ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Кодекс настоящего поэта
1.Настоящий поэт всегда твёрдо знает, что он - поэт.
Когда-то мой преподаватель по истории литературы заметил, что, в отличие от прозы, поэзия - не только вид литературного творчества, но и способ восприятия мира. Сколько ни рассуждай о талантах/бездарностях, а придём к одному: писатель - это тот, кто пишет, причём пишет так, что его читают.
Сама по себе рифмованная (или как-либо иначе особо организованная) речь не является поэзией. Стоит обратить внимание, что греческое ποίησις дословно - "творчество". То есть поэзия – это не просто речь в стихах, а ТВОРЧЕСКОЕ переосмысление. Иными словами, поэзия - это искусство осмысления реальности как художественного образа.
Нет художественного образа - нет поэзии. Мыслите художественными образами - значит, вы поэт, даже если никогда не записываете свои стихи или пишете их на салфетках, чтобы тут же бросить в камин. А ежели вы поэт, так зачем стесняться себя им признавать, риторически переминаясь с ноги на ногу?
2. Настоящий поэт знает себе цену. Нет, критика - это, разумеется, прекрасно. Особенно если она конструктивна и продиктована искренней любовью к поэзии. Поэтому весьма полезно научиться её принимать. Так вот, настоящий поэт не зависит от критики. Он может прислушиваться, быть благодарным и принимать к сведению. Но он знает цену себе и своей поэзии.
Он знает себе цену достаточно хорошо, чтобы на псевдокритику не отвечать вообще. Его не смущает факт того, что его стихи "погребены" под слоем публикаций других авторов - бездарных или даровитых, авторитетных или начинающих. Потому что тот, кто умеет ценить стихи, оценит их ровно по той цене, что они стоят - где бы и среди чего бы они ни находились.
3. Настоящий поэт всегда совершенствует мастерство. Как я уже говорил, поэзия возникает там, где слова, сказанные вами о чём-либо вне или внутри вас, складываются в художественный образ. Однако если на этой точке вы и остановитесь, считая: "я постиг искусство создания художественного образа, всё, я гений, принимайте как есть" - ваша поэзия будет весьма несовершенна.
Драгоценный камень поэзии необходимо обрабатывать для того, чтобы он засверкал. Что же есть мастерски написанное произведение, в нашем случае поэтическое? А рецепт не сложен. Чем точнее вы будете подбирать слова для выражения ваших мыслей - тем более выиграет произведение.
Есть такая поговорка: "неуч не знает правил и не следует им; ученик знает правила и следует правилам; мастер создаёт правила сам".
Настоящий поэт привлекает к творческому процессу интеллект. Настоящий поэт не верит в миф о том, что стихотворение нельзя править и редактировать. Можно, необходимо редактировать стихи. Полезно перечитывать написанное спустя годы и анализировать свой художественный уровень. А потом брать - и править. Подбирать другие рифмы, переписывать под них строфы, выкидывать и вставлять фрагменты, развивать или урезать высказанное. А порой и переписывать с нуля.
Настоящий поэт не гонится за известностью... Но и не пишет "в стол". Не гнаться за известностью - это не значит - до хрипоты убеждать всех в том, что она вам не нужна. Это значит - не считать известность мерилом того, насколько вы состоялись.
Ну, допустим, вы - известный поэт. В смысле - издаваемый, рецензируемый, обсуждаемый, награждаемый... Представили? А что это вам даёт? Только честно, положа руку на сердце. Делает ли это вас более поэтом, чем вы есть и так (исходя из предыдущих трёх пунктов)? Делает ли это вас более любимым для тех, кому действительно нравятся ваши стихи? Заставляет ли это любить ваши стихи тех, кому они не нравятся? Привлечёт ли к вам внимание тех, чьё внимание сейчас, в век Интернета, вы бы не сумели привлечь сами по себе?
Нет? Тогда почему мысль о том, что ваши томики не пылятся на полках магазинов, так вас задевает? Почему имена печатаемых поэтов причиняют боль? Рискну ответить на вопрос: потому что известность даёт поэту самоутверждение себя в качестве поэта. Право открыто говорить во всеуслышание: "я - поэт", не боясь услышать в ответ: «дурью какой-то маешься».
Но соль в том, что если вы - настоящий поэт (согласно вышеизложенным трём пунктам настоящего Кодекса) - вы И ТАК можете сказать о себе заветное "я - поэт", не боясь реплик собеседника насчёт "дури" и того, сколько таких поэтов в Интернете развелось. Так как в ответ на подобное вы просто прочтёте свои стихи. А хорошие стихи говорят сами за себя. Тот, у кого есть литературный вкус, чуткое сердце и хоть немного ума, оценит хорошо написанное вне зависимости от того, принадлежат эти строки классику или совершенно неизвестному автору. Ну, а что касается тех, у кого нет литературного вкуса, кто неумён и лишён чуткости... А мнение таковых не интересует настоящего поэта. Так что же - значит, гордо и надменно считать: "недостойна она меня, эта известность"? Нет. Это другая крайность. Драматичные пассажи на тему "истинный гений всегда остаётся непризнанным" - это речь классического неудачника, неуверенного в себе человека, в лучшем случае - не умеющего себя преподнести соответственно своему таланту, в худшем - просто тешащего своё самолюбие рассуждениями о несправедливости жизни.
Не знаю, как насчёт гениев, но если вы настоящий поэт - вас признают. Вы живёте не на необитаемом острове, кругом много людей, и кому-то из них непременно покажется близким и интересным то, о чём вы говорите.
А если вы умеете говорить красиво - почему бы вас не слушать?.. Но для того, чтобы вами заинтересовались и слушали вас - необходимо, чтобы люди имели возможность увидеть или услышать ваши произведения. Именно поэтому их надо выкладывать, публиковать и продвигать - в разумных пределах. Именно поэтому надо не стесняться говорить о себе как о поэте, позиционировать себя как поэта в кругу знакомых, в социальных сетях и т.д. Такая аудитория рано или поздно сформируется.
Что такое известность? И какая известность нужна вам? Конечно, есть поэты, имена которых известны каждому обывателю. Однако если вас зовут не Андрей Дементьев, - это ещё не означает, что вас нельзя считать известным. Если повращаться в столичных студенческих поэтических кружках, можно насмотреться на тех граждан, кому в итоге удаётся прорваться на страницы Литературной газеты, а впоследствии и выпустить сборник; а если поработать в паре московских издательств - то и на других граждан, членов СП, публикующихся регулярно, издаваемых и считающихся известными поэтами... в литературных кругах... Ничего не хочу сказать дурного ни о них, ни об их стихах, но лучше спрошу - а вот, к примеру, Борис Гребенщиков - известный поэт? А Тэм Гринхилл? И если о БГ в наше время редко кто не слышал (как думаете, что лучше – такая известность или в "Литературке"?), то имя Тэм обычно ничего не говорит среднестатистическому любителю поэзии. Однако стихи этого автора горячо любимы сотнями, если не тысячами российских поклонников фэнтези. А сколько существует поэтов, известных в куда более узких кругах - в тематических клубах, в блогах, в отдельных компаниях! Что лучше - увидеть свои стихи в антологии современной поэзии или узнать, что люди поют их под гитару на отдыхе?
Настоящий поэт знает: не так уж важно, сколько народу признают его поэтом - пара человек или сотни. Один искренний поклонник вашего таланта стоит десятки проплаченных рецензий в журналах.
Если вам доводилось получать в свой адрес такие отзывы: "читаю ваши стихи - и плачу", "прочитав ваше стихотворение - написал своё", "благодаря вашим стихам понял, что...", "ваши стихи меня вдохновляют, мотивируют, заставляют стремиться к цели!" - то вы Настоящий Поэт.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|