ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ЯЗЫКОВЫХ УМЕНИЙ (УПРАЖНЕНИЯ)Для формирования всех трёх типов учебно-языковых умений (см. главу «Содержание обучения русскому языку» в учебнике М.Т.Баранова) в методике выработаны специфические методы, называемые науке упражнениями. Фонетические упражнения формируют ряд фонетических умений: · различение звуков в словах: определите по слуху, какие гласные звуки произносятся в корнях слов (например, вода и воды; земля и земли; часы и часики); согласные в корнях слов (например, луг и луга; сторож и сторожить); · смыслоразличительная роль звуков: назовите звуки, которые различают данные слова (например, лук и люк; миновать и линовать; лимон и лиман); определите, что различает данные слова (например, лот и тол; мода и дома; спор и спорт; школа и день); · деление слова на слоги: произнесите слова по слогам; запишите слова, деля их горизонтальной черточкой на слоги; · постановка ударения в словах: произнесите слово, выделяя в нем голосом ударный слог; при списывании поставьте ударения в словах; запишите слова под диктовку, расставляя в них ударения; измените слово так, чтобы ударение было на другом слоге (например, лиса, а мн. число?); подберите к словам с безударной приставкой слова с той же приставкой, но ударной; подберите однокоренные слова с ударными и безударными корнями; · группировка слов с определенными звуками: спишите, распределяя слова так: в один столбик с ударным корнем (суффиксом и т.д.), а в другой - с безударным; в один столбик запишите слова с твердыми согласными на конце слова, а в другой - с мягкими и т.д.; · определение звукового состава слова: произнесите звуки в данных словах; произведите фонетический разбор слова. Фонетико-графические упражнения служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения: · - обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами; · - определите звуковое значение выделенных букв (или указанных учителем); · - расположите слова по алфавиту; · - подчеркните буквы, не совпадающие со звуками. Лексико-фразеологические упражнения готовят учащихся к обогащению словарного запаса, поэтому при изучении лексики и фразеологии необходима работа со словарями; решению этих задач служат следующие упражнения: · - укажите (назовите, подчеркните), например, многозначные слова (диалектные слова, фразеологизмы и т.д.); · - подберите синонимы (антонимы, фразеологизмы и т.д.) к данному слову; · - найдите в толковом словаре диалектные (профессиональные и т.д.) слова, фразеологизмы; · - определите значение, в котором употреблено выделенное (указанное учителем) слово; · - составьте словарную статью такого-то слова (по его контекстам); · - составьте предложения с указанным значением данного слова; · - найдите лексическую (фразеологическую) ошибку в данном предложении. В совокупности эти упражнения формируют у школьников умение пользоваться лексическими и фразеологическими знаниями. Морфемные упражнения развивают у учащихся умение определять структуру слова. Для этих целей используются такие упражнения: · - найдите (укажите, подчеркните, выпишите) слова, имеющие приставки и т.д. (или такую-то структуру); · - обозначьте условными знаками части слова; · - подберите слова с такими-то суффиксами и т.д. (или с такой-то структурой); · - выполните графический диктант (запись не слóва, а его схемы, например: вместо домик); · - сгруппируйте слова по наличию в них разных приставок (суффиксов, окончаний и т.д.); · - заполните таблицу, используя данные примеры; · - разберите слова по составу; · - определите, в каком из слов приставка (суффикс и т.д.) не выделяется. Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова. Используются следующие виды упражнений: · - определите, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово; · - составьте цепочку однокоренных слов (в порядке их образования); · - определите способ образования слова; · - подберите однокоренные слова к данному слову. Эти упражнения имеют громадное значение для формирования на их основе орфографических умений и навыков. Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. С этой целью используются следующие упражнения: · - опознание части речи, того или иного разряда этой части речи; · - подбор слов той или иной части речи, того или иного разряда части речи; · - постановка слова в указанной форме; · - составление парадигмы слова; · - разграничение омонимичных слов, относящихся к разным частям речи; · - группировка слов по частям речи, их разрядам; · - составление таблиц и заполнение готовых таблиц данными примерами; · - полный или частичный морфологический разбор слова. Синтаксические упражнения включают в себя работу как по анализу синтаксических явлений, так и по их употреблению в речи учащихся, а для этого используются такие упражнения: · отграничение одних синтаксических структур от других; · определение структуры данной синтаксической единицы; · нахождение в предложениях тех или иных структурных частей; · составление схем предложений; · составление предложений по схемам; · составление предложений указанной структуры; · полный или частичный синтаксический разбор словосочетаний и предложений разных структур. Выполнение синтаксических упражнений готовит школьников к овладению пунктуацией, а также рядом коммуникативных умений.
Для справки: V Согласные звуки В русском языке, как отмечалось, 37 согласных звуков. 1. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума. Многие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков:
Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки:
Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими. Согласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Звонкие и глухие согласные Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных: Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] Мягкие [б'] [в'] [г'] [д'] [з'] [к'] [л'] [м'] [н'] [п'] [р'] [с'] [т'] [ф'] [х'] Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки: Твёрдые [ж] [ш] [ц] Мягкие [ч'] [щ'] [ j' ] Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|