Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации по изучению




курса «Основы Философии»

 

Цель курса – сформировать представления об основных этапах развития философского знания о мире и человеке, составившего фундамент науки.

Курс рассчитан на 15 часов и делится на три раздела: «История западной философии», «История русской философии», «Общие вопросы философии». Во введении к дисциплине приведены сведения о происхождении философии, основных вопросах, функциях и направлениях.

К числу основных проблем философии относятся вопросы бытия (онтология), познания (гносеология), человека (философская антропология) и общества (социальная философия). Нужно помнить, что однозначных ответов философия не может дать по всем указанным проблемам. Подтверждением тому служат два базовых направления – материализм и идеализм, темой спора которых является вопрос о первичности материи либо сознания как основы мироздания.

Приступая к изучению первого раздела «История западной философии», необходимо обратить внимание, что формирование философской мысли зависело от типа мировоззрения, исторических условий, развития научных знаний и технического прогресса.

Первый этап философии начинается в античном периоде истории. Среди ярчайших представителей указанной эпохи следует выделить Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Зенона Элейского, Гераклита, Диогена, Сенеку, Цицерона. Каждый из них рассматривал вопросы, касающиеся основы мира, методов его познания, совершенствования моделей государственного устройства и нравственного облика человека. В это же время появляются направления киников, эпикурейцев, пифагорейцев, стоиков, софистов, разрабатывающих собственные теории по вышеуказанным проблемам.

На данном этапе философия представляет собой синтез науки, искусства и религии, что позволило сформировать разносторонние позиции и убедиться в неоднозначности вопросов мироздания.

В отличие от античности философские знания в эпоху Средневековья (V–XV века) приобретают монотеистический характер. Выдающимися теологами того времени были Августин Блаженный и Фома Аквинский. В их трудах доминировал принцип теоцентризма (центральная проблема – Бог). Таким образом, основой формирования взглядов средневековых философов явилась Библия, которая, с одной стороны, содержала ответы на вопросы мироздания, а с другой – способствовала появлению схоластики, цель которой – разграничение веры и знания.

В теологических концепциях человеку как ценности отводилась второстепенная роль в силу его греховности, что способствовало появлению инквизиции – церковного суда, которой преследовал философов с нетрадиционными взглядами.

Серьёзные изменения философское знание переживало в эпоху Возрождения (конец XV – начало XVI века). Начинался переход от христианского толкования мира к научному пониманию действительности, основанному на эмпирическом знании. В это же время происходило становление социальной философии, основоположником которой явился Н. Макиавелли. К числу выдающихся представителей данной эпохи относятся: Л. Вала, Н. Коперник, Д. Бруно, Н. Кузанский, Г. Галилей.

В эпоху Просвещения (XVII–XVIII века) в центре внимания философов находились проблемы человека, государства и общества. Основой философского знания явились труды английских и французских просветителей, которые занимались разработкой теорий «общественного договора» и «естественного права». К числу выдающихся мыслителей данной эпохи относятся Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескьё, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Вольтер, П. Гольбах.

Эпоха неклассической философии приходится на конец XIX–XX веков. Замечательные мыслители того времени обогатили философию глубокими идеями, отразившими достижения науки, а также стороны материального и духовного развития человечества.

Западная философия данной эпохи характеризуется появлением новых направлений и концепций:

· иррационализм (А. Шопенгауэр),

· философия жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон),

· американская философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джеймс, Дж. Дьюи),

· феноменология (Э. Гуссерль),

· философская антропология (М. Шелер, П. Тейяр де Шарден),

· экзистенциализм (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер),

· позитивизм и неопозитивизм (О. Конт, Б. Рассел. Л. Витгенштейн),

· структурализм (К. Леви-Строс),

· критический рационализм (К. Поппер).

Двадцатый век ознаменовался целым рядом глобальных катастроф, что послужило поводом к изучению проблем человека, в частности смысла человеческого бытия, гармоничного единства с окружающей природой и обществом, жизни после смерти.

Второй раздел «История русской философии» посвящен проблемам отечественной философии. Следует отметить, что до прихода советской власти доминирующей в русской философии была христианская идея. С этой позиции подходили к решению проблемы человека и всех явлений его жизни. Особое внимание русские философы уделяли нравственному облику человека. Одними из первых мыслителей древнерусской философии были князь Владимир Мономах, священник Никифор, Нил Сорский, старец Филофей.

В XVII веке русские мыслители, в частности Юрий Крижанич и Феофан Прокопович, пытались сформулировать научное объяснение окружающим процессам.. В период петровской эпохи этими вопросами занимались В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Г. Сковорода, Н. Новиков.

В XIX веке в русской философии произошел «раскол» на два основных направления: западники и славянофилы, которые вели спор о пути развития России. Из этих течений вышли знаменитые русские философы, которые создали свои философские системы. К числу наиболее выдающихся относятся В. Соловьёв с его идеей о святой Софии и Л. Толстой, сформировавший принцип непротивления злу насилием.

В советскую эпоху в отечественной философии господствовал материализм. Только с 60-х годов, с наступлением «хрущёвской оттепели», русские философы получили право выезжать за границу с целью обмена опытом. Это обстоятельство способствовало возникновению альтернативных философских учений, основанием которых являлся не только материализм. На этот период приходится творчество К. Циолковского, М. Умова, В. Вернадского, А. Чижевского, Н. Бердяева, С. Франка.

В конце 80-х – начале 90-х годов XX века с приходом демократических порядков философское знание было освобождено от идеологических ограничений. Выдающимися учеными этого времени можно назвать А.Ф. Лосева и Э.В. Ильенкова.

На современном этапе философия как наука не потеряла своей актуальности. Философы пытаются донести до широкого круга не только свои идеи, но и «расшифровать» послания современному обществу, оставленные философами древности. Ведь именно в них содержатся предостережения от последствий, которые могут возникнуть вследствие нежелания человека стремиться к всестороннему совершенствованию. В настоящее время над философскими проблемами работают российские ученые С.Н. Жаров, Н.А. Мещерякова, Ю.Н. Тарасов, В.Н. Лавриненко, В.В. Дягилев, А.Г. Спиркин, В.А. Канке, И.С. Гуревич.

В третьем разделе «Общие вопросы философии» рассматриваются проблемы бытия, мышления, познания, человека и общества. Необходимо различать понятия «бытие» и «быт». Бытие означает существование всех форм во Вселенной, сочетающих в себе духовную и материальную реальность. Быт – это характеристика повседневной жизни человека, во всех её положительных и отрицательных проявлениях.

Бытие обладает определенными атрибутами (характеристиками). Главными из них являются материя (субстанциональная основа мира), пространство (координационная величина, которая указывает на расположение предметов), время (величина, которая характеризует состояние объектов), движение (способ существования материи), отражение (изменение структуры объектов в процессе их взаимодействия).

Неотъемлемой частью человеческого бытия является стремление к постижению окружающего мира. С этим связаны вопросы сознания, познания и мышления, смысла жизни, благодаря которым человек познаёт не только себя, но и окружающее общество.

 

Для успешного усвоения материала и выполнения контрольной работы необходимо воспользоваться рекомендуемой литературой, представленной в методических указаниях, проявить творческий подход к осмыслению философских вопросов, которыми задавались великие мыслители, и аргументировать свои умозаключения в знак неприятия или поддержки философской идеи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных