развивающемуся.
Всякий, кто отдает предпочтение этому цвету, имеет сильное желание уйти от существующих трудностей, найти выход, который принесет освобождение. В мифологии желтый олицетворяет собой Солнце, тепло, весну и цветы. У евреев желтым цветом клеймили, сочетание желтого и черного - опасность (раскраска тигра, знак радиации), в народе желтые тюльпаны - символы разлуки.

Желтый, в наивысшем проявлении - золото. Золотой цвет ободряет, дает ощущение благополучия. Переизбыток золота - явное стремление самоутвердиться. Желтый - цвет золота, солнца. Результат желтого голодания - потеря интереса к жизни, депрессия, снижение иммунитета. На физическом уровне желтый удаляет шлаки, очищает и тонизирует организм. Помогает контролировать вес. На психическом уровне - противодействует озабоченности и мрачным мыслям. На эмоциональном - повышает самооценку, превращает " не могу" в "могу".

У многих народов женщины отдавали предпочтение желтой одежде. Нередко желтый цвет служил отличительным признаком знатных особ и высших сословий. Например, монгольские ламы носят желтую одежду с красным поясом. С другой стороны, у некоторых народов Азии желтый цвет является цветом траура, скорби, печали. В Европе желтый или желто-черный флаг обозначал карантин, а желтый крест - чуму. У славянских народов желтый цвет считается цветом ревности, измены, а на Тибете ревность называют буквально «желтый глаз». Стоит также упомянуть «желтую прессу» и «желтый дом».

Как считал Гете, желтый цвет всегда несет с собой свет. В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью. Вместе с тем солнечно-желтый как цвет божественного озарения обычно ассоциируется и с цветом Афродиты, и с одеждами Афины, и с ореолом Аполлона, и с аурой Будды, и с нимбом Христа.

Еще в Древнем Египте изображения богинь и женщин канонически окраши­вались в желтый цвет. Индуизм улавливает в этом цвете бессмертно-жизненную истину, наделяя им семя человеческое. В энергетическом центре желтого цвета тантризм ус­матривает увеличение жизненной силы и приобретение крепкого здоровья.

Золотые и желтые цвета одежды, православные священники надевают на бого­служения праздников Иисуса Христа (Рождество, Сретение, Преображение, Воз­несение), в воскресные дни, а также в дни памяти апостолов и святителей. В католичестве светло-желтый цвет символизирует интуицию, интеллект и веру. А также истину, обретенную в откровении, и эмоциональную теплоту Солнца.

Духовную красоту характеризуют золотисто-желтым цветом Каббала и франкмасоны. Однако желтый флаг в Европе означал карантин. Примечатель­но, что до XII века, по данным Л.Н.Мироновой, желтый цвет имел преимуще­ственно положительное значение, после XII - приобрел смысл измены, лжи, продажности (изображение Иуды в желтых одеждах), бесстыдства и т.п. И жертвы инквизиции шли на костер в желтых одеждах.

Заслуживает интерес и особый характер «понимания» этого цвета в Рос­сии начала XX века. Желтые тона «Мира искусств» тогда прекрасно ужива­лись с фиолетовыми цветами модерна. Желтый Бакст и сиренево-фиолетовый Врубель. В России даже золотистому лютику было присвоено насмешли­вое - «куриная слепота».

Золото и женщина... По золотым кольцам в ушах уже в глубокой древности различали социальное значение главного - правого и под­чиненного - левого. Так, лишь знатные персы и греки золотое колечко носили в правом ухе. В левом колечко носили исключительно рабы.

Золотисто-желтый связывается также с лучисто-интуитивной целеустрем­ленностью или с интеллектуальным оптимизмом. Кандинский усматривает в этом цвете стремление к человеку - стремление перешагнуть границы обособ­ленности каждого из нас.

Восприятие желтого цвета вызывает более нежное по сравнению с оран­жевым действие на пульс и дыхание. То есть бодрое, веселящее возбуждение. Желтый наиболее благоприятен для большей скорости зрительного восприятия, устойчивости ясного видения и остроты зрения. Стимулируя этим деятельность мозга, он вызывает у человека интеллектуальный интерес к объек­тивному миру. Вероятно поэтому ярко-желтый цвет часто отвергается алкого­ликами. Хотя здесь следует учесть и тот факт, что желтый принимает участие в развитии головокружений.

Целительные свойства желтого цвета, согласно практике д-ра Бэббитта, могут использоваться и приемом внутрь воды, заряженной в бутылках желтого стекла на солнце. По этой методике лечатся хронические запоры и бронхит.

В функциональной психологии предпочтение желтого означает стремле­ние к независимости и к расширению горизонта восприятия. Значение желтого цвета обычно включает и живость чувств в самораскрытии интеллекта, и радо­стную бодрость при нежных возбуждениях.

Интересно сопоставить любовь к желтому беременных женщин (которые прошли курс обучения для безбоязненных родов) и грудных детей. С одной стороны, желтый излечивает детскую анемию. А с другой, - успокаивает отдель­ные виды женских психоневрозов и препятствует колебаниям в состоянии здо­ровья. Пристрастие женщины к желтому цвету одежд часто говорит о само­влюбленности, о скрываемой чувственности и женственности.

Де Боно соотносит желтый цвет с оптимизмом и жизнеутверждением, в котором живет надежда и позитивное мышление, и поиск возможностей. Оче­видно, прежде всего, при жизненных разочарованиях может оказаться полез­ным действие желтого цвета как ярко выраженного стремления к человечеству, к интуитивному преодолению межличностной напряженности, к непринужден­ности в общении или в ожиданиях.

В хроматизме желтые тона сублимируют архетипы иудаизма и определен­ных индуистских верований.

Оттенки желтого

Если светло-желтые тона связаны с солнечным светом, а, следовательно, и с первопричиной жизни, с первыми весенними цветами - одуванчиками, с вы­водком цыплят, золотом или лимоном, то затемненные тона желтого цвета - с гноем, мочой и калом, с цветом жалящих ос, с неподвластными человеку пес­ками пустынь. Темно-желтый цвет так же обычно ассоциируется с изме­ной, скупостью и недоверчивостью, то есть с качествами, которые XII век распространил на все желтые цвета. Прекрасные примеры тому приводит Сергей Эйзенштейн относительно желтых тонов: желтый цвет - цвет обманутых мужей, желтый бал - бал рогоносцев, а выражение «женщина окрашивала его с ног до головы в желтый цвет» означает, что жена ему изменяла.

Или, как отмечал Гете, «незначительное и незаметное смещение превра­щает прекрасное впечатление огня и золота в гадливое, и цвет почета и благо­родства оборачивается в цвет позора, отвращения и неудовольствия». Итак, гряз­но-желтый цвет - знак позора, ненависти, безумия и болезни. Быть может, по­этому и Кандинский утверждал, что желтое есть типично земная краска, свя­занная с выражением безумия, с признаками слепого бешенства.

Зеленый

Тысячелетиями человек рос, жил и отдыхал рядом с зеленью. И земная жизнь связана с Воскресением, с весенним обновлением природы. Понятно, что зеленый цвет благоприятно действует на человека и ассоциируется с юностью, с жизненной возможностью, с рождением и надеждой. Согласно де Боно, зеленый цвет как символ плодородия, как растение, пробивающее путь к свету сквозь толщу земли, символизирует создание ситуаций,

Напряженность зеленого цвета действует подобно плотине, за которой накапливается, не получая разрядки, возбуждение от внешних раздражителей, при этом усиливается чувство гордости за себя, власти над событиями и возможностью ими управлять. Это "зеленое" поведение выражается в скрупулезной точности при проверке и осмыслении фактов, точной памяти, ясности изложения, способности к критическому анализу, логической последовательности вплоть до абстрактного формализма.

Если человек отвергает зеленый, значит он хочет освободиться от напряжения, вызванного непризнанием. Потеря способности к сопротивлению, снижение уровня самоутверждения - все это приводит к тому, что он становится несостоятельным как личность.

Зеленый цвет происходит от слияние синего и желтого, при этом взаимодополняются качества того и другого. Отсюда появляются покой и неподвижность. В зеленом всегда заложена жизненная возможность, он не обладает действующей вовне энергией, но содержит в себе потенциальную энергию - не покоится, а отражает внутреннее напряженное состояние. Он выражает отношение человека к самому себе, ничего не требует и никуда не зовет (смотрит мимо всех). В себе скрывает все свои тайны, вдохновляет стабильность. Символизирует процветание и новые начинания. В негативном аспекте это цвет безмолвного одобрения и безнадежности. Зеленый нейтрализует действие остальных цветов, помогает рассеивать негативные эмоции. Приносит спокойствие и умиротворенность, помогает сконцентрироваться и принять решение, помогает при шоке и обладает снотворным действием. Оттенки - чем больше синего, тем сильнее, холоднее и напряженнее воздействие цвета. Чем больше желтого, тем легче и гармоничнее действует цвет. Чем темнее зеленый, тем более замкнутый человек. Зеленый цвет предпочитают те люди, которые стремятся благодаря твердости и стабильности приобрести манеру уверенно держаться. Стремятся к уверенности. Зеленый отвергается при физиологическом истощении. У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью, так и с несчастьем, печалью, скорбью, поэтому о злополучном человеке говорят «зеленая нога», а о кладбище - «зеленый дом». В средневековой Европе шуты носили зеленую с желтым одежду, а банкроты в Германии должны были надевать зеленые шапки. Зеленовато-желтые и желтовато-зеленые оттенки вызыва­ют ассоциации с вынужденным раскрытием и связываются с распусканием почек на деревьях. Среди всех цветов зеленовато-желтый обладает наибо­лее ясной и отчетливой областью видения. Поэтому в нормальных услови­ях не утомляет зрение. Однако при укачивании, например, ухудшает само­чувствие и усиливает вегетативные расстройства. Возможно, в силу пере­численных свойств зеленовато-желтый (цвет серы) в христианстве счита­ется цветом повелителя ада Люцифера (в дословном переводе с латинского «несущего свет»).

Тысячелетиями человек рос, жил и отдыхал рядом с зеленью. И земная жизнь связана с Воскресением, с весенним обновлением природы. Понятно, что зеленый цвет благоприятно действует на человека и ассоциируется с юностью, с жизненной возможностью, с рождением и надеждой. Согласно де Боно, зеленый цвет - символ плодородия (растение, пробивающее путь к свету сквозь толщу земли.

В Древнем Египте зеленый - строго канонизированный цвет Осириса («про­израстающего»).

Смарагд (изумруд) являлся любимым камнем Соломона. Иначе говоря, зе­леный - мужской цвет. «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя» (Быт. 1, 11), и стали «сыны человеческие... - как трава» (Пс.89, 4-6). Как о сыновьях своих вспоминают они о... дубравах своих у зеленых де­рев... (Иер. 17,2)».

Пятидесятница (50-й день после Пасхи) - это праздник зелени. По христианской тра­диции в этот день зелеными ветка­ми забрасываются полы, украшаются стены домов и церквей. В Древнем Египте зелень олицетворяла бога Осириса, в Древней Греции Дионис (Вакх) был увит зеленым плющом и зелеными виноградными лозами.

По преданиям, зеленый хризопраз дает носящему его прекрасную память. В Индии же считалось, что зеленый цвет укрепляет не только память, но и собственно знания. Конфуцианская традиция наделила зеленый цвет свойством гуманности.

Практически эти же качества ауры ярко-зеленого цвета усматривают экстрасенсы: терпимость к мнениям и верованиям других, быс­трая адаптация, такт и житейская мудрость. В зеленом энергетическом цент­ре тантрическое учение находит прежде всего обретение власти над своим «Я», ощущение внутренней силы и контроль над речью и чувствами. Приве­дение в равновесие мужской и женской энергии. Преодоление препятствий и трудностей. Зеленого цвета четвертая чакра, Анахата, сердечная, «отвечающая» за глубинные истинные чувства человека: радость, печаль, смирение, принятие, понимание, любовь.

Особенно это подчеркивается исламом, где зеленый - святой цвет. Райские сады - зелены, как зелено «майское дерево», или рождественская елка, или березовые ветви в память о покойниках, как зелены и священные знамена Ма­гомеда, правовестника «мужской» религии. В православии зе­леные цвета богослужения соответствуют праздникам Святой Троицы, Свято­го Духа и Входа Господня в Иерусалим, а также дням памяти Преподобных. В католичестве зеленый символизирует рост духа святого в человеке, бессмер­тие духа и жизнь как триумф над смертью (весны над зимой). Этот цвет означа­ет также добрые дела, инициацию и надежду.

Кандинский соотносил «пассивное зеленое» с самодовольством буржуа­зии, с ее ограниченностью. В самом деле: карточный стол, как и столы банки­ров, покрыты зеленым сукном. Все это так или иначе связано со счетом и осознанием собственных действий.

Зеле­ный цвет чрезвычайно близок к белому. При воздействии на нервную систему человека зеленый цвет проявляет про­межуточные свойства между теплыми и холодными цветами. Нормализует кро­вяное и внутриглазное давление, увеличивает остроту зрения, сужает величину слепого пятна сетчатки, приводит к нормализации дыхания и пульса, увеличива­ет длительность выдыхания (по сравнению с теплыми цветами), уменьшает ве­личины мускульной реакции, создает несильный, но прочный подъем умствен­ной работоспособности, благоприятствует концентрации внимания. После при­выкания к зеленому число правильно решенных задач увеличивается на 10 % при сокращении числа ошибок на 20 %. Наблюдается небольшое замедление ре­акции «счет чисел», поскольку возникает определенная недооценка времени.

Зеленый наиболее показан лицам, которые периодически страдают неврал­гиями и мигренями, вызванными повышенным кровяным давлением, ибо, как никакой другой, зеленый цвет способствует нормальному наполнению крове­носных сосудов, поднимает жизненный тонус и создает реальное ощущение отдыха при нервной раздражительности, истерии или бессоннице. Принято считать, что зеленые стекла очков имеют уравновешивающий и успокаиваю­щий характер, поэтому могут быть рекомендованы при нервных срывах и пе­реутомлениях. Согласно Люшеру, зеленый может обладать характеристикой ограниченного самовыражения.

Как тихий и успокаивающий зеленый цвет уменьшает влияние укачивания, смягчает морскую болезнь и предотвращает рвоту, оказывает слабое гипноти­зирующе-болеутоляющее действие. Как самый спокойный из всех цветов, он никуда не зовет, ничего не требует. Психоаналитики в нем находят «довольный собой цвет, ограниченный в духовном пространстве. Или законсервированную продолжительность саморегуляции и самооценок». Зеленый является хроматическим архетипом ислама.

Оттенки зеленого

Сочетание синего с зеленым имеет что-то пошло-противное, поэтому наши добрые предки называли его дурацким цветом», - отмечал Гете. «Зеле­ный свет – успокаивающий, - пишет и д-р Гейл. - Темно-зеленый склонен те­рять свои свойства».

Функциональная психология также наделяет этот цвет напряжением воли и настойчивостью в овладении собой. Предпочтение сине-зеленого, как прави­ло, означает честолюбие и переоценку собственных сил. Притязания на соб­ственную значимость и самовозвеличивание. Сине-зеленый - это и жажда власти, и нежелание каких-либо внешних перемен, и убежденность в собственной полноценности, и недооценка жизненных сложностей, и многое другое. В об­щем, вполне человеческая противоречивость застойно интеллектуального воз­буждения. Как цвет внутреннего напряжения он выражает основной психоана­литический принцип «Я».

Действительно, он укрепляет волевые устремления и честолюбивые по­мыслы в самоутверждении. Английский психолог X. Эллис отмечает излюбленность этого цвета геями. В неврологи­ческой практике цветолечения затемненный сине-зеленый может быть реко­мендован пациентам для вынужденного контроля за своими мыслями и дей­ствиями.

Голубой

Как небесный цвет он ассоциируется с ясным небом, прозрачностью воды, впечатлительностью лириков. В традициях Древнего Египта цвет богини неба был канонически голубым. Голубым же был священный лотос как символ женственно-земного лона. Танцовщицы, согласно сохранившимся документам Древнего Египта, изображались в голубых прозрачных одеждах, подчеркиваю­щих сугубо эстетический (подсознательный) характер изображенных действ.

Вместе с тем, преобладающим цветом подира иудейского первосвящен­ника был тоже голубой с золотыми украшениями. Оба эти небесных цвета пер­восвященника служили образом высших духовных совершенств. В православии голубой цвет соответствует праздникам Пресвятой Бо­городицы (Введение во храм. Благовещение, Успение и др.), а также дням ан­гелов Господних. В католичестве голубой цвет посвящен Деве Марии как Царице Небесной. Он также символизирует небесную истину, вечность, веру и верность.

С энергетическим центром голубого цвета тантризм связывает ясность зри­тельного осмысления действительности, а также способность к духовной по­эзии и понимание сновидений. Яркая и светлая аура голубого цвета говорит о духовности и преданности.

Каббалистически - голубой священный треугольник с оком Провидения появляется в ложах франкмасонов как знак этического при­общения к миру. Миролюбивые начала голубого цвета подчеркнуты в убран­стве лож и в одеяниях братьев иоанновского масонства.

Больше половины младенцев лет до трех не воспринимают голубых тонов. У взрослых этой же формой дальтонизма страдает примерно один человек из десяти. И чаще это мужчины. При воздействии голубого у человека снижается мускульное напряжение и кровяное давление. Дыхание замедляется, становится менее глубоким. Увели­чивается длительность выдыхания. Немного снижается частота и сила пульса, хотя иногда эта реакция после адаптации может стать и обратной.

Функциональная психология называет голубой «возвышающимся над стра­стями» или «фригидно-стерильным». Как цвет беспечности и беззаботности он не предъявляет претензий и поэтому не принимает обязательств. В некоторых случаях более темные оттенки голубого психологи интерпретируют как жесткость и тяжесть упрям­ства, страдания от внезапной изоляции или закоренелой гордости.

При цветолечении голубой цвет обладает болеутоляющим характером. При локальном использовании проявляет антисептические свойства. Наряду с синим, голубой используется как средство, отгоняющее мух и других насекомых. Для нервных больных является более успокаивающим, чем зеленый. Голубые тона одежды нередко реко­мендуют при кожных заболеваниях, а также при воспалении печени.

Синий

Восприятие этого цвета обыкновенно вызывает ассоциации с Вселенной и мыслью, с верностью и божественной мудростью. Он означает полное спокойствие, довольство, умиротворенность, олицетворяет собой узы, которыми человек связывает себя с окружающими, - объединение, чувство общности. Как говорят - это цвет верности. Его особенно любят толстяки, так как он символизирует удовлетворенность и свершение. Он вне времени, и поэтому является символом традиций, непреходящих ценностей, служит для увековечивания прошлого. Если человек отвергает синий цвет, он отвергает существующие дружеские, семейные и профессиональные связи, так как они не отвечают его высоким требованиям, Он находит их либо скучными, либо обременительными. В мифах синий цвет - это божественное проявление, цвет загадочности, ценности. В синий цвет одеты маги и волшебники.

Синий цвет на флагах - свобода, объединение, принадлежность к большому целому. Люди, испытывающие длительный стресс, напряжение, отвергают синий цвет. Его также, как правило, отвергают и курильщики. Выбирают синий цвет те, кто устал от напряжения, кто хочет гармонии с окружающими, со своей нервной системой. Голубой цвет психологически -релаксация (расслабление), сонливость, удовлетворение. Он воспринимается как прохладный, успокаивающий, гармоничный.

Это - концентрический цвет, он посвящает все только себе. Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают, их преданность людям может доходить до рабства. В мифах синий цвет - это божественное проявление, цвет загадочности, ценности. Синий цвет - потеря реальности, мечтание, фанатизм. В средневековье, люди, ходившие в голубом, знали истину. В Древнем Египте пирамиду изнутри красили синим цветом. Жук - скарабей синего цвета. Будда и Кришна - синего цвета. Темно-синий (индиго) - цвет сновидений. Он очень глубокий, приводит к депрессии, оказывает угнетающее действие, вызывает беспокойство, излишнюю серьезность, грусть, печаль. Вызывает потребность физиологического покоя.

Синий цвет у многих народов символизирует небо и вечность. Он также может символизировать доброту, верность, постоянство, расположение, а в геральдике обозначает целомудрие, честность, добрую славу и верность. «Голубая кровь» говорит о благородном происхождении; англичане называют истинного протестанта «синим». Он считался траурным в Древнем Египте и у некоторых народов Южной Африки. Французы называют ужас «синим страхом» (сказку о «синей бороде»). У славянских народов синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов. Вспомним, что такие идиомы, как «синий чулок» или «синие очки» практи­чески во всех культурах приписывались женщинам, которые выделялись своей непохожестью.

Иудаизм практически всегда причисляет этот цвет к общечеловеческой логике мироздания. Глубоко­мысленными воспринимаются синие тона в буддизме. Как отмечал Ф. М. Достоевский, надев синие очки, барышни немедленно стали иметь свои собственные убеждения.

В канонах христианства синий - цвет Царицы Небесной Девы Марии. В средневековой Испании синие и голубые одежды нередко надевались во вре­мя траура. Эта традиция, вероятно, связана с влиянием исламской культуры, где голубые цвета были траурными наравне со светлыми. Но траур - это экст­ремальное состояние человека. Мы же говорим о нормальных условиях его существования. В каббалистике синие - цвета пощады и милости.

По сравнению с голубыми, синие цвета могут оказывать тормозящее дей­ствие на человека или порождать своеобразное беспокойство и даже печаль­ное настроение, усталость или слабую угнетенность. Одной из причин этого является обычная для человека близорукость к синему цвету. Поверхность синего цвета как бы удаляется от смотрящего на нее. Гете в «Учении о цвете» писал об этом так: «Насколько охотно мы следуем за удаляющимся от нас предме­том, настолько же охотно смотрим на синий цвет, потому что он влечет нас за собой...».

Кандинский, писал о том, что синий зовет человека к бесконечному, к сверхчув­ственному. «Синяя птица» - поиск неведомого счастья. Счастья непознаваемости.

Дыхание становится менее глубоким, чем при голубом, длительность вы­дыхания еще более увеличивается, пульс урежается и ослабляется, почти исче­зает чувство боли. Синий снижает мускульное напряжение, при длительных физических работах отрицательно сказывается на производительности труда.

Итак, мы можем заключить, что синий в самом деле является цветом, свя­занным с другими цветами, а именно с голубым сублиматом женского подсоз­нания и фиолетовым сублиматом подсознания мужского. И подобно тому, как оранжевый сублимат радует своим единением бессознательного мужчины и жен­щины, так и синий сублимат связывает их интеллекты единством подсозна­тельного эстетического восприятия мира. А в единстве - сила и смысл чело­веческого рода, спокойствие интеллекта.

В функциональной психологии синий проецируется на потребность в мир­ном и расслабленном покое. Служит для восстановления сил при глубоких пе­реживаниях. Синий выражает стремление к безопасности или к забвению, к гармонии и пассивной чувствительности, к приятной связи и удовлетворению, как цвет душевного покоя связан с самоанализом. Низкий уровень тревожности синего цвета определяет и притязания на любовь со сто­роны некоего активного лица.

Среди пациентов, считающих синие цвета любимыми, часто встречаются тучные женщины. Широко известно, что темно-синие и черные тона зритель­но уменьшают объем фигуры.

В старину отвар из васильков прикладывали к глазам, опухшим от слез. Применяли его и при воспалениях глаз, ибо он существенно улучшал зрение. И сегодня многие прибегают к очкам с синими стеклами, приносящими успокоение не только нервной системе, но и больным глазам.

В хроматизме синий цвет проявляет архетипические черты протестантизма.

Фиолетовый

Символизирует некоторый мистический союз, в результате которого все мыслимое и желаемое становится реальностью. Это мечта, ставшая явью, магическое состояние души, когда исполняются фантазии. Образуется красным и синим, которые гасят друг друга. Красный находит свое разрешение в синем, а синий - свой смысл в красном. Отсюда - завуалированное возбуждение. Его считают цветом беременных.

В мифах времён средневековья - цвет раскаяния. В перстне кардинала - фиолетовый аметист - символ воздержанности. Фиолетовый - тяжелый цвет. Его надо разбавлять золотом, иначе он может привести к депрессии. Не рекомендуется в работе с детьми.

Цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет способствует внутреннему углублению: он поможет абстрагироваться от всего в данный момент ненужного и сконцентрироваться на главной проблеме, цвет философов и поэтов. Оживляет творческие способности и помогает сосредоточиться. Чем больше в нем синего, тем больше консервативности, величественности и могущества он излучает. Цвет ассоциируется со смирением и рассудительностью многоопыт­ного человека, испытавшего многие страдания и покаяния, с мистическими знаниями и жертвенностью, с религиозным самоотречением и святостью. Ген­рих Фрилинг связывал фиолетовый цвет с медитацией и оценочной силой, с помощью которых - на основе вещественно конкретного - можно понять внутренние причины бытия.

Древние называли фиолетовый цветом мудрости, цветом познания исти­ны, цветом печали. «Кто умножает знание, тот умножает скорбь». Так, в Древнем Китае вечернее небо характеризовалось мужским принципом и обозначалось фиолетовым цветом.

Еще Владимир Даль говорил, что сиреневый и лиловый - одно и то же. Поэтому не будем обращать внимание на их различное толкование в миру и в религиозных обрядах. И если индуизм одевал мужественного мужа из мужей Кришну в фиолетовые одежды, то тантризм усматривал в энергети­ческом центре фиолетового цвета гармонию и мудрость во взаимоотноше­ниях с окружающими.

В православии фиолетовый наравне с багровым посвящен праздникам Креста Господня (Воздвижение и др.). В католичестве этот цвет символизиру­ет истину, пост, покаяние, печаль и безвестность. Это также и цвет Марии Маг­далины, и цвет, означающий священнические права и власть. Лиловые сутаны (цвет высшей мудрости) носят католические епископы. На Рождество и в Ве­ликий пост надевают фиолетовые митры кардиналы. Во время страстной неде­ли крест покрывают фиолетовым покрывалом.

Каббала выявляет в этом цвете первоначало, или основу основ. В XIX веке фиолетовый камень аметист считали неприличным дарить даме или девушке, ибо это было бы величайшим для нее оскорблением. Ведь аметист - камень закоренелых холостяков. В начале же XX века этот камень стал излюбленным атрибутом декадентствующих поэтов. Позже огромный аметист на груди носил Даниил Хармс.

Как считают психологи, все оттенки фиолетового выражают тягу к просто­ру, свободе, ко всему, что не признает границ. Так, Гете называл фиолетовый цветом меланхолии и отжившей старости.

Действительно, с ними связана эстетика декаданса начала XX века. Наибо­лее ярко эти тона проявились в стиле модерн. «Охлажденное си­ним красное в физическом и психическом смысле... звучит несколько болезнен­но», - писал Кандинский.

Интересно действие фиолетового на человека. С одной стороны, наблю­дается наибольшая из всех интровертных (холодных) цветов степень замед­ления дыхания. Уменьшается его глубина и увеличивается длительность вы­дыхания. Замедляется и слабеет пульс. Даже при кратковременном воздей­ствии фиолетовый понижает работоспособность более, чем полная темнота. Максимально замедляется реакция «счет чисел». Нередко оказывает подав­ляющее действие на интеллект. Заставляет падать духом, или вызывает деп­рессивно-меланхолическое состояние. С другой стороны, воздействие фио­летового на сердце, легкие и кровеносные сосуды увеличивает их органичес­кую выносливость.

В люшеровском подборе восьмицветового теста фиолетовый приобрета­ет оттенок пурпурного.

Функциональная психология соотносит предпочти­тельный выбор фиолетового с желанием очаровывать и вместе с тем со склон­ностью к внушению. В фиолетовом цвете проявляется чувственное отожде­ствление с партнером как стремление к магически-эротическим действиям. В нормальных условиях жизни этот цвет предполагает следование обществен­ным нормам поведения. Наблюдается определенного рода консерватизм.

Так, фиолетовый предпочитают беременные женщины с будущим «безу­держным» поведением во время родов. Это является признаком сильной не­уравновешенности вегетативной нервной системы. Предпочитают фиолетовый алкоголики и дебильные дети, что также подтверждает их вегетативную ла­бильность. Если учесть связь фиолетового цвета с действием на гипоталамо-гипофизарную систему, то становится понятным и его выбор в качестве пред­почтительного пациентами, страдающими нарушениями функций щитовидной железы. Поэтому же, вероятно, на первые места ставят фиолетовый с синим и геи. Вспомним данные Эллиса о сине-зеленом, любовь наших геев к голубому, французских - к фиолетовому и т.д. Все это указывает на интровертный тип их взаимоотношений с обществом, свойственный более женщинам. Возможно, конфликтная ситуация такого рода и приводит к большему представительству творцов среди геев. Например, к уходу в творчество от конфликтов с неосуще­ствленным идеалом.

В цветотерапии фиолетовый используется при лечении буйных больных. Применяется и в качестве наркотически-болеутоляющего средства.. И Люшер, и Клар настаивали на большой внушаемости фиолетового цвета. «Неудивительно, что для искреннего признания преступников этот цвет служит так же, как и во вре­мена раннего католицизма при раскаянии и смирении грешников».

В хроматизме фиолетовый сублимирует архетип католичества. Как один из сублиматов интеллекта фиолетовый цвет характеризует мужское подсознание при нормальных условиях жизни и подсознание женщины при экстремальных. Именно женщины, с ее экстремальным желанием очаровывать партнера своим подсознательным кокетством и с неизменной склонностью к сознательному внушению.

Коричневый

Это чисто земной цвет - тут и шкуры животных, кал, почва, кора деревьев и т.п. И ассоциируется он у большинства людей с приземленностью, с укоре­нением повседневности. Вместе с тем индийские традиции (передавать в цвете свои эмоциональные состояния) наделяют эротическую настроенность и ко­ричневым цветом.

Указывает на эмоции, непосредственно связанные с физическим организмом. Если человек ощущает болезнь или физический дискомфорт, этот цвет психологически приобретает для него все большее и большее значение. Часто его предпочитают те, у кого нет своего домашнего очага, стабильного ощущения физической удовлетворенности и безопасности.

Эмоционально связан с домашним очагом, обществом друзей, семьей, безопасностью. В коричневом остается жизненность, которая потеряла свою активность. Выражает жизненные ощущения тела. Люди, предпочитающие этот цвет, желают физического отдыха, покоя. Коричневый цвет олицетворяет стабильность, он весь на поверхности. Успокаивает, поддерживает во время тревоги, волнений. Выбирается при нервном истощении, когда человеку кажется, что ситуация конфликта неразрешима. Отвергается, когда человек хочет найти свою индивидуальность, уйти от инстинктов тела, перестать от них зависеть.

Любовь к коричневому - тоска по защищенности. Шоколад вызывает чувства спокойствия и блаженства не только вкусом, но и цветом. Так, и в западной культуре коричнево-красный цвет в ка­честве самого любимого говорит о страстном желании физического истоще­ния. Иногда он остается даже в случае явного переутомления. Например, при супружеской неверности или ревности. А в христианской символике этот цвет обозначает даже духовную смерть.

С коричневым цветом поэзия ислама связывает функции гибели и распада. И хотя в Коране фигу­рирует выражение «коричневый сор», мы не найдем, наверное, ни одной мече­ти без деталей этого цвета на зеленовато-голубом поле куполов и украшений.

Как и красный или оранжевый, коричневый также является громким и шумным цветом. У эмпатиков отмечается его способность к укачиванию и уси­лению морской болезни.

Цветовая аналитика позволяет выявить в коричневом цвете инстинктив­ную чувственность или уход от интеллектуальных к сугубо телесным потреб­ностям. По мнению психологов, лица, предпочитающие коричневые тона одеж­ды, имеют весьма устойчивые взгляды на жизнь. То есть постоянны, умерен­ны, аккуратны. И обычно консервативны.

Коричневатых оттенков сердолик принято подразделять на «мужской»- темно-коричневый и «женский» - розовато-оранжевый.

Бегство в коричневый цвет нередко вызывается нежеланием осознавать настоящее. Это создает зависимость от общества и нужду в его поддержке. Как ярчайшее проявление животного начала в человеке коричневый может вызы­вать асоциальность и антиобщественное поведение.

Хроматическим архетипом тоталитаризма (любого вида) является именно коричневый сублимат - это главенство черного бессознания над оран­жевой «обезличенностью» мужского и женского бессознаний.

Коричнево-желтые оттенки свидетельствуют о потребности в забытьи или в ласково-чувственных наслаждениях (медовый месяц, коньяк, шам­панское, наркотики и др.). Коричнево-зеленые тона как предпочтительные содей­ствуют расслабляюще-чувственным восприятиям в ощущениях собственного тела при внешне возбуждающих развлечениях (путешествия и др.).

Коричневые тона подкрепляют интеллект эротикой, вином, телесно-чув­ственными ощущениями, сексуальным удовлетворением и др. Как показывает практика цветотерапии, коричневый цвет периодически необходим и лицам, желающим просто расслабиться, пожить в простом крестьянском доме, побро­дить по лесу, порыбачить, поохотиться и т. п. В общем, отдохнуть от достаточ­но навязчивых условностей цивилизации.

Белый

Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение, полную свободу и снятие препятствий. Его фундаментальное качество - равенство, т.к. он заключает в себе все цвета, они в белом равны. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу). В мифологии белый цвет часто используется в Африке - его носили жрецы, т.к. он оберегал и давал возможность зачаровывать. Белый был цветом социального согласия и мира. Принесение в жертву белого животного - это пакт перемирия с богами (лучше всего принести в жертву альбиноса - человека).

Белый парик судьи - символ справедливости. «Белый рыцарь» - символ спасения. Белый халат (в больнице) считается также символом спасения, стерильной чистоты. Цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. В большом количестве затухание эмоций, стерильность.

В Древнем Риме весталки носили белые платья и белые вуали. Еще с античности белый цвет имел значение отрешенности от мирского, устремления к духовной простоте. В христианской традиции белое обозначает родство с божественным светом. В белом изображаются ангелы, святые и праведники. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и в конечном итоге - со смертью. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура. (В Африке белый цвет траура надевали в особых случаях, когда хотели увеко­вечить память о почтенном человеке. Обычно же цветом траура служил серый и черный. А. Д. Чернова замечает, что смысл траурного цвета - это символ неокра­шенной одежды в знак отказа от всех цветов, вкупе олицетворяющих жизнь).

Белый цвет - цвет Великой Матери, цвет женщины, ибо создана она белой: «И создал Господь Бог из ребра, взято­го у человека, жену» (Быт. 2, 22). В древних обществах белый обычно олицетворял союз мужчины и жен­щины (семя) и одновременно - союз матери и младенца (молоко). Белым цветом наделялись такие свойства человека, как сознательное исполнение долга, социальная сплоченность, сохранение традиций, всеобщая осведомленность и память. В обычных условиях существования племен белизна служила неиз­менным символом женских качеств.

Белый в иудаизме передает значение высокой, чистой сущности. В одеж­ды белого цвета из виссона одеваются ангелы и праведники. Талес - мужская накидка для молитв - чисто белого цвета. В «белый» пост надевают белые одежды и в молитвах просят, «чтобы наши грехи побелели». В праздник сбора винограда и танцев еврейские девушки наде­вают простые белые платья и танцуют при свете полной луны. Юноши стоят вокруг и выбирают себе невест. Полотняные белые платья снимают различия в имущественном положении.

Показательно, что индийская традиция (выражать цветом соответствую­щее эмоциональное состояние) наделяет белый значением комической настро­енности при самопрозрении. И здесь же белый цвет наделяется свойствами благости, так как характеризует касту жрецов (брахманов), которые на протя­жении тысячелетий сохраняли неизменными традиции общества.

Буддистские вероучения наделяют белый цвет самообладанием и высшей духовной трансформацией через женственность мира: «Ведущая наружу за тьму оков незнания» «Мать всех Будд».

Конфуцианств






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных