Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Отношение к старости в различных культурах.




Старость как социальную проблему следует считать феноменом XX века — до этого число пожилых людей было незначительно даже по самым оптимистичным оценкам. Средняя продолжительность жизни в первобытном обществе составляла 15–22 года, в Древнем мире — 20–30 лет. Незначительно увеличившись в Средние века и эпоху Возрождения (25–30 лет), в XVII–XVIII веках она в целом не превышала 40 лет. К концу XIX столетия средняя продолжительность жизни уже составляла 47–50 лет и постепенно росла в течение всего XX века. И уже в 1990-е годы «старение населения» начинает восприниматься как угроза социуму.

Можно выделить ряд социальных факторов, которые определяют статус пожилых людей в обществе: биологические показатели процесса старения, владение собственностью и доход, знания, работоспособность, взаимная зависимость поколений, традиции и религия др. Эти социальные факторы одновременно являются и теми индикаторами, которые формируют отношение к пожилым людям. Рассмотрение истории общества старости будет взаимосвязано с формированием отношения к пожилым.

Общества, которые имели устные традиции и обычаи, были добрее к старости. Традиции и обычаи действовали как связи между поколениями, являлись коллективной памятью. Стремительное развитие общества и на учно-технический прогресс обесценили понятие опыта пожилых, который уже не эквивалентен знаниям. Поэтому пожилым не удается включиться в социальную эволюцию, быть «стратегическими учителями»

Отношение к старости в европейской культуре

В Новое время с разрушением общины и широким распространением вторичных соц.групп в условиях фабричного производства и капиталистических отношений система коллективной поддержки нетрудоспособных приходит в упадок, усиливается дискриминация по половозрастным признакам, а нуклеарные семьи уже не в силах обеспечить своим старшим членам достойную старость.

В эпоху Возрождения эвтаназия и суицид в пожилом возрасте оправдываются, что демонстрирует невысокую ценность поздних возрастов жизни в данный период. Общественная поддержка пожилых сведена к минимуму, в пространстве города физическая близость сосуществует с духовной отдаленностью, при все увеличивающемся разрыве между поколениями в ценностях, идеалах, образе мыслей. В результате уже к 16-17 веку старик стал восприниматься как развалина, исчерпавший себя человек; в целом до 18 века пожилые оставались чем-то смешным, лишь в 19 веке возникает образ респектабельного старца с богатейшим опытом жизни.

Сегодня то, что европейцы живут долго и отличаются хорошим состоянием здоровья - это общепризнанный факт. Это позволяет пожилым европейцам реализовать все возможности и привилегии «золотого» возраста (старше 50 лет). Перед политиками ставится задача увеличить возможности для активно стареющего населения в таких областях, как трудовая занятость, здравоохранение, социальные услуги, обучение взрослых, волонтерство, жилье, и др. Для экономического состояния Европы жизненно необходимо, чтобы ее жители как можно дольше оставались работоспособны. По прогнозам социологов к 2020 году в Европе будет создано 7 миллионов новых рабочих мест, но при этом ее население сильно сократится. Для современной западной культуры характерно «исчезновение» старости — теперь это «человек в солидном возрасте». В США термин «пожилой» был заменен на «третий возраст». Здесь пожилые люди хорошо выглядят, ухожены, водят автомобили, много путешествуют, посещают специальные клубы для лиц «золотого возраста». Такое отношение к старости характеризуется не ее принятием, а скорее избеганием. Стефани Фол, «список поступков, которые, с точки зрения жителей Нового Света, совершенно недопустимы»: старение, полнота и смерть. Старение в корне противоречит всем американским идеалам и понятиям. Лозунг для мужчин и женщин — «выгляди на двадцать лет моложе».

Отношение к старости в восточной культуре

В расширенных семьях на Востоке пожилые люди получают ощущение надежности, эмоциональное тепло и защищенность. В странах Запада старость часто воспринимается негативно, и общество лишает пожилых людей многих социальных прав.На востоке престарелые люди находят уважение и всеобщую любовь, прививаемые с самого раннего детства. Число домов для престарелых на востоке очень мало. Это показатель того, что стариков любят в семьях и до конца жизни ухаживают за ними в своих семьях. Старость на Востоке синонимична мудрости.

Отношение к старости в русской культуре

Русское «старый» имеет значение «большой», «крепкий», «твердый», «сильный», что соответственно подразумевается не немощь, а наоборот, силу, могущество, господство. Это связано с тем, что старостью считался более ранний возраст, чем принятый в наши дни. Специфика российских реалий такова, что поиск основ взаимопонимания осложняется несовпадением и даже противостоянием систем ценностных ориентации. Номинально русские по-восточному уважают стариков и плохо реагируют на примеры отторжения стариков в европейских семьях, «ссылку» стариков в дома для престарелых. У них очень плохое впечатление от подобных домов в России. В тоже время реалии изобилуют примерами несправедливого и жестокого отношения к пожилым людям.

 

28. Возрастные кризисы в старости.
1968 – Пек, 3 конфликта старости

· К. переоценки себя вне проф.роли
Многие
, особенно мужчины, рассматривают свое Я через призму проф.деятельности. Стремясь тянуть старость, продолжают работать, что вредит сомат.здоровью. С уход ом на пенсию (потеря проф.статуса) с целью преодоления потери Я важно найти замену профессиональному Я.

· Осознание ухудшения здоровья и старения тела.
Если человек придавал слишком большое значение здоровью и удовлетворенности жизнью, его ждет разочарование. Важно найти род деятельности, который бы удовлетворял наличному состоянию организма.

· Утрата самоозабоченности.
Человек ощущает присутствие близкой смерти, у многих возникает страх перед ней. Когда же человек принимает неизбежность смерти, то и страх смерти отпадает сам собой. Преодоление этого конфликта лежит в заботах о других, в попытках улучшить их жизнь.

 

Следствия разрешения конфликтов старости

· Базовым условием разрешения конфликтов – способность сказать «ДА» новой жизненной ситуации, т.е. принятие своего возраста. Это лежит в основе дальнейшего развития личности.

осознать свои страхи, переносы, проекции и рационализации и другие защитные механизмы.

Внутренние ресурсы искать в социализации, в диалоге с другими, в доверительном общении и посильной социально полезной деятельностью.

Изменить фиксацию «на себе» на фиксацию «на других».( Роль психолога)

Готовность взять ответственность за свое эмоциональное состояние, материальный и социальный статус, выбор качества и количества отношений с другими людьми.

• Абсолютная самодостаточность, независимость от социального окружения. Человек хорошо знает свои особенности, достоинства и недостатки.

 

Следствия не разрешения конфликтов старости

Если этого не происходит, то наиболее вероятный вариант изменений в личности – это регрессивный вариант:

поиск постоянного позитивного подкрепления, подтверждения признания и одобрения, поиск заботы и внимания,

ностальгия по «празднику жизни», ненасыщенные гедонистические потребности,

поиск очередных романтических приключений, другой «второй половинки», новых сексуальных объектов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных