ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. Финансовое право Республики Беларусь
Вопрос 1. Предмет и метод финансового права. Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы, и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность. Финансовое право в настоящее время – это самостоятельная отрасль системы права Республики Беларусь, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства. Следовательно, предметом финансового права являются общественные отношения, которые возникают в процессе многосторонней финансовой деятельности государства. Их характерными, обличительными признаками являются: - во-первых, их возникновение всегда связано с образованием, распределением и использованием денежных фондов; - во-вторых, материальной основой этих отношений обязательно выступают деньги или денежные обязательства; - в-третьих, одной из сторон в этих отношениях выступает само государство в лице органов, представляющих его интересы. Метод – это способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права Республики Беларусь закреплены два возможных способа действия с целью выполнения норм права, административно-правовой и гражданско-правовой. Основным методом финансово-правового регулирования является метод власти и подчинения, т.е. административный. Его суть состоит в том, что решение всех вопросов осуществляется только одной стороной – государством или уполномоченным государственным органом. Властные предписания прежде всего исходят от финансовых, налоговых, кредитных и других органов, с которыми другая сторона финансово-правовых отношений не находится в какой-либо административной зависимости. Основная роль в финансовой деятельности принадлежит самому государству, т.к. практически все органы государства без исключения занимаются этой деятельностью. Основными субъектами, которые принимают участие в мобилизации денежных средств, в доход государства являются: - государство в целом; - административно-территориальные единицы (районы, города, области и т.д.); - органы государственной власти и государственного управления общей компетенции (высшие, представительные и исполнительные органы); - специально создаваемые органы управления финансовой системой государства (Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк и др.); - финансовые органы (в широком смысле); - юридические лица; - определенная часть физических лиц являющихся налогоплательщиками, или кредиторами государства путем хранения денег в отделениях сбербанка Республики Беларусь и как покупатели ценных бумаг государства.
Все субъекты, которые участвуют в мобилизации денежных средств, одновременно являются и субъектами расходования (использования) этих же денежных средств самыми разнообразными способами. Вопрос 2. Финансовая деятельность государства и финансовая система Республики Беларусь. Под государственной финансовой деятельностью государства понимают деятельность по образованию и использованию денежных фондов, представляющих собой материальную основу функционирования государства. Финансовая деятельность государства осуществляется в соответствии с общими и специфическими принципами присущими только финансовому праву. Основными общими принципам являются: - принцип законности; - принцип гласности финансового процесса; - принцип демократизации; - принцип плановости. Специфическими принципами финансовой деятельности являются: режим экономии, строго целевое расходование денежных средств, учет и контроль, накопление, хозяйственный расчет. Под финансовой системой Республики Беларусь понимают совокупность финансовых институтов, с помощью которых государство осуществляет мобилизацию и распределение денежных средств, и совокупность специальных органов и учреждений, которые в пределах своей компетенции осуществляют финансовую деятельность. Финансовая система Республики Беларусь состоит из следующих основных звеньев: - финансы Республики Беларусь; - финансы органов местного управления и самоуправления; - республиканский бюджет; - местные бюджеты; - бюджеты свободных экономических зон; - бюджет Союза Республики Беларусь и Российской Федерации; - республиканские внебюджетные фонды; - муниципальные внебюджетные фонды; - финансы предприятий и отраслей народного хозяйства; - имущественное, личное страхование и страхование ответственности; - государственный и банковский кредит.
Вопрос 3. Финансовый контроль в Республике Беларусь. Финансовый контроль – это контроль, за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и исполь- зования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов. Особенностью финансового контроля является его всеобъемлющий и универсальный характер. Главным назначением финансового контроля является обеспечение проведения в жизнь единой финансовой политики государства, обеспечение законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства. Основные задачи финансового контроля заключаются в следующем: - проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами; - проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении; - проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств; - выявление внутренних резервов производства; - устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения, финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. В зависимости от органов осуществляющих финансовый контроль выделяют финансовый контроль: а) Президента; б) представительных органов государственной власти и местного самоуправления; в) исполнительных органов власти общей компетенции; г) финансово-кредитных органов; д) ведомственный и внутрихозяйственный; е) аудиторский. В Республике Беларусь придается большое значение финансовому контролю. Основополагающим законодательным актом, регулирующим эту сферу отношений, является Указ Президента Республики Беларусь № 673 от 15 ноября 1999г. (в посл. ред. Указа №151 от 15 марта 2006г.) в соответствии с которым, образован совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь.
Вопрос 4. Бюджетное право Республики Беларусь. 4.1. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Бюджетное устройство определяется админстративно-территориа-льным устройством Республики Беларусь как суверенного государства и представляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Под бюджетной системой Республики Беларусь понимается система, основанная на нормах законодательства, экономических отношениях, совокупность республиканского и местных бюджетов, а так же бюджетов свободных экономических зон и Союза Российской Федерации и Республики Беларусь. Основным законодательным актом, регулирующим межбюджетные отношения, является Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» от 4 июня 1993г. (в ред. Закона от 15 июля 1998г. с посл. изм. и дополнениями).
4.2. Понятие бюджетного процесса, его принципы и стадии. Бюджетный процесс – это регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Бюджетный процесс, включает четыре стадии деятельности: - составление проекта бюджета; - рассмотрение и утверждение бюджета; - исполнение бюджета; - составление, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Бюджетный процесс, строится на специфических принципах, которые присущи только этому процессу: 1) единство и полнота охвата всех доходов и расходов; 2) реальность запланированных средств; 3) гласность и публичность; 4) ежегодность; 5) специализации бюджетных показателей.
Вопрос 5. Налоговое право Республики Беларусь. Обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков, называются налогами. Основными признаками налога являются: 1) обязательность; 2) индивидуальная безвозмездность; 3) денежная форма уплаты налога; 4) внесение за счет средств, принадлежащих плательщикам;
5) внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В Республике Беларусь сформировалась национальная налоговая система, представляющая собой совокупность государственных и местных налогов, сборов и других обязательных отчислений, а также законодательно определенный порядок установления, введения налогов, права и обязанности участников налоговых правоотношений. По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении вопросов, связанных с установлением и введением налогов, выделяют общегосударственные и местные налоги. По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. В зависимости от характера использования налоги могут быть общего назначения и целевые. В зависимости от источника уплаты различают налоги уплачиваемые с заработной платы, выручки, дохода (прибыли), а также относящиеся на себестоимость. В зависимости от формы уплаты налоги подразделяются на натуральные и денежные. Налоговому законодательству присущи следующие принципы: принцип справедливости, всеобщности, принцип равенства, установления налога Законом, принципы определенности налоговой обязанности; принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика всех не неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов налогового законодательства, принцип единства налоговой системы, принципы исчерпывающего перечня налогов, принцип подвижности, принцип стабильности налогового законодательства. Налоговый кодекс Республики Беларусь все налоги, сборы подразделяет на две группы – республиканские и местные. К республиканским налогам, сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на прибыль; налог на доходы с физических лиц; экологический налог; налог с пользователей природных ресурсов; налог на имущество; земельный налог; дорожные налоги и сборы и др. (ст.8 НК). Согласно ст.9 налогового Кодекса Республики Беларусь к местным налогам и сборам относятся: сбор с заготовителей, курортный сбор и налог на владельцев, содержащих собак. В настоящее время основополагающими законодательными актами, регулирующими налоговые отношения, являются: Конституция Республики Беларусь, Налоговый Кодекс Республики Беларусь (общая часть) от 19 декабря 2002г., с посл. изменениями и дополнениями от 31 декабря 2013 г. № 96-З).
Вопрос 6. Правовые основы государственного кредита. Для привлечения денежных средств, в распоряжение государства, помимо других способов, применяется государственный кредит. Кредит – это предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возмездности и возвратности. С правовой точки зрения государственный кредит – это урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. Государственный кредит выступает в трех видах: займов Правительства у Национального банка; государственных ценных бумаг; иностранных кредитов. Государственный кредит имеет ряд существенных отличий от банковского кредита. Основным отличием является то, что если в отношениях по банковскому кредиту, кредитор и заемщик – равные стороны, то в отношениях по государственному кредиту такого равенства нет. Несмотря на то, что государство является заемщиком, оно всегда имеет верховенство над кредитором. Кредиторы в принципе не могут принудить государство к выполнению своих обязательств, и лишены возможности, прибегнуть к административному или судебному порядку защиты своих прав и законных интересов. При условии, если государство заимствует на внутреннем финансовом рынке, это приводит к образованию его задолженности перед юридическими и физическими лицами и понимается как внутренний государственный долг. В том случае, если заимствование осуществляется на внешних финансовых рынках, образуется внешний государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг в Республике Беларусь регулируются одноименными Законами «О внутреннем государственном долге Республики Беларусь» от 3 июня 1993г. Изменения и дополнения: от 24 сентября 1996 г. N 615-XIIIи Законом «О внешнем государственном долге в Республике Беларусь» от 22 июня 1998г., который утратил силу Кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г.
Вопрос 7. Правовые основы сметно-бюджетного финансирования. Основным направлением бюджетного финансирования является сметно-бюджетное. Государственные учреждения и организации непроизводственной сферы покрывают свои расходы в основном за счет бюджетных доходов. Объем расходов на содержание этих учреждений и организаций определяется на основании финансовых планов-смет. Объектами сметно-бюджетного финансирования являются все социально-значимые в государстве мероприятия: наука, образование, здравоохранение, физкультура, социальное обеспечение и др. Сметно-бюджетное финансирование, осуществляется как на общих принципах финансирования (безвозмездность, безвозвратность, целевое направление, на определенный срок), так и на частных, присущих лишь этому режиму бюджетного финансирования (покрытие всех расходов на текущее содержание учреждений и затрат на расширение их деятельности из бюджета, тесная связь расходов с программами экономического и социального развития, установление предельных сумм ассигнований на каждый объект финансирования, соблюдение режима экономии, применение нормативного метода при планировании расходов, систематический учет и контроль, за финансовым состоянием учреждений со стороны вышестоящих и финансовых органов). Государственные расходы носят преимущественно безвозмездный характер, хотя не исключается осуществление государственных расходов в форме бюджетных ссуд, причем расходы могут быть как безвозвратными, так и возвратными. Законодательное установление государственных расходов является базовым принципом, обеспечивающим проявление названных принципов.
Вопрос 8. Правовые основы денежного обращения и валютных операций в Республике Беларусь. Правовое регулирование денежного обращения осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь, Банковского кодекса, законов, актов, издаваемых Президентом и Правительством, а также Национальным банком Республики Беларусь. Главная и особая роль в обеспечении функционирования денежного обращения принадлежит Национальному банку, обладающему исключительным правом на эмиссию денег в наличной и безналичной формах. Помимо этого именно он устанавливает порядок ведения кассовых операций, правила осуществления эмиссионных кассовых операций, правила, формы, сроки и стандарты при проведении безналичных и наличных расчетов. Банковский кодекс Республики Беларусь вступивший в силу с 1 января 2001г. является основным законодательным актом, регулирующим денежное обращение в стране. Национальным банком в развитие и конкретизацию данного кодекса принято ряд нормативных правовых актов, касающихся наличного и безналичного денежного обращения. Безналичное денежное обращение организуется посредством заключения гражданско-правового договора расчетного или текущего счета. В соответствии со ст.237 Банковского кодекса Республики Беларусь безналичные расчеты проводятся посредством: платежных поручений, платежных требований, платежных требований-поручений, аккредитивов, чеков, банковских пластиковых карточек. Налично-денежное обращение представляет собой движение наличных денег в сфере обращения и выполнения ими функций средства платежа и средства обращения. Оно осуществляется на основе кассовых планов банков по кассовым заявкам его клиентов. Валютный рынок и валютные правоотношения в их современном виде стали складываться относительно недавно. Государственное регулирование в осуществлении порядка открытия, ведения и режима счетов всем резидентам и нерезидентам в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте, а для нерезидентов – и в белорусских рублях. Национальный банк также устанавливает порядок открытия и ведения инвалютных счетов резидентами в банках за пределами Республики Беларусь. Все валютные операции подразделяются на: текущие и связанные с движением капитала. Организационно-правовые основы валютного регулирования и валютного контроля установлены Законом Республики Беларусь от 22 июня 2003г. «О валютном регулировании и валютном контроле» с изм. и дополн. от 12 июля 2013 г. № 51-З, а сам порядок осуществления валютных операций урегулирован правилами проведения валютных операций, утвержденными постановлением правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004г. №72, с изм. и дополн. от 24 мая 2010 г. № 169.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|