Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лирика А. С. Пушкина.




Цель занятия – на примере конкретных стихотворений показать философско-эстетическое своеобразие пушкинской лирики, представить пушкинскую концепцию человека через инвариантный сюжет лирики поэта – сюжет духовного возрождения.

1) Пушкинский взгляд на проблему литературного творчества. Романтическая концепция поэта-пророка, поэта-жреца, мотив внутреннего преображения поэта («Пророк», «Поэт»). Смысл противостояния поэта и толпы: насколько, по мнению Пушкина, поэт должен зависеть от своей аудитории («Поэт и толпа»)? Духовная свобода и уединение как непременное условие творчества («Поэту»). Тема бессмертия поэта в памяти читателей («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Сопоставьте пушкинский «Памятник» и стихотворения «Пророк», «Поэту». Почему независимость поэта от мнения читателей и критиков не мешает ему быть «любезным народу» после смерти?

2) Концепция человека в творчестве Пушкина. Проблема пушкинского трагизма («Демон», «Дар напрасный, дар случайный…», «Сцена из Фауста») и «светлой печали» (по С. Франку). Проблема веры и безверия. Сюжет духовного возрождения, воскресения в пушкинской лирике («Возрождение», «Ангел», «В часы забав иль праздной скуки…»). Установка на диалог, готовность к восприятию другого «я» («Друзьям», «Что в имени тебе моем?..»).

3) Состав и композиция каменноостровского цикла 1836 г., его место в творчестве Пушкина. Религиозная и светская проблематика цикла. Проследите, как развивается в каменноостровском цикле сюжет Страстной недели («Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Подражание италиянскому», «Мирская власть»). Подведение итогов и внутренняя готовность к смерти («Когда за городом задумчив я брожу…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»). Утверждение права на внутреннюю свободу и независимость («Из Пиндемонти»). Каменноостровский цикл в контексте «предсмертной» лирики поэта: мотивы побега и духовного поиска («Пора, мой друг, пора…», «Странник»), тема преемственности и духовной связи поколений («Вновь я посетил…»).

 

Художественные тексты: Воспоминания в Царском Селе (1814). Городок. Желание. Друзьям (1816). Безверие. Возрождение. Погасло дневное светило… Нереида. Редеет облаков летучая гряда… К Овидию. Демон. К морю. Сожженное письмо. 19 октября 1825 г. («Роняет лес багряный свой убор…»). Сцена из Фауста. Признание. Пророк. Ангел. Поэт. Воспоминание. Дар напрасный, дар случайный… Предчувствие. Цветок. Поэт и толпа. На холмах Грузии… Я вас любил… Брожу ли я вдоль улиц шумных… Что в имени тебе моем?.. В часы забав иль праздной скуки… Поэту. Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»). Заклинание. Пора, мой друг, пора… Вновь я посетил… Странник. Каменноостровский цикл: Из Пиндемонти. Отцы-пустынники и жены непорочны… Подражание италиянскому. Мирская власть. Когда за городом задумчив я брожу… Я памятник себе воздвиг нерукотворный….

Литература:

Франк С. О задачах познания Пушкина. Светлая печаль // Пушкин в русской философской критике: конец XIX – первая половина XX в. М., 1990. С. 422–452, 465–481.

Грехнев В. А. Лирика Пушкина: О поэтике жанров. Горький, 1985.

Гинзбург Л. Я. Частное и общее в лирическом стихотворении // Гинзбург Л. Я. О старом и новом. Л., 1982. С. 16–31.

Смирнов А. А. Романтическая лирика А. С. Пушкина как художественная целостность. М., 2007. Гл. 2, 3. С. 76–227.

Таборисская Е. М. Онтологическая лирика Пушкина 1826–1836 годов // Пушкин: исследования и материалы. СПб., 1995. Т. 15. С. 76–96.

Старк В. Стихотворение Пушкина «Отцы-пустынники…» и цикл 1836 года // Пушкин: Исследования и материалы. Л., 1982. Т. 10. С. 193–203.

Тоддес Е. А. К вопросу о каменноостровском цикле // Проблемы пушкиноведения: Сб. науч. тр. Рига, 1983. С. 34–43.

Кибальник С. А. Художественная философия Пушкина. СПб., 1999. С. 68–100.

 

«Былое и думы» А. И. Герцена:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных