Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изучение нового материала. Тема нашего урока: «Конкуренция: социально-экономическое содержание, основные формы и методы».




Тема нашего урока: «Конкуренция: социально-экономическое содержание, основные формы и методы».

(Постановка целей урока вместе с учащимися)

- Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (слушаются ответы).

Учитель: -Мы преступаем к первому вопросу урока! Понятия конкуренции и основные цели конкуренции?

- Конкуренцию в общем виде, следует рассматривать как соперническое взаимодействие субъектов рынка за получение желаемых (необходимых или наилучших) условий для получение прибыли. Однако прибыль не сможет образоваться без платежеспособного спроса на определенной доле рынка и ресурсов, без которых невозможен производственный процесс. Завоевание рынка и обладание необходимыми ресурсами можно одновременно рассматривать и как условие для получения прибыли, и как цели конкуренции (Демонстрация слайда 1).

Рис. 1.1. Основные цели конкуренции

Учитель: - Социально-экономическое содержание состоит в одной из важнейших функций, выполняемых конкуренцией – принуждении производителей ставить интересы потребителя, а значит, и интересы всего общества, выше собственных.

На рынке из конкурирующих товаров отбираются те, которые нужны потребителю, то есть являются качественными и субъективно предпочтительными. Эти товары приносят предпринимателю прибыль, тогда как другие товары остаются на рынке невостребованными, и производитель уменьшает объемы их производства.

Роль конкуренции неоднозначна. У нее есть как позитивные, так и негативные стороны.

Вопрос: - Как вы думаете, какие положительные и отрицательные моменты влияния конкуренции на экономику? (слушаются ответы).

Учитель:- второй вопрос урока. Положительные и отрицательные моменты влияния конкуренции на экономику?

- Можно выделить следующие положительные моменты влияния конкуренции на экономику:

• благодаря ей развивается научно-технический прогресс, что заставляет производителей использовать новейшие технологии и целесообразнее распоряжаться ресурсами;

• из-за конкуренции на рынке не остается недееспособных производств с устаревшими технологиями и некачественным товаром;

• конкурентная борьба ведет к снижению цен, минимизации издержек производства, росту качества продукции и обслуживания;

• она стандартизирует заработную плату во всех отраслях экономики.

К отрицательным же сторонам относятся:

• из-за конкуренции может создаваться нестабильность в бизнесе или даже банкротство, возникать безработица и инфляции;

• она приводит к разбросу уровня доходов населения, а также вызывает их неравномерное распределение;

• следствием конкуренции бывает перепроизводство или недопроизводство товаров.

Наличие конкуренции побуждает производителей всеми силами увеличивать прибыль, снижая затраты и минимизируя издержки. В результате чего повышается производительность труда, наращиваются масштабы производства, увеличивается качество производимой продукции, увеличивается ассортимент и снижаются цены.

Для более полного раскрытия социально-экономического содержания конкуренции следует разобрать ее функции:

1. при распределении ограниченных ресурсов в различные отрасли, на производство продукции, на которую будет иметься спрос, применяется функция размещения;

2. инновационной функцией стимулируется введение новых технологий, развитие научно-технического прогресса, повышение качества и расширение ассортимента товаров и услуг;

3. распределительная функция конкуренции заключается в том, что предприятия создают условия для того, чтобы получить наибольшую прибыль, или, в противном случае, если их продукция не будет востребована, они обанкротятся;

4. контролирующая функция конкуренции препятствует образованию монополий. Благодаря конкуренции, покупатель может выбрать среди нескольких продавцов, то есть купить товар по приемлемой цене;

5. в воздействии конкурентной борьбы на производство благ (предложение) и соответствие его потреблению (спросу) заключается регулирующая функция.

Конкуренция подразделяется на несколько видов. Ее можно классифицировать:

• По субъектам отношений – это конкуренция среди производителей, среди покупателей и между продавцами и покупателями.

• По методам осуществления – это ценовая (продавцы снижают или повышают цену за счет снижения собственной прибили или минимизации издержек) и неценовая (производитель повышает качество продукции, обслуживания, привлекает рекламу и др).

Вопрос:- Как вы думаете, предприятия производящие однородные товары будут соперничать? (слушаются ответы)

Учитель: - • По межотраслевой принадлежности – это внутриотраслевая (когда соперничают предприятия одной отрасли, фирмы, производящие однородные товары, более выгодных условий сбыта продукции) и межотраслевая (борьба фирм из различных областей за финансовое обеспечение).

• По степени – это совершенная (не регламентированная конкуренция, т.е. свободное ценообразование, свободный доступ к ресурсам и др.) и несовершенная (монополистическая – закрытая фирма, осуществляющая контроль за ценой).

Вопрос:- Как вы думаете, всегда ли фирмы и предприятия ведут честную конкуренцию? (слушаются ответы)

Учитель: - • По методам соперничества – это добросовестная и недобросовестная конкуренция.

На рынке товаров и услуг происходят различные взаимодействия между покупателями и продавцами касательно объемов производства и закупок, цены и других аспектов будут различаться в зависимости от моделей рынка.

- Третий вопрос урока. Модели конкуренции?

Экономическая теория, по степени развития конкуренции, выделяет четыре модели (Демонстрация слайда 2):

• Чистая конкуренция;

• Монополистическая конкуренция;

• Олигополия;

• Чистая монополия.

Рис. 1.2. Классификация моделей конкуренции

Вопрос:- Знаете ли вы что такое монополия? Чем она отличается от олигополии, или чистой конкуренции?

Учитель:- Исходя из количества потребителей и производителей, возможности продавцов контролировать цену, ценовым и неценовым методам воздействия и условиям вхождения можно выделить совершенную и несовершенную конкуренцию, в последнюю входят монополистическая конкуренция, олигополия и монополия.

К совершенной (чистой) конкуренции можно отнести внутриотраслевую и межотраслевую. Многочисленные производители, независимо друг от друга, выпускают стандартизированную, однородную продукцию, не контролируя цену. Не существует никаких барьеров на вход и выход в отрасль, все субъекты располагают всей доступной информацией друг о друге.

В качестве позитивных явлений можно выделить высокое качество товаров и услуг, снижение издержек, внедрение НТП, гибкость в приспособлении к спросу и различные препятствия к повышению цен.

Негативными же являются различные экологические нарушения, кризис производства и разорение субъектов рыночной экономики.

При монополистической конкуренции множество продавцов продают схожие товары и стремятся придать им некие уникальные качества. Характеризуется высокой степенью неценовой конкуренции, возможностью для покупателя найти товары-заменители, большим числом мелких фирм, минимальной возможностью контроля власти и относительно легким вступлением в отрасль. Модель, свойственная рынкам розничной торговли.

При олигополии рынок занимает несколько доминирующих фирм (3-7). В данной модели применяется как ценовая (цена определяется доминируещей фирмой на рынке), так и неценовая конкуренция, которая является наиболее эффективной, потому используется чаще. Товары могут быть стандартизированными или дифференцированными. Фирмы контролируют цену и объем производства, то есть им выгоднее снижать производство и повышать цену.

Чистая монополия – это высшая степень несовершенной конкуренции. Монополист является единственным продавцом на рынке, он производит уникальную продукцию, не имеющую аналогов. И поэтому он может влиять на цену как ему угодно, доминируя в ценообразовании и объеме выпускаемой продукции, потому что спрос на нее не уменьшится. Цель любой монополии – получении сверхприбыли за счет увеличения цены.

Ожесточенная конкурентная борьба заставляет некоторых хозяйствующих субъектов прибегать к методам недобросовестной конкуренции. Их цель - дискредитировать деятельность соперника, применяя ложную информацию, чужую интеллектуальную собственность и т.д.

Вопрос:- Знаете ли вы какие-нибудь компании монополии? Или компании олигополии? И какой рынок они занимают?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных