ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ внутреней среды предприятияДля того, чтобы разработать стратегию предприятия, необходимо уметь оценивать его текущее состояние. Это можно сделать дав ответы на следующие вопросы: 1. Насколько эффективна текущая стратегия предприятия? 2. Каковы сильные и слабые стороны предприятия, его возможности и угрозы? 3. Какова КС предприятия? 4. Каков КП предприятия? 5. Какие стратегические вопросы или задачи стоят перед предприятием? Для определения эффективности текущей стратегии необходимо оценить: 1. Изменение во времени рыночной доли предприятия; 2. Относительную по отношению к конкурентам прибыльность, динамику ее абсолютного значения; 3. Относительную по отношению к конкурентам динамику валового дохода. Чем лучше данные показатели в динамике, тем меньше вероятность необходимости внесения радикальных корректив в текущую стратегию и наоборот. Следующий уровень анализа эффективности действующей стратегии может строиться на применении полезного практического документа – SWOT-анализа, то есть анализа сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз. Результаты данного анализа могут применяться при оценке КС, КП и круга стратегических вопросов, стоящих перед предприятием. Ниже приведены возможные сильные стороны предприятия: 1. Наличие необходимых финансовых ресурсов; 2. Умение профессионально вести конкурентную борьбу; 3. Статус признанного лидера; 4. Полноценное использование производственного и маркетингового эффектов масштаба и освоения; 5. Наличие собственных технологий; 6. Относительно низкие затраты; 7. Эффективная реклама; 8. Навыки осуществления продуктовых инноваций; 9. Надежный, профессиональный менеджмент; 10. Эффективные производственные мощности; и т.д. Примеры возможных слабых сторон предприятия: 1. Отсутствие четкой стратегии; 2. Устаревшие производственные мощности; 3. Низкая прибыльность; 4. Отсутствие требуемых навыков и профессионализма; 5. Отставание в НИОКР; 6. Слишком узкая продуктовая линия; 7. Неблагоприятный или недостаточно прочный имидж; 8. Слабые каналы сбыта; 9. Высокая по отношению к конкурентам удельная себестоимость продукции; и т. д. Примеры возможностей: 1. Обслуживание дополнительных групп потребителей; 2. Вход в новый рынок или сегмент; 3. Расширение продуктовой линии с целью удовлетворения большего числа потребностей клиентов; 4. Связанная диверсификация; 5. Вертикальная интеграция; 6. Падение торговых барьеров, ограждавших привлекательные международные рынки; 7. Благодушие и успокоенность конкурентов; 8. Увеличение темпов роста рынка; и др. Примеры угроз: 1. Вхождение на рынок мощного конкурента; 2. Рост продаж товаров заменителей; 3. Снижение темпов роста рынка; 4. Неблагоприятные изменения в обменных курсах валют; 5. Протекционистские меры, принимаемые правительствами иностранных государств по защите собственных производителей; 6. Спад в экономике; 7. Изменения во вкусах и предпочтениях потребителей; 8. Неблагоприятные демографические изменения; и т.д. Например, возникновение новой высокоэффективной технологии может являться как благоприятным, так и неблагоприятным событием для предприятия. С точки зрения проведения ситуационного анализа полезным оказывается понятие «уникальных возможностей предприятия», под которым понимается то, что позволяет ей делать что-либо особенно хорошо по сравнению с конкурентами. Оценку КС, то есть способность предприятия приносить прибыль на вложенный капитал не ниже заданной (уровень для сравнения задается и обосновывается в процессе анализа), можно проводить на основе сопоставления издержек предприятия и издержек ее конкурентов, так как цены на готовые товары/услуги у нее и у конкурентов известны. Для того, чтобы провести сопостовление издержек, необходимо: 1. Составить дерево затрат; 2. Собрать информацию о затратах конкурентов; 3. Провести сравнение и сделать выводы. Точность оценки будет ограничиваться, главным образом, достоверностью информации о затратах конкурентов. Оценивать КП предприятия, то есть ее способность сохранять имеющуюся КС в будущем, можно по-разному. Например, можно использовать численные оценки на базе аддитивной функции с весовыми коэффициентами, где переменные - факторы, повышающие или понижающие КП. В качестве факторов, повышающих. КП, могут выступать следующие: 1. Высокая рыночная доля; 2. Положительная динамика рыночной доли; 3. Тщательно разработанная и последовательно реализуемая стратегия; 4. Высокий престиж предприятия в глазах ее потребителей; 5. Положительная динамика престижа; 6. Принадлежность предприятия к выгодно позиционированной стратегической группе; 7. Наличие необходимых финансовых ресурсов; 8. Обширная номенклатура товаров; 9. Ценовые преимущества; 10. Рентабельность, технологический уровень, инновационный потенциал, профессионализм сотрудников выше среднего. В качестве факторов, понижающих КП, могут выступать такие: 1. Низкая рыночная доля; 2. Отрицательная динамика рыночной доли; 3. Отсутствие последовательной стратегии; 4. Слабый имидж; 5. Отрицательная динамика имиджа; 6. Принадлежность предприятия к невыгодно позиционированной стратегической группе; 7. Относительно высокие удельные затраты; 6 - относительно низкое качество продукции; и т. д. Для того, чтобы определить круг стратегических задач, стоящих перед предприятием, следует ответить на следующие вопросы: 1. Как соответствует действующая стратегия движущим силам в отрасли? 2. Ка к соответствует действующая стратегия ключевым факторам успеха? 3. Каковы возможности существующей стратегии с точки зрения борьбы с конкуренцией, проистекающей из 5-ти источников? 4. Как действующая стратегия защищает предприятие от внешних угроз и внутренних слабостей? 5. Как действующая стратегия защищает предприятие от возможных нападок со стороны ее важнейших конкурентов? 6. Какие действия следует предпринять для упрочения/КС и KII предприятия? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|