Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Политика управления дебиторской задолженностью




Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.[2]

В управление дебиторской задолженностью входит:

— Определение политики предоставления кредита и инкассации для различных групп покупателей и видов продукции;

— Анализ и ранжирование покупателей в зависимости от объемов закупок, истории кредитных отношений и предлагаемых условий оплаты;

— Контроль расчетов с дебиторами по отсроченным или просроченным задолженностям;

— Определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения безнадежных долгов;

— Задание условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств;

— Прогноз поступлений денежных средств от дебиторов на основе коэффициентов инкассации.

Отчего же так важно правильное управление дебиторской задолженностью.

Получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств в организацию. Современная кредитная политика и политика предоставления инкассации сформировались после того, как компании были вынуждены изменить условия продаж своей продукции, а значит и систему отношений с покупателями, и практику получения денег, в результате дефицита денежных средств в экономике.[3]

Внедрение эффективных процедур инкассации имеет большое значение вследствие неоднородного влияния инфляции на различные группы товаров. Так же учет реальных издержек или выгод от принимаемых решений может использоваться в качестве инструмента для расширения продаж и повышения оборачиваемости текущих активов.

Существуют три подхода к управлению дебиторской задолженностью.

Подход Реализация на практике Соотношение доходности и риска
Консервативный Жесткая политика предоставления кредита и инкассации задолженности, минимальная отсрочка платежа, работа только с надежными клиентами Минимальные потери от образования безнадежной задолженности и задержки оплаты, но уровень продаж и конкурентоспособность невелики
Умеренный Предоставление среднерыночных (стандартных) условий поставки и оплаты Средняя доходность. Средний риск
Агрессивный Большая отсрочка, гибкая политика кредитования Большой объем продаж по ценам выше среднерыночных, но также высока вероятность появления просроченной дебиторской задолженности

Основными приемами управления дебиторской задолженностью являются:

— учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;

— ABC-анализ дебиторов;

— анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;

— оценка реальной стоимости наличествующей дебиторской задолженности;

— уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;

— контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

— определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате;

— оценка возможности факторинга.

Кредитная политика

Управление дебиторской задолженностью начинается со знакомства с предполагаемым дебитором. Обычно первые сделки совершаются по стопроцентной предоплате, затем предоставляется первый кредит на сумму не более 50% от объема поставки и на срок до недели. Данная схема, прежде всего, страхует от мошенничества и не отвечает на вопрос, можно ли предоставить данному контрагенту кредит, на какую сумму и с какой отсрочкой. Именно на эти вопросы дает ответ кредитная политика.

Один из методов оценки финансового состояния контрагента, основывается на анализе финансовой (бухгалтерской) отчетности. При этом рассчитываются стандартные финансовые коэффициенты (ликвидности, платежеспособности, рентабельности, оборачиваемости и др.), отслеживается динамика основных показателей. Однако зачастую отчетность российских компаний значительно искажена и не отражает реального положения дел, что усложняет объективную оценку их платежеспособности на основе финансовых коэффициентов.

К сожалению, в России только начали появляться привычные для Запада источники информации, такие как кредитные бюро или мнения фондового рынка. Запутанность российского бухучета, а именно частое несовпадение картины, описанной в официальных финансовых документах, с реальностью, отсутствие отраслевых данных по похожим предприятиям служат препятствием анализу финансовых коэффициентов.

Работа таких методов оценки партнеров, как скоринговые системы (экспресс-оценка платежеспособности заемщика) или прогнозирование банкротства тоже пока находится на начальном уровне.

Созданию скоринговых систем препятствует отсутствие достаточных данных для присвоения баллов по каждой характеристике клиента, которые затем суммируются, а интегральный показатель (score) сравнивается с неким «порогом». Так же для создания модели оценки необходимо статистически обработать достаточный массив информации о прошлом поведении клиентов.

Одним из продвинутых способов оценки кредитоспособности на Западе являются различные модели предсказания банкротства на основе множественного дискриминантного анализа (МДА). Наиболее известна Z-модель, разработанная американским экономистом Эдвардом Альтманом[4]:

(1) Z = 1.2A + 1.4B + 3.3C + 0.6D + 0.999E.

В ней учитываются отношение оборотного капитала к общим активам (А), отношение нераспределенной прибыли к общим активам (B), отношение прибыли до выплаты процентов и налогов к общим активам (C), отношение рыночной стоимости акций к стоимости балансовых обязательств (D) и отношение объема продаж к общим активам (E). Утверждается, что при Z<2.675 наступление неплатежеспособности в течение года неизбежно. Коэффициенты регрессии в уравнении рассчитывались по выборке фирм, которые либо обанкротились, либо сумели выжить в течение некоторого периода. Например, при создании своей модели Эдвард Альтман использовал данные по 66 фирмам, 33 из которых обанкротились.

Однако механическое перенесение модели Альтмана на российскую почву невозможно. Как предупреждает в своей публикации на сайте www.cfin.ru Николай Чувахин, использовать модель в России без предварительного испытания нельзя. Во-первых, она была разработана на основе данных финансовой отчетности, выполненной по американским стандартам GAAP. Во-вторых, в ней используется показатель рыночной капитализации акций и таким образом она применима только к компаниям, бумаги которых обращаются на рынке. Построение же моделей, подобных уравнению Альтмана, для российских заемщиков пока невозможно – нет подходящей статистики банкротств.

Основными инструментами российских финансовых менеджеров остаются[5]:

1) Правильное заключение договоров, где будут оговариваться условия, сроки и формы оплаты:

— Предоплата. (Обычно предполагает наличие скидки).

— Частичная предоплата. (Сочетает предоплату и продажу в кредит).

— Передача на реализацию. (Предусматривает, что компания сохраняет права собственности на товары, пока за них не будет получена оплата).

— Выставление промежуточного счета. (Эффективно при долгосрочных контрактах и обеспечивает регулярный приток денежных средств по мере выполнения отдельных этапов работы).

— Банковская гарантия. (Предполагает, что банк будет возмещать необходимую сумму в случае неисполнения дебитором своих обязательств).

— Гибкое ценообразование. (Используется для защиты предприятия от инфляционных убытков). Гибкие цены могут быть привязаны к общему индексу инфляции; могут зависеть от индекса инфляции для конкретной продукции; могут учитывать фактический срок оплаты и прибыль от альтернативных вложений денежных средств.

2) Оценка риска экспертным путем. Сотрудники компании могут выехать к потенциальному покупателю (иногда инкогнито) и оценить выгодность его места расположения (важно для торговых предприятий), уровень цен, ассортимент продукции и т. д. Собранная информация анализируется, и по результатам проведенной оценки принимается решение о предоставлении кредита. Недостатком экспертного метода оценки платежеспособности контрагента является сравнительно невысокая точность полученного результата, что увеличивает риски предприятия.

Многие предприятия не готовы предоставлять коммерческие кредиты компаниям, с которыми ранее не сотрудничали. С другой стороны, если уже есть положительный опыт работы с той или иной компанией, то таким клиентам охотнее отгружается товар с рассрочкой платежа. Грамотно построенная база данных и анализ статистических данных о выполнении контрагентом своих обязательств позволяют принять обоснованное решение о возможности предоставления коммерческого кредита.

При изменении целей компании, ее стратегии, рыночных условий и других значимых факторов кредитную политику необходимо пересматривать.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных