Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Активное слушание как способ понимания




Часто на эффективность общения влияет неумение (нежелание) слушать (слышать) партнера. Этому может мешать сосредоточенность на собственных мыслях и желаниях, негативная оценка высказываний партнера, игнорирование, пренебрежение высказываниями партнера.

Умение слушать — наиболее важное из всех качеств, ко­торыми должен обладать успешный в общении человек, в особенности, если коммуникативная компетентность является составной частью его профессионализма. Дать человеку возможность высказать свои мысли и чувства, вы­слушав его внимательно, с пониманием и любовью, не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Сущест­вуют определенные приемы активного слушания, поговорим о них.

· Нерефлексивное слушание является, по существу, про­стейшим приемом и состоит в умении молчать, не вмеши­ваясь в речь собеседника. Это активный процесс, требую­щий внимания. В зависимости от ситуации собеседник может выразить понимание, одобрение и поддержку короткими фразами или междометиями. Нерефлексивное слушание больше всего подходит к на­пряженным ситуациям. Люди, переживающие эмоциональ­ный кризис, часто ищут в нас “резонатора”, а не советчика. Тем не менее, этого приема бывает недостаточно, когда собеседник стремится получить руководство к действию, когда у него нет желания говорить, когда он боится быть непонятым, отвергнутым. В этих случаях используются другие приемы.

Рефлексивное слушание является объективной обратной связью для говорящего, и служит критерием точности вос­приятия услышанного. Этот прием помогает собеседнику наиболее полно выразить свои чувства. Уметь слушать ре­флексивно — значит расшифровывать смысл сообщений выяснять их реальное значение.

Множество слов в русском языке имеет несколько значений, поэтому важно правильно понять говорящего, понять то, что он хочет сообщить.

Эмпатическое слушание. Эмпатия — это понимание любого чувства, переживаемого другим человеком (будь то гнев, печаль или радость) и ответное выражение своего понимания этих чувств. Эмпатия, или сопереживание, проявляется в чуткости к собеседнику.

Виды вопросов

На основном этапе беседы большое значение придается вопросам, которые собеседники задают друг другу.

Вопросы бывают: 1. Закрытые. Вопросы, предполагающие однозначный ответ (например, сообщение точной даты, названия и т.д.) или ответ «да» или «нет».

2. Открытые. Вопросы, предполагающие развернутый ответ. Начинаются со слов: «Что? Как? Каким образом? При каких условиях?» и т.п. Открытые вопросы должны быть сформулированы так, чтобы партнеру хотелось отвечать на них. Между тем, открытый вопрос может производить парадоксальный эффект: партнер замыкается, теряет интерес к разговору, оказывается совершенно обескураженным и т.д. Нейтрализовать этот эффект можно лишь подчеркнутой вежливостью формулировок. Наиболее нейтральными являются вопросы, содержащие местоимение «мы» или вообще безличные.

3. Альтернативные. Занимают промежуточное положение, но, в сущности, это тоже гипотезы, просто в альтернативном вопросе содержится не одна, а несколько гипотез. И все эти гипотезы могут оказаться неверными.

4. Риторические. Вопросы, не требующие ответа, их цель – вызвать новые вопросы или указать на нерешенные проблемы.

Виды влияния Влияние в межличностном общении нацелено на удовлетворение своих мотивов и потребностей с помощью других людей. Каждый из нас может пытаться влиять на других. Цели, связанные с некоторыми потребностями, зачастую не осознаются или тщательно скрываются. Современному человеку важно осознать истинные цели своего влияния на других для того, чтобы не пытаться воздействовать на других неконструктивным способом. Осознав свои цели, можно найти конструктивные способы получения помощи и поддержки других людей для их осуществления.

Конструктивными могут быть признаны такие виды влияния людей друг на друга как:

· Самопродвижение – открытое предъявление свидетельств своей компетентности для того, чтобы быть оцененным по достоинству. Средства: реальная демонстрация своих возможностей, раскрытие своих личных целей.

· Аргументация – высказывание и обсуждение доводов в пользу определенного решения (или позиции) с целью формирования или изменения отношения собеседника к данному решению (или позиции). Для того чтобы аргументация была конструктивной, она должна отвечать некоторым условиям. Во-первых, цель аргументации должна быть отчетливо сформулирована адресату. Во-вторых, необходимо заручиться согласием адресата выслушать вас.

Общие правила аргументации:

1. вежливость и корректность

2. простота (высказывания должны быть понятными и не содержать в себе редко используемых или специальных терминов)

3. общий язык (который понятен обеим сторонам)

4. краткость

5. наглядность (рисунки, графики, образные сравнения и т.д.)

6. избегание чрезмерной убедительности

 

Вопросы для самоконтроля

1. Чем определяется результативность вербальной коммуникаций?

2. Что имеет важнейшее значение для формирования атмосферы доверия?

3. Чем еще воздействует вербальная коммуникация на аудиторию?

4. Что относится к методам вербальной коммуникации?

5. Что собой представляет метод беседы? (интервью, опроса)

6. Что мешает эффективному слушанию?

7. Что способствует пониманию партнера?

8. Опишите структуру партнерского общения.

9. Как можно классифицировать виды вопросов?

10.. Каковы могут быть позиции партнеров по общению?

Тема 14.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных