Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Техникум Пермского института (филиала)
Методические рекомендации и контрольные задания
Для обучающихся заочной формы обучения
Основы бухгалтерского учета
Специальность:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Пермь 2015
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Составитель: преподаватель техникума Пермского института (ф) РЭУ имени Г.В.Плеханова Коретко Е.Э.
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании ЦМК «Профессиональных, специальных дисциплин и профессиональных модулей» техникума Пермского института (ф) РЭУ имени Г.В.Плеханова
Протокол № _____ «___» ________ 2015 г.
Председатель ЦМК ____________Г.Н.Киселева
1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины является усвоение обучающимися теоретических знаний и приобретение умений эффективной профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
- ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;
- соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
- следовать методам и принципам бухгалтерского учета;
- использовать формы и счета бухгалтерского учета;
знать:
- нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
- национальную систему нормативного регулирования;
- международные стандарты финансовой отчетности;
- понятие бухгалтерского учета;
- сущность и значение бухгалтерского учета;
- историю бухгалтерского учета;
- основные требования к ведению бухгалтерского учета;
- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;
- план счетов бухгалтерского учета;
- формы бухгалтерского учета.
Бухгалтер должен обладать общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Бухгалтер должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации.
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы.
ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации.
ПК 1.3. Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации.
ПК 2.1. Формировать бухгалтерские проводки по учету источников имущества организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета.
ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.
ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.
ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.
Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
Составление и использование бухгалтерской отчетности.
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по Единому социальному налогу (ЕСН) и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
Структура и примерное содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
|
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
| в том числе:
|
| лекции
|
| практические (семинарские) занятия
|
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
| Контрольная работа
|
| Аттестация в форме экзамена
|
| 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1. Сущность и содержание бухгалтерского учёта.
|
|
|
| Тема 1.1. Общее понятие о хозяйственном учёте
| Общее понятие о хозяйственном учёте. Количественное отражение хозяйственных процессов посредством их наблюдения, измерения, группировки и обобщения данных. Характерные черты хозяйственного учёта в рыночных условиях. Виды хозяйственного учёта: оперативно – технический, бухгалтерский, статистический.
Измерители, принимаемые в учёте (натурально – количественные, трудовые, денежные).
|
| 1-2
| Тема 1.2. 1 Понятие о бухгалтерском учёте, его роли и значении в общей системе хозяйственного учёта.
| Понятие о бухгалтерском учёте, его роли и значении в общей системе хозяйственного учёта. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому учёту. Общепринятые принципы бухгалтерского учёта: автономность, непрерывность функционирования предприятия, принцип соответствия и др. Пользователи данных бухгалтерского учёта. Основные задачи бухгалтерского учёта. Характеристика бухгалтерской профессии. Кодекс профессиональной этики бухгалтера.
| Тема 1.3. Связь бухгалтерского учёта с другими экономическими дисциплинами.
| Финансовый и управленческий учёт. Международные стандарты бухгалтерского учёта. Значение учёта в новых условиях хозяйствования. Связь бухгалтерского учёта с другими экономическими дисциплинами.
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Изучение раздела «Сущность и содержание бухгалтерского учёта»
|
|
| Раздел 2. Предмет и метод бухгалтерского учёта.
|
|
|
| Тема 2.1. Предмет бухгалтерского учёта и его объекты.
| Предмет бухгалтерского учёта и его объекты. Сфера применения. Хозяйственные средства. Классификация средств хозяйствующего субъекта (собственника) по функциональной роли (имущество) и по источникам их формирования (капитал и обязательства).
|
| 1-2
| Тема 2.2.. Хозяйственные процессы.
| Хозяйственные процессы. Понятия о хозяйственных операциях.
| Тема 2.3 Метод бухгалтерского учёта.
| Метод бухгалтерского учёта. Элементы метода бухгалтерского учёта и их взаимосвязь: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, система счетов и двойная запись, баланс и отчётность.
|
| Практическая работа
|
|
|
| Предмет бухгалтерского учёта и его объекты.
Метод бухгалтерского учёта.
Решение задачи по теории бухгалтерского учета - группировка имущества и источников имущества предприятия, система счетов и двойная запись, баланс и отчётность.
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Изучение раздела «Предмет т метод бухгалтерского учёта».
Предмет бухгалтерского учёта и его объекты. Хозяйственные средства. Классификация средств хозяйствующего субъекта (собственника) по функциональной роли (имущество) и по источникам их формирования (капитал и обязательства).
Метод бухгалтерского учёта. Элементы метода бухгалтерского учёта и их взаимосвязь: документация и инвентаризация, оценка и калькуляция, система счетов и двойная запись, баланс и отчётность.
Выполнение контрольной работы.
|
|
| Раздел 3. Бухгалтерский баланс
|
|
|
| Тема 3.1.. Бухгалтерский баланс и его значение.
| Бухгалтерский баланс и его значение. Виды балансов содержание и строение бухгалтерского баланса. Понятие «Актив» и «Пассив». Разделы, статьи баланса и их группировка.
|
| 1-2
| Тема 3.2 Изменения баланса под влиянием хозяйственных операций
| Изменение под влиянием хозяйственных операций имущественного состояния, обязательств и капитала.
|
| Практическая работа
|
|
|
| Бухгалтерский баланс и его значение.
Решение задач по составлению баланса.
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Бухгалтерский баланс и его значение. Виды балансов содержание и строение бухгалтерского баланса. Понятие «Актив» и «Пассив». Разделы, статьи баланса и их группировка. Изменения баланса под влиянием хозяйственных операций.
Изучение раздела. Выполнение контрольной работы.
|
|
| Раздел 4. Система счетов и двойная запись
|
|
|
| Тема 4.1. Счета бухгалтерского учёта
| Счета бухгалтерского учёта, их содержание и строение. Обороты по счетам и остатки (сальдо). Счета хозяйственных средств (активные) и счета источников формирования этих средств (пассивные).
|
| 1-2
| Тема 4.2. Двойная запись операций на счетах бухгалтерского учёта
| Двойная запись операций на счетах бухгалтерского учёта, её обоснование. Экономическое значение двойной записи. Корреспонденция счетов. Бухгалтерские проводки. Систематическая и хронологическая записи в бухгалтерском учёте и их значение
| Тема 4.3. Счета синтетического и аналитического учёта
| Счета синтетического и аналитического учёта. Понятие о субсчетах
| Тема 4.4 Обобщение данных текущего бухгалтерского учёта
| Обобщение данных текущего бухгалтерского учёта. Оборотная ведомость. Порядок сверки данных синтетического и аналитического учёта. Оборотные и сальдовые ведомости. Взаимосвязь между счетами и балансом.
|
| Практическая работа
|
|
|
| Счета бухгалтерского учёта, их содержание и строение. Обороты по счетам и остатки (сальдо). Счета хозяйственных средств (активные) и счета источников формирования этих средств (пассивные). Счета синтетического и аналитического учёта. Двойная запись операций на счетах бухгалтерского учёта, её обоснование. Корреспонденция счетов. Бухгалтерские проводки.
Решение задач.
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Счета бухгалтерского учёта, их содержание и строение. Обороты по счетам и остатки (сальдо). Счета хозяйственных средств (активные) и счета источников формирования этих средств (пассивные).
Двойная запись операций на счетах бухгалтерского учёта, её обоснование. Корреспонденция счетов. Бухгалтерские проводки. Счета синтетического и аналитического учёта
Изучение раздела. Выполнение контрольной работы.
|
|
| Раздел 5. Классификация и план счетов
| .
|
|
| Тема 5.1. Классификация счетов
| Классификация счетов по назначению и структуре. Характеристика операционных, регулирующих, сопоставляющих, финансово – результативных счетов
|
| 1-2
| Тема 5.2. План счетов бухгалтерского учёта
| План счетов бухгалтерского учёта, принципы его построения и роль в организации бухгалтерского учёта. Классификация счетов по экономическому содержанию. Назначение забалансовых счетов.
| Тема 5.3. Подробное изучение характеристики каждого счета
| Подробное изучение характеристики каждого счета и хозяйственных процессов, находящих отражение на данных счетах бухгалтерского учёта.
|
| Практическая работа
|
|
|
| План счетов бухгалтерского учёта.
Решение задач по теории бухгалтерского учета с учетом знания Плана счетов.
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Изучение Плана счетов. Изучение раздела. Выполнение контрольной работы.
|
|
| Раздел 6. Документация и инвентаризация.
|
|
|
| Тема 6.1. Первичный учёт. Бухгалтерские документы.
| Первичный учёт. Бухгалтерские документы, как носители первичной учётной информации. Классификация бухгалтерских документов..
|
| 1-2
| Тема 6.2. Требования, предъявляемые к заполнению документов. Документооборот.
| Реквизиты бухгалтерских документов. Требования, предъявляемые к заполнению документов. Документооборот. Порядок приёмки и обработки документов. Текущий архив учётных документов
| Тема 6.3. Инвентаризация
| Инвентаризация – элемент метода бухгалтерского учёта. Цели и задачи инвентаризации, виды, порядок проведения, выявление результатов и их регулирование.
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Изучение раздела. Выполнение контрольной работы.
|
|
| Раздел 7. Оценка имущества и обязательств организации.
|
|
|
| Тема 7.1. Оценка имущества и обязательств организации
| Использование требования постоянства в применении методов оценки. Раздельная оценка активов и пассивов. Оценка по фактической цене приобретения, рыночная оценка, цена возможного использования.
Отражение на счетах бухгалтерского учёта формирования стоимости активов и обязательств.
|
| 1-2
| Тема 7.2. Отражение на счетах бухгалтерского учёта формирования стоимости активов и обязательств
| Использование требования постоянства в применении методов оценки. Раздельная оценка активов и пассивов. Оценка по фактической цене приобретения, рыночная оценка, цена возможного использования.
Отражение на счетах бухгалтерского учёта формирования стоимости активов и обязательств.
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Изучение раздела. Выполнение контрольной работы.
|
|
| Раздел 8. Формы бухгалтерского учёта.
|
|
|
| Тема 8.1. Учётные регистры.
| Учётные регистры. Виды и формы учётных регистров. Порядок записей в учётных регистрах. Способы исправления записей в регистрах. Виды и сущность различных форм бухгалтерского учёта.
|
| 1-2
| Тема 8.2. Формы бухгалтерского учёта
| Формы бухгалтерского учёта: Журнал-Главная, мемориально-ордерная (контрольно-шахматная), журнально-ордерная, автоматизированная.
| Тема 8.3. Общая схема последовательности выполнения полного цикла учётных работ
| Общая схема последовательности выполнения полного цикла учётных работ на примере ведения учёта хозяйственных операций с использованием журнала хозяйственных операций и регистров аналитического учёта.
|
| Практическая работа
|
|
|
| Общая схема последовательности выполнения полного цикла учётных работ
Решение задач по выполнению полного цикла учётных работ на примере ведения учёта хозяйственных операций с использованием журнала хозяйственных операций и учетных регистров.
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
| Изучение раздела. Выполнение контрольной работы.
|
|
| Раздел 9. Структура бухгалтерского аппарата предприятия. Права и обязанности Главного бухгалтера.
|
|
|
| Тема 9.1. Основы организации бухгалтерской работы на предприятии
| Основы организации бухгалтерской работы на предприятиях различных форм собственности. Структура бухгалтерии.
|
| 1-2
| Тема 9.2. Ответственность руководителя предприятия за организацию бухгалтерского учёта.
| Ответственность руководителя предприятия за организацию бухгалтерского учёта.
| Тема 9.3. Права и обязанности главного бухгалтера.
| Права и обязанности главного бухгалтера.
| Самостоятельная работа
| Изучение раздела. Выполнение контрольной работы. Подготовка к экзамену
|
|
| Всего
|
|
| Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|