Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ




Репродуктивное здоровье – способность человека производить потомство и вести сексуальную жизнь.

 

РЕПРОДУКТИВНОЕ ПРАВО

Репродуктивное право – совокупность принципов и гарантий, обеспечивающих репродуктивное здоровье человека (Конституция РФ, Ст.38,41; Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, СТ.35-37).

 

РЕЦИПИЕНТ

Реципиент – лицо, которому производится пересадка органа, ткани или имплантация искусственного органа.

 

САКРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Сакральная модель отношения «врач – пациент» – модель, в которой врач, будучи специалистом в медицине, выступает в то же время в качестве знатока жизни вообще, в качестве нового «священника». Для этой модели характерны такие речевые формы как: «это является риском, который Вы не должны брать», «ваша семья должна быть вашим первым соображением», «говорю Вам как врач» и др. В этих советах мы видим перенос знаний из медицины и личного опыта на пациента, т.е. врач берет на себя решение проблем, которые выходят за пределы его компетенции. Они являются личностными проблемами пациента, которые только он и должен решать.

Главный принцип сакральной модели следует гиппократовой традиции и патерналистской модели: «Приноси пользу пациенту и не нанеси вреда». Верный по существу этот принцип не допускает другие принципы – уважение автономии личности, информированное согласие. Определяется ли польза или вред только медицинскими знаниями? Нет. В медицинской практике имеет место, например, отказ представителей некоторых религиозных сект от переливания крови.

Отношение врача к пациенту как к ребёнку сближает сакральную и патерналистскую модели. Тем самым она несёт в себе те же возможности и ограничения (см. «Патерналистская модель»).

 

СЕСТРОГЕНИИ

Сестрогении – негативные психогенные состояния пациента, обусловленные ненадлежащим поведением среднего медицинского персонала.

Причинами сестрогений, как правило, выступают: недостаток внимания к пациенту со стороны медсестры, амбициозность, самолюбие и невысокий уровень общей и профессиональной культуры. Например, в больничной палате медицинская сестра на вопрос больной о том, какая у меня болезнь, ответила: «Если я скажу что у Вас, мне доктор язык отрежет».

Основной способ предотвращения сестрогений – повышение общей и профессиональной культуры среднего медперсонала. Подобная задача вполне по плечу средним специальным медицинским образовательным учреждениям.

 

СМЕРТЬ МОЗГА

Смерть мозга (респираторный мозг) – состояние необратимой утраты функции головного мозга при сохранении кровообращения и дыхания, которые могут искусственно поддерживаться в течение длительного времени.

Проблема смерти, составляющая противоположную сторону бытия человека (проблема жизни) – одна из краеугольных камней философии, религии, естествознания, в том числе медицины. Констатация смерти человека как задача имела место во все времена, но особенно важной она стала в эпоху развития реаниматологии и трансплантологии. В проблеме констатации момента смерти важную роль играют этические, религиозные, правовые и медицинские вопросы.

Начиная с XVI века, в медицинской и юридической литературе описывается множество случаев ошибочной диагностики смерти и даже похорон мнимо умерших людей. В медицине не раз обсуждалась достоверность традиционных признаков смерти: - прекращение дыхания и сердцебиения, - нечувствительность к электрическим импульсам, - окоченение мышц, - бледность и цианоз, - гипостаз, - трупные пятна и др. Несмотря на развитие медицинской науки и практики, на сегодняшний день вопрос о критериях смерти остается дискуссионным. На это указывает хотя бы немалое число международных конференций, симпозиумов по проблеме критериев смерти человека.

Всплеск интереса к проблеме критериев смерти связан с бурным развитием реаниматологии и трансплантологии, с острой потребностью в донорских органах. Возникает дилемма: если раньше о моменте смерти судили по прекращению жизненно важных функций (пульс, сердцебиение, дыхание, рефлексы), то сейчас такие технологии как искусственная вентиляция легких, электростимуляция, искусственное кровообращение позволяют при отсутствии этих признаков искусственно поддерживать функционирование человеческого организма, т.е. смерть можно сделать управляемым процессом.

Но всегда ли это целесообразно с точки зрения этики, медицины, религии, права? Реаниматология ставит острые вопросы: - применять ли реанимацию у заведомо неизлечимых больных; - как долго следует продолжать искусственное поддержание жизни при травме, несовместимой с жизнью; - что же все-таки считать объективным критерием смерти человека?

На сегодняшний день законодательства многих стран юридически уравнивают термины «смерть мозга» и «смерть человека». В 70-80-е годы XX века многочисленные медицинские организации во всем мире разработали специфические критерии для диагноза смерти мозга. Такие критерии появились в Великобритании, Канаде, США, Швеции, Японии и в некоторых странах Азии. Все эти стандарты, по существу, пришли к согласию по трем клиническим заключениям: - кома, - отсутствие дыхания (потеря спонтанного дыхания), - отсутствие рефлексов ствола мозга. Организм в состоянии смерти мозга обречен на смерть в традиционном понимании (на остановку сердца) в пределах ближайших дней или (редко) двух недель, очень редко – в течение большего времени.

Смерть мозга как синоним констатации смерти всего организма была сначала описана в медицинской литературе в 1959 г. На пути выработки приемлемых критериев смерти мозга принимались и отвергались: запредельная кома, необратимая кома, апаллическое состояние, смерть неокортекса и др. В конце концов, к 1994 г. сложились две правовые позиции относительно того, что означает быть мертвым в терминах функций мозга: - «смерть мозга» - необратимая потеря всех функций мозга, включая и ствол мозга, «постоянное вегетативное состояние»; - необратимая потеря более высоких функций мозга, ствол мозга в значительной степени не поврежден. Однако последняя позиция не имеет юридического статуса.

Смерть мозга следует отличать от постоянного вегетативного состояния. Постоянное вегетативное состояние (ПВС) происходит в результате повреждения коры головного мозга, которая управляет познавательными функциями. Однако тело не является мертвым, все еще может иметь место самопроизвольное дыхание и сердечное сокращение. Но отсутствует сознательное взаимодействие со средой. Диагноз ПВС можно подтвердить при наблюдении от 3 до 6 мес. Люди в этом состоянии требуют сострадательного и уважительного отношения, быть свободными от боли и дискомфорта, но они не нуждаются в технологической поддержке или лечении, которое не принесет никакого улучшения их статуса. В связи с подобным состоянием возникают серьезные проблемы с выделением ресурсов на их обслуживание, питание, гидратацию.

В СССР соответствующие документы были утверждены Минздравом СССР в 1984 г. (временная инструкция) и в 1987 г. (постоянная инструкция), а в Российской Федерации – в 1993г. (Инструкция по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга. Приказ Минздрава РФ №100/30 от 02.04.2001г.). Констатация наступления смерти проводится комиссией врачей, в которую входят реаниматолог-анестезиолог с опытом работы не менее 5 лет, невролог, специалисты по дополнительным методам исследований. В состав комиссии не могут включаться специалисты, принимающие участие в заборе и трансплантации органов. Действие Инструкции не распространяется на установление смерти мозга у детей.

При обсуждении этических, правовых, религиозных и медицинских аспектов критерия «смерть мозга» важным является вопрос о надежности этого критерия. Мировой 40-летний опыт свидетельствует о том, что диагностика смерти мозга, если она выполняется без нарушения инструкций, абсолютно надежна. Ни один больной в мире в этом состоянии не выжил более указанного срока, все такие больные обречены на остановку сердца.

Диагностика смерти мозга обязательно должна включать следующие условия: - действующий персонал, прошедший специальную подготовку; - вся процедура строго документируется; - решение о прекращении жизнеподдерживающих мероприятий принимается коллегиально; - информирование родственников необязательно, ибо родственникам важно знать то, что были приняты все меры для сохранения жизни и излечения больного, но они оказались безрезультатными. Важной этической проблемой остается отношение всего общества к критерию «смерть мозга». Ведь для многих людей смерть знаменуется остановкой сердца. Это еще раз свидетельствует о том, что биоэтическая культура – весьма востребованная задача.

 

СТЕРИЛИЗАЦИЯ

Стерилизация медицинская (половая) (обеспложивание; лат. sterilis - бесплодный) – технология воздействия на организм человека с целью лишения возможности воспроизводства потомства при сохранении функции половых желез.

Различают стерилизацию половую: биологическую – временную вследствие выработки организмом женщины антител к сперме после подкожного ее введения; лучевую – воздействие ионизирующего излучения на половые железы; хирургическую – осуществляется посредством хирургической операции на половых органах.

Стерилизация является ограничивающим типом медицинского вмешательства в репродуктивную деятельность человека наряду с контрацепцией и абортом.

В настоящее время используется два вида стерилизации. Один из них – с восстановлением репродуктивной функции («зажимы Фельше»), другой – так называемая необратимая стерилизация («перевязка» или создание искусственной непроходимости маточных труб). На сегодняшний день получает распространение не только женская, но и мужская стерилизация (вазэктомия).

Стерилизация как медицинская технология является инструментом планирования семьи и демографической политики.

Широкое ее применение приходится на XX век. В Канаде с 1928 г. по 1978 г. возможности иметь детей были лишены 2000 человек. Более 500 из них позже потребовали компенсацию за операции, сделанные против их воли.

В Швеции в 1935-1975 гг. в законодательном порядке подверглись стерилизации 63 тыс человек, из них от 6 до 15 насильственно.

В США до середины 40-х годов стерилизация была разрешена законами 27 штатов. Чаще всего ее делали выходцам из нищих семей иммигрантов и этнических меньшинств (негры, индейцы, пуэрториканцы). В общей сложности ее объектом стали 60 тыс человек.

В нацистской Германии «Закон о предотвращении наследственных заболеваний» (1934 г.) действовал вплоть до 1945 г. Его жертвами стали несколько сотен тысяч человек.

С 60-х годов XX века мужская и женская стерилизации распространяются под лозунгом «планирования рождаемости». Особенно остро эта проблема стала для стран с избыточным населением. В Индии с 1975 г. каждый доброволец-мужчина получал после операции 15 долларов, женщина – 22. Только за вторую половину 1976 г. стерилизации подверглись 6,5 млн человек, причем многие насильно. В Китае рождаемость регулируется принятым в 1995 г. Законом об охране материнства и детства. Около 5% населения Китая пользуется стерилизацией. Однако по мнению западных экспертов, местные китайские власти часто нарушают права граждан на добровольную стерилизацию. В США 30% семей в детородном возрасте выбирают женскую или мужскую стерилизацию. В мире стерилизацию используют 18% женщин и 4% мужчин (Сестринское дело. Т.1. Самара. 1998. С.96).

Правовой аспект. В СССР стерилизация была разрешена только в конце 80-х годов XX века (Приказ МЗ № 484) только для женщин. В соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» (Ст. 37) стерилизация может быть проведена только по письменному заявлению гражданина (не только женщины, но и мужчины) не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей; при наличии медицинских показаний, перечень которых включает 55 заболеваний (например, хроническая ишемическая болезнь сердца, эпилепсия, умственная отсталость и др.), а также согласия гражданина независимо от возраста и наличия детей.

Операция медицинской стерилизации должна проводиться в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Решение о производстве стерилизации при наличии письменного согласия решается комиссией, включающей лечащего врача и под председательством главного врача. Проводится она в гинекологическом отделении у женщин и в урологическом – обычно по месту лечения – для мужчин.

В соответствии с законодательством и этическими нормами (уважение моральной автономии и информированное согласие) проведение стерилизации может быть только с добровольного согласия пациента. В России стерилизацией пользуется менее 1% населения. Демографическая ситуация в стране требует мер, направленных на рост рождаемости. Именно с этим связано принятие Государственной думой постановления в отношении Федерального закона «О рекламе медицинских изделий и лекарственных средств» от 12.05.1999 г., которое запрещает рекламу средств стерилизации.

В российском законодательстве отсутствует норма, предписывающая получение согласия от супруга того лица, которое подвергается стерилизации. Однако несогласный супруг, будучи не вправе запретить стерилизацию супруги, может потребовать расторжения брака. В случае неудачной стерилизации возможно взыскания в пользу супругов материального возмещения, состоящего в расходах на операцию, и морального вреда, возникшего в связи с незапланированной беременностью, неудобствами и т.д.

Незаконное проведение, а тем более принудительное, медицинской стерилизации влечет за собой уголовную ответственность. Тем не менее, в нашей стране время от времени поднимается вопрос о принудительной стерилизации. Чаще всего речь идет о социопатических женщинах (алкоголички, наркоманки, с «букетом» венерических и прочих заболеваний). Дети, рожденные от таких женщин, выступают средством получения социального пособия, не получая надлежащего ухода, воспитания. Статистика по этой проблеме безрадостная. По некоторым данным, 700 тысяч детей находятся без родительского попечения (из них одна треть в сиротских учреждениях); более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома; 280 тысяч родителей стоят на учете (Известия. 2004. № 89. С.1). Государство, со своей стороны, не в силах взять на себя все обязательства по заботе о таких детях или детях, от которых отказалась мать. Именно на этой почве возникают предложения о принудительной стерилизации определенной группы женщин. Социологические опросы свидетельствуют о том, что принудительную стерилизацию в нашей стране поддерживают 43% молодых и 28% пожилых граждан (Человек. 1996. №5. С.46). Среди воспитанников детских домов только 10% детей – сироты.

Этический аспект. В Этическом кодексе российского врача специально не выделено отношение к стерилизации. Однако в контексте с прописанными этическими нормами и принципами можно с уверенностью предположить, что медицинская стерилизация, как аборт и контрацепция, допустима, а ее производство никаких моральных проблем не порождает. В реальной медицинской практике медицинский персонал в таких случаях ориентируется на закон.

Религиозный аспект. Отношение православия к стерилизации в основном совпадает с отношением к контрацепции и аборту. Во всех этих случаях оно исходит из тезиса о том, что «намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом» («Основы социальной концепции РПЦ», XIII – 3). Исключение составляют случаи, когда здоровью или жизни женщины угрожает опасность.

Католицизм считает абсолютно неприемлемым любое посягательство на физическую целостность человека, независимо даже от согласия последнего. Протестантизм считает необходимым полное уважение достоинства человека. Иудаизм ортодоксальный считает вазэктомию нанесением увечья телу и ее не разрешает, хотя стерилизация женщин иногда допускается в случае, если существует опасность для ее жизни. Реформистский иудаизм все вопросы планирования семьи оставляет на усмотрение супружеской пары, в том числе решение иметь ли детей вообще. Ислам не приемлет кастрации, поскольку она приводит к окончательной стерилизации, и аморальность ее в том, что она разрушает целостность человека. Буддизм высказывается сходно с другими религиями в этом вопросе.

 

СУРРОГАТ

Суррогат (лат. surrogatus – «поставленный вместо другого») – заменитель, обладающий лишь некоторыми свойствами заменяемого предмета, продукта.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных