Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лекция №1 Сущность анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия является важной частью, а по сути, основой принятия решений на микроэкономическом уровне. В условиях рыночной экономики в информационной сфере эти решения должны быть научно обоснованны и учитывать не только специфику данной ситуации, но и перспективы. С помощью аналитических процедур выявляются наиболее значимые характеристики и стороны деятельности предприятия и делаются прогнозы его составления, после чего строятся планы, на основе этих прогнозов, производственной и рыночной активности и разрабатываются процедуры контроля за их исполнением. Экономических анализ как инструмент познания действительности возник одновременно с бухучетом в Египте примерно за тыс. лет до н.э. Несмотря на то, что отдельные методы анализа получили широкое признание еще в первое десятилетие ХХ века, самостоятельной наукой анализ стал в 60-года.

Это обусловлено двумя основными закономерностями развития:

1. Практическая потребность в специализации методов и процедур анализа в условиях усложнения хозяйственных связей, необходимость перехода от описательных методов познания к математическим и вероятностным.

2. Дифференциацией наук как объективной закономерностью развития научной деятельности.

 

Содержанием АФХД является глубокое и всестороннее изучение экономической информации и функции анализируемого субъекта хозяйствования в целях принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов; проведение квалификационного анализа работы предприятия требует знание многих наук: макроэкономики, микроэкономики, статистика, бухучет, маркетинг, основы промышленной психологии, эконометрика.

В современных условиях анализ не возможен без применения новейших информационных технологий, т.о. АФХД можно назвать перекрестком многих наук.

Объект экономического анализа – хозяйственная деятельность предприятия.

Предмет экономического анализа – экономический процесс происходящий в результате хозяйственной деятельности, их длинные результаты и причинно-следственные связи.

Повышение эффективности функционирования хозяйственных субъектов предприятий и поиск резервов для этого – основная цель.

Для достижения этой цели проводится:

· Оценка результатов работы за прошедший период.

· Разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью.

· Выработка мер по предупреждению негативной деятельности предприятия.

· Вскрытие резервов повышения результативности деятельности.

· Разработка планов и нормативов.

 

В процессе достижения основной цели анализа решаются следующие задачи:

· Определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ на предстоящий период.

· Повышение научно-экономической обоснованности, планов и нормативов.

· Объективное и всестороннее изучение выполнения установленных планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству продукции работ и услуг.

· Определение экономической эффективности использования материальных, трудовых, финансовых результатов.

· Прогнозирование результатов хозяйствования.

· Подготовка аналитических материалов для выбора оптимальных управленческих решений, связанных с корректировкой текущей деятельности и разработкой стратегических планов.

 

В конкретных условиях могут быть и другие локальные цели, которые будут определять содержание процедур АФХД. Т.о. общее содержание аналитических процедур может определяться спецификой работ предприятия или выбранным видом анализа.

Содержательная сторона анализа включает элементы:

· Постановка и уяснение конкретных задач анализа.

· Установление причинно-следственных связей.

· Определение показателей и методов их оценки.

· Выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных.

· Выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирование положительных.

 

Принципы проведения АФХД:

1. Сопоставимость – данные и результаты должны быть сопоставимы.

2. Научность – при проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами.

3. Комплектность – анализ должен охватывать все стороны хозяйственной деятельности предприятия.

4. Системность – необходимость учитывать, что изучаемый объект это сложная динамическая система, состоящая их элементов, связанных между собой и с внешней средой.

5. Конкретность – анализ основывается на реальных данных, его результаты получают конкретное количественное выражение.

6. Объективность – критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов.

7. Действительность – способность оперативно воздействовать на ход бизнес-процессов в случае обнаружения фактов их неэффективного протекания.

8. Регулярность – АФХД следует проводить конструктивно, через заранее определенные промежутки времени, а также от случая к случаю.

9. Экономичность – затраты на анализ должны давать многократный эффект.

Лекция № 2 Виды анализа. Их классификация и характеристика.

1. Классификация видов анализа.

2. Характеристика видов анализа.

 

№ п/п Признак классификации Виды анализа
  отраслевой отдельных отраслей межотраслевой
  пространственный внутрихозяйственный межхозяйственный
  временной перспективный ретроспективный
  горизонт анализа оперативный тактический стратегический
  субъекты анализа внутренний внешний
  объекты управления технико-экономический финансово-экономический управленческий социально-экономический экономико-статистический экономико-экологический маркетинговый инвестиционный проектный анализ рисков
  охват изучаемых объектов сплошной выборочный
  содержание анализа комплексный тематический
  глубина анализа горизонтальный вертикальный

 

Отраслевой признак - основывается на общем разделении труда. Необходимость отраслевого вида АФХД вызвана спецификой различных отраслей народного хозяйства, но все отрасли народного хозяйства тесно связаны между собой, у них много общего. Это обусловило возникновение межотраслевого анализа.

Пространственный признак: внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только внутри хозяйственного предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого более объективно оценить эффективность деятельности предприятия.

Ретроспективный анализ направлен в прошлоеи проявляется после совершения хозяйственных операций. Он используется для контроля за выполнением плана, выявлением неиспользованных резервов. Он не должен преобладать, так как он достаточно трудоемок, требует вовлечения большего количества информационных ресурсов, значимость его результатов ограничена. Для успешной деятельности предприятия в будущем важнее перспективный анализ, который направлен в будущее и служит для исследования возможных вариантов развития предприятия и выработки методов достижения наибольших желательных результатов. В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем, а также степень этого влияния. Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможен перспективный. Анализ результатов за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить используемые возможности, передовой опыт. Это имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. От глубины и качества предварительного анализа зависят результаты ретроспективного, так как если плановые показатели недостаточно обусловлены и реальны, то последующий анализ выполнения плана теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.

Различия между оперативным, тактическим и стратегическим анализом определяется сроками прогнозирования. Контроль текущей деятельности выполняется в рамках оперативного анализа. Анализ в краткосрочной перспективе называется тактическим, а долгосрочное прогнозирование – стратегическим. Повседневная деятельность предприятия не требует реализации сложных финансовых схем, крупных инвестиций и в целом достаточно предсказуема. Долгосрочный же анализ проводится в условиях значительной неопределенности, поэтому он не возможен без рассмотрения большего количества рисков, с которыми предприятие может столкнуться в своем развитии. Анализ возможной стратегии в таких условиях требует привлечения стратегических методов, и не столь детализирован, как оперативный или тактический виды анализа.

Внутренний анализ проводится непосредственно в предприятии для нужд оперативного, краткосрочного, долгосрочного управления производственной, коммерческой, финансовой деятельностью. Полученная информация носит характер коммерческой тайны.

Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности, может проводиться акционерами, инвесторами, налоговыми службами, кредиторами, участниками рынка ценных бумаг, собственниками предприятия.

Хозяйственная деятельность предприятия состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства и т.д.

Технико-экономический анализ– проводится техническими службами предприятия, главный инженер, главный технолог- его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов, установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятий.

Финансово - экономический анализ осуществляется финансовой службой предприятия, финансовые и кредитные органы. Этот анализ уделяет основное внимание финансовым результатам деятельности предприятия: выполнение финансового плана, эффективность использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов повышения прибыли, повышение рентабельности, улучшению платежеспособности и укрепления финансовой устойчивости предприятия.

Управленческий анализ – проводят все службы предприятия. Цель: предоставление руководству предприятия необходимой информации для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершение техники, технологии и организации производства. Управленческий анализ носит оперативный характер. Его результаты являются коммерческой тайной.

Социально - экономический анализ проводят экономические службы управления, социальные лаборатории, статистические органы, он изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности.

Экономико - статистический анализ проводят статистические органы. Применяются для улучшения массовых основных явлений на различных уровнях управления.

Экономико - экологический анализ проводится органами охраны окружающей среды, экономическими службами предприятия. Исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды, затратами на экологию.

Маркетинговый анализосуществляет маркетинговая служба предприятия. Применяется для изучения внешней среды функция предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса, предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.

По охвату изучаемых объектов: при сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном – по результатам обследования только части из них.

АФХД может быть более или менее развернутым, углубленным или наоборот, экспресс- анализом. Анализу могут подвергаться какое-то одно направление деятельности, в этом случае анализ тематический. Если же в сферу интересов аналитической группы входит все предприятия как комплекс, тогда такой анализ следует называть комплексным.

Горизонтальный анализ заключается в определении абсолютных или относительных отклонений показателей в текущем году по сравнению с предыдущим годом. Вертикальный – в расчете структуры показателей, расчете удельного веса тех или иных показателей в общем результате.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Признак банкротства | Укажите основные источники информации о нарушениях в сфере оборота лекарственных средств.


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных