ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Кризис занятости. Ситуация потери работы.Потеря работы преподавателем вуза является критической ситуацией. Ее объективная составляющая - физическое и социальное окружение; субъективная - любой ее компонент, являющийся личностно значимым: межличностные отношения, социально-психологический климат, групповые нормы, ценности и др. Негативные психические состояния, вызванные потерей работы: стресс, фрустрация, депрессия и личностный кризис. Четыре фазы стресса, возникающего у человека при потере работы:
· Фаза 1 - состояние неопределенности и шока. Это очень тяжелое переживание, особенно когда потеря работы произошла внезапно (неожиданное сокращение штатов, отказ руководства от продления трудового соглашения и т. п.). Состояние шока характерно для первой недели потери работы, когда человек вдруг ощущает, что все обрушилось, и, как жить дальше, он не знает. Сопровождающие это состояние растерянность и страх выступают как факторы риска, при которых человек становится подвержен другим неприятностям: болезням, несчастным случаям. · Фаза 2 - наступление субъективного облегчения и психологической адаптации к ситуации. Уже в первые недели, когда проходит психологический шок, люди начинают испытывать облегчение и даже радость. Для оставшегося без работы преподавателя вуза в большинстве случаев - это ощущение «сброшенного груза», многомесячного психического напряжения, ставшего невыносимым. Поэтому через некоторое время проявляется оптимизм. У человека теперь много свободного времени. Он может даже испытать состояние психологического комфорта и удовлетворения жизнью (если есть сбережения, на которые можно прожить какое-то время). Вынужденный отдых обычно идет на пользу. Многие отмечают улучшение состояния здоровья и настроения. Этот период обычно длится 3-4 месяца после потери работы. В некоторых случаях стресс оказываются стойким и затяжным. Человек начинает преувеличивать опасность своего положения и тогда уже не воспринимает его как отдых. Фаза 3 - утяжеление состояния. Оно наступает после 6-7 месяцев отсутствия работы. Человек понимает, что найти работу по специальности не так легко, что пособие по безработице не решает его материальных проблем. Ухудшается финансовое и социальное положение человека, он ощущает себя «на обочине жизни». Наблюдается дефицит активного поведения, ограничение круга общения, разрушение привычек, Этому способствуют объективные причины (ограниченность финансов, необходимость заботиться о семье и т. д.), а также негативное отношение членов семьи. Состояние «затяжного стресса» - это следствие неуверенности (и даже страха) перед завтрашним днем. Если это продолжается более полугода, может начаться переход к следующей фазе. · Фаза 4 - беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией. Это тяжелое психическое состояние возникает даже при отсутствии материальных трудностей. Состояние апатии нарастает с каждым месяцем. Отсутствие успехов в поиске работы ведет к потере надежды. Безработный смиряется со своим положением, снижаются его притязания, он начинает считать, что ему «ничего не нужно». Человек прекращает попытки изменить положение и привыкает к состоянию бездеятельности. Он может перестать следить за собой, начать принимать алкоголь и в итоге опускается на социальное дно.
Фрустрация – одна из форм проявления психологического стресса. Это психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения человеком некоторых своих потребностей, возникающих при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий к некоей цели.. Для преподавателей вузов это, с одной стороны, невозможность продолжать профессиональную деятельность в вузе (даже другом, а не в том, из которого человек ушел «по окончании срока трудового соглашения») - из-за сокращения штатов и числа вузов. С другой стороны, невозможность приобрести новую профессию: причины тому и возраст (45-59 лет), и многолетний стаж (20-30 лет) предметной специализации.
Потеря человеком работы может стать «пусковым механизмом» для личностного и экзистенциального кризиса. Возникновение личностного кризиса определяется не столько внешними факторами, сколько внутренним, психическим содержанием жизни человека. Суть личностного кризиса при потере работы - это конфликт между старым и новым, между привычным прошлым и неопределенным будущим, между тем, кто ты есть и кем предстоит стать. Отношение человека к неблагоприятным событиям определяет глубину и значимость кризиса, переводя его в ряде случаев в экзистенциальный кризис - кризис смысла жизни. Продуктивный подход к преодолению кризиса в том, чтобы рассматривать жизнь в зрелости как путь. И в пути необходимы «остановки»: чтобы подумать о том, что уже пройдено, осмыслить опыт и осознать его ценность. Проверить, не стоит ли изменить вектор своего движения (его направление, скорость), потому что появились другие желания, стремления, возможности, ограничения. А главное, поискать и найти в себе накопленные на предыдущих этапах ресурсы, которые можно использовать в новой жизненной ситуации.
3.Кризис пенсионного возраста: · Страх старости. · Не хватает общения. С выпадением из рабочих будней исчезают многие контакты. · Остановка в развитии. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|