Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема Родины в лирике А.Блока и С.Есенина.




Поэтические течения конца ХIХ - нач. ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм).

 

Акмеизм - литературное течение в русской поэзии второго десятилетия двадцатого века. Акмеизм выделился из символизма. Акмеизм проповедовал ясный, свежий и "простой" поэтический язык, где слова прямо и четко называли бы предметы, не обращались, как в символизме, к "таинственным мирам". Название Акмеизм шло от греческого "akme" - "острие, высшая точка", что указывало на стремление Акмеизма к особому точному образу.

К Акмеизму принадлежали или примыкали С. Городецкий, Н. Гумилёв, О. Мандельштам,

А. Ахматова и др.

Однако реальность, к которой настойчиво стремился Акмеизм., ограничивалась природой, картинами прошлого, галантной экзотикой, миром вещей и личными взаимоотношениями людей. Создав немало интересных лирических стихов, акмеисты поэтому не смогли стать вровень с запросами революционного времени, а в ряде случаев вступали с ним в противоречие. Слабости Акмеизма отметил в своей статье "Без божества, без вдохновенья" Александр Блок.

 

Символизм.

Символ (от греч. symvol - условный знак). В Древней Греции так называли половины разрезанной надвое палочки, которые помогали их обладателям узнать друг друга в далеком месте. Символ - предмет или слово, условно выражающий суть какого-либо явления. Так, в словах "Вакхической песни" Пушкина "Да здравствует солнце, да скроется тьма" солнце выступает как символ счастья, радости, разума. Буревестник у Горького - символ, предвещающий революционную бурю. Заключая в себе переносное значение, Символ близок тропу (в частности, сравнению, метафоре).

Индивидуальный характер имеет символ в творчестве символистов. Например, Символ Прекрасной Дамы у Блока. Символизм - это литературное направление (течение) конца ХIX - начала ХХ века. Символизм сложился во Франции уже в 70 -80-е годы ХIX века. Символ для символистов - это общепонятный знак. От реалистического образа он отличается тем, что передаёт не объективную суть явления, а собственное индивидуальное представление поэта о мире, чаще всего смутное и неопределённое.

Многие символисты выражали идеи декаданса, отражая пессимистические настроения, создавая символы смерти, увядания. Но к символам прибегали и поэты, занимающие прогрессивные позиции, например, бельгийский поэт Эмиль Верхарн, автор поэтического сборника "Города-спруны", немецкий драматург Г. Гауптман, автор драмы "Потонувший колокол", бельгийский драматург М. Метерлинг, создатель драмы "Синяя птица".

В России Символизм сформировался в 1890-1900-е годы (Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб); позже в русле символизма выступили А. Белый, А. Блок, С. Городецкий, Вяч. Иванов. В эти десятилетия Символизм определял лицо многих журналов ("Весы", "Золотое Руно", "Аполлон"). Серьёзные исторические испытания (русско-японская война, революция 1905-1907 годов) ускорили размежевание среди русских символистов. Лучшие поэты - А. Блок, В. Брюсов, А. Белый - постепенно отходили от Символизма.

В. Брюсов и А. Белый проявили себя в последние годы творчества как художники гражданского склада. Поэма " Двенадцать" А. Блока (1918), стоящая у истоков советской поэзии, соединяет черты как реалистической, так и символистской поэтики.

 

Футуризм (от лат. futurum - будущее). 1. Как литературное течение возникло в 1909 году в Италии (во главе с Маринетти), выступившие с проповедью формалистических новшеств в поэзии (отказ от синтаксической организации речи, введение неязыковых форм в текст: нотных и математических знаков и пр.).

 

Возникшее в России в 1910 году течение в литературе и живописи - кубофутуризм представлено прежде всего в творчестве И. Северянина (эгофутуризм), В. Маяковского, В. Хлебникова, братьев Бурлюков, В. Каменского.

Социально-философский смысл пьесы М.Горького «На дне», её современное прочтение.Максим Горький (1868 – 1936) был и остаётся центральной фигурой литературного процесса конца XIX–первой трети XX века.Пьеса «На дне» (1902) признана по всём мире лучшим творением Горького-драматурга. Тема ДНА в творчестве поэта возникла неслучайно. Ведь Горький в разных местах встречал людей,брошенных различными обстоятельствами жизни на дно. Он видел ужасы обездоленного народа. Произведение представляет собой пьесу-диспут о правде и лжи. Обитатели ночлежки заняты повседневными вопросами, но говорят о правде и лжи, о сочувствии и любви, о месте человека в жизни. И потому произведение имеет философский характер. Писатель спрашивает, что нужно людям «дна» – ложь, дающая утешение, или правда, могущая их убить.Дно в пьесе многозначно Дно – это дно жизни, души, крайняя степень падения, ситуация безысходности, тупика.Но «дно» души – это обнажение исходного, изначального, далеко запрятанного в людях – подсознательного и, допускаем, сокровенного. Такое обнажение натуры человека на фоне предыстории падения позволило писателю показать путь на дно, с другой стороны, открывать в любом, каждом, во всех людях возможность «бесконечно совершенствоваться». Действия произведения укладываются в несколько дней. И развязкой становится убийство молодым вором Пеплом хозяина ночлежки Костылёва. Финал пьесы посвящён обсуждению незначительного события: исчезновению странника Луки.Композиция произведения находится на двух уровнях: первый – социально-бытовой, на котором развивается идея русской литературы о несправедливо и неправильно построенном обществе, которое выталкивает на «дно» жизни тысячи людей. Второй – нравственно-философский, в котором драматург обращается к вечным вопросам: что такое человек? в чём смысл его земного бытия? где граница его воли? Герои пьесы – бывшие люди. Бывший актёр, бывший мастеровой, бывший служащий и бывший аристократ. Каждый из них пережил жизненную катастрофу, которая выбросила его на «дно» жизни. в такой остановке постепенно теряют свой смысл высокие нравственные понятия – честь, совесть, сочувствие, жалость. Часто повторяется слово «правда». правда героев неоднозначна. С одной стороны – правда их будничной повседневной жизни, правда «дна»; с другой – правда, которую они хотели бы видеть. И с самого начала мы видим конфликт этих правд. Конец обнажает правду реальную.Конфликт правд – это конфликт реального настоящего и гипотетического будущего. Но реальное настоящее противо-поставляется также и прошлому (герои хотят вернуть своё прошлое). Из диалогов персонажей мы представляем, какими они были раньше и что с ними стало. Отсюда в пьесе постоянное обращение к прошлому. Тема правды в пьесе перекликается с темой веры. Носителем философии веры является Лука. Для него правда человека та, в которую он верит, которая помогает уйти человеку от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Лука – человек добрый, искренне желающий помочь, вселить надежду. Но беда в том, что добро построено на лжи, обмане. Искренне желая добра, он и прибегает ко лжи, считая, что земная жизнь не может быть другой, поэтому и уводит человека в мир иллюзий. Лука несёт истинную, спасительную, человеческую веру.Лука несёт дорогие для Горького идеи преображения и усовершенствования жизни ценою творческих усилий человека. Таким образом, суть философского конфликта заключает-ся в столкновении разных представлений о правде, о назначении человеческой жизни, о способности разорвать цепь губительных обстоятельств. Главным образом этой пьесы можно считать образ «дна» жизни, а Лука и Сатин воплощают две полярные точки зрения на эту жизнь. Автор стремиться ответить на вопрос: что привело людей к нравственному и социальному падению? Может то, что люди перестали верить в себя? 25. Новаторство В.Маяковского

В. Маяковский вошёл в истории русской литературы ХХ века как поэт-новатор:

1. Если рассматривать содержание, то Маяковский освоил новые темы революции, гражданской войны, социалистического строительства, причём в таком аспекте, Который был характерен только для него. Это выразилось в соединении лирического и сатирического взгляда на действительность.

2. Особенно ярко новаторство Маяковского проявилось в форме. Поэт создавал новые слова, смело вводил их в свои стихи. Неологизмы усиливали экспрессивность поэзии: «змея двухметроворостая», «планов громадьё», «краснокожая паспортина» и т.д., поэтому их называют экспрессивно-оценочными авторскими неологизмами.

Маяковский использовал приёмы ораторской и разговорной речи: «Послушайте! Если звёзды зажигаются, значит это кому-то нужно?», «Читайте, завидуйте – я гражданин Советского Союза!»

3. в основе творческого метода поэта лежит принцип контраста, порождающий своеобразное двоемирие, двуполюсность тв-ва поэта:

А) духовность – сердце, мысль, чувства лир.героя, он – «чудотворец всего, что празднично», у него «бабочка поэтического сердца», ум, душа, тело, свободное от пут времени и пространства:


Как же себя мне не петь,

Если весь я –

Сплошная невидаль,

Если каждое движение моё –

Огромное,

Необъяснимое чудо. («Человек», 1915)


Б) материальность – мир «жирных и сытых», «мясо», «рубль», жадность и глупость мирская…:


Глядишь и не знаешь: ест или не ест он

Глядишь и не знаешь: дышит, или не дышит он.

Два аршина безлицего розового теста:

Хоть бы метка была в уголочке вышита.


4. для лирического героя Маяковского характерны: одиночество, сила и бессилие, пафос и трагизм, мечты о грядущем, о новом времени и новом человеке.


И он,

Свободный,

Ору о ком я,

Человек,

Придёт он,

Верьте мне,

Верьте.

 

 


5. Особое значение в поэзии Маяковского имеют ритм и интонация, которые легли в основу системы его стиха. Сам поэт в статье «Как делать стихи» объяснил особенности своей системы. Для него важными в стихе являются ритм, интонация, паузы. Стих Маяковского так и называется – интонационно-тонический. Поэт ставил самое важное в смысловом отношении слово в конец строки и обязательно подбирал к нему рифму. Чтобы дать возможность читателю почувствовать собственную интонацию, Маяковский графически стал разделять строки паузами. Так и образовалась известная «лесенка»:

Земной шар

Чуть не весь

обошёл

6. Новаторство Маяковского связано не только с системой стиха. Особое значение имеет характер образности поэзии Маяковского.

Существенной особенностью является резкая социальная окрашенность. Чаще всего социальная заострённость поэтического образа проявляется в отдельной тропе – метафоре, олицетворении, сравнении.

При образно социальном восприятии пейзажа явления природы наделяются приметами общественных отношений. Очень распространённым приёмом в поэтике Маяковского является гипербола. Острый взгляд на действительностьи приводил Маяковского к гиперболизму. Через ряд произведений проходит образ пролетариата-громады, планов громадьё и т.д.

Метафора Маяковского всегда приметна. Поэт обращается к явлениям, окружающим человека в повседневной жизни, широко вводит ассоциации с предметами быта: «Море, блестящей. Чем ручка дверная».

 

26. 26

Основное место в лирике Ахматовой, бесспорно, занимает любовная тема. Она говорит о простом человеческом счастье и о простом, интимном и личном горе: разлуке, измене, одиночестве, отчаянии – о том, что близко каждому, что переживает и понимает каждый.

Её любовь почти никогда не изображается в спокойном состоянии. Она изображается в предельном кризисном выражении: взлета или падения, первой счастливой встречи или убивающего разрыва. Обычно ее стихи - начало драмы или ее кульминация.

Вообще, даже самые откровенные любовные стихи Ахматовой – тайные и о тайном, это не крик, даже не слово, обращенное к возлюбленному, как это почти всегда бывает у Марины Цветаевой.

Душевная буря, смятение чувств, когда падает сердце и холодеет в груди, когда малое расстояние растягивается на мили, когда ждешь и желаешь лишь смерти, передаются Ахматовой скупой подробностью еле заметных, скрытых от чужого, постороннего глаза деталей, в стихах всегда выдается то, чего бы не заметили без стихов.

Ее любовь, как тайная болезнь, скрываемая и изнуряющая, не приносящая утоления.

Тема любви не ограничена лишь изображением отношений любящих. В ней всегда – неиссякаемый интерес поэта к внутреннему миру человека.

Своеобразное сочетание женственности, хрупкой нежности с решительным и волевым жестом, прямым и даже «низким» словом, - одна из самых характерных и озадачивающих примет ахматовской любовной лирики. В этом она отчасти похожа на Марину Цветаеву, чей громкий «невоспитанный экспрессивный стих на самом деле выходил из тончайшего, едва ли чем защищенного родничка нежности и отзывчивой грусти».

Любовь Цветаевой, напротив, - вспышка, яркая как молния.

А что касается ее души, то ее хватило бы на всех. Душа ее была неистребима, она не сумела бы и не успела бы ее истратить, живя хоть до ста лет. А жить для нее – значило любить. «Без этого (любви) я вообще не живу…». Это отнюдь не поэтическое преувеличение, так длилось всю ее жизнь. «Каждая моя строка – любовь». Возлюбленный лирической героини Цветаевой идеален, совершенен, не сравним ни с кем в этой жизни, его чувства несоизмеримы ни с чьими земными.

«Мой любимый вид общения – потусторонний: сон: видеть во сне. А второе – переписка». Любовь к Б. Пастернаку зародилась с первых писем. «…Борис Пастернак для меня – святыня. Это вся моя надежда, то небо за краем земли, то, чего еще не было, то, что будет…». Двум поэтам понадобилось очутиться в разных краях, чтобы между ними возникла горячая эпистолярная дружба – любовь.

В силу своего характера, темперамента, тех бурь, которые бушевали в ней, она, - столь гениально умевшая выразить себя в стихах, - не очень то умела «выразить» себя в жизни…Она и те, с кем она сталкивалась, шли по разным параллелям, она страдала от отсутствия взаимности.

При всех её падениях и взлётах, при всех разочарованиях и увлечениях, всегда присутствует муж, Сергей Яковлевич Эфрон... Он прошел тенью через всю её жизнь. Он был для нее, той спасительной гаванью, где она могла укрыться от штормов и бурь, быть может, при всех ее полетах, поисках, душевных колебаниях, непостоянствах – нужно было иметь что-то постоянное и неизменное. Еще в начале их совместной жизни она сказала: «Только при нем я могу жить так, как живу – совершенно свободная!». Сергей Яковлевич был тем единственным человеком, который действительно ее любил, и чтил в ней поэта, и любил ее саму, то, чего ей в жизни так всегда недоставало. Он был единственный, кто ее понял, и, поняв, любил, которого не устрашила ее безмерность.«Отдаваться с головой своему урагану – для нее стало необходимостью, воздухом ее жизни. Сегодня отчаяние, завтра восторг, любовь, отдавание себя с головой, и через день – снова отчаяние…», - С. Я. Эфрон.

«Им обоим не вырваться из рокового круга взаимопритяжения и взаимоотталкивания…».

Он почти всегда отсутствует: война, бегство за границу, занятия в Парижском университете…Он в доме – гость. Но и она в доме тоже гость – душой.

Она готовит, штопает, стирает, но, в то же время, всегда увлечена, в полете, в стихах… Он с головой ушел в политику, она в поэзию - две разные державы, два разных подданства…и всё же – вместе. «Союз одиночеств», - так сказала Ариадна о своей семье.

 

 

Анна Ахматова и Марина Цветаева - эти имена в сознании читателей взаимно, как магнитом, притягивают друг друга, и особенно в любовной лирике. И это понятно, так как в этой теме поэты часто говорят об одном, хотя и по-разному. Так, для лирических героинь лирики А. Ахматовой и М. Цветаевой любовь - это прежде всего боль2:

От любви твоей загадочной,

Как от боли, в крик кричу...

Неженственно? По-мужски? Напротив. Здесь выражена глубоко женская натура, только другая, чем в лирике А. Ахматовой. Обращусь к авторитетам. Так, еще Г. Флобер, знаток женской души, говорил, что когда мужчина истинно любит, он робеет; когда истинно любит женщина, - она действует. А вот размышления о мужском и женском философа ахматовско-цветаевской эпохи Н. Бердяева. Они имеют прямое отношение к нашему анализу: "...женская природа так склонна к... одержанию. Женская истерия имеет связь с этой особенностью женской природы, и корни ее метафизические. С этим связано и все высокое в женщине, и низкое в ней, жуткая чуждость ее природе мужской... Женщина часто бывает гениальна в любви, ее отношение к любви универсальное, она вкладывает в любовь всю полноту своей природы... Мужчина бывает скорее талантлив, чем гениален в любви, его отношение к любви не универсальное... он не всего себя вкладывает в любовь... И в стихии женской любви есть что-то жутко страшное для мужчины, что-то грозное и поглощающее, как океан. Притязания женской любви так безмерны, что никогда не могут быть выполнены мужчиной. На этой почве вырастает безысходная трагедия любви"4. Отсюда и отталкивание мужской душой сущностно женского начала в любовной лирике М. Цветаевой. Кстати сказать, редко какая женщина в жизни, хотя бы раз не услышала в свой адрес: "Да ты же истеричка!".

Итак, любовь безудержная, безмерная, открытая в признании любимому - чувство глубоко женское. В своих литературных истоках оно сродни любви Татьяны Лариной, выливающейся в поступок - письмо Е. Онегину. Но знака равенства здесь поставить нельзя, так как выражение любви лирической героини М. Цветаевой гиперболизировано другим временем, веком, характером!

Однако пойдем дальше в нащупывании следующих "но" в любовной лирике А. Ахматовой и М. Цветаевой. Второе различие вот в чем. Лирическая героиня А. Ахматовой мудра: она наделена знанием предела близости душ - мужской и женской (мотив, уходящий литературными корнями в любовную лирику Ф. Тютчева). Это знание для лирической героини горькое, доставшееся опытом чувства и жизни.

Стремление лирической героини М. Цветаевой к стиранию грани между душой своей и душой любимого - тоже очень женское. Обратимся к науке психологии. В недавно вышедшем научном труде по психологии человеческих отношений читаем: "...мужчина предпочитает общенье с женщиной на длинных волнах, а женщина на коротких", "быть откровенной, раскрытой и понятой хотелось бы женщине; видеть тайну и загадку в женщине хотелось бы мужчине"5. А если вновь открыть Н. Бердяева, то нельзя не обратить внимания на его размышления о связи мужчины и женщины по полу и духу. Любовь, по Н. Бердяеву, это не "несение тяготы и бремени "мира" и "пола", а "творческое дерзновение", любовь всегда "не от мира сего", она выражает мировую гармонию и тяготеет в духовном плане к слиянию душ, к "андрогинизму"6. В этом смысле любовная лирика М. Цветаевой и А. Ахматовой находятся на противоположных полюсах.

Вражда, ревность, родовое начало, по Н. Бердяеву, есть в поле, но не в любви. Не будем судить, до конца ли справедливо это суждение, отметим лишь, что названные чувства сполна выражены в любовной лирике А. Ахматовой.

В любовной лирике М. Цветаевой этого нет, это просто немыслимо, невозможно. Все эти оттенки чувства лирической героини А. Ахматовой идут от понимания любви как страсти, любви как борьбы, поединка душ (литературные истоки мотивов опять-таки уходят в лирику Ф. Тютчева). В любовной лирике М. Цветаевой душе лирической героини нет "равносильного", нет и борьбы, поединка, есть только самоотдача себя любимому человеку. Он - "желанный", "жаленный", "болезный"!

Следующее различие между любовной лирикой поэтов заключается в том, что лирическая героиня А. Ахматовой всегда несет в своей душе память любви, будь то память-тяжесть или память-благодарность: "Тяжела ты, любовная память!", "Но память о тебе, как тот горящий куст, Все страшные семь лет мне путь мой освещает".

Вместо памяти в любовной лирике М. Цветаевой - равноду-шье как мгновенное и навсегда разочарование в любимом. В стихах А. Ахматовой найдем все: и предчувствие любви, и ее зарождение, и развитие, и память о ней. В стихах же М. Цветаевой как бы выражена любовь с первого взгляда и до первого разочарования. А в жизни М. Цветаева говорила: "Я всегда начинаю с любви и кончаю знакомством"7.

У Ахматовой тема любви нередко переплетена с гражданской темой - темой страны, не покинутой ею.

 

Тема Родины в лирике А.Блока и С.Есенина.

Тема Родины обретает в творчестве А. Блока особое звучание. Ведь он творил в ту эпоху, когда решались судьбы России (русско-японская война, революция 1905 года, Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война). Будучи большим патриотом, поэт не мог не думать о своей стране, не мог не запечатлеть её меняющийся облик и свои раздумья о ней. В ранней поэзии тема России ещё не становится отчётливой и масштабной, хотя автор не раз обращался к русским пейзажам, фольклорным образам и творениям родной культуры. Начиная с 1905 тема Родины становится самостоятельным мотивом. Свидетельство тому – стихотворение «Осенняя воля», «Выхожу один я на дорогу». В 1906 году Блок пишет стихотворение «Русь». Он вводит в своё стихотворение народное творчество и крестьянские поверья. Отчизна предстаёт в этих стихотворениях «дремучей», «колдовской», «почиющей в тайне». Но за этой сказочной красотой Блок прозревает печальные картины: крестьянское «утлое жильё», «вихрь в голых прутьях», нищету народной жизни. Пока эти социальные мотивы звучат робко. Но вскоре, в 1908 году, они получают развитие и находят воплощение в стихотворении «Россия». Это стихотворение вошло в блоковский цикл «Родина». Патриотическая тема звучала здесь широко и раздольно. Стихотворение «В густой траве пропадёшь с головой…» развивает фольклорные образы предшествующих произведений и настраивает читателя на восприятие «песен далёких сёл» и звуков ямщицкого колокольчика. Образ любимой становится сращённым с обликом Родины, а сам герой преисполнен жажды подвига. Любовь к родине у Блока – переживание глубоко интимное. Поэтому, обращаясь к своей стране, поэт говорит о сердечной душевной боли при виде «низких нищих деревень» и, в нарушение принятого обычая связывать образ родной земли с матерью, – сливает его с обликом жены. Тема борьбы за будущую Россию остро зазвучала в стихах «На поле Куликовом» (1908). Обращаясь к истории русского народа, Блок вкладывал в события прошлого современный смысл. Куликовская битва представлялась ему символическим событием русской истории, которому «суждено возвращение». Лирический герой этого цикла – безымянный древнерусский воин Дмитрия Донского. Он патриот родной страны, борец за её свободу, готовый сложить голову «за святое дело». Стихи цикла «Родина», отражающие события начавшейся мировой войны, также исполнены высокого смысла. В них слышится предвестие грядущей трагической участи России («Петроградское небо мутилось дождём…»). Поэт ясно видит нищету и бедность деревень, охваченных пожаром мятежей и войн, «заплаканную» красу родной земли.

 

Есенин был вдохновенным певцом Родины. Все самые возвышенные представления и сокровенные чувства его были связаны с нею. Поэтизация родной природы средней полосы России, постоянная в поэзии Есенина, была выражением чувства любви к родной земле («Сыплет черёмуху снегом…», «Край любимый! Сердцу снятся…»). Очень часто Есенин обращается к Руси. Первое время он прославляет патриархальные начала в жизни родной деревни: рисует «хаты – в ризах образа», уподобляет Родину «чёрной монашке», которая «читает псалмы по сынам», идеализирует радостных и счастливых «добрых молодцев». Таковы стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Голубень», «Русь». Порой у поэта слышится «тёплая грусть» и «холодная скорбь», когда он встречает крестьянскую нищету, видит заброшенность родного края. Но это лишь усугубляет и усиливает его беспредельную любовь к тоскующей сиротливой земле. Есенин умеет почувствовать в самой тоске родимой стороны весёлость, в дремлющей Руси – накопление богатырских сил. Об этом стихотворение «Голубень». И в небольшой поэме «Русь» её автор называет «радость короткую» своего края «весёлой». Его сердце отзывается на девичий смех, на пляску у костров, громкую песню «весной на лугу». В бурные революционные годы поэт говорит уже не о «покойном уголке» и «кроткой родине», а о «воспрянувшей Руси», грозной стране. Она видится теперь Есенину огромной птицей, приготовившейся к дальнейшему полёту («О Русь, взмахни крылами…»). Побывав за границей, Есенин ощутил значимость перемен, технического прогресса и ощутил «красоту «отчего края».

В стихотворении «Русь уходящая» (1924) Есенин уже определённо говорит о том старом, что умирает и с неизбежностью остаётся в прошлом. Поэт видит людей, уверовавших в будущее. Поэт чаще всматривается в Русь советскую, славит её героев («Песнь о великом походе» и др.); стремится «в каждом миге» постигнуть отчалившую в будущее «вздыбленную Русь». В стихотворении «Неуютная жидкая лунность…» (1925) Есенин заявляет о желании видеть «стальною» свою «бедную, нищую Русь», так как через «каменное и стальное» он проводит мощь «родной стороны». Идея неотделимости своей судьбы от судьбы страны выражена поэтом в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и «Несказанное, синее, нежное…» (1925).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных