Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общезначимость этики




Лекция

Этика и социальная философия

Общезначимость этики

Этика, нравственность, мораль – в обыденной жизни людей эти слова – синонимы. Однако в философии сложилась традиция различения этих понятий. Этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль (нравственность). Понятие морали включает в себя два аспекта: совокупность правил и норм поведения людей и способность человека оценивать свои намерения и поступки

Основными функциями нравственности являются:

-регулятивная (гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми на основе общих идеалов, принципов поведения; регулирует лишь сознательное, волевое поведение)

-познавательная (человек знакомится со всем многообразием культурного опыта, накопленного человечеством, получает особое нравственное знание)

-воспитательная (нравственное знание является важным условием формирования личности, приобщения ее к высшим ценностям)

-ценностно-ориентирующая (исходя из нравственных представлений, человек постоянно сравнивает реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет ему корректировать свое поведение, определять вектор своего духовного развития).

Моральная регуляция осуществляется всем обществом; за моралью стоит сила убеждения, примера, общественного мнения, традиций, сила нравственного авторитета отдельных лиц. Общественное мнение выступает как коллективная оценка поведения, проявляющаяся в поощрении людей или осуждении людей за их поступки.

Мораль, как и все другие социальные явления, исторически сформировалась и развивалась. Возникновение морали связано со становлением общества, общественного труда. Общественно-трудовая деятельность на начальных стадиях предполагает более или менее устойчивые отношения между людьми. В первобытном обществе силами коллектива обуздывался зоологический эгоизм.

Обряд посвящения (инициация), татуировка (в глубокие надрезы вкладывалась соль) направлены были на формирование физической силы и способности переносить страдания. Первобытному обществу нужны были сильные люди и способные к страданиям. Регулировка отношений осуществлялась через систему запретов (табу). Появляется дифференциация поступков на позитивные и негативные, т.е. которые следует выполнять и которые запрещаются.

С формированием классового общества возникают новые моральные отношения и нормы. В рабовладельческом обществе складывается система нравов, которая не распространяется на рабов; они не считались личностями. Эта мораль, в частности, воспитывала презрение к физическому труду. Но в этой морали были и прогрессивные моменты, она. В частности, покончила с людоедством, групповым браком.

В эпоху феодализма распространяется религиозная мораль. Идеал человека этой эпохи – это человек, полный смирения, отрешившийся от мирских благ. В то же время брак по расчету, ни слова о любви и т.д.

В буржуазном обществе возникает новая система нравов: частная собственность священна и неприкосновенна. Человек стремится к наслаждению и избегает страдания. Пороки так же необходимы, как и добродетели.

В классовом обществе существует мораль различных классов (бедных и богатых). Но в то же время в каждой морали есть общечеловеческие моменты. Осуждались жадность, жестокость, трусость, вероломство и т.д., поощрялись смелость, честность, скромность, великодушие и т.д.

Нравственность тесно связана с другими формами общественного сознания: с искусством, политикой, религией, наукой, экономикой и т.д.

Категории нравственности – добро, справедливость, идеал, долг, честь, достоинство, совесть и т.д. Все они играют очень важную роль в жизни отдельного человека. Например, совесть – это своеобразный нравственно-психологический механизм самоконтроля. Но ключевой категорией в этике является категория свободы.

Этика закрепляет общественный порядок, устои общества. Без единой системы нравственных ценностей, имеющих для людей одинаково положенное содержание, носящее устойчивый и общеобязательный характер, общество окажется в опасности. Так считал Сократ. Для античного человека в его сознании существовала прочная связь понятий блага и добродетели с понятиями пользы и счастья. А поскольку добродетели основаны на знании, то им можно научиться. По Сократу, главные добродетели – мужество и справедливость. Платон помещает нравственные ценности - благо, добро, справедливость, честность, добродетель – в мир идей, правильно утверждая их идеальный характер. Он доказывает, что человек становится нравственным существом, лишь наполняя свою индивидуальную жизнедеятельность общественно значимым содержанием, преодолевая границы частного бытия и находя свое место в целостном общественном бытии.

Аристотель превратил этику в самостоятельную философскую дисциплину, систематизировав все предшествующие разработки в этой сфере, дал название этой дисциплине. Ему принадлежит первый посвященный ей труд «Никомахова этика». Она стала каноном этического образования вплоть до ХУIII века. Выстроил иерархическую лестницу благ. Обладание высшим благом есть блаженство, счастье. Добродетель, по Аристотелю, есть проявление разумной деятельности природы человека. Этические добродетели ведут к счастью и являются его важнейшей составляющей.

Эпикур определяет счастье как отсутствие телесных страданий и душевных тревог. Соответственно основная цель этики – помочь человеку избавиться






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных