ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Модели эффективностиВ теории управления выделяют несколько моделей эффективности: системно-ресурсную, целевую, модель удовлетворенности участника, комплексную, содержащую противоречия модель. Общая характеристика моделей эффективности позволяет обнаружить сложный комплекс, компонентами которого являются целевые ориентиры и внешняя среда, организационная деятельность и структура, технологии управления и методики оценки эффективности. Системно-ресурсная модель основана на анализе соотношения «организация – окружающая среда». Эффективность в данной модели – способность организации эксплуатировать свою окружающую среду для приобретения редких и ценных ресурсов с целью поддержания своего функционирования. С позиций целевой модели организация эффективна в той степени, в которой она достигает своей цели. Модель удовлетворенности участника опирается на индивидуальные или групповые оценки качества деятельности организации со стороны ее членов. Организация рассматриваются как кооперативный побудительно-распределительный механизм, настроенный на то, чтобы получать отдачу от своих членов через обеспечение достойного вознаграждения их усилий. Комплексная модель рассматривает эффективность как интегральную и структурированную характеристику деятельности организации. Она включает в себя оценку экономичности, действенности, производительности, качества продукта или услуги, результативности, прибыльности, качества трудовой жизни и внедрения новшеств. Модель, содержащая противоречия, исходит из того, что эффективных организаций не существует. Они могут быть эффективными в той или иной степени, поскольку: 1) сталкиваются с множественными и противоречивыми ограничениями окружающей социальной среды; 2) имеют множественные и противоречивые цели; 3) имеют множественные и противоречивые внутренние и внешние источники оценок; 4) имеют множественные и противоречивые временные рамки. В модели, предложенной американским социологом Р. Лайкертом, эффективность рассматривается как сложное взаимодействие различных факторов, среди которых доминирующее положение занимают человеческий и социально-экологический. Так, по мнению Лайкерта, эффективность определяют три группы факторов: 1) внутриорганизационные – формальная структура органа власти, экономическая база, профессионально-квалификационный состав государственных служащих; 2) промежуточные переменные – человеческие ресурсы, организационная культура, методы принятия решений, уровень доверия к руководству, способы стимулирования и мотивации деятельности; 3) результирующие переменные – рост или падение производительности труда, степень удовлетворенности запросов потребителей. Анализ различных моделей эффективности позволяет сделать вывод о том, что каждая из рассмотренных моделей имеет свои преимущества и в тоже время ограничения. Различные подходы к эффективности находят проявление в структурированных комплексах – аспектах организационной эффективности: функциональном, структурном, организационном, предметно-целевом. Функциональный аспект включает производительность; экономичность; адаптивность, т. е. способность оптимально выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий; гибкость; оперативность и своевременность выявления и решения управленческих проблем. Структурный аспект эффективности, как правило, связывается с эффективностью целеполагания (сравнение нормативных и осуществляемых целей, сравнение осуществляемых целей и результатов управления, сравнение полученных результатов с объективными потребностями); рациональностью организационной структуры (распределения ответственности и полномочий, организация взаимоотношений между сотрудниками и подразделениями); соответствием системы управления, ее организационной структуры объекту управления; стилем управления (юридические формы, методы и процедуры управления); характеристиками должностных лиц (общекультурными, профессиональными, личностными). Рассматривая организационно-институциональный аспект эффективности, важно подчеркнуть, что оценка эффективности является производной от того, какое место и какие функции выполняет организация в системе межорганизационных отношений. В этой связи факторы, критерии, параметры оценки эффективности органов государственной власти будут существенно отличаться от коммерческих организаций, поскольку у них различны как целевые ориентиры, так и другие составляющие организационной деятельности. В предметно-целевом аспекте эффективности в зависимости от целевых ориентиров, предмета оценки и сравниваемых параметров организационной деятельности выделяются виды эффективности. К ним относят: организационную, экономическую, технологическую, социальную, правовую, психологическую, политическую, этическую, экологическую. С точки зрения эффективности может оцениваться любой аспект (сторона) или характеристика деятельности органов государственной власти, рассматриваемого как социальная целостность и система. Эффективность как интегральная и структурированная характеристика деятельности является не только показателем, но и процессом, который необходимо организовать и которым нужно управлять. Оценка эффективности должна представлять собой непрерывный, тотальный процесс оценки деятельности органов власти, структурных подразделений и государственного служащего, имеющий своим содержанием: выбор системы показателей эффективности; разработку стандартов (нормативов и процедур) эффективности; измерение показателей эффективности; сопоставление фактического состояния эффективности с требованиями этих стандартов. Характеристика эффективности органов государственной власти многомерна и зависит от целей, формулируемых субъектом оценивания. При этом, применяя ту или иную технологию оценивания эффективности, необходимо четко выделить: 1) субъект оценивания (его позицию, целевые и ценностные ориентиры); 2) объект оценивания (им может стать вся система управления или отдельный ее элемент, например сфера деятельности – процесс, результат или последствия; структурно-институциональный аспект, кадры); 3) инструментарий эффективности (модели, аспекты, виды и технологии оценки эффективности). Для оценки деятельности органов государственной власти необходимо из общих критериев (экономичность, эффективность и результативность) выделить конкретные. Этот момент является основным в подготовке к проведению оценки. В разработке критериев оценки необходима некоторая гибкость. Критерий эффективности – признаки, грани, стороны проявления управленческой деятельности, посредством анализа которых можно определить качество управления, его соответствие потребностям и интересам общества. Показатель эффективности – это определенная мера, позволяющая сравнить: фактическую деятельность органов власти/сотрудников с желательной или требуемой; деятельность органа власти в различные временные периоды; деятельность различных органов по сравнению друг с другом. Среди основных требований, предъявляемых к критериям оценки, можно выделить, что: 1) критерии должны вести к осуществлению задач оценки и охватывать все выявленные проблемы; 2) критерии должны быть достаточно конкретны с тем, чтобы можно было осуществить оценку на практике; 3) критерии должны подкрепляться соответствующими доводами и/или поступать из авторитетных источников. Кроме того, критерии, используемые для оценки деятельности органов власти, должны быть согласованы между собой, а также с теми критериями, которые использовались в предыдущих оценках.
Литература:
а) основная литература: 1. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник. – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и Ко», 2009. – 496 с. 2. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. - М.: «Дело», 2008. – 392 с. 3. Учитель Ю.Г. Разработка управленческих решений: Учебник. – М.:
б) дополнительная литература: 5. Гапоненко Т. В. Управленческие решения: Учеб. пособ. / Т. В. Гапоненко. – Ростов-н/Д: Феникс, 2008. - 284 с. 6. Управленческие решения: Учебник / Р.А. Фатхутдинов. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 344 с. 7. Карданская, Н. Л. Управленческие решения [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / Н. Л. Карданская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 439 с. 8. Тронин, Ю. Н. Управленческие решения [Электронный ресурс]: Учеб. пособие для вузов / Ю. Н. Тронин, Ю. С. Масленченков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 310 с. 9. Управленческие решения: учебное пособие / А.Л. Ломакин, В.П. Буров, В.А. Морошкин. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: Форум, 2009. - 176 с. в) электронные библиотечные системы и интернет-ресурсы: 10. http://www.сonsultant.ru – общероссийская сеть распространения правовой информации «КонсультантПлюс». 11. http://www.garant.ru – информационно-правовой портал «ГАРАНТ». 12. http://www.kremlin.ru – официальный сайт Президента Российской Федерации. 13. http://www.gov.ru – сервер органов государственной власти Российской Федерации. 14. http://www.vsrf.ru – Верховный Суд Российской Федерации. 15. http://www.ksrf.ru – Конституционный Суд Российской Федерации. 16. http://ombudsmanrf.ru – Уполномоченный по правам человека России. 17. http://www.cikrf.ru – Центральная избирательная комиссия РФ. 18. http://www.scrf.gov.ru – Совет Безопасности РФ. 19. http://www.genproc.gov.ru – Генеральная прокуратура Российской Федерации. 20. http://www.ach.gov.ru – Счётная палата Российской Федерации. 21. http://www.znanium.com – электронно-библиотечная система. 22. http://www.elibrary.ru – научная электронная библиотека. 23. http://www.scipeople.ru – научная сеть для ученых, аспирантов и студентов. 24. http://www.polpred.com – обзор СМИ. 25. http://www.scholar.ru – система поиска научных публикаций. 26. http://www.klerk.ru – информационно-познавательный сайт для экономистов. 27. http://www.iqlib.ru – электронная библиотека образовательных и научных изданий Iqlib. 28. http://uecs.mcnip.ru – управление экономическими системами: электронный научный журнал. 29. http://www.top-personal.ru – управление персоналом: электронный журнал. 30. http://www.gks.ru/ – сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. 31. http://www.gosuslugi.ru/ru/ – справочно-информационный портал – Государственные услуги. 32. http://www.raexpert.ru – сайт Рейтингового агентства «Эксперт РА». 33. http://www.rustowns.com – муниципальное экономическое развитие МЭР. 34. http://www.lslg.ru – центр правовой поддержки местного самоуправления» автономная некоммерческая организация. 35. http://www.urbaneconomics.ru – Фонд «Институт экономики города». 36. http://www.citystrategy.leontief.ru – Стратегическое планирование в городах и регионах России.
Контрольные вопросы: 1. Механизм принятия решений в системе государственного управления. 2. Многоуровневый характер принятия государственных решений. 3. Модели оценки эффективности принятия государственных решений 4. Общее и особенности государственных и политических решений. 5. Объекты принятия решений в государственном управлении. 6. Организация исполнения государственно-управленческих решений 7. Особенности государства как субъекта принятия решений 8. Планирование в принятии государственных решений 9. Подготовительный этап принятия государственного решения 10. Показатели эффективности и результативности деятельности органов власти 11. Понятие и классификация неопределённости.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|