Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общие закономерности восприятия 4 страница




Одним из важных свойств внимания является его объем. Различают два вида объема внимания – при одновременном и последовательном предъявлении раздражителей. В первом случае это максимальное количество объектов, которые можно осознанно воспринять за мгновение времени (чаще за 0,1 с) при их одновременном предъявлении, а во втором случае – при последовательном предъявлении в течение 1–2 с.

Чем больше объем внимания, тем больше чувственной информации получает мозг человека в единицу времени, а значит, у него возникает более богатая сенсорная база для её логической обработки.

Отвлекаемость внимания – свойство, противоположное устойчивости. В отличие от переключения, совершаемого преднамеренно и произвольно, внимание отвлекается всегда непроизвольно и чаще – при воздействии сильных посторонних раздражителей (шум в помещении, боль, резкие запахи, неожиданная смена обстановки и т. д.). Большинство людей, естественно, любит работать в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает их от дела, но человек должен приучить себя к работе в любых условиях, даже когда ему что-то мешает.

Распределяемость внимания проявляется в способности направлять его на несколько объектов или видов работ одновременно. Хорошо развитой способности к распределению внимания требуют профессии диспетчера, летчика, шофера, капитана корабля и штурмана, учителя и др.

Наличие или отсутствие должного внимания в результате особенностей воспитания может стать чертой характера: внимательностью или невнимательностью. Внимательность к подчиненным, ученикам, ко всем людям, к делу, которым занимаешься, – социально ценное качество, которое можно и нужно у себя развивать путём целенаправленных упражнений.

Итак, внимание – наиболее общий показатель активности любого из познавательных психических процессов и интеллектуальной деятельности человека в целом. Временное или длительное снижение устойчивости внимания, ослабление его концентрации (обыкновенная рассеянность) и других его свойств прежде всего свидетельствуют об интеллектуальном или физическом утомлении человека или об ухудшении его здоровья. Причины снижения различных показателей внимания могут быть следующие: слабый тип нервной системы и связанная с ним повышенная утомляемость (присущи людям с меланхолическим темпераментом), истощение в результате систематических физических и интеллектуальных перегрузок или систематического недосыпания, различные заболевания, астенические состояния, конфликтные ситуации, неупорядоченный режим дня, отвлекающие (шумовые) раздражители при выполнении работы, отсутствие доброжелательного отношения членов семьи друг к другу, пристрастие к алкогольным напиткам и др. Нарушение внимания наблюдается также при органических поражениях головного мозга, прежде всего лобных долей.

Внимание является одним из тренируемых показателей психической деятельности человека, высокого уровня которого можно добиться лишь при систематических тренировках, аккуратном выполнении специальных упражнений.

2.2.9. ЭМОЦИИ

Если с помощью ощущения, восприятия мы отражаем физические, химические и другие свойства предметов и явлений окружающего мира, то эмоции подразделяют его в зависимости от их значимости для человека (приятные, неприятные, полезные, вредные и т. д.).

Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое субъективное отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению, к самому себе и окружающим.

Эмоции отличаются следующими особенностями:

субъективным характером. Отношение, которое выражается в эмоциях, всегда носит личный характер. Например, одному человеку тот или иной предмет, объект или событие нравится и вызывает у него положительные эмоции, другому тот же самый предмет, объект или событие не нравится, вызывает неудовольствие и, следовательно, гнев, отвращение, презрение;

· крайним многообразием качественных особенностей. Это многообразие часто обнаруживается в "разноцветной гамме оттенков" переживаний человеком одной и той же эмоции. Например, чувство симпатии, доброжелательности, жалости, сочувствия, сострадания, благосклонности, великодушия, признательности, благодарности, уважения, преданности, благоговения или чувство негодования, гнев, злорадство, злоба, зависть, ревность, досада, оскорбление, подчиненность, зависимость, неблагодарность, соперничество;

· пластичностью. Одна и та же по своему качеству эмоция может переживаться человеком во многих оттенках и степенях в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана. Например, человек может испытывать радость при встрече с другим человеком, в процессе интересной работы, любуясь великолепными картинами природы, наблюдая веселые и непринужденные игры детей, читая книгу с увлекательным сюжетом и т. д. Благодаря своей пластичности различные по качеству эмоции могут органически взаимосвязываться и в своих даже крайних состояниях почти незаметно переходить одна в другую (тихая радость может смениться бурным восторгом);

· динамичностью. Другими словами, эмоции могут быстро сменять друг друга, иногда самым парадоксальным образом ("от любви до ненависти – один шаг");

· связью с внутриорганическими процессами. Эта связь имеет двоякий характер: 1) внутриорганические процессы являются сильнейшими возбудителями многих эмоций, например, ощущение сытости может вызвать радость); 2) все без исключения эмоции в той или иной форме и степени находят свое выражение в телесных проявлениях (например, страх может проявляться в побледнении, учащении сердцебиения, дрожании рук).

· связью с непосредственным переживанием. Когда человек, взаимодействуя с окружающей средой, пассивно испытывает изменения, вызванные в нем внешними воздействиями, – его эмоции приобретают характер эмоциональных состояний; когда же эмоции связаны с активными проявлениями личности и выражаются в действиях или поведении, направленных на изменение среды, они выступают как эмоциональные отношения.

Психологическая структура эмоций. Эмоции отличаются сложной структурой, какими бы элементарными они ни представлялись нам на первый взгляд.

Выдающийся немецкий психолог XIX в. В. Вундт разработал трехмерную теорию чувств. Он выдвинул идею, согласно которой эмоции характеризуются тремя качествами – "удовольствием или неудовольствием", "возбуждением или успокоением" и "напряжением или разрешением (освобождением от напряжения)". Эмоциональные состояния характеризуются или одним, или двумя, или тремя из указанных полярных состояний.

Удовольствие и неудовольствие. Удовольствие и неудовольствие испытываются человеком в связи с удовлетворением или неудовлетворением его потребностей. Они переживаются как положительное или отрицательное эмоциональное отношение человека к явлениям окружающей действительности, а также к собственным поступкам, к самому себе и действиям окружающих. Эти субъективные переживания и составляют психологическую основу эмоций.

Благодаря переживанию удовольствия или неудовольствия эмоции выступают как сильнейшие побуждения к действию. Например, удовольствие от игры может побуждать человека к ее продолжению, а неудовольствие – к ее прекращению.

Возбуждение и успокоение. Многие эмоции характеризуются большей или меньшей степенью нервного возбуждения. В одних случаях, например, при состоянии гнева, это возбуждение проявляется интенсивно и ярко; в других – например, во время отдыха, – в слабой степени, иногда снижаясь до состояния спокойствия.

Напряжение и разрешение. Состояние напряжения характерно для эмоций, испытываемых в случаях, связанных с ожиданием наступления важных для человека событий или обстоятельств, в которых ему придется действовать быстро, энергично, преодолевая значительные трудности, иногда сознавая опасность предстоящих действий. Противоположными чертами характеризуется эмоция разрешения, когда напряжение спадает и заменяется либо действием, либо расслаблением. Например, человек готовится перейти дорогу на зеленый сигнал светофора – тело его напряжено, он весь в ожидании. И вот загорается зеленый свет – человек начинает движение и напряжение сменяется эмоциональным состоянием освобождения от только что бывшего напряжения.

Классификация эмоций. Ввиду сложности и многообразия эмоциональные переживания с трудом поддаются общему анализу. В связи с этим в психологии до сего времени не создано единой общепризнанной классификации эмоций. Тем не менее наиболее приемлемой можно признать следующую классификацию:

1. Волнение – положительная эмоция, которая мотивирует обучение, развитие навыков и умений, творческие стремления, повышает внимание, любознательность и увлеченность объектом интереса.

2. Радость – характеризуется чувством уверенности, собственной значимости и ощущением любви.

3. Удивление – возникает чаще всего из-за какого-либо нового или внезапного события, стимулирует познавательные процессы.

4. Горе – эмоция, испытывая которую, человек падает духом, чувствует одиночество, испытывает жалость к себе, стремится уединиться.

5. Гнев – эмоция, которая вызывает ощущение силы, чувство храбрости и уверенности в себе, является началом выражения неудовольствия и агрессии.

6. Отвращение проявляется в желании избавиться от кого-либо или чего-либо, в сочетании с гневом может стимулировать деструктивное поведение.

7. Презрение развивается как средство подготовки к встрече с опасным, неприятным, ничтожным объектом, базой возникновения является чувство превосходства и пренебрежительное отношение к людям.

8. Страх возникает в ситуациях реальной или воображаемой опасности, сопровождается сильной неуверенностью и дурными предчувствиями, мотивирует реакции избегания.

9. Стыд мотивирует реакции отдаления, желание спрятаться, исчезнуть.

10. Вина возникает при нарушениях моральных и этических стандартов в ситуациях, когда человек чувствует личную ответственность.

По тому влиянию, которое оказывают эмоции на жизненные процессы в организме, на общий тонус психических переживаний личности и на деятельность человека, различают активные, или стенические, которые повышают жизнедеятельность организма, и пассивные, или астенические эмоции, которые угнетают и подавляют все жизненные процессы в организме.

Эмоции отражают значимость для человека различных ситуаций, их оценку, одинаковые раздражители могут вызвать самые различные, непохожие ответные реакции у людей. Именно по выражениям эмоций мы можем судить об особенностях эмоциональной сферы личности.

 

2.3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

К социальной подструктуре относится социальный опыт личности, то есть ее знания, умения, навыки, привычки. Опыт приобретает человек в процессе социализации.

Социализация процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.

Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, то есть целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации (социального научения).

2.3.1.ПРИОБРЕТЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, НАВЫКОВ И УМЕНИЙ

На приобретение личностного опыта оказывают влияние два основных фактора:

1. Наблюдение соответствующего способа действий. Теория социального научения – это, в первую очередь, изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Образец в данном случае рассматривается как средство межличностного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способа действий человека. Существенное внимание при этом уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно образца отношений и поведения родителей на обучение тому или иному поведению в детстве.

Научение в ходе наблюдения основывается на механизмах имитации, копирования, подражания или идентификации ребенка образцу, в которых речь пойдет ниже. В частности, установлено, что наблюдатель, особенно, если он ребенок, проявляет тенденцию совершать те же самые действия, что и лицо, за которым он наблюдает. Однако, для этого необходимо, чтобы научение социальному опыту обеспечивалось процессами внимания (ребенок должен обратить внимание на образец), памяти (сохранение информации о действиях образца), моторного обеспечения (двигательные и когнитивные способности к воспроизведению, повторению действий образца) мотивации (собственные или подкрепленные побуждения к действию).

2. Социальное подкрепление. Теория социального научения утверждает, что другим важным элементом освоения социального опыта является характер подкрепления поведения со стороны окружающих.

Под подкреплением обычно понимается любое действие или внешнее воздействие (стимул), призванное усилить определенную реакцию.

Если говорить о социальном подкреплении, следует иметь в виду неосязаемое подкрепление, словесное и несловесное обращение, контролируемое другими людьми. Это может быть похвала и выговор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебные жесты.

Различают две формы подкрепления. Положительное подкрепление – это любой стимул, который следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне. Отрицательное подкрепление - это стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию.

Вместе с тем существует и множество других способов подкрепления. К наиболее распространенным относятся поощрение (предъявление приятных стимулов) и наказание (предъявление неприятных стимулов). Таким образом, в практике обучения и воспитания, социализации чаще всего используются четыре разновидности подкрепления:

1) если вслед за реакцией следует вызывающее приятные ощущения и переживания подкрепляющее средство, то результатом будет положительное поощрение. Например, родитель или педагог постоянно хвалят ребенка за хорошее, примерное поведение;

2) если за реакцией следует не вызывающее приятных ощущений и переживаний подкрепляющее средство, то результатом будет положительное наказание. К примеру, подросток, испытывающий недостаток внимания и любви со стороны родителей, совершает кражу и получает от них сильную трепку. Эта трепка и есть положительное наказание, он, наконец, привлек внимание родителей;

3) если вызывающее неприятные ощущения и переживания подкрепляющее средство устраняется после получения желательной реакции, то результат – отрицательное поощрение. Например, учащийся, которого педагог в течение года сильно критиковал за слабую учебу, в последней четверти повысил свою успеваемость, за что педагог не похвалил его, но не сказал и ничего плохого. В этом случае отказ от критики может рассматриваться ребенком как поощрение;

4) если приятный стимул устраняется после той или иной нежелательной реакции ребенка, то результат – отрицательное наказание. Например, когда ребенок, привыкший к похвале за отличные школьные успехи, вдруг не услышал ее после полученной хорошей отметки. Он привык к похвале, а на этот раз ее не было. И в результате отсутствие похвалы воспринимается ребенком как наказание.

Основными механизмами социализации (научения) той или иной форме поведения:

Имитация – отражение мимических и пантомимических движений (высовывание языка, открывание/закрывание рта, сжимание кулаков, стучание, бросание предметов и т. д.), воспроизведение предречевых и речевых вокализаций (интонации, темпа, громкости, ритма речи и т. д.). Чаще всего осуществляется на основе механизма заражения. Появляется уже в возрасте до 5 месяцев, когда ребенок может вообразить себя на месте модели.

Копирование – воспроизведение специфических движений взрослого или движений, входящих в состав действий с определенными предметами. Для эффективного копирования необходимо соблюдение определенных условий:

· неоднократная демонстрация модели (образца);

· обозначение модели (образца) речевой меткой;

· предоставление ребенку возможности манипулировать (экспериментировать) с образцом;

· эмоционально насыщенное одобрение со стороны взрослого за воспроизведение (оперантное подкрепление).

Появляется во второй половине младенческого возраста.

Подражание – активное воспроизведение ребенком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения, пример как в предметной, так и в межличностной сфере (отношения, оценки, эмоциональные состояния и пр.). В целом, это следование какому-либо примеру, образцу, однако, в большей мере осознанное, т. к. требует выделения не только образца, но и его отдельных сторон, черт, манеры поведения. Кроме того, имеют место действия, направленные на сравнение себя с моделью и с Идеалом-Я.

Как у животных, так и у человека, подражание, являясь особой формой научения в условиях общения, когда одно существо подражает другому, разделяется на две категории:

· инстинктивное подражание возникает как взаимная стимуляция (например, паника, агрессивное поведение в группе, погромы футбольных фанатов на стадионах и пр.);

· имитационное подражание как способ расширения и обогащения форм поведения (адаптации) путем заимствования чужого опыта появляется у ребенка в раннем возрасте.

Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В наиболее общем представлении это психологический процесс (полностью бессознательный), посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества, атрибуты другого человека и преобразует себя (целиком или частично) по его образцу.

Идентификация охватывает три пересекающиеся области психической реальности:

· это процессы объединения субъектом себя с другим индивидом или группой на основании устойчивой эмоциональной связи, когда человек начинает себя вести так, как если бы он сам был тем другим, с которым данная связь существует, а также некритического и целостного включения в свой внутренний мир и принятия как собственных норм, ценностей и образцов поведения другого человека;

· это восприятие субъектом другого человека как продолжения самого себя и проекция, т. е. наделение его своими чертами, чувствами и желаниями;

· это постановка субъектом себя на место другого, что выступает в погружении и перенесении индивидом себя в пространство и время другого человека, которые позволяют осваивать и усваивать "чужие" личностные смыслы и опыт.

Идентификация появляется в раннем дошкольном возрасте, однако, используется достаточно часто и в более поздние возрастные периоды.

С нашей точки зрения существенно то, что все перечисленные механизмы научения не утрачивают своей "активности" на протяжении всей жизни человека.

Нахождение человека в обществе, среди других людей накладывает существенный отпечаток на особенности проявлений его социальной активности, которая регулируется такими социально–психологическими механизмами как социальная фасилитация и контроль.

Социальная фасилитация – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека или группы людей, выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Если же говорить о данном эффекте с позиции качества деятельности, то он может проявляться в снижении ее качества. Результаты деятельности зависят от следующих факторов:

· насколько хорошо индивид владеет данной деятельностью (в случае негативного финала можно сделать вывод о слабом владении и наоборот);

· характера выполняемых человеком задач (повышается результативность выполнения относительно простых видов деятельности и затрудняется результативность трудных действий и решение сложных задач;

· присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и, соответственно, отрицательно на качественные.

Помимо представленного выше, также выявлена зависимость социальной фасилитации от пола (у мужчин проявляется в большей степени), возраста (молодежь более подвержена данному эффекту), психоэмоционального состояния и социального статуса субъекта, а также от его отношения к присутствующим (при положительном отношении наблюдается увеличение скорости или продуктивности, при отрицательном – снижается). Одним из проявлений социальной фасилитации является социальная ингибиция, предполагавшая уменьшение скорости и ухудшение продуктивности деятельности человека в данных условиях. Данная ситуация возникает тогда, когда человек владеет тем или иным видом деятельности на недостаточно высоком уровне.

Социальный контроль – система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами.

В качестве задач, для решения которых существует целая система контролирующих институтов, можно выделить следующие:

· достижение и поддержание стабильности социальной системы, элементом которой является контролируемый индивид;

· обеспечение позитивного развития данной системы.

Объектом внимания психологов прежде всего является социальный контроль, осуществляемый социальными группами. Его воздействие в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т. е. не отвечающее групповым нормам. В зависимости от того, каковы интенсивность и "знак" этих отклонений, группа применяет те или иные санкции к своему члену. Характер этих санкций, адекватность их использования в той или иной ситуации, их дифференцированность во многом определяются уровнем социально-психологического развития данной конкретной группы.

Экспериментально показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение). При этом в таких группах нередко не принимаются во внимание ни мотивы поведенческих отклонений, ни даже их направленность – санкционирующее воздействие осуществляется непосредственно по поступку. Любое нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза ее существованию и приводит к немедленному наказанию. В тоже время социальный контроль, осуществляемый группой высокого уровня развития, характеризуется гибкостью и дифференцированностью, что способствует формированию в дальнейшем самоконтроля у членов коллектива и позволяет им успешно интегрироваться не только в самой этой группе, но и в обществе в целом. Кроме того, помимо контроля, осуществляющегося в рамках социальной группы, существуют и его другие разновидности.

 

2.3.2. ТИПЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Асоциальное поведение – повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие, главным образом, агрессивность антисоциальной направленности. Проявляется либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил. С точки зрения социальной направленности различают социализированное антиобщественное поведение и несоциализированное агрессивное поведение.

К первому чаще всего склонны люди, не имеющие ярко выраженных психических расстройств и легко адаптирующиеся к различным социальным условиям из-за низкого морально-волевого уровня регуляции поведения.

Ко второму ― люди с негативным эмоциональным состоянием, которое является реакцией на напряженную, стрессовую ситуацию или психическую травму, либо представляют собой следствие неудачного разрешения каких-то личных проблем или трудностей.

Просоциальное поведение определяют как действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение. Эти действия и поступки (сочувствие, помощь, участие, сотрудничество, спасение, протекция или защита) часто подводят под категорию альтруизма – бескорыстной заботы о благе других. Часто просоциальное поведение заставляет человека чем-то пожертвовать, предполагает определенные расходы или даже риск и может быть реакцией на положительные мотивационные или эмоциональные состояния, т. е. люди ведут себя так, когда они довольны, спокойны и готовы проявить сочувствие. Исследования показали, что просоциальное поведение берет начало в дошкольном детстве и может быть обнаружено у детей уже в 2-летнем возрасте. Оно складывается под влиянием социальной среды и опосредуется дружескими отношениями, заботой, человеческой теплотой и социальным пониманием. На развитие просоциального поведения огромное воздействие оказывают родители, а также братья и сестры.

Влияние научения через наблюдение над просоциальным поведением продемонстрировано в целом ряде исследований. Исследователь пришли к выводу, что дети, которые были свидетелями великодушного поведения, обычно сами начинают проявлять больше великодушия и щедрости. Еще два пути влияния на просоциальное поведение – это исполнение роли и индукция. В первом случае дети разыгрывают роли для того, чтобы увидеть вещи с точки зрения другого человека. Во втором случае взрослые сообщают детям свои соображения по поводу того или иного поведения: например, малышам могут рассказать о том, какие последствия могут иметь их действия для других.

 

2.3.3. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЛИЧНОСТИ

Жизненный путь – индивидуальная история личности. Как отмечает Б.Г. Ананьев "субъективная картина жизненного пути строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо-исторических датах". Специфика жизненного пути состоит в его исторической природе, понимаемой как включенность жизни человека в исторический процесс. По этому поводу

С.Л. Рубинштейн пишет: "Не только человечество, но и каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам пишет историю". И чтобы понять свой жизненный путь, человек должен рассмотреть и ответить на вопросы: "Кем я бы был? Что я сделал? Кем я стал?"

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, было бы неправильно думать, что в своих делах, в продуктах своей деятельности, своего труда личность лишь выявляется, будучи до и помимо них уже готовой и оставаясь после них тем же, чем была. Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком. Конечно, чтобы сделать что-либо значительное, нужно иметь внутренние возможности для этого. Однако, эти возможности и потенции глохнут и отмирают, если они не реализуются; лишь по мере того, как личность предметно, объективно реализуется в продуктах своего труда, он через них растет и формируется.

Когда мы видим, как много самого себя вложил человек в то, что он сделал, мы чувствуем, что за делом стоит человек, личность которого представляет собой интерес. Таким образом, "в деятельности человека, в его делах практических и теоретических, – отмечает С.Л. Рубинштейн, психическое, духовное развитие человека не только проявляется, но и совершенствуется". В этом ключ к пониманию развития личности – того, как она формируется, совершая свой жизненный путь.

Первой и наиболее крупной по своему теоретическому потенциалу была постановка проблемы жизненного пути Ш. Бюлер, которая предприняла попытку интегрировать биологическое, психологическое и историческое времена жизни в единой системе координат. Она наметила три аспекта изучения жизненного пути личности:

· исследование объективных условий жизни, основных событий жизни и поведения в этих условиях (биолого-биографический аспект);

· изучение истории становления и изменения ценностей, переживаний, эволюции внутреннего мира человека (историко-психологический аспект);

· исследование истории творчества человека, продуктов и результатов его деятельности (психолого-социальный аспект).

Движущей силой развития личности является, по мнению Ш. Бюлер, врожденное стремление к самоосуществлению, самоисполнению – реализация "самого себя". Понятие самоосуществление близко по смыслу к понятию самореализации. Но самореализация является лишь началом самоосуществления.

Жизненный путь в концепции Ш. Бюлер рассматривается как процесс, состоящий из пяти жизненных циклов (фаз жизни). Каждая фаза жизни имеет в своей основе развитие целевых структур личности – самоопределение.

Первая фаза ( от рождения до 16–20 лет) считается периодом предществующим самоопределению, и как бы выносится за пределы жизненного пути.

Вторая (от 16–20 до 25–30 лет) – период проб человека в разных видах деятельности, поиска им спутника жизни, т. е. его попытка самоопределиться, спрогнозировать свое будущее.

Третья фаза (от 25–30 до 45–50 лет) – период зрелости. В этот период его ожидания от жизни реальны, он трезво оценивает свои возможности, его самооценка отражает результаты жизненного пути как целого, первые итоги своей жизни и своих достижений.

Четвертая фаза (от 45–50 до 65–70 лет) – фаза стареющего организма. Завершается или близится к завершению профессиональная деятельность. Из семьи уходят взрослые дети, наступает биологическое увядание. Усиливается склонность к мечтам, воспоминаниям, исчезает постановка перспективных целей жизни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных