Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Конституционные основы общественного строя и политической системы




Принятая в 1947 году новая Конституция с ее ярко выраженным демократическим и социальным характером знаменовала решительный разрыв Италии с тоталитарным прошлым. Уже в ст. 1 Конституции содержалось важное новшество — Италия объявлялась демократической республикой, основывающейся на труде. Принципиальное значение имели положения ст. 3 Конституции, требующие "устранить препятствия экономического и социального порядка, которые, фактически ограничивая свободу и равенство граждан, мешают полному развитию личности и реальному участию всех трудящихся в политической, экономической и социальной организации страны".

Эти конституционные положения при всей их декларативности послужили серьезной основой для дальнейшей конституционной работы по законодательному оформлению социально-экономических прав граждан. "Социальные" статьи итальянской Конституции, во многом потеряв к настоящему времени их первоначальную идеологическую окраску, воспринимаются в качестве ориентиров на пути строительства социального государства, и в этом смысле они все более перекликаются с постулатами современной социальной доктрины христианства.

В Конституции по-новому и со значительным опережением своего времени решается вопрос о социальной роли в современном обществе частной собственности, частной хозяйственной инициативы, а также, собственно, государства. В Конституции содержится ряд принципов и правовых норм, создающих в совокупности конституционную основу для вмешательства государства в вопросы производства и распределения благ, а также в организацию национальной экономики.

Италия, хоть и остается по своим культурным традициям, истории, мировоззренческим стереотипам христианской страной, с конституционной точки зрения является светским государством. В отношении традиционной для Италии католической религии была найдена весьма удачная конституционная формула, согласно которой "государство и католическая церковь в своих сферах независимы и суверенны".

Конституция устанавливает в Италии парламентскую форму правления. Исполнительная власть несет ответственность за свои действия и проводимый политический курс, прежде всего перед Парламентом, без доверия со стороны которого правительство уходит в отставку.

Итальянская Конституция закрепила разрыв с монархо-фашистским прошлым и в вопросах регионального устройства и местного самоуправления. Италия, особенно в период фашизма, была унитарным государством. Современная Италия децентрализована и разделена на области, провинции и коммуны, которые обладают самоуправлением. Пять исторических областей — Сицилия, Сардиния, Трентино-Альто Адидже, Фриули-Венеция Джулия и Балле д'Аоста — пользуются статусом расширенной автономии.

Важным элементом политической системы, а также с точки зрения определения места и роли Италии во взаимоотношениях с другими государствами в рамках политических и оборонных со­юзов, являются положения ст. 11 Конституции: "Италия отвергает войну как посягательство на свободу других народов и как способ разрешения международных споров; она соглашается на условиях взаимности с другими государствами на ограничения суверенитета, необходимые для порядка, обеспечивающего народам мир и справедливость; она содействует международным организациям, стремящимся к этой цели, и благоприятствует им".

Эту статью не следует понимать как декларацию о постоянном нейтралитете Италии. Во всяком случае, речь идет об одностороннем обязательстве итальянского Государства воздерживаться от участия в агрессивных войнах.

Положения ст. 10 Конституции о том, что правопорядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права, равно как и ст. 11, создают правовую основу для активного участия Италии в европейской интеграции, включая создание Европейского Союза в соответствии с Маастрихтским договором 1992 года.

На протяжении полувекового периода, прошедшего с момента вступления в силу нынешней Конституции, итальянское Государство в целом развивалось по демократическому пути. Это, в частности, нашло свое подтверждение и в эволюции лево- и праворадикальных партий — коммунистов и неофашистов, в их нынешнем возвращении в конституционные рамки.

Вместе с тем кризис государственно-монополистической модели развития общества сопровождался распадом партийно-политических структур, во всяком случае, в том виде, в котором они сложились впервые послевоенные годы. "Несовершенная двух-партийность" — преобладание двух партий — христианских демократов и коммунистов (вместе они пользовались поддержкой в среднем двух третей избирателей) к середине 90-х годов трансформировалась в новую либеральную и социал-демократическую двухполюсную систему.

Либеральные и консервативные политические силы вошли в правоцентристский блок "Полюс свободы" (в него входят движение С. Берлускони "Вперед, Италия", Национальный альянс во главе с Дж. Фини и Христианско-демократический центр П. Ф. Казини). Партии левоцентристской ориентации объединились в блок "Оливковое дерево" (возглавляет Р. Проди), состоящий из Италь­янской народной партии (левое крыло Христианско-демократи-ческой партии), "Левых демократов" (бывшие коммунисты) во главе с М. Д'Алема, партии Итальянское обновление (новое по­литическое образование центристского толка), а также движения "зеленых". Вне блоков остается сепаратистская Северная Лига, возглавляемая У. Босси.

В соответствии с законом государство участвует в финансировании политических партий через их партийные группы в Палате депутатов и в Сенате.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных