Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЫНКА

(размышления экономиста)

Орлов С.Л., д.э.н., профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г.Москва)

 

Современные проблемы рыночного механизма хозяйствования, связанные, главным образом, с мировым финансовым кризисом 2007-2008гг. и его последствиями, наложили особый отпечаток на продолжение поступательного роста экономики России и требуют дальнейшего осмысления характера реформ. Социальная составляющая при этом имеет особое значение в силу разумной переориентации народнохозяйственного комплекса на решение важнейших задач повышения народного благосостояния. Некоторые вопросы современного этапа социально-экономического развития рассматриваются в настоящей статье.

 

Уже более двух десятков лет рыночная экономика и соответствующая ей хозяйственная модель бороздят просторы России. Знаменитый в начале 90-х годов прошлого столетия Указ Президента страны «О свободе торговли» (1) по существу поставил точку над «I» в споре по поводу целесообразности перевода на рыночную основу всего потребительского комплекса. Вслед за торговлей и сферой бытовых услуг, транспортом и связью в последние годы на рыночные рельсы с упором на коммерциализацию начали активно переходить система ЖКХ, образование и даже здравоохранение (3). Ныне всё это «хозяйство» производит, по самым скромным подсчётам, не менее трети валового внутреннего продукта (ВВП) России (4). И подавляющая часть населения о рынке, его сильных и слабых сторонах, а также об эффективности государственной политики судит исходя из повседневной деятельности именно этих сфер экономики.

Вместе с тем до настоящего времени осознание того, какой рынок есть на самом деле и что, собственно, нами построено, ещё не пришло. По-прежнему, как и 15-20 лет назад, модель современной экономики многими рассматривается как нечто тривиальное, исторически сложившееся и весьма упрощённое понятие, как совокупность актов купли-продажи и постоянной нацеленности на коммерческий оборот и получаемую от него прибыль. Несомненно, что в основе современной экономической модели (понятие «рыночная», на мой взгляд, безвозвратно устарело и навевает лишь мысли об эпохе докризисного капитализма начала двадцатого века), лежит борьба за новые рынки сбыта, а значит - за прибыль.

Однако современный рынок представляет значительно более сложную экономическую систему, куда входит и государство с его потребностями и обязательствами, население, корпорации, малый бизнес… Движение товара или услуги к конечному потребителю стало несравнимо длиннее, появляются дополнительные звенья и, следовательно, затраты. Отсюда сам товар становится как бы «тяжелее» по стоимости. Налицо опережающее давление экономики на доходы населения. Так, в 2011 году реальные денежные доходы населения возросли лишь на 0,8 процента (это можно принять как обычную статистическую погрешность), а ВВП – на 4,3 процента, индекс промышленного производства - на 4,7 процента и т.д.(4). Разительное отличие! Диспаритет между темпами прироста важнейших макроэкономических показателей в России по сравнению с реальными денежными доходами, определяющими объём и структуру потребления населения, уже в самое ближайшее время может ограничить поступательное развитие страны. Замены внутреннему спросу домохозяйств в экономике нет и быть не может в принципе.

Идея здесь проста и понятна: народное потребление невозможно компенсировать государственными потребностями и спросом богатых слоёв общества. Если не хватает денежных средств, население обращается за кредитом. Но низкие доходы повышают риски невозврата, объёмы займов снижаются, и экономический оборот замедляется. Низкие доходы и массовая бедность населения негативно сказываются не только на потребительском секторе, но и всей социальной сфере, в первую очередь пенсионной системе. Ей никогда не будет хватать финансовых ресурсов, каким бы высоким ни был порог выхода на пенсию.

В 2011 году номинальная зарплата составила 23,5 тыс. руб.(4). Однако без учёта выплат на Севере, в столицах и некоторых крупных городах, её уровень, по нашей оценке, в 1,5-2 раза ниже. В большинстве стран ЕС достигнутый уровень оплаты труда, равно как и её минимальный размер, значительно выше (5).

В иные времена конечную цель рынка - в идеологии его субъектов - смело можно было трактовать как получение прибыли, причём всеми легитимными методами. Сегодня использование только коммерческих средств для достижения конечного бизнес-результата уже недостаточно. Рынок стал другим, в двадцать первом веке он начал изменяться, ориентируясь гораздо в большей степени на социальную среду, откуда, собственно, начинают формироваться доходы, ориентируясь на конечный спрос населения и домохозяйств. В настоящее время мировое сообщество в развитых и развивающихся странах стоит перед дилеммой: сокращать государственные расходы и излишние затраты бизнеса, или продолжать поддерживать социальные запросы общества? Однозначного рецепта здесь быть не может, однако ясно одно: государственная политика должна стать более гибкой и чутко реагировать на возможности экономики и социальный климат в обществе. Иными словами, необходима постоянная подстройка всего хозяйственного механизма в зависимости от количественных и качественных изменений на макроуровне.

Можно предположить, что подобное развитие экономических отношений в обществе положило начало изменению самого представления о рыночном пространстве. Для достижения рыночного эффекта в его коммерческом восприятии теперь важно иметь ввиду соотнесение сугубо экономической и технологической составляющих бизнес-процессов, с одной стороны, и социальных запросов общества – с другой. Синергетический эффект от такого взаимодействия, думается, положительно скажется на деловой активности, хозяйственном обороте и благополучии нации.

Немаловажное значение для понимания нынешних социально-экономических реалий и повышения эффективности всего хозяйственного механизма имеет организационно-правовой статус и размеры субъектов рынка. Создание действенной системы малого и микро-бизнеса на основе нормативно-правового патронажа и стимулирования (2;5), весьма необходимое на начальной стадии реформ для усиления положительного восприятия рыночного механизма, коммерциализации населения и частичной компенсации за социальные потери, сейчас топчется на месте и не даёт должного эффекта. Предполагаемого оживления в этом направлении не наблюдается уже много лет, а в ряде сфер деятельности, скажем, в торговле, по вполне объективным причинам малое предпринимательство вообще сдаёт позиции (4). Неплохие результаты малый инновационный бизнес показывает в технико-внедренческих, производственных, отдельных портовых и туристско-рекреационных ОЭЗ, но каких усилий это стоило государству! Смею предположить, что наряду со стимулированием процесса «сверху», немаловажное значение имеют традиции, менталитет населения и даже природно-климатические особенности России, которые сдерживают развитие малых форм предпринимательства. И противодействовать этому совсем непросто.

Вполне возможно, что в современных условиях глобализации, проблемный и противоречивый рынок не под силу освоить малому и микро-бизнесу, настолько усложнились поставленные экономикой задачи и пути их решения. Это можно делать лишь сообща, чаще всего при поддержке государства или более крупных структур. Ныне пришло время развернуть вектор в сторону среднего, крупного и крупнейшего бизнеса, возможно, в чём-то им помочь, но и сориентировать на решение важнейших вызовов эпохи - необходимости создания новых рабочих мест и повсеместное формирование среднего класса. Наивно думать, что средний класс формируется, главным образом, на основе развития малого предпринимательства, и этот тезис не подтверждается практикой.

Средний класс - это в первую очередь хорошо оплачиваемые наёмные работники, среди которых в большинстве стран значительное место занимают учителя. врачи, представители высшей школы, деятели культуры, научно-техническая интеллигенция, госслужащие, высококвалифицированные рабочие и менеджеры компаний. Никто из них не является собственником бизнеса. Эти категории малое предпринимательство практически не формирует, и государство, порою, зря тратит время, пропагандируя то, что вряд ли ускорит прорыв по основным социальным критериям рынка. Бесспорно, развитие малого бизнеса и появление новых предприятий, особенно в инновационной сфере, - факт весьма положительный. Это улучшает структуру предпринимательской среды и нацеливает бизнес на прогрессивные направления развития.

Однако спорно чрезмерное упование на преобладающее влияние этого процесса в плане кардинальных положительных сдвигов в экономике и формирование среднего класса. Последний, по оценке Минэкономразвития РФ, в настоящее время составляет не более 22 процентов, что в 2-3 раза ниже, чем в большинстве стран еврозоны.

На наш взгляд, главный императив в появлении мощного среднего класса состоит не в навязывании обществу идеи о всеобъемлющем влиянии на этот процесс малого предпринимательства, а в разработке и принятии мер экономического стимулирования повышения доходов работников в государственных структурах и различных сферах бизнеса.

Как было отмечено выше, в 2011 году среднемесячный размер начисленной зарплаты в России составил 23,5 тыс. руб. Соответственно в Швейцарии – около 6500 долл., Дании - 6000 долл., Финляндии - 4200 долл., в Италии - 1,5 тыс. евро и т.д. Что касается размера минимальной заработной платы, устанавливаемой на законодательном уровне, то в Великобритании и большинстве стран еврозоны этот показатель колеблется от 1200 до 1800 евро в месяц (5).

Идентификационные признаки отнесения того или иного члена общества к категории среднего класса базируются, в основном, на уровне дохода, хотя это и не единственный признак. Высокий доход, или, по крайней мере, показатель, выше среднерегионального, свидетельствует о возможности членов общества обеспечить личные потребности более высокого порядка: посещение учреждений культуры, турпоездки, платный отдых и лечение и т.д. Инициатором здесь должно быть государство, бизнес же всё делает с оглядкой на приоритеты социальной политики. Если задаться целью и просчитать минимальный пороговый критерий для отнесения населения к среднему классу, то в России этот показатель, на наш взгляд, будет в пределах от 1000 до 1500 долл. в месяц на одного члена семьи, в зависимости от региона проживания, то есть, на уровне, близком к рациональному потребительскому бюджету. В данном случае, хотя бы с некоторой долей условности, достигается свобода выбора, исконно рыночный императив современного бытия.

Вообще, отнесение того или иного индивидуума к среднему классу связано с таким понятием как самоидентификация. По существу это не что иное, как самостоятельное определение собственного социального статуса, причём не только на основании получаемых доходов, но и уровня образования, общественного признания собственной деятельности. Думается, далеко не все представители малых форм предпринимательства смогут отнести себя к среднему классу.

Социально ориентированный рынок не возникает сам по себе. Строим мы его уже более двух десятков лет, но отдельные успехи пока ощутимы лишь в тех секторах, где имеется прямое государственное участие. Отечественному бизнесу важно осознать, что современный рынок давно покинул тихую гавань классического восприятия и движется в более социально направленном курсе. У него стало гораздо больше обязательств, и даже прибыль в современных условиях следует распределять, ориентируясь на потребности общества.

Система государственно-частного партнёрства, думается, актуальна не только для функционирования в производственном секторе, но и в различных областях социальной политики и практики, в первую очередь в направлении возрастания доходов населения.

Сейчас в обществе набирает обороты движение гражданских инициатив. И большая их часть будет в той или иной степени связана с социальным самочувствием людей, а значит и потребность в повышении социальной ответственности рынка бесспорна. В настоящее время наиболее приоритетными для решения

задач в области социальной политики можно считать три глобальных внутренних макросектора:

- торговля и общественное питание;

- сфера услуг, в первую очередь здравоохранение, образование и ЖКХ;

- пенсионная система.

Подвести черту под ними могут достойные доходы населения, которые формируют экономические условия для развития этих секторов. В их эффективном функционировании, по существу, и просматривается конечная цель современного рынка. У каждого из этих секторов имеются значительные различия в экономическом базисе, источниках обеспечения деятельности, наконец, общественном восприятии. Однако всех их сближает нацеленность на удовлетворение самых насущных потребностей людей и обеспечение достойного социального статуса в будущем.

Реализация комплекса социально-экономических целей требует понимания задач, чёткого взаимодействия и концентрации усилий государства и бизнеса в безусловном повышении социального статуса рынка. В основе этого процесса должна быть инициатива государства по определению важнейших социальных приоритетов стратегического планирования, в том числе, с ранжированием по видам деятельности, субъектам России и крупнейшим предприятиям страны. Здесь не может быть долгих теоретических дискуссий или межведомственных согласований, пришло время навёрстывать упущенное. Нынешняя парадигма современности - это триада сосуществования и развития - «власть – бизнес - Человек». Таков путь стратегии рынка, всерьёз и надолго.

 

Ключевые слова: рыночный механизм, социальный статус,

синергетический эффект, бизнес-результат, малый и микро-бизнес, ОЭЗ, средний класс, макросектор, рациональный потребительский бюджет, государственно-частное партнёрство, гражданские инициативы, стратегическое планирование.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Указ Президента Российской Федерации от 29 января 1992г. «О свободе торговли» (в ред. от 08.10.93г.)

2. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007г., № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

3. Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010г., № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

4. Электронный ресурс (сайт) Федеральной службы государственной статистики (ФСГС России), по состоянию на 15 апреля 2013г.

5. Электронный ресурс (сайт) ежедневной аналитической газеты «РБК- daily», январь - июнь 2013г.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | ИЛИ незабываемые каникулы в Словакии!


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных