Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Федеральная законодательная власть (порядок формирования Бундестага и Бундесрата, их структура и полномочия)




В настоящее время среди немецких государствоведов нет единой точки зрения по поводу структуры Парламента ФРГ. Одни из них считают, что Парламент ФРГ однопалатный и им является Бундестаг. Бундесрат в связи с особым способом его формирования они не считают палатой, предлагая рассматривать его как орган представительства исполнительной власти земель. Другие юристы рассматривают Бундесрат в качестве полноправной верхней палаты Парламента.

Бундестаг по избирательному закону состоит из 656 депутатов. Половина депутатов избирается по одномандатным округам, другая половина по земельным спискам партий. При выборах используется смешанная уравновешенная избирательная система. В одномандатных округах депутаты избираются по мажоритарной системе относительного большинства. Поскольку в Германском парламентском праве нет понятия «сессии парламента», поэтому Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии. Палата созывается на пленарное заседание ее Председателем (Президентом Бундестага) по мере необходимости. Руководящие органы палаты: Президиум Бундестага и Совет старейшин. Наиболее велика роль Совета старейшин, который состоит из Президента и Вице-президентов Бундестага и 24 членов, назначаемых партийными фракциями пропорционально их численности. Совет согласовывает между фракциями распределение мест в комитетах Бундестага, назначает председателей комитетов и их заместителей. Совет утверждает план пленарных заседаний палаты на перспективу и повестку дня очередных заседаний, утверждает проект бюджета Бундестага. Бундестаг образует отраслевые, особые и следственные комитеты. Партийные фракции образуют партии, имеющие не менее 5% членов Бундестага. В компетенцию Бундестага входит законотворчество, утверждение федерального бюджета, избрание федерального Канцлера, парламентский контроль за деятельностью Правительства, ратификация международных договоров, принятие решений об объявлении состояния обороны.

Бундесрат, согласно ст.50 Основного закона ФРГ, - это федеральный орган, посредством которого земли участвуют в законодательстве, управлении Федерацией и в делах ЕС. Бундесрат не выборный орган. Ст.51 Основного закона устанавливает, что Бундесрат состоит из членов правительств земель, которые их назначают и отзывают. Каждая земля располагает не менее чем тремя голосами. Земли с населения свыше двух миллионов жителей имеют 4 голоса, свыше 6 миллионов – 5 голосов, свыше 7 млн. – 6 голосов. Бундесрат не имеет определенного срока полномочий, он не может быть распущен. Состав Бундесрата меняется по частям, в зависимости от итогов выборов в ландтаги земель и формирования новых правительств. Руководит деятельностью Бундесрата председатель, избираемый на 1 год. По Конституции Председатель Бундесрата замещает Федерального Президента, когда тот не может исполнять свои функции. Бундесрат обладает полномочиями в сфере управления, делах Евросоюза, обладает правом законодательной инициативы, его участие в принятии конституционных и федеративных законов обязательно. Не утверждение Бундесратом обычных законов, принятых Бундестагом, влечет повторное их рассмотрение в Бундестаге. Бундесрат при некоторых условиях может стать единственным законодательным органом в Федерации. Согласно ст.81 Основного закона по требованию Федерального правительства Президент ФРГ может объявить состояние законодательной необходимости в двух случаях:

•если Бундестаг отклоняет правительственный законопроект, несмотря на то, что Канцлер связал с ним вопрос о доверии;

•если при постановке вопроса о доверии Канцлер не получил большинства голосов в Бундестаге, а Бундестаг, не будучи распущенным, отклоняет законопроект, признанный Федеральным Правительством неотложным.

В этих случаях Бундесрат вправе принять закон самостоятельно. Состояние законодательной необходимости может быть введено на срок до 6 месяцев. Особенностью компетенции Бундесрата является то, что он, в отличие от Бундестага, участвует в осуществлении исполнительной власти Федерации. В согласии Бундесрата нуждаются многие акты Федерального Правительства, издаваемые на основе федеральных законов, а также общие административные предписания Правительства, адресованные землям. Бундесрат дает согласие Правительству на применение федерального принуждения в отношении земель, в случаях невыполнения ими своих конституционных обязанностей. Наряду с Правительством, Бундесрат участвует в федеральном надзоре за землями.

Законодательный процесс. Государственное право ФРГ различает три вида законов: конституционные, федеративные и обычные. Правом законодательной инициативы обладают: Федеральное Правительство, депутаты Бундестага и члены Бундесрата. Депутаты Бундестага вносят законопроекты либо от имени фракции, либо группой не менее 5% от числа депутатов палаты. Члены Бундесрата вносят законопроекты тоже группой от субъекта федерации. Все законопроекты вносятся на рассмотрение Бундестага, но правительственные сначала направляются в Бундесрат, который может сделать свои замечания. Законопроекты Бундесрата передаются в Бундестаг через Правительство, поскольку оно обязано высказать по ним свои рекомендации.

Обыкновенные законы принимаются только Бундестагом простым большинством голосов. Бундесрат имеет право протеста по таким законам, которое Бундестаг преодолевает простым большинством.

Федеральные законы принимаются простым большинством в Бундестаге, но по этим законам необходимо обязательное согласие Бундесрата. Конституционные законы принимаются квалифицированным большинством Бундестага и таким же большинством Бундесрата. По федеративным и конституционным законам Бундесрат может применить право вето. В таких случаях создаются согласительные комиссии, которые вырабатывают вариант закона приемлемый для обеих палат Парламента. Бундестаг вправе делегировать органам исполнительной власти полномочия по изданию актов, входящих в сферу законодательной компетенции федерации. При делегировании полномочий касающихся общегосударственных средств связи, транспорта и по некоторым другим вопросам необходимо согласие Бундесрата.

Парламентский контроль. Парламент ФРГ осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти. Бундестаг может вынести, так называемый, конструктивный вотум недоверия главе правительства – Федеральному Канцлеру. Канцлер может самостоятельно поставить вопрос о доверии Правительству. При недоверии Правительству возможно избрание Бундестагом по предложению Президента другого Канцлера или роспуск Бундестага указом Президента. Роспуск Бундестага Президентом возможен, если новый Канцлер не будет избран в течение 21 дня.

Совместный комитет. В 1968 году в Основной закон ФРГ был включен раздел IV-а, согласно которому предусматривается создание совместного комитета, состоящего из 48 членов. 2/3 состава совместного комитета назначаются Бундестагом на основе пропорционального представительства фракций в нижней палате. Остальной состав совместного комитета – это члены Бундесрата (по одному от каждой земли). В период состояния обороны, объявляемого Президентом ФРГ с согласия Канцлера, совместный комитет замещает Парламент Германии (только Основной закон ФРГ не может быть изменен этим органом).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных