Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Человек становится личностью, а не рождается ею.




ЛИЧНОСТЬ

ПЛАН изучаемых тем:

1. Понятие личности

2. Основные характеристики личности

3. Структура личности

4. Механизмы психологической защиты личности

5. Самосознание личности: образ -Я, самооценка, уровень притязания.

6. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности.

7. Личность и коллектив.

8. Мотивационная сфера личности.

9. Межличностные отношения в группе и коллективе.

10. Развитие личности

1. ТЕМА: ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

ПЛАН:

1. Понятия: «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность».

2.Понятие личности в психологии и её рождение.

1.ИНДИВИД (от латинск. ИНДИВИДУУМ - неделимое) - 1. Это отдельное живое существо, представитель биологического вида. 2. Отдельный представитель человеческой общности.

ЧЕЛОВЕК - 1. Биологическое существо, животное, обладающее способностью познавать окружающий мир и активно изменять его.

2. Существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно- исторической деятельности.

ЧЕЛОВЕК - Биосоциальное существо, обладающее высокоразвитым мозгом, членораздельной

речью, прямохождением, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда.

ЛИЧНОСТЬ - 1.Это человек, как член общества, имеющий определенные права и обязанности.

2. Системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности
и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные
отношения.

3. Это преимущественно формирующуюся, индивидуально своеобразная
совокупность психофизиологических систем - черт личности, которой
определяется своеобразное для данного человека мышление и поведение.

ЛИЧНОСТЬ - человек с такими психологическими характеристиками, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — это конкретный человек во всем своеобразии своих физических и

психологических качеств и свойств.

СУБЪЕКТ– человек, как активный носитель того начала, которое дает возможность рассматривать его как общественное существо, способное на самостоятельные деяния, значимые для человечества.

Человек становится личностью, а не рождается ею.

В Древнем Риме личность или персона - маска в театре, личина. Затем «персона» стала означать «лицо перед законом», при этом, раб, тело которого принадлежало господину, не имело своей «персоны».

В русском языке слово «личность» долге имело оскорбительный оттенок. Сохранилась поговорка «не переходите на личности».

В психологии понятие личность используется в двух основных значениях:

1. Любой человек, наделенный сознанием;

2. Человек, достигший определенного уровня психического развития.

Л. И. Божович, утверждала: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной степени и своим психическим развитием».

А.Н. Леонтьев считал, что личность рождается дважды: 1. Когда ребенок начинает осознавать себя как отдельное от окружающего мира существо и говорит «Я сам» (2-3 года);

2. Когда возникает его сознательная личность, и он может отвечать за свои поступки.


2. ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ

ПЛАН:

1. Устойчивость личности.

2. Единство личности.

3. Активность личности и её виды.

УСТОЙЧИВОСТЬ личности характеризует последовательность её действий и предсказуемость её поведения, придаёт её поступкам закономерный характер. Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого - важное условие внутреннего благополучия и установление нормальных взаимоотношений с окружающими людьми.

Сочетание психологических особенностей, черт характера, свойств темперамента, качеств ума, преобладающих интересов образуют у каждого человека устойчивое ЕДИНСТВО, которое может рассматриваться как относительное постоянство психического склада личности.

При непрерывном изменении психических состояний, процессов, при изменении поведения в разных социальных группах, с возрастом ПСИХИЧЕСКИЙ СКЛАД ЛИЧНОСТИ ОСТАЕТСЯ ДО НЕКОТОРОЙ СТЕПЕНИ ПОСТОЯННЫМ.

Эта относительная устойчивость связана со следующими факторами:

1. Постоянство общественных отношений.

2. Условия жизни.

3. Особенности физического облика.

Устойчивое единство характерно не для всех людей. Некоторые со временем обнаруживают глубокие, драматические изменения своей личности. Люди их совсем не узнают.

У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется. У других обнаруживается поздно: от 20 до 40 лет.

К первым относятся люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, конфликтами со взрослыми, сверстниками и т.д.

Ко вторым относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряжённостью и конфликтами.

АКТИВНОСТЬ - свойство всего живого.

АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ проявляется в её сознательных избирательных действиях, то есть в деятельности. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и её изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности.

Опираясь на теорию отражения, ИСТОЧНИКОМ АКТИВНОСТИ являются потребности.

ВИДЫ АКТИВНОСТИ:

1. Физическая активность - естественная потребность здорового организма в движении, физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий.

2. Психическая активность - потребность индивида в познании окружающей действительности и познании самого себя.

3. Социальная активность - потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, с своими ценностными ориентациями.

Формирование АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ, выражающейся в её идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела.

3. ТЕМА: СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

ПЛАН:

1. Структура личности в школе 3. Фрейда (психоанализ).

2. Структура личности в школе А. Маслоу (гуманистическая психология).

3. Структура личности в школе Советской психологии.

1. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (З.Фрейду) состоит из «Оно», «Я» и «Сверх-Я».

«Оно» - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. Это унаследованный биологический опыт животных. «Оно» действует в соответствии с принципом удовольствия, постоянно требует удовлетворения своих потребностей и бессознательно направляет психическую деятельность.

«Я» - сознание, ориентируется на принцип реальности. Это самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. Стремится разумно примирить «Оно» и «Сверх-Я».

«Сверх-Я» - руководствуется идеальными представлениями (принятым в обществе установками, нормами морали и ценностями). Основной источник формирования - родители, учителя, другие люди, личные контакты на протяжении жизни, литература и искусство. Это совесть человека.

Состояние неудовлетворенности собой, тревожности является эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я». Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек, с помощью «Я», вырабатывает у себя ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ.

2. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (А. МАСЛОУ).

Структура личности основана на иерархии человеческих потребностей:

- физиологические потребности - голод, жажда, половые влечения и т.д.;

- потребности в безопасности - стремление чувствовать себя защищённым, избавиться от страха и жизненных неудач;

- потребность в принадлежности и любви - стремление принадлежать к общности, находиться
рядом с людьми, быть признанным и принятым ими; стремление иметь семью, друзей;

- потребность уважения, почитания - стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету; она отражает уровень самооценки, желание быть как все или быть лучше;

- познавательные потребности - стремление много знать, понимать, исследовать;

- эстетические потребности - стремление к гармонии, симметрии, порядку, красоте, а также выражается по вкусе человека;

- потребность в самоактуализации - стремление к реализации своих способностей и развитие
собственной личности.

3. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (К.К. ПЛАТОНОВ).

Структура личности в советской школе психологии включает следующие ЧЕТЫРЕ ПОДСТРУКТУРЫ: направленность, социальный опыт, формы психического отражения и биологически обусловленная подструктура.

1. НАПРАВЛЕННОСТЬ - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, относительно независимо от конкретных условий. То есть, чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится.

Основные ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ:

- МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей.

- УБЕЖДЕНИЯ - важные осознанные мотивы поведения, тесно связаны с миром чувств. Это система устойчивых принципов.

- ИДЕАЛ - важный осознанный мотив поведения. Это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.

- ИНТЕРЕСЫ - эмоциональные проявления познавательных потребностей. Характеризуются: содержанием (материальные, общественно-политические, профессиональные, познавательные, эстетические, спортивные и т.д.), целью (непосредственный интерес, то есть к самому процессу деятельности или опосредованный интерес, то есть к результату деятельности), широтой (концентрация интересов в одной области или распределение интересов между многими объектами), устойчивостью (длительностью сохранения).

- СКЛОННОСТИ - это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда деятельности. Интересы и склонности отличаются друг от друга. Можно интересоваться, но не заниматься данным видом деятельности.

- ЖЕЛАНИЕ - одна из форм мотивационного состояния. Желание является ключевым, но при этом довольно широким и не очень точно определяемым понятием.

- ВЛЕЧЕНИЕ - первичное эмоциональное проявление потребности человека в чём-либо, неосознанное побуждение.

2.СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ - включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путём обучения.

3. ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ - охватывают индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни.

4. БИОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННАЯ ПОДСТРУКТУРА - объединяет типологические
свойства личности, половые и возрастные особенности и её патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга.

4. ТЕМА: МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ.

Защитные механизмы - психоаналитическое понятие (З.Фрейд), обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся образ «Я».


1. ПРОЕКЦИЯ - собственные отрицательные качества, неприемлемые мысли, чувства и поведение человек бессознательно приписывает другим людям, причём в преувеличенном виде (ученик, плохо подготовившийся к экзамену, всю вину возлагает на преподавателя, плохо объяснившего материал).

2. ЗАМЕЩЕНИЕ - переадресовка от одного объекта к другому (человек срывает своёраздражение, гнев, досаду, вызванную одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете).

3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - способ разумного оправдания любых поступков и действий,
противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Проявляется, когда поступок уже совершён.

4. РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - подавление одних импульсов и выдвижении совершенно
противоположных (когда мальчику нравится девочка, то он часто дёргает её за косички).

5. РЕГРЕССИЯ - возврат к детским моделям поведения (у взрослых - несдержанность,
недовольство, детский лепет и т.д.).

6. СУБЛИМАЦИЯ - даёт возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы
таким образом, чтобы их можно было выразить посредством социально приемлемых мыслей
или действий (энергия и активность подростков может быть сублимирована в социально
одобряемой деятельности и спорте).

7. ОТРИЦАНИЕ - отказ человека признавать произошедшее неприятное событие (потеря близкого человека, предательство друга).

8. ВЫТЕСНЕНИЕ - процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание
(получение неудовлетворённой отметки).

9. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ - это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей
ситуации путём её как бы отстранённого обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах, понятиях (учёные, общественные деятели – политики, педагоги и др.).

10. ЮМОР — снижение напряжения с помощью апелляции к юмористическим выражениям, рассказам, анекдотам.

В психологии личности очень много описано механизмов защиты. Каждый человек в процессе жизни вырабатывает те механизмы защиты личности, которые наиболее ему подходят. Чаще всего человек сочетает несколько механизмов защиты одновременно или последовательно выдает их друг за другом.

5. ТЕМА: САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ.

ПЛАН:

1.Понятие самосознания и образа-Я. Компоненты образа – Я.

2.Самооценка и её виды. Ожидаемая оценка и оценка личностью своей группы.

3.Уровень притязания. Понятие самоуважения.

1. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется САМОСОЗНАНИЕМ, а его представления о самом себе складываются в определенный ОБРАЗ - Я (И.С. Кон).

Образ –Я («Я –концепция») - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими.

Образ -Я отвечает на вопросы: Кто я есть?; Что я могу сделать для того, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ - Я включает три компонента:

1) КОГНИТИВНЫЙ компонент - представление о своих способностях, внешности, социальной значимости, способностях, качествах своей личности и т.д. (кто-то на первый план выдвигает внешний вид, кто-то победу на соревнованиях, кто-то неудачу по физике и т.д.).

2) ЭМОЦИОНАЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЙ компонент – отражает отношение к себе в целом или к отдельным качествам своей личности, деятельности и проявляется в самоуважении или чувстве собственного достоинства, или же в самокритичности, себялюбии и др.

3) ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ (ВОЛЕВОЙ) компонент – он определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки. Этот компонент выражается в стремлении быть понятым, завоевать симпатию, уважение у окружающих или оставаться незамеченным и т.д.

Образ-Я - это не статичное, а динамичное (постоянно меняющееся) образование личности. Складывается он в результате личного жизненного опыта человека, оказывает влияние на восприятие мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению (Карл Роджерс – основатель гуманистической психологии).

Имеет две концепции: Я - реальное и Я - идеальное.

Я - реальное - это сиюминутное представление субъекта о самом себе.

Я - идеальное - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Я – идеальное выступает как ориентир в самовоспитании личности.

Мера счастья и удовлетворенности человека жизнью зависит от того, как согласуются между собой Я - реальное и Я - идеальное.

Степень адекватности Образа — Я выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

2. САМООЦЕНКА - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
Все, что сложилось в личности, возникло благодаря совместной деятельности и общения с
другими людьми. Следовательно, в большей степени все, что делает человек для себя, он,
вместе с тем, делает это и для других (учится, работает и т.д.). Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку.

У личности всегда есть референтная группа, с мнением которой она считается. Личность сверяет себя постоянно с неким эталоном, и, в результате проверки, бывает, довольна или недовольна собой.

Самооценка может быть устойчивой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой.

ВИДЫ САМООЦЕНКИ:

АДЕКВАТНАЯ - совпадение самооценки и оценки личности другими людьми. Человек с адекватной самооценкой предсказуем в поведении. Имеет чувство собственного достоинства, самокритичен, реально оценивает свои возможности и способности. Инициативен, стремится к достижению реально поставленных целей. В общении уравновешен, с уважением относится к другим людям, не принижая их достоинств.

НЕАДЕКВАТНАЯ ЗАВЫШЕННАЯ - человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он часто сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. В общении непредсказуем, стремится унизить других людей.

НЕАДЕКВАТНАЯ ЗАНИЖЕННАЯ - может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказ от инициативы, безразличие, самообвинение, тревожность. В общении непредсказуем, часто меняется настроение, болезненно воспринимает критику в свой адрес, агрессивен, мстителен, злопамятен, злобен.

Для характеристики личности важно иметь представление об ожидаемой оценке и оценке личностью своей группы.

Ожидаемая оценка - по мнению данной, личности, оценка, которую личность заслужила в данной группе, которую, как она предполагает, ей могут дать товарищи. Являясь устойчивой в своем коллективе, ожидаемая оценка становится неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив.

Оценка личностью своей группы связана с тем, что индивид живет её интересами, уважает ее ценности или наоборот не интересуется проблемами группы. Коллектив как бы аккумулирует отношение к нему одного из членов и возвращает ему эту оценку приумноженной.

Три показателя - самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы - входят в структуру личности и человек должен с этим считаться. Они оказывают большое влияние на статус личности (её место в коллективе).

3. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ - желаемый уровень образа -Я, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур легкими и чересчур трудными задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должном уровне свою самооценку.

Формирование уровня притязания определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и трезвым, а иногда и смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным.

Важным компонентом образа - Я является САМОУВАЖЕНИЕ, которое определяется отношением действительных его достижений к тому, на что человек рассчитывает и претендует. Оно не связано конкретно с какой-либо областью, и выражает не столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Для поддержания самоуважения человек использует механизмы психологической защиты.

6.ТЕМА: ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

ТЕМПЕРАМЕНТ

ПЛАН:

1. Понятие темперамента.

2. Физиологическая основа темперамента.

3. Основные свойства темперамента.

4. Психологическая характеристика темперамента.

1. Впервые темпераменты описал древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что различия между людьми объясняются соотношением различных жидкостей в их телах: крови (сангвис), желтой желчи (холэ), черной желчи (мелайн холэ), лимфы (флегмы). Отсюда вышли названия темпераментов, которые прочно укоренились в науке.

Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма предпринял И.П. Павлов. Он заметил, что у собак условные рефлексы образуются по-разному, и предположил, что это зависит от особенностей нервной системы.

ТЕМПЕРАМЕНТ - это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения.

2. Физиологической основой темперамента является ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Тип высшей нервной деятельности определяется, исходя из свойств нервной системы (силы - слабости, уравновешенности - неуравновешенности и подвижности - инертности).

СИЛА нервной системы - характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность ее пе­реносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ нервной системы - соотношение процессов возбуждения и торможения.

ПОДВИЖНОСТЬ нервной системы — способность нервных процессов быстро сменять друг друга.

ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

1). Сильный, неуравновешенный, подвижный соответствует ХОЛЕРИКУ.

2). Сильный, уравновешенный, подвижный - САНГВИНИКУ.

3). Сильный, уравновешенный, инертный - ФЛЕГМАТИКУ.

4). Слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный - МЕЛАНХОЛИКУ.

3. Свойства темперамента не являются неизменными. Они проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания Высшей нервной деятельности (ВНД), так и специфическими закономерностями созревания каждого типа ВНД.

Природные особенности нервной системы могут быть замаскированы системой временных связей, выработанных в течение жизни. Никакая психическая черта не является только врожденной. Проявление свойств нервной системы возможно лишь в экстремальных условиях.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА:

1. СЕНЗИТИВНОСТЬ - возникновение психических реакций на внешние или внутренние раздражители наименьшей силы.

2. РЕАКТИВНОСТЬ - сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители.

3. АКТИВНОСТЬ - энергия, с которой человек воздействует продолжительно на окружающую среду, преодолевает препятствия. Если у человека преобладает реактивность, то он действует под влиянием случайных обстоятельств. Если преобладает активность, то человек действует продуманно.

4. ТЕМП РЕАКЦИЙ - скорость протекания психических процессов и реакций.

5. ПЛАСТИЧНОСТЬ - гибкость, легкость приспособления к новым изменяющимся условиям.

6. РИГИДНОСТЬ - инертность, косность, нечувствительность к изменению условий.

7. ЭКСТРОВЕРТИРОВАННОСТЬ - проявляется в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям.

8. ИНТРОВЕРТИРОВАННОСТЬ - необщительность, замкнутость, отсутствие интереса к другим и склонности к углубленному самоанализу.

Проявление свойств темперамента зависит от ряда условий. Это ведет к тому, что люди различных темпераментов в разных условиях могут проявлять очень сходные качества и психические особенности, тогда как в одинаковых условиях они проявляют прямо противоположные качества и особенности.

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТОВ

САНГВИНИК

Очень ловкий, легко схватывает движения, любит танцевать. Пластичен как ящерица. Засыпает быстро и легко просыпается. Встает рано. Любит лазать на деревья, на крыши, сильно качаться на качелях. Ест охотно, но не много. Живая мимика, выразительные движения. Живой интерес ко всему, что привлекает его внимание. Энергичен, работоспособен. На уроке тянет руку, любит долго работать, не утомляется. За любое новое дело берется с радостью. Быстрота ума и психических процессов. Очень музыкален. Для него очень важно общение. Интересуется людьми, их заботами, делами, интересами. Это человек, который может непрерывно болтать с окружающими, даже если видит человека впервые.

Легко забывает плохое, не злопамятен, быстро сходится с новыми людьми. В новой компании легко осваивается, у него богатая натура, человеческая теплота, что располагает к нему людей. Способен продуктивно использовать прошлый опыт, что позволяет уверенно себя чувствовать. Легко появляются новые привычки.

Любят абстрактные разговоры. Речь цветиста, иногда может уйти от смысла разговора. Сентиментален, активен, работоспособен при наличии интересного дела. Чувства легко возникают и сменяются. Может хохотать по незначительному поводу. Несущественный факт может рассердить. Непостоянен, поверхностен, легко отвлекается, рассеян, разбросан, легкомыслен, несерьёзен, беспечен. Если дело не нравится, то может бросить.

ФЛЕГМАТИК

Ест с удовольствием, почти все кушанья - его любимые. Он охотно идет в постель, спит долго и крепко. Хорошо работают «биологические часы». Любит сидеть. Ходит и говорит медленно, обстоятельно. Рассказывает со всеми подробностями. Думает медленно, «тугодум». Любит слушать и читать одно и то же. Музыкален, никогда не фальшивит.

Учится хорошо, имеет четкий сформированный почерк. Если его не торопить, то выполняет все задания, прочно усваивая новый материал. Имеет надежную память и любовь к упражнениям.

Не общителен, контакты затруднены. Трудно расставаться со старыми привычками. Не может

резко менять что-либо в своей жизни. Предпочитает плавное ее течение в духе старых традиций. Имеет свой собственный взгляд на вещи, который не стремится навязать окружающим.

Не любит пускать в свой внутренний мир. Скрывает свои чувства, мало эмоционален, мимика

и движения бедные, не выразительные. Отстраненность позволяет быть более критичным и

хладнокровным в своих суждениях. Отсюда склонность иронизировать над другими и над самим собой.

В общении даже со знакомыми необычно сдержан. Мыслит определенными категориями, фактами и аргументами. Определенная способность предвосхищать будущее на основе фактов. Старается спланировать все свои действия, предвидеть все возможные варианты, тем самым затягивая принятие решения.

Излишне пунктуален, любит порядок. Стараются понять причины, структуры и взаимосвязи фактов и событий. Сложные проблемы и вопросы могут доступно объяснить другим. Точное и умелое владение языком облегчает задачу. Привычки и формы поведения стойкие. Редко выходит из себя, выдержан, но вял и безучастен к окружающим. Ленив и безволен. Любит тепло.

МЕЛАНХОЛИК

Аппетит не очень хороший. В еде разборчив, любит сладкое, фрукты. Поздно засыпает, так как в постели любит размышлять и придумывать различные истории. Трудно просыпается, чувствует себя усталым, долго находится в плохом настроении. Боится холодной воды. Больше всего любит тепло, но не жару. Нежный ребенок, требующий любящего внимания.

Любит танцевать музыкально-ритмические упражнения. Музыкален, любит петь. Выискивает темные, укромные уголки для раздумий. Маленький эгоист. Хочет быть в центре внимания. Ему необходим человек, которому он мог бы доверять полностью. При обучении нужно выбирать такие истории, которые взволнуют, заставят забыть о собственных проблемах. Не может длительно удерживать внимание, быстро утомляется, малая работоспособность. Трудно усваивает, новый материал, но усваивает прочно. В новой обстановке прячется, забивается в угол, замирает.

Не общителен, контакты затруднены. Трудно расстается со старыми привычками. Злопамятен, молчалив, мелочен, пунктуален, любит порядок. Не любит резко менять что-либо в своей жизни, предпочитает плавное, размеренное течение. Сильно развита интуиция на людей и ситуации, основанная на способности использовать свой прошлый опыт. Поражают тонкие и точные суждения о людях и умение находить к каждому подход. Легко читают по лицам, быстро определяет настроение и чувства других людей. Необычайно дипломатичен, сентиментален.

Не любит раскрывать свой внутренний мир, никого не пускает в него. Остро ощущает симпатию и антипатию по отношению к себе. Не могут длительно заниматься одним делом. Предпочитают деятельность, связанную со спокойным, четким распорядком и строго ограниченными обязанностями. Это глубокий, содержательный человек, но замкнут, боязлив, тревожен, вспыльчив.

ХОЛЕРИК

Спит не много, просыпается быстро и легко. Необходимо иметь пространство, где он мог бы

свободно двигаться: прыгать, бегать, валяться. Ест немного, в еде не привередлив. Походка энергичная, пятки стучат. Любит физическую нагрузку. Учёба дается не всегда легко, так как долго удерживать внимание трудно. Если внимателен, то быстро схватывает главное, легко запоминает.

Артистичен, эмоционален, инициативен, принципиален, энергичен, любит рисковать. Важно находиться в центре внимания, иметь возможность высказывать свое мнение. Любит сравнивать себя с другими и охотно вступает в конкуренцию. Любит спорить и возражать по любому поводу. Не злопамятен, легко забывает прошлое. Прямолинеен, непосредственен.

У него все «на лице написано». Не сдается, не отступает, упорно идет к своей цели. Сильное стремление к победе и воля к успеху является источником природного авторитета. От него ждут решения в критических ситуациях. Не склонен к длительному обдумыванию поступков и действий. Сначала сделает, потом подумает. Нетерпелив, не обуздан, не сдержан, вспыльчив.

Вокруг него все движется, что-то происходит, кипит. Его активность необычайно заразительна. Действует методом проб и ошибок. Любит всё понятное, конкретное, реальное, постижимое. Результат должен быть практичным и осязаемым. Склонен к импровизации в достижении цели. Оптимист. Любит быть первым и исключительным. Повышенная возбудимость, большая, эмоциональность.

6.ТЕМА: ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

ХАРАКТЕР.

ПЛАН:

1. Понятие характера.

2. Физиологические основы характера.

3. Структура характера.

4. Свойства характера.

5. Выразительные признаки характера.

1. ХАРАКТЕР - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающие отношение человека к действительности и отражающееся в его поведении и поступках.

2. Физиологической основой характера является сплав свойств ВНД и сложных устойчивых систем нервных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания.

В физиологической основе более важную роль играют системы временных связей, так как они предопределяют отдельные черты и весь характер в целом. Следует подчеркнуть, что, поскольку вторая сигнальная сис­тема является, как отмечал И.П.Павлов, высшим регулятором пове­дения человека, указанные системы связей формируются под воздействием не только непосредственных сигналов, но и под воздействием второсигнальных, т. е. словесных, раздражителей (указаний, требований других людей и своеобразных «самоприказов»).

Характер тесно связан с типом ВНД и способностями. Темперамент обуславливает форму проявления черт характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в спокойной деловитости. Тоже и трудолюбие: холерик трудится энергично, страстно, флег­матик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темпера­мент перестраивается под влиянием характера: человек с силь­ным характером может подавить некоторые отрицательные сто­роны своего темперамента, контролировать его проявления.

Общественно-историческая эпоха формирует черты характера, типичные для данной эпохи. Индивидуально-своеобразные условия жизни формируют индивидуальные черты характера. ЧЕРТА характера - индивидуальная, привычная форма поведения человека, в которой реализуется его отношение к действительности.

3. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА состоит из НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ и ВОЛЕВЫХ ЧЕРТ.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ включает:

- отношение к другим (чуткость, тактичность, вежливость, общительность и т.д.);

- отношение к деятельности (трудолюбие, добросовестность, инициативность и т.д.);

- отношение к себе (скромность, гордость, самокритика, чувство собственного достоинства и т.д.);

- отношение к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.).
ВОЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ (целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, мужество и смелость).

4. СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА.

1). Моральная воспитанность характера - соответствие характера моральным нормам и правилам поведения в обществе.

2). Цельность характера - отсутствие противоречий в стремлениях и интересах. Единство слова и дела.

3). Полнота характера - разносторонние стремления и увлечения человека.

4). Определенность характера - устойчивость в поведении.

5). Сила характера - энергия, с которой человек преследует поставленные цели.

6). Твердость характера - последовательность действий и упорство человека, умение отстоять свои взгляды.

7). Уравновешенность характера самое оптимальное для деятельности и общения соотношение сдержанности и активности.

5. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ХАРАКТЕРА:

1). Поступки и действия (сознательные и преднамеренные)

2). Особенности речи (громкая - тихая, быстрая - медленная, многословие - замкнутость, эмоциональность – не экспрессивность)

3). Внешний облик (улыбка, хмурость, походка, как стоит человек и т.д.)

6.ТЕМА: ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПОСОБНОСТИ

ПЛАН:

1. Понятие способностей.

2. Соотношение задатков и способностей.

3. Виды и уровни способностей.

4. Способности и типология людей.

1. СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

ТАЛАНТ (одаренность) - высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих достижениях.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, которая имеет выдающееся значение для жизни общества.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.

Способности тесно связаны с направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности. В то же время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способностей. Очень важен вопрос о сензитивных периодах, благоприятствующих становлению тех или иных способностей.

Качественный анализ способностей направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности.

Количественное измерение способностей характеризуют меру их выраженности. Часто используются тесты. Уровень и степень развития способностей выражают понятия талант и гениальность.

2. ЗАДАТКИ - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, являющиеся индивидуально-природной основой (предпосылкой) для развития способностей.

Характерным для задатков является то, что они сами по себе ещё не на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом на формирование и развитие способностей, которые формируются прижизненно в результате деятельности и воспитания. К основным составляющим природных различий способностей относятся:

- определенные свойства нервной системы;

- познавательная активность и саморегуляция;

- особенности строения анализаторов (органов чувств).

Задатки обуславливают разные пути формирования способностей, а также влияют на уровень достижения и быстроту развития способностей. УСЛОВИЯМИ формирования способностей являются:

- теоретический и практический опыт;

- знания;

- физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей приобщением к различным видам деятельности;

- наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Способности имеют социальное происхождение, следовательно, условием для развития задатков человека является СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА.

Наряду с природными, естественными задатками существуют СПЕЦИФИЧЕСКИЕ человеческие способности (литературные, сценические, конструктивные и т.д.).

Естественные способности формируются на основе врожденных задатков. Специфические задатки не определяются биологическими законами. Они становятся возможными, потому что у человека появляется особая форма передачи достижений последующим поколениям с помощью орудий, языка, произведений искусства.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ способности - это новые образования, которые формируются в индивидуальном развитии человека в связи с присвоением общественно-исторического опыта предшествующих поколений.

3. ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ:

1). ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

2). СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ - система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Уровни способностей:

1). РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ - обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью.

2). ПРОДУКТИВНЫЙ (ТВОРЧЕСКИЙ) УРОВЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ – обеспечивает создание нового, оригинального.

Все виды способностей взаимосвязаны и влияют друг на друга. Всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества и всякая творческая деятельность не возможна без репродуктивной.

Различают также ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ (склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям) и ПРАКТИЧЕСКИЕ (склонность человека к конкретным практическим действиям) СПОСОБНОСТИ.

Из специальных способностей можно выделить ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ способности, которые включают:

- личностные качества (любовь к детям, выдержку и самообладание, терпимость и т.д.);

- дидактические способности (умение объяснять материал, речевые способности),
перцептивные (воспринимающие аудиторию и каждого в отдельности) способности,
академические (эрудиция в области изучаемого предмета) способности;

- организационно - коммуникативные способности (умение сплотить коллектив, умение
установить контакт, держать дистанцию, наблюдательность, педагогический такт и т.д.);

- вспомогательные способности (артистизм, владение ораторским искусством и т.д.).

4.СПОСОБНОСТИ И ТИПОЛОГИЯ ЛЮДЕЙ.

Врожденные способности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека. И.П. Павлов выделил две типологии людей:

1) в зависимости от типа ВНД, являющейся основой темперамента человека. Тип ВНД оказывает существенное влияние на развитие способностей человека

2) в зависимости от соотношения сигнальных систем ВНД человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первая сигнальная система связана с эмоциональной, образной обработкой информации, вторая сигнальная система - это речь. Преобладание проявления одной из сигнальных систем позволяет выделить ТРИ ТИПА ЛЮДЕЙ:

1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТИП (преобладание первой сигнальной системы);

2. МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП (преобладание второй сигнальной системы);

3. СРЕДНИЙ ТИП (равное представительство сигнальных систем).

Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.

7. ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ.

ПЛАН:

1. Понятия группы и коллектива. Социально-психологическая характеристика групп.

2. Ступени (стадии) развития коллектива.

1. ГРУППА— это социальная общность людей, объединенных на основании ряда признаков относящихся к содержанию совместно выполняемой деятельности или характеру общения.

КОЛЛЕКТИВ- группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества.

Социально-психологическая характеристика групп (виды):

УСЛОВНАЯгруппа — существует номинально, списочно. Члены группы не объединены временем и пространством, между ними нет контакта.

РЕАЛЬНАЯгруппа - это реальные люди, контактирующие как живой организм.

БОЛЬШАЯгруппа - государства, нации, партии, классы, социальные общности, выделяемые по профессиональным, возрастным, половым и т.д. признакам. Эти группы воздействуют на личность через политику, идеологию, культуру.

МАЛАЯгруппа - это немногочисленное по составу (до 40 человек) объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах (семья, класс, компания друзей и т.д.).

ЛАБОРАТОРНАЯгруппа — создается экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования. Существует только в лаборатории.

ЕСТЕСТВЕННАЯгруппа — складывается сама по себе, возникает и существует исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

ФОРМАЛЬНАЯгруппа (официальная) - создается на основе документа, инструкций и определяется соподчинением людей друг другу.

НЕФОРМАЛЬНАЯгруппа (неофициальная) - складывается на основе психологических мотивов, единых взглядов, симпатий, интересов и т.д.

СЛАБОРАЗВИТАЯгруппа - нет достаточной психологической сплоченности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, четко распределенных обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. (Чаще всего группы на первых этапах функционирования).

ВЫСОКОРАЗВИТАЯгруппа — все выше перечисленные требования.

РЕФЕРЕНТНАЯгруппа - реальная или условная группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой хотел бы стать. Индивид находит образцы для подражания, ценности, нормы и формы поведения становятся значимыми для человека.

НЕРЕФЕРЕНТНАЯгруппа - психология и поведение, которой для индивида чужды или безразличны.

АНТИРЕФЕРЕНТНАЯгруппа - поведение и психология членов, которой человек не приемлет и осуждает.

КОРПОРАЦИЯ - 1). Корпорации свойственна такая деятельность, которая малополезна или даже вредна для общества (секты, террористы и др.). 2). Группа, цели деятельности которой замкнуты внутри нее, «работающие только на себя». Отношения строятся на страхе наказания, подозрительности, недоверия друг другу (группировки в тюрьме).

КОЛЛЕКТИВ- высшая форма организации людей. Это группа, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненной целям этого общества.

Коллектив – с лат. собирательный – это объединение людей на основе личного и общего интереса и целей, реализация и достижение которых предполагают определённую структуру, внутреннюю организацию, дисциплину и ответственность, органы управления и самоуправления.

Основные признаки коллектива:

- общая организация, т.е. организованная группа;

- совместная деятельность, направленная на реализацию общей цели и общения;

- сплоченность, благоприятный нравственно-психологический климат, отношения ответственной зависимости;

- равенство прав при распределении ролей и делегировании полномочий органам самоуправления;

- общие социально значимые цели и перспективы.

2. СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА (А.Г.Ковалёв)

1). СТАДИЯ ПЕРВИЧНОГО СИНТЕЗА - на этой стадии люди присматриваются друг другу, к руководителю, который знакомит с целями и задачами.

2). СТАДИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ - заканчивается взаимное изучение, образуются микрогруппы, складывается актив, среднее звено, добросовестные исполнители, пассивные.

3). СТАДИЯ СИНТЕЗА - образуется общество с устойчивыми интересами, едиными установками, единством воли.

СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА (А.Н. Лутошкин).

1. "Песчаная россыпь" - вроде все вместе, но каждый сам по себе.

2. "Мягкая глина" - возникают первые внутренние связи.

3. "Мерцающий маяк" - преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе, выделяется актив, уже иногда группа действует как настоящий коллектив,
но активность проявляется всплесками.

4. "Алый парус» - один за всех и все за одного. Искренняя заинтересованность во взаимоотношениях сочетается с принципиальностью и взаимной требовательностью. Но не всегда приходят на помощь другому коллективу.

5. "Горящий факел"- настоящий коллектив, но не удовлетворенный собственным благополучием и не дожидаясь просьб, спешит на помощь другому коллективу.

8. ТЕМА: МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА

ПЛАН:

1. Основные понятия. Основные характеристики потребностей.

2. Параметры мотивационной сферы.

1. В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны:

побудительная и регуляционная.

Побудительная - побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения.

Регуляционная - регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации.

Побуждение или стимуляция связаны с понятиями мотива и мотивации. Они включают в себя: потребности, интересы, цели, намерения, стремления, побуждения, внешние факторы, которые заставляют вести себя определенным образом, управление деятельностью и т.д.

Мотив - это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотивация -система факторов, преобладающих в поведении;

- характеристика процессов, которые стимулируют и поддерживают поведение на нормальном (должном) уровне;

- совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность, прекращение после достижения постоянной цели, преднастройка на будущее событие, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Любое поведение объясняется как внутренними, так и внешними причинами. Они взаимосвязаны: внутренние могут актуализироваться под влиянием определенных ситуаций, и наоборот, активизация мотивов и потребностей приводит к изменению ситуаций. Например: студенты после самостоятельного изучения не смогли объяснить новую тему. Это предполагает рассматривание мотивации как цикличного процесса, результатом которого является поведение.

Мотивация как процесс непрерывного выбора и принятие решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив (магазин, уборка или дискотека). Из всех мотивационных понятий наиболее важным являются потребности. См.схема

Потребности

           
     


органические материальные социальные духовные

из каждого вида потребностей вытекают конкретные мотивы, а за ними четкие цели

 

Потребности характеризуются:

1. Сила.

2. Периодичность возникновения.

3. Предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность для данного человека может быть полностью удовлетворена.

А.Н. Леонтьев отмечал, что потребность может вызвать не направленную активность организма, например, когда студенты устают, они ведут себя по-разному: кто-то ложится на парту, а кто-то начинает много говорить и т.д. А направленность организованная, порождает целесообразность и разумность, где и обеспечивают мотив.

Существующая потребность проявляется неосознанно в эмоциях. Например, портится настроение по неизвестной причине. Мотив выступает в сознании человека, как цель, на которую направлено поведение. Мотив тесно связан с мышлением, поэтому есть только у человека. Цель - это осознаваемый результат, на который направлено поведение человека. Цель является основным объектом внимания, с ней связаны всевозможные эмоциональные переживания. Каждая потребность может быть реализована во многих мотивах, а каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью взаимосвязанных последовательно достигаемых целей.

2. Параметры мотивационной сферы.

Мотивационная сфера имеет следующие параметры, с точки зрения её направленности:

1) Широта - это качественные разнообразные мотивационные факторы (потребности, мотивы,

цели). Например, если есть потребность в знаниях, следовательно есть больше возможностей заработать

много денег (знания - умный человек-специалист).

2) Гибкость - качественно разнообразные средства для удовлетворения одного и того же мотива.

Например, есть люди, которые сдаются, а есть такие, которые добьются поставленной цели.

3) Иерархизированность - это характеристика строения уровней мотивационной сферы. Одни

потребности, мотивы и цели сильнее других и возникают чаще, другие слабее и возникают реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации, тем выше иерархизация. Например, студенту хочется кушать, пить, он устал, но он сидит на уроке. Кроме потребностей, мотивов и целей побудителями человеческого поведения могут быть интересы, задачи, желания и намерения. Интересу соответствует особый вид деятельности, который называется ориентировочно-исследовательский. Задача возникает тогда, когда при достижении цели организм наталкивается на препятствие. И тогда человек начинает…

4) Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и часто сменяющие друг друга состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действий, они больше ответственны за стиль поведения, а не за направленность его.

Ответственные за мотивацию и эмоции нервные структуры расположены очень близко друг

другу в коре головного мозга. Чем выше в развитии животное, тем сложнее и теснее между собой сращиваются эти центры. Обе причины могут являться движущей силой активизации личности.

9. ТЕМА: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ И КОЛЛЕКТИВЕ

ПЛАН:

1. Понятие о межличностных отношениях в группе. Виды отношений в группе.

2. Психологический климат в группе. Групповая совместимость.

3. Модели отношений в группах: триады.

4. Отрицательные проявления взаимоотношений в группе (тревожность, фрустрация, агрессия).

1. Социальная психология- отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп. Социальная психология изучает и рассматривает два аспекта:

- влияние личности на группу и коллектив;

- влияние группы, коллектива на личность.

Личность всегда выступает как член общества, выполняет общест­венную (социальную) РОЛЬ.

1) Социальная роль - это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах.

2) Социальная роль - это совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.

Очень важно, чтобы роль несла в себе нравственное содержание. Личность складывается в определенной социальной обстановке и ее сознание проявляется в определенных общественных отношениях.

Существует множество видов общественных отношений в группе. Например: идеологические (христианские, капиталистические, коммунис­тические, социалистические и др.); политические (на основе движений, партий); осознанные, малоосознанные; положительные, отрицательные, индеферентные (равнодушные); социальные (формальные, неформальные) и другие.

Итак, межличностные отношения — это субъективно переживаемая связь между людьми.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это реальные связи, которые складываются и существуют в конкретных условиях жизни и общения людей.

В ходе межличностных отношений раскрывается общественное лицо человека и все его психические свойства.

Виды отношений в группе:

Деловые (официальные) отношения, возникающие между людьми на должностной основе (по работе, по учёбе). Они фиксируются законом, соответствующими правилами и нормами.

Личные (неофициальные) отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы. Не сущест­вует определенных правил и норм.

Онисоставляют систему межличностных отношении.

Взаимоотношения между людьми в группе подчинены двум видам правилам, которые между собой тесно переплетены:


- нормы юридические (формальные) - нормы моральные (неформальные)

2. 1) Психологический климат - это совокупность психологических условий, способствующих или пре­пятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

2) Психологическая совместимость людей — способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

Положение человека в группе определяется следующим:

- статусом (положением человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и меру его психологического влияния на членов группы).

- система групповых ожиданий (совокупность мнений об ожидаемом поведении данного человека в данной группе или ожидаемые от человека, занимающего в обществе определенное положение, суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли).

- групповыми нормами (это принятые в группе правила поведения, которые регулируют взаимоотношения людей).

Работоспособность группы определяется в значительной мере совместимостью её членов

Групповая совместимость - такое сочетание психологических особенностей каждого из участников группы, которые обеспечивают удовлетворение совместной деятельностью и её эффективностью.

На пути продвижения к коллективу на первых этапах развития группы наблюдается подъем, сопровождающийся повышенной активностью, мажорным настроением, энтузиазмом, которые сменяются заметным спадом. И если группе удается сохраниться, как общности, то опять отмечается подъём, который уже не достигает той высоты, которая была в начале. Стадии развития межличностных отношений:

1 Новизна ситуаций, благоприятные впечатления друг о друге создают эмоционально-положительный настрой.

2 Начинается совместная деятельность, выявляются недостатки друг друга, появляются трудности в достижении взаимопонимания.

3 Преодоление препятствий, адаптация, приспособляемость друг к другу.
Практически в каждой группе остаётся проблема, из-за которой её нельзя считать высокоразвитым коллективом и этот уровень для неё является пределом. К нему можно приблизиться достаточно близко, но достигнуть его практически невозможно. Чем ближе группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создаёт для проявления лучших сторон личности и торможение того, что в ней есть худшего.

Поведение личности в группе может быть коллективистическими и конформными. В первом случае, когда личность отстаивает общие коллективные ценности и интересы. Во втором случае — когда человек пассивно приспосабливается к окружающим, не вырабатывает собственные моральные позиции.

Конформность — внешнее согласие человека с группой, подчинение любым её влияниям при внутреннем несогласии, это сознательное приспособленчество.

3. Представительной моделью отношений имеющихся в любой малой группе являются отношения в микрогруппе - триаде: положительные, отрицательные и неодинаковые (когда один относится к другому положительно, а тот к нему напротив, отрицательно).

Различные сочетания этих типов отношений порождают различные варианты (см.схемы уч. пособие Немов Р.С. Психология Т.1.дана схема отношений в малой группе - триаде).

Объединяя все эти варианты можно получить достаточно полную картину взаимоотношений в разных малых группах.

4. Отрицательные отношения в группе приводят к тревожности личности, к межличностным конфликтам и фрустрации.

Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Тревожность может быть личной и ситуативной. Личная тревожность формируется и закрепляется в раннем детстве, она проявляется в состоянии повышенного беспокойства и влияет на формирование мотива избегания неудач, стремления уходить от ответственности, боязни соревнования с другими людьми и т.д. С личной тревожностью связан целый комплекс отрицательных черт, поэтому малую группу, порождающую тревожность у личности следует рассматривать, как препятствующую развитию данной личности. Ситуативная тревожность проявляется в разных ситуациях, временно. Сначала возникает ситуативная тревожность, которая потом может перерасти в личную. По мере приближения группы к коллективу тревожность, которую испытывают её члены друг к другу, постепенно уменьшается. Помимо тревожности личность в группе может испытывать фрустрацию.

Фрустрация — психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, отчаяния, гнева. В групповых отношениях фрустрация хотя бы одного члена ведет к возникновению конфликтов. Фрустрированный человек ищет внешней разрядки и срывает зло на другом человеке, считая его причиной своих отрицательных, эмоциональных состояний.

Агрессивные реакции, порожденные фрустрацией, могут оказаться развитыми и на межличностные групповые отношения (государство, нация и т.д.). Часто люди являются объектом смещённой агрессии, после агрессии наступает апатия.

 

10. ТЕМА: РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

ПЛАН:

1. Психологический и педагогический подходы к формированию личности.

2. Три составляющие структуры личности (А.В.Петровский).

3. Три фазы развития личности.

1.Психологический подход к формированию личности - это процесс и результат развития личности, выяснение того, что есть в наличие и что может быть развито в личности в условиях целевых, воспитанных воздействий.

Педагогический подход к формированию личности - целеустремленное воспитание личности, выяснение, что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала требованиям общества.

Педагогика раскрывает методику воспитательной работы по формированию личности.

Психология дает ответ - исходный уровень и результат воспитательной работы (т.е. что сформировано, и что надо сформировать).

2. Отечественный психолог А.В.Петровский выдвигает три составляющие структуры личности:

1. Интраиндивидная подсистема личности (индивидуальность) представлена темпераментом, характером, способностями человека.

2. Интериндивидная подсистема личности (межиндивидные отношения), т.е. личность в системе своих действительных отношений (реальных отношений). Это особое бытие личности, отличающееся от телесного бытия индивида (пространства вне органического тела индивида, где проявляется личность). Например: мы можем определить человека, только пообщавшись.

3. Метаиндивидная (над индивидная) подсистема личности - персонализация - это процесс и результат запечатления субъекта в других людях, его индивидуальная представленность и продолженность в них “вкладов”. Например: Ленин - создал идею коммунизма – образовались ленинцы - коммунисты – вся страна двигалась в этом направлении, создавая в себе копию или ровняясь на качества и идеи самого Ленина. Личность при этом выносится не только за рамки органического тела индивида, но и за рамки реально существующих связей.

Персонализация открывает возможность пояснить проблему личного бессмертия, т.е. со смертью индивида личность не умирает, а продолжается в других людях.

Чтобы понять личность ребенка, нужно рассматривать её системе реальных отношений со сверстниками, родителями и учителями, а не только его индивидуальными особенностями, необходимо изучить и сами группы, которые производят и принимают вклады других личностей. Таким образом, в центре внимания находится активность личности и ее социальная направленность.

3.Процесс развития личности не сводится к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность личности, хотя и неотделим от них.

Детерминантом развития личности является деятельностно-опосредованный тип внешних отношений, который складывается у человека с наиболее референтными группами (мнение которого человеку очень важно) в этот период, следовательно, развитие группы выступает как фактор развития личности в группе.

Индивид характеризуется - потребностью быть личностью и способностью быть личностью.

Наилучшие возможности реализации этой потребности создает такая группа, в которой персонализация каждого – это условие персонализации всех!






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных