Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Оценка человеческого капитала на основе подходов прямого измерения выгод и издержек (теоретический материал из первой лабы 1)




Лекция 6. Оценка ЧК

1. Оценка человеческого капитала на основе подходов прямого измерения выгод и издержек (теоретический материал из первой лабы 1)

2. Оценка ЧК сотрудника организации

3. ИРЧП как основной оценочный показатель ЧК

4. Качественные и количественные показатели ЧК

 

Оценка человеческого капитала на основе подходов прямого измерения выгод и издержек (теоретический материал из первой лабы 1)

В экономической литературе используется достаточно много подходов и методов оценки человеческого капитала. При определении величины человеческого капитала применяются как стоимостные (денежные) так и натуральные оценки. Расчет может проводиться на индивидуальном уровне (человеческий капитал индивида) и на общественном уровне (человеческий капитал предприятия, страны).

Наиболее простым способом оценки человеческого капитала является способ, использующий натуральные (временные) оценки измерения человеческого капитала (а именно образования) в человеко-годах обучения. Чем больше времени затрачено на образование человека, чем выше уровень образования, тем большим объемом человеческого капитала он обладает. При этом учитывается неодинаковая продолжительность учебного года в течение анализируемого периода, неравнозначность года обучения на разных уровнях образования (например, среднее образование в школе и высшее образование в университете).

Можно рассчитать и рентабельность человеческого капитала путем отнесения доходов от него к его стоимости. Показатель этот получил название «норма отдачи». Он строится по аналогии с нормами прибыли на капитал и позволяет оценивать эффективность инвестиций в человеческий капитал, прежде всего – в образование и производственную подготовку.

Теоретики человеческого капитала исходят из представления, что при вложении средств в подготовку и образование, учащиеся, студенты, их родители ведут себя рационально, взвешивая соответствующие выгоды и издержки. Подобно «обычным» предпринимателям, они сопоставляют ожидаемую предельную норму отдачи от таких вложений с доходностью альтернативных инвестиций (процентами по банковским депозитам, дивидендами по ценным бумагам и т.д.). В зависимости от того, что экономически целесообразнее, принимается решение либо о продолжении учебы, либо об ее прекращении. Нормы отдачи выступают, следовательно, как регулятор распределения инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой образования в целом и остальной экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недоинвестировании, низкие – о переинвестировании. Различают частные и социальные нормы отдачи. Частная норма отдачи отражает соотношение между затратами и выгодами образования для отдельного человека. Общественная норма отдачи – соотношение между совокупными затратами и выгодами, которые приходятся на общество в целом.

Следует отметить принципиальное отличие вложений средств в банк от вложений средств в человека. Средства, вложенные однажды в банк, приносят нам отдачу и доход в соответствии с действующей ставкой процента до тех пор, пока мы эти средства не заберем из банка. Средства, вложенные однажды в человека, в его творческий образовательный потенциал, приносят человеку многообразную (а не только в соответствии с действующей процентной ставкой) отдачу и доход всю его сознательную трудоспособную жизнь. Следовательно, вложения в человека являются самыми выгодными и эффективными из всех возможных вложений куда-либо.

Известны два основных подхода к расчету норм отдачи. Первый основан на прямом измерении выгод и издержек. Например, доход от высшего образования можно представить как разность в пожизненных заработках тех, кто окончили высшее учебное заведение, и тех, кто не пошли дальше средней школы. В состав издержек помимо прямых расходов включаются потерянные заработки, то есть доход, недополученный учащимися за годы учебы (по существу, они измеряют ценность времени учащихся, затраченного на формирование человеческого капитала.) На потерянные заработки приходится до двух третей суммарных издержек обучения. Более высокая образовательная подготовка дает большую отдачу. Действует следующая закономерность: доходы работника повышаются по мере роста уровня его образования и возраста, но до определенного предела – 55-60 лет (время выхода на пенсию). Внутренняя норма отдачи будет представлять собой такую ставку дисконта, при которой приведенные величины выгод и издержек образования окажутся равны.

Оценка человеческого капитала в рамках данного подхода имеет вид:

,

где:

- оценка человеческого капитала работника в возрасте ;

- общая заработная плата;

- часть заработной платы, приходящейся на труд;

– возраст, в котором заканчивается активная трудовая деятельность человека;

– процентная ставка.

 

Второй подход исходит из оценки параметров так называемой «производственной функции заработков», которая описывает зависимость заработков человека от уровня его образования, трудового стажа, продолжительности отработанного времени и других факторов. Разработка этого класса функций осуществлена Дж. Минцером, доказывающем, что в рамках подобной модели коэффициент перед образовательной переменной будет эквивалентен показателю внутренней нормы отдачи. Доход, который получает индивидуум от использования человеческого капитала, как средневзвешенная величина годовых заработков, ожидаемых за весь трудоспособный период жизни, есть перманентный (постоянный, непрерывный) доход индивидуума, который приносит ему человеческий капитал как компонент имущества. Общая величина человеческого капитала определяется следующим образом:

,

где:

– ожидаемый индивидуумом годовой заработок от использования человеческого капитала;

r – внутренняя норма отдачи;

– срок жизни индивидуума в годах.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных