ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
IV. Изучение новой темы1. Слово учителя. Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем в XIX век из Древней Руси. В нем в юные годы были и стать, и размах былинных богатырей. Мужчины семьи Толстых-Перовских легко ломали подковы и завязывали в узел чугунные кочерги. Однако их отличала не только физическая сила, но и разностороннее образование. А. К. Толстой был ровесником и другом детства будущего царя-освободителя Александра II. Доверительные отношения с венценосной семьей сохранились и в зрелые годы. В 30–40-е годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. При этом Толстой никогда не забывал о том, что считает своим долгом «говорить во что бы то ни стало правду» (так он написал царю Александру II). Следуя этому принципу, он хлопотал об опальных писателях, пытаясь смягчить их судьбу. В юности светская жизнь его увлекала, на охоте он был признанным лидером – за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили известность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно и его первым советчиком был дядя А. А. Перовский, который показывал его первые опыты Жуковскому, а, по семейному преданию, однажды их одобрил и Пушкин. Позже Толстой познакомился и с Гоголем. Рыцарский характер графа был известен в правящих кругах России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Его Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью. Интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе родного края проявляются во всех его творениях. 2. Работа с учебником. Чтение вступительной статьи учебника о биографии и творчестве А. К. Толстого (с. 251–253). 3. Слово учителя. Особое место в творчестве писателя занимала русская история. Толстой считал, что если бы не монгольское нашествие, Киевская Русь сумела бы превратиться в государство, превосходящее многие западные страны по своему развитию. Отсюда его интерес к ранней эпохе Руси (баллады «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Садко» и др.). Вторая область интересов А. К. Толстого была связана с эпохой Московского царства, особенно временами Ивана Грозного. Толстой противопоставлял демократические начала домонгольской Руси тому, что пришло на Русь с эпохой Московского царства. Русскому Средневековью посвящены такие его произведения, как исторический роман «Князь Серебряный», драматическая трилогия «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». Эпохе Ивана Грозного посвятил Толстой баллады «Князь Репнин» и «Василий Шибанов». 4. Сообщение о времени Ивана Грозного. Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором. В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменников-бояр». Со своими опричниками Иван IV провел множество казней своих противников или тех, кто только ими казался, подверг жестокому разгрому ряд русских городов. Он стал полным самодержавцем в своем государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Правда, несмотря на все пытки и казни, он так и не смог выиграть войны за прибалтийские земли, а страна к концу его правления настолько была обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук. Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшем для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя. 5. Словарная работа. Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски на с. 253–258 учебника. 6. Чтение учителем баллады «Василий Шибанов». Чтение произведения предваряет исторический комментарий. В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю свое первое послание. Царь ответил на это послание. Между царем и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь упрекал царя за то, что он расправляется со своими верными слугами. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно. 7. Аналитическая беседа по вопросам. – В чем сходство и в чем отличие баллады А. К. Толстого от произведения Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»? – Что называют балладой? (Баллада – стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.) – Какие черты баллады вы находите в этом произведении? – Какая история рассказана в балладе? – Назовите героев произведения. – Что мы узнаем о князе Курбском? – Можно ли его поведение в Литве назвать достойным восхищения? Почему? Можно ли понять его чувства? – Как автор относится к Курбскому? – Что задумал Курбский в Литве? – Кто должен везти его послание Грозному в Москву? – Что ждет этого человека? Почему вы так думаете? – Каким показал царя Ивана Грозного А. К. Толстой? – Обратите внимание на поведение московских жителей. Чего они боятся? – Найдите слова и выражения, характеризующие Грозного. – Похож ли Грозный в балладе на Грозного в «Песне про купца Калашникова…»? – Посмотрите на речь царя. Какие уже знакомые черты мы в ней находим? – Обратимся к образу третьего героя этого произведения, чьим именем оно и названо. Что о нем можно сказать? – Как царь относится к Шибанову? – Похож ли Шибанов на Калашникова? – Что его роднит с купцом? В чем его отличие от купца? – Еще один персонаж – рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине? – А. К. Толстой написал художественное произведение или историческое? – Присутствует ли в нем вымысел? 8. Чтение учителем баллады «Князь Михайло Репнин». 9. Аналитическая беседа по вопросам. – Почему Репнин не поднял свой кубок? В чем он обвиняет Ивана Грозного? – О чем жалеет царь? – В данной балладе мы видим уже не покорного раба, спокойно взирающего на несправедливость и измену, а смелого, полного достоинства и чести, князя, не пожелавшего «в машкаре плясать», несмотря на веление царя. Михайло Репнин тоже (как и Шибанов) предан царю и отечеству, но, тем не менее, он не может молча смотреть на произвол и издевательства и открыто заявляет об этом Ивану Грозному. Репнин – истинный патриот, у него болит душа о благоденствии Родины, но он не способен смиренно сносить разгул правителя, как Василий Шибанов, и в то же время не может предать отечество и постыдно бежать, как это сделал Курбский. V. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление отметок за урок – А. К. Толстой, рисуя образы стремянного Шибанова и князя Репнина, хотел раскрыть сущность истинной преданности и любви к Отечеству, она – не в бессловесной покорности, а в осмыслении происходящего в стране и активном участии в судьбе Родины, смелом выражении своей гражданской позиции. В жесткой эпохе Ивана Грозного внимание писателя больше всего привлекает противостояние упрямых, честных и доблестных людей общей системе зла и насилия. Толстой пытается понять и раскрыть в своих балладах психологию этих людей и, безусловно, отдает предпочтение не тем из них, кто, как Курбский, изменяет своему долгу, а потом помогает иноверцам разорять Россию, но натурам смелым и правдивым, которые обречены на гибель, ибо пытаются совместить высокие понятия о том, что достойно, с верностью системе, где осуществление подобных идеалов невозможно. VI. Домашнее задание: Ответить на вопрос 3 на с. 260, подготовить сообщение о М. Е. Салтыкове-Щедрине
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|