Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типы политических режимов, культур и лидерства




1. Режим: авторитаризм Культура: фатализм Лидерство: деспотическое, неограниченное, продолжительное 2. Режим: коллективизм Культура: иерархия Лидерство: позиционное, ограниченное по сфере, продолжительное во времени
3. Режим: индивидуализм Культура: рынок Лидерство: метеорное, ограниченное и непродолжительное 4. Режим: эгалитаризм Культура: справедливость Лидерство: харизматическое, неограниченное, непродолжительное

Как видно, при первом, авторитарном режиме, ли­дерство продолжительное и всеохватывающее. Когда ведомые — фаталисты, лидерство неизбежно приобре­тает исключительный характер. При втором режиме, коллективизма, где царит иерархия, лидерство будет автократическим по характеру, но позиционным по положению: полномочия лидера определяются его ме­стом в служебной иерархии. Третий режим, индиви­дуализм, по определению не нуждается в лидерах, так как рынок признает только права собственности. Ин­дивидуалисты не верят в лидеров, они верят в резуль­таты. Поэтому, даже если лидер появится, то это бу­дет исключительно «нужный человек в нужном месте и в нужное время» — для решения определенных краткосрочных задач. Четвертый режим, эгалитаризм, единственный из всех режимов, где может появиться лидер-харизматик.

Первый и второй режимы являются про-лидерскими, третий и четвертый — антилидерскими, причем во втором и третьем режимах спрос на лидерство пропор­ционален поддержке лидера (во втором — на высоком уровне, в третьем — на низком). При первом режиме наблюдается несоответствие между слишком малым спросом и слишком большой поддержкой; при четвер­том — наоборот, спрос превышает поддержку.

Последнее, на что хотелось обратить внимание — типология лидеров В.Д. Джоунса[115]. Автор считает, что взаимодействие рынка и демократии порождает огра­ниченное число вариантов лидерства — всего четыре:

1) лидер-«делегат» — зависит от экономических элит и подотчетен избирателям. Это проис­ходит, когда избиратели согласны с позицией экономических элит. Делегат рассматривает экономические изменения через призму своих последователей;

2) лидер-«доверенное лицо» — подотчетен своим избирателям, но свободен от контроля со сто­роны экономических элит. Такой лидер занима­ется в основном экономическими изменениями, которые не обязательно являются требования­ми избирателей, но в принципе отвечают их интересам;

3) лидер-«лакей» — контролируется исключитель­но экономическими элитами и неподотчетен из­бирателям. Практически, исключительно обслу­живает интересы экономических элит;

4) лидер- «предприниматель» — независим от эконо­мических элит, неподотчетен избирателям. Прак­тически независим, работает только на самого себя.

Так выглядят основные современные представления о феномене лидерства, а в целом, так предстает перед читателем обобщенный анализ лидерства как специфи­ческого феномена, возникающего при взаимодействии лидера и ведомых, на стыке двух проблем: политической психологии отдельной личности (лидера) и политической психологии групп, малых и больших.

NB

1. Феномен лидерства представляет собой особую про­блему в политической психологии. Феномен лидер­ства — это «человеческое измерение» важнейшей проблемы всей политической науки и практики — проблемы власти. С одной стороны, власть в полити­ко-психологическом измерении — это способность властвующих («верхов») заставить себе подчинять­ся, то есть некоторая потенция лидера, политическо­го института или режима. С другой стороны, власть в том же самом политико-психологическом измере­нии — это готовность «низов» подчиняться «верхам». Так возникают две стороны одной медали феномена лидерства: способность «верхов» и готовность «ни­зов». И каков «удельный вес» каждого из этих ком­понентов, зависит от многих обстоятельств, а точнее, от каждого конкретного случая. Изучение феноме­на лидерства позволяет рассматривать названные компоненты в единстве и взаимовлиянии.

2. Среди ранних теорий политического лидерства осо­бое место занимают теории «героев» и «теории черт». Это, прежде всего, коллекционирование тех или иных качеств, свойственных эффективному лидеру, выяв­ленных на примере изучения конкретных политиков. Напротив, теории среды фокусируются на роли соци­ального и др. окружения в эффективном лидерстве. Личностно-ситуационные теории пытаются совмес­тить качества лидера с конкретными особенностями окружения. Теории взаимодействия-ожидания опира­ются на настроения лидера и ведомых, возникающие при их совместной деятельности. «Гуманистические» теории апеллируют к внутренним потребностям ли­дера и ведомых. Теории обмена трактуют лидерство как рыночные отношения, в которых каждая сторона преследует свою выгоду. Мотивационные теории опи­раются на исследования побудительных сил, опреде­ляющих поведение лидера и ведомых.

3. Основная цель изучения лидерства — выделение обобщенных типов лидеров и построение приклад­ных типологий лидерства. Образцом создания общих типологий до сих пор является подход М. Вебера, вы­делившего три основных типа лидерства: традицион­ное, бюрократическое и харизматическое.

4. Политико-психологические типологии лидерства от­личаются значительным разнообразием. Психопато­логическая типология Г. Лассуэлла разделяет лидеров на «агитаторов», «администраторов» и «теоретиков». Типология политических типов Д.Рисмана — на «безразличных», «морализаторов» и «внутренних наблю­дателей». Теория «макиавеллистской личности» с помощью М-шкалы позволяет подсчитать так назы­ваемые «Мак-коэффициенты» и разделить лидеров по их величине. Типология президентов Дж.Д, Барбера делит всех президентов США на четыре типа по шкалам «активности-пассивности» и «позитивности-негативности». Типология Д.М. Бернса разделяет «трансформационное» и «трансдейственное» лидер­ство. Отечественные типологии в основном базиру­ются на внешних наблюдениях за руководителями современной России, а также на ряде эмпирических исследований (например, с помощью теста Люшера).

5. Современные подходы к проблеме лидерства отлича­ются интегративностью, стремлением к обобщениям и попытками учесть все множество компонентов лидер­ства, включая особенности лидера, характеристики ведомых, а также стили и условия их взаимодействия. Наиболее убедительными являются обобщенные кон­струкции М. Германн и В.Д. Джоунса. М. Германн выделила четыре типа лидеров («дудочник в пестром костюме», «торговец», «марионетка», «пожарник»), су­мела уложить в эту типологию практически все пред­шествующие теории лидерства. В.Д. Джоунс, выделив четыре своих типа («делегат», «доверенное лицо», «ла­кей», «предпршгиматель») сумел объяснить с их помо­щью взаимоотношения не только лидеров и ведомых, но и влиятельных элитных «групп интересов», испол­няющих роль «теневых политиков».

 

Для семинаров и рефератов:

1. Милованов Ю.Е. Лидер и вождь: опыт типологии. — Ростов-н/Д., 1992.

2. Политология: Энциклопедический словарь. — М., 1993.

3. Christie R., Gets F. Studies in Machiaveliianism. — N.Y.—L., 1970

4. Davies A.F. Skills, outlooks and passions: a psychoan­alytic contribution to the study of politics. — Cam­bridge, 1980.

5. Handbook of political psychology, — San Francisco, 1973.

6. Leadership and politics: new perspectives in political science. — Lawrence, 1989.

7. Political psychology: contemporary problems and is­sues. — San Francisco, 1986.

8. Stogdill R. Handbook of leadership: a survey of theory and research. — N, Y., 1974.

 

Глава 6






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных