![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Общенаучные эмпирические методы исследования в психологииМетод наблюдения Наблюдение – один из основных общенаучных эмпирических методов исследования, заключающийся в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии тех или иных особенностей психики и поведения человека. В психологических исследованиях наблюдению доступны только внешние проявления вербального и невербального поведения: · пантомимика (осанка, походка, жестикуляции, позы и т.д.); · мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.); · речь (содержание, культура речи и т.д.). Наблюдение в психологических исследованиях имеет специфические трудности. В частности, в естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение, так называемый эффект наблюдателя. Родственная проблема — это предрасположенность наблюдателя, или эффект Пигмалиона. В этом случае наблюдатели видят то, что они ожидают увидеть, или регистрируют только выборочные детали. Наблюдение как научный метод имеет следующие ограничения. · Наблюдая за поведением, исследователь не может целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом, не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия. Отсюда, наблюдение не дает однозначного ответа на вопрос “Что вызвало изменение в поведении?”, в отличие от эксперимента, позволяющего выявлять причинные зависимости. · Сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. Отсюда ограничения в повторном воспроизведении процедуры наблюдения (репликации) ставит под сомнение объективность его результатов. По мнению Л.Я. Дорфмана, следует различать такие методы как наблюдение и интерпретация. Наблюдение относится к реальности и характеризует ее, а интерпретация, наоборот, относится к мышлению и воображению (представлению) исследователя. Различия между наблюдением и интерпретацией состоят в следующем: (1) одно и то же наблюдение может иметь несколько разных интерпретаций, (2) наблюдения могут либо подтверждать, либо, наоборот, опровергать интерпретацию; (3) у наблюдения и интерпретации разные задачи, функции, процедуры, приемы, средства познания. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|