Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Билет №23. Драматургия Пушкина.




Трагедия, написанная в декабре 1824-ноябре 1825 г в Михайловском, стала не только первым завершенным драматургическим произведением Пушкина, но и его первым опытом масштабного художественного осмысления исторического прошлого России. В трагедии «Борис Годунов» ярко выразились творческие искания Пушкина, его художественное новаторство. Поэт создал «истинно романтическую», «истинную трагедию». Такой трагедии по мнению автора ещё не существовало. «Борис Годунов» - первая русская реалистическая трагедия, написанная в пору решительного размежевания поэта с романтизмом.

Сюжетное действие в пьесе охватывает семь лет (1598-1605) и организовано по хроникальному принципу. Однако пушкинская историческая «хроника» изобилует временными пробелами: недели, месяцы, а то и годы отделяют одну сцену от другой.

Некоторые сцены пространны, в них легко обнаружить вполне завершенные микросюжеты. Таковы сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре», «Корчма на литовской границе», «Краков.Дом Вишневского», «Ночь. Сад. Фонтан», «Москва. Царские палаты». Прерывность сюжетных эпизодов, дополненная свободой обращения с пространством и временем,- главный композиционным принцип Пушкина.

Деталей исторического быта в пьесе немного. Они не заслоняют главного – характера героев, сути происходящих событий – подчинены основной творческой задаче автора: «воскресить минувший век во всей его истине». Принципиальная новизна речевого поведения героев - одна из важнейших художественных особенностей пушкинской трагедии.

ПРОБЛЕМАТИКА

Проблематика «Бориса Годунова», первой русской реалистической трагедии, была в высшей степени современной. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию («Борис Годунов» был окончен в ноябре 1825 г., незадолго до декабрьского восстания) — вопрос о самодержавии и крепостном праве и, главным образом, об участии самого народа в борьбе за свое освобождение. Также Пушкин поднимает вопрос о легитимности власти: на чем должна зиждется монархия, как удержать власть. Для Пушкина единственной гарантией честной власти является совесть, монархия будет легитимной, если власть будет основываться на честных людях.

«Человек и народ – Судьба человеческая, судьба народная» -вот авторская формула, указывающая на два важнейших содержательных пласта произведения. В пьесе развернуты две «судьбы человеческие» -судьба царя Бориса Годунова и судьба беглого монаха Григория Отрепьева, Самозванца, принявшего имя погибшего царевича Дмитрия.

ОБРАЗЫ

Царь Борис – заложник своего преступления. Уколы совести делают его власть безрадостной, тяжелой ношей. Его раздражает неблагодарность народа, который на заботу царя отвечал беснованиями и проклятиями. Годунов чувствует народную нелюбовь: молва делает его суеверным, подозрительным и жестоким, что ещё больше отталкивает от него и верхушку общества, и народ. Он страшится за судьбу своего собственного сына-царевича Феодора, недаром ему снятся кровавые мальчики. В окружении Годунова прекрасно знают не только силу его характера и политическую гибкость, но и лицемерие, коварство, жестокость. Царя ненавидят и боятся. Царем Борисом движет не только честолюбие. Даже в критической ситуации, когда в стране «смятение и мятеж», он намечает обширный план государственных преобразований. Но, как и в других государственных начинаниях, царь непоследователен.

Облик Бориса Годунова дополняют эпизоды его семейной жизни. Он привязан к детям: жалеет и утешает дочь, опечаленную внезапной смертью жениха. Поощряет ученье сына Феодора, которого готовит к «державному труду». Но именно семье Годунова было суждено стать последней жертвой его греха, хотя в предсмертном монологе-завещании он пытался снять с сына – наследника трона ответственность за свое преступление Умирающий Борис Годунов так и не нашел в себе мужества покаяться, ограничившись полупризнанием своей вины. (Пушкин соглашается с Карамзиным, что Годунов убил царевича Дмитрия. НО факт преступления до сих пор не доказан) Жизнь Бориса Годунова завершается не исповедью и покаянием, а политическим завещанием и житейскими наставлениями сыну. Он продолжает верить в то, что с его смертью род Годуновых очиститься от греха и Феодор станет «законным» царем. Семья ответила за преступление Бориса Годунова перед судом народным. Страшным же итогом трагической судьбы героя стала смерь сына-наследника, который для него «дороже\ Душевного спасенья».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных