Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Закрепление изученного.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе

на тему «Героическая летопись Великой Отечественной Войны».

 

Цель. Сформировать представления учащихся о Великой Отечественной войне и её героях. Задачи:

1. Знакомить детей с историческими событиями 1941-1945 года;

2. Тренировать у детей умение пересказывать текст;

3. Развивать интерес к истории родной страны.

4.Воспитывать патриотизм.

Оборудование: учебник А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть, карточки с вопросами, с датами; запись песен «Священная война» и «Пусть всегда будет солнце!»; портрет Г.К. Жукова; плакат «Родина - мать зовет!»; наглядно-дидактическое пособие «Великая Отечественная война в произведениях художников» и «День Победы», книга С. Алексеева «Ради жизни на земле»

 

Ход урока.

Оргмомент.

Учитель читает стихотворение.

«Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось…»

С. Щипачёв

Как вы думаете, о чём это четверостишие? О начале ВОВ

2)Основная часть

Работа над новой темой.

Учитель: сегодня на уроке мы вместе

составим героическую летопись

Великой Отечественной войны.

 

 

(На доске появляется карточка)

Что это за дата? Это год начала ВОВ

22 июня был выходной день. Спали города и села,

после выпускных вечеров гуляла молодежь.

Выпускники мечтали о будущем.

Ничто не предвещало беды.

Недавно вы прочитали книгу С. Алексеева

«Ради жизни на земле», что вы узнали о начале войны?

Рассказ ученика.

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских поработителей.

У фашистов на главных направлениях было больше пушек, самолетов, танков, хорошо обученных солдат. Перед тем как напасть на нашу страну, фашисты захватили Австрию, Чехословакию, Польшу, Францию, ряд других государств Европы. Промышленность этих стран стала работать на захватчиков. Враги рассчитывали расправиться с нами быстрым, стремительным ударом. Они даже придумали выражение «блицкриг», то есть молниеносная война.

Но фашисты глубоко просчитались. Как один, поднялись советские люди на защиту своей Родины и свободы. Начало войны для нас было неудачным. Враги наступали. Их армии шли вперед.

Звучит песня «Священная война», демонстрируется плакат «Родина – мать зовет!».

Учитель: И вся наша огромная страна встала на защиту Родины. Мужчины воевали, а женщины и дети работали на заводах, в поле. «Все для фронта! Все для победы!» - такой лозунг звучал в те годы.

Но враг силён, он наступает. В сентябре гитлеровцы окружили Ленинград.

(на доске карточка)

Начало блокады

Ленинграда

Рядом фотография «В блокадном Ленинграде».

Рассказ ученика.

 

 

Ленинград. С особым упорством фашисты обрушились на Ленинград. В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. Началась блокада.

Начались страшные дни Ленинграда. Не было топлива. Не было электричества. Вышел из строя водопровод. Начался голод. По Ленинграду ходила смерть. Но не сдавался город. Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. В городе начались пожары. Рушились дома от обстрелов. Люди погибали в домах и на улицах. Но ленинградцы держались. 900 дней и ночей находился Ленинград в осаде. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.

Учитель. Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве.

(На доске появляется карточка)

Начало наступления

на Москву.

Рассказ ученика.

Осень коснулась полей Подмосковья. Падает первый лист. 30 сентября 1941 года фашистские генералы отдали приказ о наступлении на Москву. «Тайфун» - так назывался план фашистов. Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться в Москву фашисты. Обойти Москву с севера, с юга. Схватить советские армии в огромные клещи. Сжать. Раздавить. Уничтожить. Таков у фашистов план. Верят фашисты в успех, в победу. Более миллиона солдат бросили они на Москву. Тысячу самолетов, много пушек, много другого оружия. Двести фашистских генералов ведут войска. Возглавляют поход два генерала- фельдмаршала. Началось наступление.

Учитель. Для защиты родной столицы прибыли воины с Урала, из Сибири, с дальнего Востока. И в январе 1942 года наша армия перешла в наступление.

(На доске появляются карточки)

Битва за Москву

Враг получил сокрушительный удар и бежал из столицы. До этого он еще никогда не терпел такого поражения. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г. К. Жуков.

(Учитель показывает портрет Жукова).

В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии.

Рассказ ученика.

 

 

Потерпев поражение под Москвой, летом 1942 года фашисты начали новое наступление на юге. Для танков, самолетов, автомашин нужно много горючего. Нефтью, из которой делают горючее, богат советский Кавказ. Для того, чтобы кормить миллионную армию, необходимо много продуктов. Хлебом богата советская Кубань. Фашисты стремились выйти к Волге, захватить Кавказ и Кубань и отрезать их от Москвы и центральных районов России. И конечно, они по- прежнему пытались уничтожить Советскую Армию и закончить войну быстрой победой. Грозным было лето 1942 года. Собрав новые силы, фашистские полчища устремились на Дон и к Волге. 23 августа враги прорвались к Волге и начали штурм Сталинграда.

 

(На доске появляется карточка)

Август.

Битва за Сталинград.

Рядом фотография «Будем стоять на смерть!»

Началась гигантская более чем шестимесячная Сталинградская битва. Были окружены и взяты в плен свыше 330 тысяч гитлеровцев. В этой битве впервые были использованы знаменитые минометы «Катюши». Сталинградская битва переломила ход всей войны. Советские войска прогнали врага с родной земли.

Учитель. Но враг все еще не успокоился. Шел 1943 год.

(На доске появляется карточка)

- Что вы узнали про 1943 год из книги Алексеева?

Рассказ ученика.

Стояло лето 1943 года. Прошло два года с того дня, когда фашисты напали на нашу Родину. Многое изменилось за эти два года. После поражения под Сталинградом и на Кавказе фашисты откатились на многие километры на запад. Они отступили на юге, еще дальше были отогнаны от Москвы. В числе многих других городов наши войска освободили и крупный промышленный город Курск. Здесь они глубоко врезались в фашистскую оборону. Образовалась так называемая Курская дуга. Фашисты мечтали о реванше. Они хотели отомстить за поражение под Москвой и под Сталинградом и все еще надеялись на новые победы. Курская дуга – вот самое лучшее место, чтобы нанести сокрушительный удар по советским войскам, рассуждали фашистские генералы. 5 июля фашисты перешли в наступление.

(На доске появляется карточка)

Сражение под Курском

 

Учитель. 12 июля 1943 года под деревней Прохоровкой развернулось небывалое в истории танковое сражение. В нем участвовало 1200 машин.

Ученик пересказывает рассказ С. Алексеева «Черный день».

Учитель. Начался 1944 год.

(На доске карточки).

Январь.

Прорыв блокады Ленинграда.

Освобождение территории СССР.

Рядом фотография «Битва за Ленинград».

Учитель. Чем же знаменит 1945 год?

(На доске появляются карточки)

1945 Битва за Берлин.

Великая Победа.

Рядом картина «Победа».

Рассказ ученика.

Шел 1945 год. Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков приближалась к концу. Разгромив фашистов на территории СССР, наши войска протянули руку помощи порабощенным странам Европы. Они сражались за свободу Польши, Румынии, Болгарии, Венгрии. Вели бои за освобождение Чехословакии, Югославии. Весной 1945 года советские войска подошли к столице фашистской Германии – городу Берлину. 16 апреля 1945 года началось последнее из гигантских сражений Великой Отечественной войны – битва за Берлин. Этой битвой руководил маршал Г. К. Жуков. Через две недели Красное знамя Победы развевалось над зданием Рейхстага. Представители германского командования подписали документ, в котором признали свое поражение. День 9 мая стал Днем Победы.

Учитель. У каждой войны есть свои герои. Свыше 11 тысяч воинов разных национальностей удостоены звания Героя Советского Союза!

За героизм и мужество званием «Город-герой» отмечены города Москва, Ленинград (сегодня Санкт-Петербург), Тула, Киев, Сталинград (сегодня Волгоград), Минск, Керчь, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Смоленск, Мурманск. Брестской крепости присвоено звание «Крепость-герой».

Война коснулась каждую семью. Ребята, а кто из вашей семьи был на войне?

 

 

Закрепление изученного.

Учитель задаёт ученикам вопросы по изученному материалу.

- Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

- Откуда прибыли воины для защиты Москвы?

- Когда Советская Армия перешла в наступление?

- Где одержали первую победу?

- Какое знаменитое сражение произошло под Курском?

- Кто руководил нашими войсками в битве за Москву и за Берлин?

На доске героическая летопись войны, составленная на уроке.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Краткая история создания Европейского Союза | Методы очистки воды


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных