Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Словосочетания (проговаривай не, спряжение в настоящем




и будущем времени):

отдыхать на юге худеть в походе

нюхать пионы пухнуть от выпитой воды

ахать от удивления* ходить в походы

охать от боли* ходить на охоту

ухать, как филин махнуть папахой

7. Работа с фразой:

а) договаривание с использованием слов со звуком X:

Витя находит хомяка под (пол, крыша, духовка).

На обед подают (суп, каша, уха, салат).

Михай едет на (гимнастика, плавание, хоккей).

На окне отдыхает (кот, петух).

На окне сидит (кот, муха).

Охотник едет на (гора, охота, водопад).

 

б) преобразование деформированной фразы:

хомяк духовка под пыхтетьхомяк охота выходить наохота охотник отдых для*дети хоккей ходить на —- петух пуху нетгага пух у тонкиймедведь мех у,густой* -

бегемот хобот у нетМихай поход находить в мохПалом кухня уха готовить в

Скороговорки, рассказы.

Ха—ха-хабудет на обед уха, ха—ха-хаочень вкусная уха, ху-ху-хуна обед едим уху, хи-хи-хи — деты не хотят ухи *

Ха—ха-хадают детям петуха, ха-ха-ха — не хотим мы петуха, аха—ха-ханам не надо петуха, уху—ху—худай макуху петуху, охо-хо-хотихо едет тихоход.

Мы хотим идти в поход -Нам помехатихоход. Хвоей пахнет хвойный лесЗапах хвои до небес.

Ходики ходятони на ходу, Ходики станутпопали в беду*.

Кот-хапуга

В хате нет никого. Тихо тикают ходики. По кухне ходит худой кот. Он находит окуня, нюхает находку. Кот-хапуга хватает находку в охапку и убегает.


ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА

согласный

ротовой

щелевой

среднеязычный

(средненебный) глухой

мягкий

АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКАХ'

Сходна с артикуляцией звука К' с единственным отличи­ем: средняя часть спинки языка поднимается к средней части твердого неба, не касаясь его и образуя вместо смычки щель, по которой проходит воздушная струя.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА X'

1. Если дефектны оба звука X и Х\ звук.Уставится механическим способом от С (СА-СА-СА), звук X' (мягкий) является промежуточным и не требует специальной по­становки.

2. Если дефектный только X' (мягкий), он ставится от гласного звука И, произносимого шепотом, с придыханием и широкой, утрированной улыбкой.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКАХ'

1. Прямые слоги:

а) хе—хехе-хе-хе б) хя-хе-хю—хи

хи—хихи-~хи—хи хе-хю-хи—хя

хи-хи—хи — хи—хи хю—хи~хя-хе

хя—хя—хя —хя—хя хи-хя—хе—хю

 

 

2. Слова:

химия хибара* духи стихи*

Химки хижина* монахи пастухи*

хина химера* монахиня рубахи*

хихоньки хирург* петухи пряхи*

хихикать хитрый* похитить штрихи*

химикаты хищник* мухи страхи*

хитон хищение* мхи похищение*

3. Договаривание предложений словам» на звук X':

Катя пишет (сказки, стихи).

На утренней заре громко поют (соловей, петух).

Перед выходом на сцену балерина надевает (туника,

пачка, хитон).

Рыбаки поймали а Тихом океане много (кит, сельдь,

хек).

Катя нюхает (пион, кофе, духи).

В комнате летают (комар, муха).

Больному малярией дают (аспирин, хина).

4. Преобразование деформированной фразы:

Химки Пахом ехать вдети хата хихикать в ~— духи Нина покупатьмхи едят олени — Пахом выдох петь на

Скороговорки.

Хи-хи-хив Химках ходят петухи, хи-хи-хипоют в кухне петухи, хи-хи-хидайте на обед ухи, хи-хи—хинет ни хека, ни-ухи.

 

 

У мухи нет уха, нет уха у мухи.

Хи—хи~хи -— мама купит мне духи,

Катемеха для дохи,

Папеяхту для утехи,

Петепуха для потехи,

Охи, ахи — нету птахи, нету птахи на папахе.

 

 


Дифференциация звуков

Преобладающим дефектом небных звуков является не от­сутствие или искажение их, а различного рода замены, свя­занные с нарушением фонематического слуха и прямо веду­щие к дисграфии.

Отсюда особо важное значение приобретает дифферен­циация звуков.

Проводится дифференциация по общепринятой схеме:

I. Проговаривается каждый из сходных звуков изолированно, слоговые ряды,?лова, скороговорки.

II. Затем сопоставляются эти звуки на слух и в произношении:

а) изолированно:

б) в слогах с постепенным усложнением звукового со­
става и слоговых рядов;

в) в словах акустически сходных и различных, а затем
с обоими конфликтными звуками:

г) в фразах:

д) в связной речи.

Ниже предлагается дидактический материал, который мож­но использовать для дифференциации звуков (II —• в, г, д).

 


К-Т (К'-Т)

1. ком-Том копать - топать Коля-Толя*
кот - тот копка - топка корт - торт*"
кого - того конка - тонка кочка - точка'
кому - тому копоть - топот качка - тачка*
когда — тогда бок — бот кучка — тучка*
какой — такой бык — быт сколько - столько*1
куда - туда кок — кот соки - соты*

как - так мак - мат марка - Марта*

кабак - табак кит - Тит скука - стук

2. танк пакт пикет кофта
тыква факт компот катание
канат акт табак диктант
утка контакт тайком нитка
ткань папка метка кантата
кот поток комета ветка
кто букет моток пипетки
ток пакет копыто банкетка
кант каток комната компакт

3. Счет: 1-10, 2-20

дикая утка букет дубков

тонкая нитка букет камелий*

байковая кофта толстый канат*

моток тонких ниток тонкий канат

4. Спряжение в настоящем и будущем времени:

катать Катю в комнате. тянуть канат
выкатывать танк покупать конфеты

наматывать нитки подковывать копыта

диктовать диктант ткать тонкую ткань

5. Скороговорки:

Юный Том катает ком.

Метко ком кидает он.

На окно забрался кот, Умный кот, но кот не тот*.. Покупает кот букет

И с конфетами пакет.

Мчится школьников поток После школы на каток*.

Покупает тетка утка

Деткам байковые юбки.

Не ходите, тетка утка,

К деткам в домик на минутку.


К-Г (К'-Г')

1. котгод икраигра*
ока
ага калинаГалина
куст
густ* костигости*
кол
гол* Клаша •Гпаша*
кашу
гашу* кошка —• Гошка*
класс
глас* колкииголки*
колос
голос* катить — гатить

2. книга коготь иголка* курага*
гудок кагат уголок* карга
*
отгадка гавкать кагал* кагор*
гайка гномик загадка* горшок*
губка годок горка* курган*
нагайка галка* грелка* горько*
коготок голубка* горелка* круг*
гамак голубок* гребенка* грек*
когда глубоко* кочерга* галстук*

3. Счет: 1 - 10, 2 - 20

мягкая губка гнедой конь тонкая книга глубокая канава*

4. Спряжение в настоящем и будущем времени:

бегать на коньках гудеть в дудку (буд.в.)

гнать уток и утят готовить беговые коньки

помогать Кате покупать книгу

догонять пингвиненка отгадать загадку

 

 

5. Скороговорки, рассказы:

Ну-ка, галки, не галдите.

Малых деток не будите*.

Угадай-ка, галка, код, Чтоб попасть па луноход*.

Не гони коней кнутом:

Кто спасет тебя потом?

Конь спасет тебя потом

Но не надо гнать кнутом*.

Маленькому Гошке Подарили кошку. Маленькой Агашке Дайте манной кашки.

Гоготали громко гуси

В огороде у бабуси*.

На окно садится кот. Просидит там целый год*.

У елки иголки колки.

Галка села на палку. Палка ударила галку.

Села Галина на калину,

Съела калину Галина*.

Гулит голубка на лугу, А вот галка ни гу-гу*.

Егорке с Климом

Тесен двор.

Они бегут

Гонять футбол.

Там Климу гол

Забил Егор.

И Клим забил

Егорке гол*.

 

 

Выпал иней на луга, Щиплет гусям лапки.

Гуси! Гуси!

Га-га—га!

Надевайте тапки!
Надевайте тапки

Берегите лапки.

Говорят, говорят:

Собрались на горке

Около Егорки,

Собрались на палке

Голубь, гусь и галки*.

Гули, гули, гуленьки Подлетают к Юленьке*.

Кот Фунтик

У Гани новая губка. Ганя моет губкой кота Фунтика. Фунтик недоволен и Ганей, и губкой. Он хватает когтя­ми Ганину губку.


К-Х(К'-Х')

1. кот — ход сок —- сох*
кадка
хатка суксух*

бакбах макатьмахать*

мукамуха макалмахал*

мокмох накалнахал*

2. кухня хоккей холка *
духовка маховик квохтать*
охапка охотник Каховка
находка кудахтать самоходка*
хомяк моховик хатка
макуха пуховик хоботок
походка хозяйка* хвостик*
хомутик хоккеист* хек

3. Счет: 1 - 10, 2 - 20

сухой сук* пуховая кофта

хоккейная команда духовой оркестр*

походный бивуак походный пуховик

4. Спряжение в настоящем и будущем времени:

находить в духовке сухарик* ходить по кухне

находить хомяка в сухой траве* ходить на хоккей
хохотать в комнате смеха* нюхать духи

хватать в охапку кофту хватать за хвост *

схватить кота за хвост * похитить хомяка

 

5. Скороговорки:

Кудах-тах-тух, кудах-тах-тух!

Кудахтать так не мог петух.

Кудах-тах-тах, кудах—тах-тах!

Кудахчут курочки в кустах*.

Важно шагает Надутый индюк; Громко кричит «Кукареку» петух.

Квохчет хохлатка

Сидя в гнезде.

Крякая, утка

Плывет по воде.


Использованная литература

1. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольни­ ков. - М.: Гном-Пресс, 2000.

2. Волкова Л.С. и др. Логопедия. - М.: «Просвещение», 1995.

3. Максаков А.И., Туманова Г.А. Учите, играя. - М.: «Про­свещение», 1979.

4. Правдина О.В. Логопедия. - М.: «Просвещение», 1973.

5. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Воспитание у детей пра­вильного произношения, - М.: «Просвещение», 1989.

6. Рау Е.Ф., Рождественская В.И. Исправление недостатков произношения у школьников. - М.: «Просвещение»,
1989.

7. Успенская Л.П., Успенский МБ. Учись говорить пра­вильно. М.: «Просвещение», 1973.

8. Фшичева Т.Е., Чевелёва Н.А., Чир кипа Г.В. Основы ло­гопедии.-М.: «Просвещение», 1989.

9. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Формирование звуконроизношения у дошкольников. - М.: Издательство ГНОМ
и Д, 2001.

10. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошко­льного возраста. - М.: Учпедгиз, 1961.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных