Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Еще раз об идентичности




Все наше исследование подтверждает гипотезу, которая вдохновила на написание этой книги: существуют специфические отношения матери и дочери, не сводимые к отношениям матери и ребенка в целом. Осталось только перечислить основания для такого утверждения.

Ни в малейшей степени мы не можем опереться на существующие ныне теории, за исключением нескольких отдельных и эклектичных заимствований. Так как, несмотря на то, что объект наших исследований представляет повышенный интерес, он на удивление мало изучен. В противоположность многочисленным исследованиям о материнстве, о родственных связях, женственности или женской сексуальности, практически не существует, как мы убедились на примере платонического инцеста (который даже больше, чем просто не замечается), размышлений, в частности психоаналитических, об отношениях матери и дочери.

К этому первому «пробелу», несомненно, обязанному своим происхождением «андроцентризму», прибавляется второй: замалчивание идентициональной проблематики, которую авторы психоаналитических теорий, унаследованных от Фрейда, имеют склонность постоянно подменять проблематикой сексуальности. Как подчеркивал этнопсихолог Жорж Девере: «Мужчине достаточно просто видоизменить эмоциональное содержание своих инициальных отношений, сексуализировав его. Женщина, напротив, в значительно большей степени вынуждена следовать окольным, извилистым путем: ей необходимо стать самой собой, чтобы отличаться от того, кто составлял объект ее (первой) любви. Другими словами, она должна завершить свою самореализацию... [...] Говоря кратко, созревание и возмужание мальчика представляют собой не что иное, как сексуальные изменения его инициального эмоционального отношения к женщине, независимо от самого объекта, тогда как от девочки требуется, чтобы задолго до сексуализации своего отношения к «тотальному объекту» ею была произведена идентификация с первым объектом, проинвестированным либидо – со своей матерью»[54].

Наконец, третий пробел состоит в более чем систематическом игнорировании вопроса идентичности, даже когда появляется насущная необходимость его разрешить, особенно в связи с проблемами самоидентификации, а для девочки – идентификации с матерью. Так, например, классические интерпретации женской гомосексуальности до последнего времени исключительно связывали с проблемой фиксации на матери, ограниченно принимая во внимание данные по этому вопросу, которые сегодня весьма далеки от того, чтобы подтверждать убедительность таких предположений. Процесс формирования идентичности протекает для девочки через стадию самоидентификации с матерью. Как бы это ни было банально, необходимо признать, что недостаточно простой принадлежности к тому же полу, что и мать, чтобы процесс идентификации исходил от самой дочери. Но концентрация предположений в измерении идентичного рискует привести к замалчиванию другого измерения, симметричного, а именно той идентициональной работы по дифференциации, которая необходима, чтобы дочь могла выстроить себя не по образу и подобию другого, а по образу самой себя, такой, какая она есть на самом деле[55].

Однако идентификационное измерение особенно важно для дочери, которая в противоположность мальчику должна, чтобы стать самой собой, отделиться от идентификационного объекта того же пола. Достаточно просто обратить внимание на то измерение идентичности, которое отвечает за различия, чтобы понять с каким количеством трудностей может столкнуться дочь, которая должна выстроить собственное чувство идентичного по аналогии с другой личностью, отделившись от нее, чтобы избегнуть захвата своей личности, однако не идентифицируя себя с противоположным полом, и все это необходимо согласовать с чувством любви к собственной матери...

Вопрос о разделении крайне редко становится центральным в психоаналитических построениях. В Соединенных Штатах детский психиатр Маргарет Малер сконструировала вокруг этого понятия теорию развития ребенка, согласно которой ребенок сначала находится на стадии, где познает симбиоз, а затем следует фаза отделения, которую она назвала «разделение-индивидуация». Наконец, совсем недавно американский психоаналитик Джессика Бенджамин вновь подвергла проработке проблематику идентичности в психоанализе, проникнув в неизведанное прежде пространство «взаимного узнавания, то есть насущной необходимости не только вновь узнать, но и быть узнанным другим», что позволяет определить разницу между «идентификационной любовью» и «любовью эдиповой».

Это проникновение добавляет фрейдовской теории дополнительное измерение, внутреннее по отношению к эдиповой стадии индивидуального развития: оно касается выстраивания идентичности и узнавания, соответствующего дифференционным процессам. Однако, если необходимо принять в расчет, что внутри этого идентиционального измерения существует определенное разделение между процессами идентификации и дифференциации, то мы затрагиваем скорее специфически женскую проблематику. Так как это нечто большее, чем просто борьба за самопознание, которая не ограничивается мужской идентификацией, – женщины «должны столкнуться с парадоксальной необходимостью отделиться от своей матери и одновременно идентифицироваться с ней», как полагает Д. Бенджамин.

Чтобы приблизиться к точному восприятию и пониманию специфических проблем, возникающих в отношениях дочери и матери, недостаточно просто быть женщиной, помимо этого нужно избегать идеализации женственности и добровольно пожертвовать ради стремления познать и понять желанием защитить привычные представления, столь почитаемые, в том числе и на политическом уровне. Это означает признание, что феминизм, в противоположность тому, что можно было бы об этом подумать, далеко не всегда стоял у истоков открытий, касающихся реальности женского существования. В свете того, о чем было сказано выше, можно заметить важность следующего предположения: «Субъективно девочка развивается не вопреки матери, и тем более подавляющему влиянию патриархальных представлений, а скорее как мать и совместно с матерью. [...] Ребенок-девочка из-за принадлежности к тому же полу с самого своего рождения живет в более легкой эмоциональной ситуации. Она начинает свою эмоциональную жизнь во взаимоотношениях с такой же, как она сама, с союзницей»[56]. Но когда в дальнейшем ей придется столкнуться с необходимостью выбирать между «подавляющим влиянием патриархальных представлений» и «взаимопожиранием матриархальных отношений», еще неизвестно, что окажется хуже.

Непризнание идентициональных проблем, с которыми приходится сталкиваться девочкам, становится тем более очевидным, когда чувство собственной самости, напрямую связанное с процессом отделения себя от другого, проявляется, подчеркивала в свое время Маргарет Малер, «как прототип в высшей степени индивидуального внутреннего переживания, которое чрезвычайно сложно, и может быть, его вообще невозможно проследить в ходе проводимой аналитической работы, причем, как в результате наблюдения, так и в ситуации психоаналитического воспроизведения. Это чувство гораздо проще определить, когда оно сильно угнетено, чем в нормальных вариантах развития»[57]. В Европе для этого необходимо обратиться скорее к практикам, которые длительное время оставались маргинальными (в Англии это Доннальд Винникот, во Франции – Альдо Наури), чтобы обнаружить интерес к исследованию тех опасностей, которые вызывает ситуация слияния матери с маленьким ребенком. На более поздних стадиях развития, до подросткового и даже до взрослого возраста, изучение последствий этой ситуации мы встречаем разве что у немецкого психоаналитика Алис Миллер или французских психоаналитиков Кристиана Оливье и Франсуазы Кушар. В своих работах они акцентируют внимание на серьезности психических патологий, которые возникают из-за длительного удерживания ребенка, причем гораздо дольше детского возраста, добавляем мы, если речь идет о дочери, в отношениях недостаточного отделения от матери[58].

Именно в них мы вновь сталкиваемся с вопросом исключенного третьего: он один в конечном итоге может воспрепятствовать «смешению идентичностей» и вскрыть причины бесконечно длящейся патологии и тех явлений, которые способны производить в некоторых случаях болеутоляющий эффект, а иногда даже казаться желанными, как, например: «телепатический, если даже не бессознательный обмен, естественная взаимная склонность доверять друг другу все свои мысли или чувства, обмениваться одеждой». Какой бы ни была форма, которую, как мы видели, может принять этот третий (нет никаких оснований обращаться к архаичным образам авторитарного и подавляющего отца, кроме случаев путаницы между функцией и ее выполнением в конкретных обстоятельствах), необходимость его присутствия остается очевидной, и особенно в последнее время, когда призрак материнского всемогущества обретает возможность своего воплощения в действительности благодаря достижению медицинского прогресса.

Третий участник, как напоминает Пьер Лежандр, является тем, кто «заставляет действовать дифференциальный императив, то есть воплощает на практике логику изменчивости, опираясь на сходство и различие». Если же третий отсутствует, то «как только дифференциальный императив оказывается полностью заблокированным, может возникнуть проблема безумия».

Итак, необходимы идентичность, дифференциация, наличие третьего, избегание инцеста и проблематичных ситуаций, создаваемых экстремальными матерями (слишком матерью, или слишком женщиной). Если «хорошие матери» существуют только в воображении людей, идеализирующих семью, еще меньше можно ожидать, что существуют взаимоотношения между матерью и дочерью, которые, несмотря на специфические трудности, все время сохраняются неизменными.

Но существуют удовлетворительные отношения, которые неизбежно и постоянно изменяются.

Необходимым условием для этих отношений является то, что они не должны исключать ни отца, ни дочери, ни матери, то есть третий в них никогда не должен становиться «лишним».

 

 

Библиография

 

 

ABRAHAM Nicholas, TOROK Maria, L'Ecorce et le Noyau (1978), Paris, Flammarion-Champs, 1987.

AUTHIER Frederique, Ces bebes passes sous silence, Paris, Eres, 1999.

BACHOFEN Johann Jakob, Du regne de la mere au patriarcat (1926), Paris, PUF, 1938.

BADINTER Elisabeth, L'Amour en plus. Histoire de l'amour maternel (1980), Paris, Flammarion-Champs, 2000.

BENJAMIN Jessica, Les Liens de l'amour (1988), Paris, Metailie, 1993.

BETTELHEIM Bruno, Psychanalyse des contes de fees (1976), Paris, Pluriel, 1988.

BOUTONIER Juliette, La Notion d'ambivalence. Etude critique, valeur semeiologique (1938), Toulouse, Privat, 1972.

BOWEN Murray, La Differenciation du soi. Les triangles et les systemes emotifs familiaux (1978), Paris, ESF, 1996.

BRIFFAULT Robert, The Mothers. A Study of the Origins of Sentiments and Institutions (1927), Londres, Johnson Reprint Corporation, 1969.

BYDLOWSKI Monique, La Dette de vie. Itineraire psychanalytique de la maternite, Paris, PUF, 1997.

BYDLOWSKI Monique, «Transparence psychique de la grossesse et dette de vie», in Michel Dugnat (ed.), Devenir pere, devenir mere. Paris, Eres, 1999.

CARLONI Glauco, NOBILI Daniela, La Mauvaise Mere. Phenomenologie et anthropologie de l'infanticide (1975), Paris, Payot, 1977.

CHALVON-DEMERSAY Sabine, Mille scenarios. Une enquete sur l'imagination en temps de crise, Paris, Metailie, 1994.

COOPER David, Psychiatrie et antipsychiatrie (1967), Paris, Seuil, 1970.

COUCHARD Francoise, Emprise et violence maternelles. Etude d'anthropologie psychanalytique, Paris, Dunod, 1991.

DALLOZ Danielle, La Jalousie, Paris, Bayard, 1999.

DELAISI Genevieve, La Part du pere, Paris, Seuil, 1981.

DEUTSCH Helen, Problemes de l'adolescence. La formation des groupes (1967), Paris, Payot, 1970.

DEUTSCH Helen, La Psychologie des femmes (1945), Paris, PUF, 1953.

DEVEREUX Georges, Essais d'ethnopsychiatrie generale, Paris, Gallimard, 1977.

DEVEREUX Georges, Femme et mythe (1982), Paris, Flammarion-Champs, 1988.

DOLTO Francoise, La Sexualite feminine, Paris, Gallimard. 1996.

DOLTO Francoise, Le Feminin, Paris, Gallimard, 1998.

DOUBROVSKY Serge, LECARME Jacques, LEJEUNE Philippe (eds), Autofictions et C°, Universite Paris-X, 1993.

DUMAS Didier, Sans pere et sans parole. La place du pere dans l'equilibre de l'enfant, Paris, Hachette, 1999.

EHRENBERG Alain, La Fatigue d'etre soi. Depression et societe, Paris, Odile Jacob, 1998.

ELIACHEFF Caroline, A corps et a cris. Etre psychanalyste avec les tout-petits (1993), Paris, Odile Jacob, 2000.

ELIACHEFF Caroline, Vies privees. De l'enfant roi a l'enfant victime, Paris, Odile Jacob, 1997.

ELIAS Norbert, La Civilisation des moeurs (1969), Paris, Calmann-Levy, 1973.

ELIAS Norbert, Mozart, Sociologie d'un genie, Paris, Seuil, 1991.

FARGE Ariette, KLAPISCH-ZUBER Christiane, Itineraires de la solitude feminine, XVIII-XX siecle, Paris, Montalba, 1984.

FAUCHERV Pierre, La Destinee feminine dans le roman europeen du dix-huitieme siecle, 1713-1807. Essai de gynecomythie romanesque, These de l'universite de Lille, 1972.

FAVRET-SAAD A Jeanne, Les Mots, la mort, les sorts, Paris, Gallimard, 1977.

FAVRET-SAADA Jeanne, «La genese du "producteur individuel"», in Singularites. Textes pour Eric de Dampierre, Paris, Pion, 1989.

FLIS-TREVES Muriel, Le Deuil de maternite, Paris, Pion, 2001.

FREUD Sigmund, Malaise dans la culture (1930), Paris, PUF, 1994.

FRIDAY Nancy, Ma mere, mon miroir (1977), Paris, Robert Laffont, 1993.

GIANINI-BELOTTI Elena, Du cote des petites filles (1973), Paris, Editions des Femmes, 1975.

GIRARD Rene, Mensonge romantique, verite romanesque (1961), Paris, Livre de poche, 1978.

GRAVES Robert, Les Mythes grecs (1958), Paris, Hachette, 1987.

GREEN Andre, Narcissisme de vie, narcissisme de mort (1980), Paris, Minuit, 1983.

HAMON Marie-Christine, Pourquoi les femmes aiment-elles les hommes et non pas plutot leur mere? Paris, Seuil, 1992.

HURSTEL Francoise, La Dechirure paternelle, Paris, PUF, 1996.

HEINICH Nathalie, «L'absente», in Les Monstresses, horsserie des Cahiers du cinema, n° 5, 1980.

HEINICH Nathalie, «Genie de la sociologie», Critique, n° 550-551, mars-avril 1993.

HEINICH Nathalie, «L'inceste du deuxieme type et les avatars du symbolique», Critique, n° 583, decembre 1995.

HEINICH Nathalie, Etats de femme. L'identite feminine dans la fiction occidentale, Paris, Gallimard, 1996.

HEINICH Nathalie, «Le temoignage, entre autobiographie et roman: la place de la fiction dans les recits de deportation», Mots, n° 56, septembre 1998.

HEINICH Nathalie, L'Epreuve de la grandeur. Prix litteraires et reconnaissance, Paris, La Decouverte, 1999.

HERITIER Francoise, Les Deux Soeurs et leur mere. Anthropologie de l'inceste, Paris, Odile Jacob, 1994.

IRIGARAY Luce, «Femmes et hommes: une identite relationnelle differente», in collectif EPHESIA, La Place des femmes. Les enjeux de l'identite et de l'egalite au regard des sciences sociales, Paris, La Decouverte, 1995.

K.LUGER Ruth, Refus de temoigner. Une jeunesse (1992), Paris, Viviane Hamy, 1997.

KAKAR Sudhir, Moksha, le monde interieur. Enfance et societe en Inde (1982), Paris, Les Belles Lettres, 1985.

LACOSTE-DUJARDIN Camille, Des meres contre les femmes. Maternite et patriarcat au Maghreb, Paris, La Decouverte, 1985.

LEBRUN Jean-Pierre, Un monde sans limite. Essai pour une psychanalyse du social, Ramonville-Saint-Agne, Eres, 1997.

LEGENDRE Pierre, Le Crime du caporal Lortie. Traite sur le pere (1989), Paris, Flammarion-Champs, 2000.

LEGENDRE Pierre, Sur la question dogmatique en Occident, Paris, Fayard, 1999.

LEMAIRE J.-G., Famille, amour, folie. Lecture et traitement psychanalytique des liens familiaux, Paris, Centurion, 1989.

LESSANA Marie-Magdeleine, Entre mere et fille: un ravage, Paris, Pauvert, 2000.

LEVI-STRAUSS Claude, Les Structures elementaires de la parente (1947), Paris, Mouton, 1967.

LEVY Alexander, Surmonter le deuil de ses parents (1999), Paris, InterEditions, 2000.

LORAUX Nicole, Les Meres en deuil, Paris, Seuil, 1990.

MAHLER Margaret, Psychose infantile (1968), Paris, Payot, 1973.

MAHLER Margaret, PINE Fred, BERGMAN Anni, La Naissance psychologique de l'etre humain (1975), Paris, Payot, 1980.

MENDEL Gerard, La Revolte contre le pere. Introduction a la sociopsychanalyse, Paris, Payot, 1968.

MENDEL Gerard, La societe n'est pas une famille. De la psychanalyse a la sociopsychanalyse, Paris, La Decouverte, 1992.

MILLER Alice, Le Drame de l'enfant doue. A la recherche du vrai Soi (1979), Paris, PUF, 1983.

MILLER Alice, L'Enfant sous terreur. L'ignorance de l'adulte et son prix (1981), Paris, Aubier, 1986.

MILLER Alice, La Connaissance interdite. Affronter les blessures de l'enfance dans la therapie (1988), Paris, Aubier, 1990.

MILLER Alice, L'Avenir du drame de l'enfant doue (1994), Paris, PUF, 1996.

NAOURI Aldo, Une place pour le pere, Paris, Seuil, 1982.

NAOURI Aldo, «Un inceste sans passage a l'acte: la relation mere-enfant», in Francoise Heritier (ed.), De l'inceste, Paris, Odile Jacob, 1994.

NAOURI Aldo, Les Filles et leurs meres, Paris, Odile Jacob, 1998.

OLIVIER Christiane, Les Enfants de Jocaste. L'empreinte de la mere, Paris, Denoel, 1980.

OLIVIER Christiane, Les Fils d'Oreste ou la question du pere, Paris, Flammarion, 1994.

OLIVIER Christiane, Petit livre a l'usage des peres, Paris, Fayard, 1999.

OLIVIER Christiane, Peut-on etre une bonne mere?, Paris, Fayard, 2000.

PERRIER Francois, «L'amatride», in L'Amour, seminaire 1970-71, Paris, Hachette-Litteratures-Pluriel, 1998.

PINKOLA ESTES Clarissa, Femmes qui courent avec les loups. Histoires et mythes de l'archetype de la femme sauvage (1992), Paris, Grasset, 1996.

PONTALIS Jean-Bertrand, «Des fils qui se font entendre», Lire, mars 1998.

RAIMBAULT Ginette, L'Enfant et la Mort (1975), Paris, Privat, 2000.

RAIMBAULT Ginette, Lorsque l'enfant disparait, Paris, Odile Jacob, 1996.

RAIMBAULT Ginette, ELIACHEFF Caroline, Les Indomptables. Figures de l'anorexie (1989), Odile Jacob, 1996.

SARDE Michele, «Sido, Colette, portraits croises», Le Magazine litteraire, n° 266, juin 1989.

SCHAEFFER Jean-Marie, Pourquoi la fiction?, Paris, Seuil, 1999.

SENEQUE, «Consolations», in Dialogues, III, Paris, Les Belles Lettres, 1975.

STAROBINSKI Jean, «L'echelle des temperatures. Lecture du corps dans Madame Bovary», Le Temps de la reflexion, 1980, n° l.

THERY Irene, Le Demariage, Paris, Odile Jacob, 1993.

THERY Irene, «Pacs, sexualite et difference des sexes», Esprit, octobre 1999.

TILLION Germaine, Le Harem et les Cousins, Paris, Seuil, 1966.

TISSERON Serge, Enfants sous influence. Les ecrans rendent-ils les jeunes violents?, Paris, Armand Colin, 2000.

TODOROV Tzvetan, Les Abus de la memoire, Paris, Arlea, 1995.

TODOROV Tzvetan, La Vie commune. Essaid'anthropologie generale, Paris, Seuil, 1995.

VASSE Denis, Inceste et jalousie, Paris, Seuil, 1995.

VEBLEN Thorstein, Theorie de la classe de loisir (1899), Paris, Gallimard, 1970.

VERDIER Yvonne, «Le Petit Chaperon rouge dans la tradition orale», Le Debat, n° 3, juillet-aout 1980, reprisdans Coutume et destin. Thomas Hardy et autres essais, Paris, Gallimard, 1995.

WINNICOTT Donald W., De la pediatrie a la psychanalyse (1958), Paris, Payot, 1969.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных