Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ




по дисциплине Основы драматургии, классической режиссуры и актерского мастерства» для студентов 2 курса специальности «Спортивно-педагогическая деятельность (спортивная режиссура)»

Драматургия (от др.-греч. «сочинение или постановка драматических произведений») – теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения. Драматургией называют также совокупность драматических произведений отдельного писателя, страны или народа, эпохи.

Драма или пьеса – это особый текст, предназначенный для показа публике. Этим словом (пьеса) называли любой фрагмент, который либо представляли актёры, либо исполняли музыканты. В XVIII столетии пьесой стали называть и тексты, написанные для сцены.

 

ЖАНР – (от франц. genre – род, вид) — это вид литературных произведений, сложившийся в процессе развития литературы и исторически повторяющийся.

 

Жанры драматургии: трагедия, комедия и драма.

Комедия – это жанр драматургии. Для него характерны

• персонажи: люди скромного положения;

• счастливая развязка (happy end);

• конечная цель: смех публики.

Трагедия – это жанр драматургии, разновидность драматического произведения, в котором действие развивается на основе трагедийного конфликта. Это конфликт между человеком (индивидуумом) и судьбой (роком, предопределенностью).

Драма – это жанр драматургии, в котором сочетаются признаки трагедии и комедии. Главная ее цель – не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию общих противоречий, но не столь напряженных, и допускает возможность благополучного их разрешения.

 

Поджанры ДРАМЫ (как литературного рода):

Мимы (от греч. м И мессис – подражание) – короткие сценки чаще всего комического содержания, в которых сочетаются импровизированный диалог, пение и танцы.

Мелодрама (греч. мелос – песнь, мелодия и драма). Первоначально такие спектакли действительно сопровождались музыкой. Позже мелодрамой стали называть пьесы, где изображаются ужасные события, но всё завершается, как правило, хорошо: добрые люди, пережив горе и потрясение, обретают тихую гавань, а злодеи либо умирают, либо заканчивают свою жизнь за решеткой. Сюжеты и приёмы мелодрамы широко используются в создании современных телесериалов.

Водевиль (появился на рубеже XVIII – ХІХ вв.) – вид пьес, где текст всегда чередуется с весёлыми, шутливыми куплетами. В нем много анекдотов, нравоучений и т.д.

Существуют также такие поджанры драмы как хроника, комедия-балет (Мольер), трагикомическая сказка (Гоцци), фарс (Шеридан), ауто — поджанр драмы, род религиозно-аллегорических одноактных драматических представлений на библейские и евангельские сюжеты в Испании и Португалии, распространённых со 2-й половины 13 до 18 века.

Монодрама – это произведение для сцены любого жанра (драма, комедия или даже водевиль), написанное для одного актёра. Появилось на рубеже ХІХ – ХХ вв.

 

Любое художественное произведение зависит, прежде всего, от главной мысли, заложенной автором, или темы и идеи.

Тема (греч. thema, буквально «то, что положено в основу») – предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения.

Проблема – это вопрос. Формулировка проблемы является задачей произведения.

Иде́я (др.-греч. ἰδέα – видность, вид, форма, прообраз) в широком смысле – мысленный прообраз какого-либо предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. В драматургии идеей называется главная мысль произведения, его замысел.

 

Пьеса – это литературный текст, который отличается особыми чертами – сочетанием диалога и ремарок. Автор изображает отношения между людьми (персонажами), их переживания, ошибки и удачи при помощи слов.

Драматические персонажи называются действующими лицами.

Приемы построения речи персонажей: диалог, монолог, полиалог, реплика.

Диалог – обычно обмен репликами между персонажами. С одной стороны, он служит для коммуникации, с другой, выражает конфликт (словесное действие).

Монолог – это речь персонажа с широким раскрытием темы и с ясно выраженной экспрессией. Он, как правило, выражает внутреннее состояние персонажа.

Полиалог – обмен репликами большим количеством персонажей.

Реплика – текст, произнесённый одним персонажем в расчёте на ответ другого. Реплика – текст персонажа в ходе диалога в ответ на вопрос.

О появлении действующих лиц читатели узнают из ремарок – пояснений автора для читателя, постановщика и актёра. Ремарка – описание действия. Можно также ее назвать прямым вмешательством автора, комментированием действия и донесением дополнительного смысла, что в целом приводит к разрушению иллюзии повествования.

1. Ремарки-характеристики («со свечой», «в сапогах»);

2. Жестовые – определяют движения тела в ограниченном пространстве.

Ремарки определяют построение сценического пространства, например, подошёл к столу, зажёг свечу и т.д., иногда, описывают состояние действующих лиц, интонацию, с которой произносится.

 

Предмет драмы – действие. Действие осуществляют персонажи, имеющие различные жизненные цели.

Конфликт (от лат. «столкновение») – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций. В основе этого столкновения лежит конфликтная ситуация – несовпадение устремлений персонажей, которое возникает из-за противоречивых позиций по одному поводу, либо противоположных методов и средств для достижения цели, или в несовпадении интересов. Задача конфликта – увлечь, заинтересовать зрителя.

 

Композиция (лат. сompositio – составление, соединение) – соотношение частей художественного произведения.

Композиция включает части: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, также выделяем пролог – часть до экспозиции и эпилог – часть после развязки.

 

 

Сценарий – литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки (кино- или телефильма). Сценарий напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. Сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для сцены. Элементы сценария:

- описательная часть (ремарка или сценарная проза),

- диалог,

- текст «от автора» или голос за кулисой,

- в кино (видео) титры

Сценарий – литературная основа, в котором определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев.

 

Театр (греч. th e atron – место для зрелищ) – вид искусства, в котором реальность отражается через сценическое действие, которое осуществляют актёры перед зрителями. Итоговое произведение театра – спектакль, который основан на драматургии.

Как любой иной вид искусства, театр обладает своими особыми признаками.

1. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) складывается из текста пьесы, работы режиссёра, актёра, художника и композитора. (В опере и балете решающая роль принадлежит музыке). Соединяет в себе действенное и зрелищное начало и соединяет в себе выразительные средства других искусств: литературы, музыки, живописи, архитектуры, танца и др.

2. Искусство коллективное. Спектакль – результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьёт костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей. Театр – это и творчество и производство.

Следовательно, театр – синтетический и коллективный вид искусства, в котором сценическое действие осуществляют актёры.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных