ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Объяснение нового материала
1. В русской литературе родоначальником пейзажной лирики стал В.А.Жуковский. Давайте обратимся к его стихотворению «Приход весны». (СЛАЙД №29). Появление текста. Чтение стихотворения учителем. - Какой иллюстрацией можно было бы, на ваш взгляд, сопроводить стихотворение? Какие краски вы бы использовали? Какие слова, образы вам в этом могут помочь? (На экране появляется репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща».) - Перед вами репродукция картины А.Куинджи «Берёзовая роща». - Можно ли пересказать стихотворение «прозой»? - Что мы теряем при этом? (Чувство восторга, полёта, которое пытается передать поэт.) - А как человеческие чувства «вплетаются» в содержание стихотворения? (Сравнивает приход весны с жизнью души человека.) - Почему? (Душа весной оживает, как и вся природа.) 2. СЛАЙДЫ № 30, 31. - А это стихотворение, строчку которого мы вынесли в заглавие нашего урока. Чтение учителем стихотворения А.К.Толстого «Край ты мой…» - Какое чувство стремится выразить поэт в этом стихотворении? (Восхищения, гордости.) - Какую роль здесь играет восклицание «Гой ты!»? С какими временами, с каким видом искусства возникает ассоциация? (Былинное творчество, а также древнерусская литература.) - Насколько, как вам кажется, данная репродукция соответствует стихотворению? - В каком значении употреблено слово «воля»? (Простор.) - Какие ещё синонимы можно подобрать к нему? - Какие слова-образы вы свяжете с этим понятием? 3. СЛАЙД № 32. Стихотворение А.К.Толстого «Благовест» читает учитель. Словарная работа по стихотворению «Благовест» (СЛАЙД № 33). Возвращение к тексту стихотворения (СЛАЙД № 32). - Какие чувства пробуждает колокольный звон у лирического героя? Какие слова помогают почувствовать? (Грусть: уныло, могилы, забытый, томим тоскою, плачу; освобождение, успокоение, радость: дивно, мечтой чудесною, лечу, радостно, благостный.) - Почему чувство грусти уступает? Что помогло герою? (Колокольный звон, который соединяет героя с родным краем, с Богом, даёт почувствовать освобождение от того, что его томит.) - Я предлагаю вам вспомнить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва». (СЛАЙД № 34) Что общего в стихах Лермонтова и Толстого? (Похожее действие молитвы, наступает освобождение героя от бремени, что мы чувствуем, в последних строках стихотворений.) 4. А.К.Толстой «Замолкнул гром, шуметь гроза устала…» (СЛАЙД № 35) Чтение стихотворения учителем. - О чём это стихотворение? - Какова его основная мысль? (Призыв быть внимательным, бережным к природе.) Работа со средствами художественной выразительности (СЛАЙДЫ № 39, 40). - Какой предстаёт природа в стихотворении? (Живая, трепетная, беззащитная – о цветах.) Как называется этот приём? (Олицетворение.) - Какие эпитеты использует автор для характеристики человека? («с новою враждой», «презрительной пятой».) 5. Стихотворение И.А.Бунина «Родина» (СЛАЙД № 37). Чтение стихотворения учителем. - Какое настроение создаёт стихотворение? - О чём оно? (Вечерний зимний пейзаж.) - Как в этом стихотворении присутствует человеческое настроение? (Сравнение тумана с «чьей-то кроткой печалью»; «туман … смягчает».) - Найдите в стихотворении олицетворения и эпитеты (СЛАЙДЫ № 41, 42). Проверяем ответы учащихся при помощи гиперссылок. 6. Стихотворение И.А.Бунина «Ещё и холоден и сыр…» (СЛАЙД № 38). - В стихотворении говорится о зиме (февральский пейзаж), но мы ощущаем приближение весны. В чём? - Чем любуется лирический герой? (Голубым отблеском «ясного взгляда» на всём, деревьями «в лоне небосклоне», неуловимыми приметами весны, «Божьим миром». Вот в этом ожидании тепла, обновления, «молодости» Божьего мира – «любовь и радость бытия».) IV. Рефлексия. Подведение итогов урока. - Завершая урок, я хочу ещё раз вернуться к вопросу, который был задан вначале. Почему художники, музыканты, писатели, поэты так часто обращаются к теме природы? Что даёт природа человеку? - Природа – это целительная и благотворная сила, которая даёт человеку всё: радость, мудрость, красоту, ощущение беспредельности, разнообразия и целостности мира, ощущение своего единения, родства с ним. Полное слияние с природой - это счастье. Оно доступно лишь тем, кто проник в её тайны, кто внимателен, кто «видит и слышит». Такой способностью обладают лишь истинные поэты, которые музыкой всем понятных, пронизанных светом и теплом слов одухотворяют её, делают ещё прекрасней. V. Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «Благовест» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|